Митрополит Арсений встретился со студентами-историками Псковского государственного университета

25 декабря 2023 года в Псково-Печерском монастыре состоялась встреча митрополита Псковского и Порховского Арсения со студентами второго курса профиля “Педагогическое образование” исторического факультета Псковского государственного университета.

Также во встрече приняли участие первый заместитель председателя комитета по культуре Псковской области Вера Алексеева и ассистент кафедры отечественной и всеобщей истории ПсковГУ Надежда Васильева.

Владыка митрополит познакомился с ребятами, поинтересовавшись, из каких городов они приехали на учебу в ПсковГУ. Также студенты рассказали, почему каждый из них выбрал именно эту специализацию. Обсуждая вопросы исторического образования в современной России, митрополит Арсений рассказал о своем обучении в Новгородском государственном университете и о преподавании в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В завершение встречи Владыка ответил на вопросы гостей о духовной жизни, а также пожелал успехов в их научной деятельности.

Фоторепортаж Андрея Кокшарова

При храме святого Александра Невского состоялась лекция «Катакомбы Синозерья. Тайна копий икон Васнецова из храма Александра Невского»

21 декабря 2023 года при храме святого благоверного князя Александра Невского города Пскова, в рамках социального проекта Псковской епархии «Хлеб насущный», прошла лекция «Катакомбы Синозерья. Тайна копий икон Васнецова из храма Александра Невского».

 

Лектором выступил Олег Васильевич Константинов, главный редактор газеты «КурьерЪ. Псков-Великие Луки».

Лекция привлекла внимание не только участников проекта, но и прихожан храма, которые с интересом приняли участие в беседе.

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

В эфире ГТРК «Псков» рассказали об открытии памятника Архангелу Михаилу на главной площади города Печоры

25 декабря 2023 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали об открытии памятника Архангелу Михаилу на главной площади города Печоры.

 

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак и губернатор Михаил Ведерников побывали в Печорах, где открылся памятник архангелу Михаилу. Подробности у Анастасии Николаевой.

Новый знак на въезде в Печоры сегодня освятил митрополит Псковский и Порховский Арсений. Кроме названия в меди на нём главные символы: герб с изображением пещеры, от которой и пошло название города, покровители небесные и земные: древний ратник и современный воин, а на вершине – архангел Михаил.

Масштабный бронзовый памятник архангелу Михаилу – защитнику народа и русского воинства, в честь которого освящён и один из храмов Псково-Печерского монастыря, открыли сегодня на главной площади города – Октябрьской. По мнению митрополита Тихона, за ней теперь закрепится название «Михайловская». Глава святого воинства ангелов – последняя работа великого русского скульптора Вячеслава Клыкова, чьи произведения установлены по всему миру. Он умер восемнадцать лет назад, памятник всё это время хранился в Москве. Теперь он станет ещё одним достоянием. Правда, не всё пока удалось довести до совершенства.

«Сегодня мы открываем почти достроенный, доделанный центр нашего любимого города Печоры. Вот стоит только вот эта башня, которую не хотят приводить в должный порядок, и я прошу всех горожан, которые знают хозяина этой башни, обратить внимание его и сказать: «Приведи её в порядок», – Тихон, митрополит Симферопольский и Крымский.

За время подготовки к празднованию юбилея благодаря поддержке Владимира Путина город сильно изменился. Центр стал зелёным и уютным, а к Новому году – нарядным. Такое благоустройство манит туристов и радует жителей.

– Даже не думали, что так будет вообще! Красота, не ожидали! Город возродился, возрождается, обновился.

Митрополит Тихон презентовал в Печорах и свою новую книгу «Гибель империи. Российский урок» – монументальный труд об истории страны времён свержения монархии. Первый подписанный экземпляр вручили митрополиту Арсению, издание получили и студенты-историки.

– Я очень рад. Читать, конечно, буду. И события очень важные, всё-таки февральская революция для нас как для студентов-историков очень важна. И в целом я рад. Печоры для меня, как отдушина.

Отдушина для сотен тысяч туристов и паломников. Планов по дальнейшему благоустройству города ещё много. Работы будут продолжены уже в следующем году.

По материалам ГТРК «Псков»

В рамках проекта «12 Храмов» состоялась премьера интервью со студентом Псково-Печерской духовной семинарии

13 декабря 2023 года на официальном информационном портале просветительского проекта «12 Храмов. Cовременный взгляд на Православие» состоялась премьера интервью со студентом IV курса Псково-Печерской духовной семинарии Ильёй Артюшиным.

 

Сообщество «12 Храмов» направлено на укрепление духовно-нравственных ценностей, повышение интереса к теме духовного развития, в частности к Православию.

Источник: Ютуб канал «12 Храмов»

Реставрационные работы в Пороховых погребах Псковского кремля завершатся до конца 2023 года

20 декабря 2023 года директор АНО «Возрождение объектов культурного наследия в Псковской области» Денис Василенко в беседе с корреспондентом ПАИ рассказал, что реставрация Пороховых погребов Псковского кремля завершается, в скором времени они полностью будут готовы к открытию. Не исключено, что это произойдет еще в декабре. На объекте завершается работа, проходят клининговые мероприятия.

«Пороховые погреба на территории кремля довольно долгое время стояли в запустении: была и вода в подвалах, и стены в грибке, балки перекрытия в аварийном состоянии. Ни коммуникации, ни электричества, ни воды – ничего не было. Сейчас они отреставрированы. Теперь здесь и хороший свет, и хорошая вентиляция. Пороховые погреба – большое здание трехэтажное, историческое, сделанное из известняка, попадаешь – переносишься в другой век – век XVI», – сказал Денис Василенко.

По мнению эксперта, порядка 800 квадратных метров здания можно использовать как площадку для проведения мероприятий, в том числе для работы с молодежью. При Троицком соборе есть школа реставраторов, кружки по различным направлениям, воскресная школа. Мероприятий много, которые здесь можно проводить. В здании Пороховых погребов есть и цокольный этаж, есть первый и второй. Все три этажа общей площадью около 800 квадратов: большое пространство для мероприятий».

По материалам Псковского агентства информации

В городе Печоры состоялось открытие памятника Архистратигу Михаилу

25 декабря 2023 года в городе Печоры состоялось освящение памятника Архистратигу Божию Михаилу на обновленной Октябрьской площади.

Чин освящения памятника совершил митрополит Псковский и Порховский Арсений. На торжественную церемонию открытия памятника и обновленной Октябрьской площади также прибыли: митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, Первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Андрей Турчак, представители местных органов власти, печоряне и паломники.

После завершения церемонии открытия при Псково-Печерском монастыре прошла презентация книги митрополита Тихона “Гибель Империи: Российский урок”.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

 

Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре совершил митрополит Симферопольский и Крымский Тихон

24 декабря 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Божественную Литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря совершил митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане, благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский), исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской семинарии иеромонах Андрей (Коротков), гости епархии в священном сане.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Настоятель храма Рождества Христова встретился с воспитанниками «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района»

22 декабря 2023 года настоятель храма Рождества Христова города Печоры иерей Сергий Тараканов провел встречу с воспитанниками ГБУСО Псковской области «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района».

В тёплой душевной беседе батюшка поделился с детьми историей и традициями праздника Рождества Христова, что вызвало большой интерес у воспитанников.

Эта встреча стала особенной не только для детей, но и для священника. Проведя время вместе, отец Сергий и дети получили удовольствие и незабываемые впечатления от общения.

В свою очередь, батюшка выразил благодарность педагогам Центра за возможность провести такое увлекательное мероприятие и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и совместные мероприятия в будущем.

Такие индивидуальные встречи с детьми являются важной частью работы Церкви и общества в целом, способствуя духовному развитию детей, их воспитанию в духе традиционных ценностей.

По материалам группы храма Рождества Христова города Печоры

В эфире ГТРК «Псков» рассказали о археологических открытиях на раскопках возле храма святителя Николая Чудотворца (со Усохи)

22 декабря 2023 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали о археологических открытиях на раскопках возле храма святителя Николая Чудотворца (со Усохи) города Пскова.

Культурный слой в Пскове – памятник федерального значения. Работа археологов каждый раз сопровождается открытиями. Вот и сейчас возле церкви Николы со Усохи, построенной в XVI веке в самом сердце Пскова – сенсация. Обнаружены остатки храма, который известен только по летописям. Более двух столетий они находились под землей. Рассказывает Марина Михайлова.

«Мы находимся на территории Среднего города древнего Пскова. Здесь археологи проводят спасательный раскоп возле храма 16 века Николы со Усохи. В ходе работ им удалось открыть фундаменты еще более древнего храма 15 века Варвары со Усохи», – Марина Михайлова, корреспондент.

Характерно, что топоним “усоха” одинаковый для двух разных храмов. Обозначает место нахождения – возле высохшего ручья или реки. Хотя точно сказать, где именно находилась церковь не мог никто. По письменным источникам известно: построена в 1421 году и упразднена в конце XVIII века.

«Церковь была упразднена в 1793 году и видимо в первой половине XIX века полностью разобрана. Храм почти не встречается на старинных картах, единственное его изображение есть на карте 1821 года, где он показан очень близко с северо-запада от церкви Николы со Усохи», – Александр Михайлов, руководитель Псковской областной археологической экспедиции.

Обнаружены артефакты, которые датируются XI веком. Территория правого берега Великой в этом месте осваивалась активно.
«Количество индивидуальных находок превысило сотню. Большинство, конечно, это монеты XV-XIX века. Но есть и интересный находки.

Подвеска гнездовского типа, фрагменты ювелирного украшения. Это и перстни, и браслеты и пинцет ювелирный», – Виктория Деркач, археолог Псковской областной археологической экспедиции.

Археологи открыли участок пола, фрагмент западной стены и более двухсот элементов зелено-поливного лемеха, покрывавшего купол церкви. Убранство-характерное именно для псковских храмов.

В это же самое время здесь проходит и реставрация церкви Николы со Усохи. Археологи свои работы еще не закончили. Они продолжатся в 2024 году.

По материалам ГТРК «Псков»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником! Сегодняшний воскресный день – это Неделя (церковно-славянское название воскресенья) перед «Неделей перед Рождеством Христовым». И называется он «Неделей святых праотец», потому что этот день посвящен памяти всех ветхозаветных патриархов, родоначальников народа избранного, в котором родился, когда исполнилась «полнота времен», по слову апостола Павла (Гал. 4:4), Христос-Спаситель. И если мы внимательно вчитываемся или вслушиваемся в тексты песнопений, которые звучат в этот день, то перед нами проходит целая череда святых Ветхого Завета – от Адама до Иосифа Обручника. И таким образом символически представлена как бы вся история Ветхозаветной Церкви, которая прошла в ожидании спасения. Эта история соткана из жизней многих и многих отдельных святых и праведных людей, о каждом из которых можно рассказывать много: о его истории, о его вере, о его служении Богу, иногда, может быть, даже о его сомнениях, о его борьбе с собственной немощью и, в конце концов, о его верности Богу. Из таких историй, как из узоров, соткан ковер всей истории дохристианского человечества, которая была проникнута ожиданием спасения.

Нас с вами, дорогие отцы, братья и сестры, роднит с этими древними праведниками многое. Да, мы, в отличие от них, находимся уже в свете пришествия Христова, мы живем в эпоху Нового Завета. Мы – чада Божии, мы познали истину, явленную нам во Христе Спасителе. Мы живем в свете спасения, в свете того, что они только ожидали, что они только предчувствовали, к чему только устремлялись. Но, вместе с тем, наша жизнь тоже проходит в ожидании. Мы продолжаем, как и они, свое странствование в этом мире, и Рождественский пост как бы нам напоминает вновь об этом, потому что в этом литургическом времени – в ожидании Рождества Христова – мы можем привести себе на память, что все мы находимся в ожидании Его второго и славного пришествия в этот мир – того события, о котором говорит и Слово Божие, и наш Символ Веры, говоря: «Его же царствию не будет конца»; а также о том, что с этим Его чаемым пришествием будет связано «воскресение мертвых и жизнь будущего века». И Церковь продолжает жить этим чаянием, этим ожиданием, этой надеждой. Но вместе с тем – и в этом заключается чудо нашей веры и чудо самого присутствия Божия среди нас – мы имеем возможность уже здесь и сейчас прикоснуться к этой тайне, к этой реальности. Она приоткрывается нам в Церкви, в Таинствах, прежде всего, а также в ощущении присутствия Божия в нашей жизни. Но прежде всего всякий раз, когда мы приступаем к Святой Чаше, мы как бы и участвуем в том самом пире Агнца и Его Церкви, о котором повествует книга Откровения, как о том, что должно начаться, наступить в конце времен. И поэтому каждая Литургия как бы нас выхватывает из естественного, временнóго хода событий и поставляет перед лицом Вечности.

Мы уже собраны у престола Божия, уже Господь, Победитель смерти, среди нас, мы уже призваны, согласно притче, которая сегодня прозвучала, в Его Царство. И вот, откликаемся ли мы на этот призыв Божий, или затворяем двери своего сердца, оставаясь глухими для Бога, это зависит от каждого из нас. «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24) – такими словами заканчивается притча, толкование на которую уже сегодня прозвучало. Не потому, что Господь выбирает только некоторых. Господь всех призывает, но только некоторые откликаются на этот призыв. Не потому, что Господь нас считает недостойными, а, как сказал митрополит Антоний Сурожский, потому что многие люди считают Бога недостойным себя – потому мало избранных. Все зависит от свободной воли человека, от воли каждого из нас. Не потому, что нас Господь не спасает, а потому, что мы сами можем отказаться от спасения. И в этом заключается уникальность человека, его отличие от всего творения Божия, которое открыто, прозрачно для Бога. И только человек может сказать Богу «нет». Но и в этой же свободе открывается величайшая возможность. Когда мы отвечаем Богу «да», когда мы отвечаем Ему любовью на любовь, верой на веру, преданностью за преданность, за Его верность нам, то открываются возможности, которые недоступны никакому другому творению. Это единство с Богом в вечной жизни с Ним, уподобление Ему, вечная слава и вечная радость. Выбор – за человеком. Господь Свой выбор сделал, Он желает спасения каждого из нас. Ответим ли мы сами на этот призыв – вот вопрос, который мы ставим себе в течение всей своей жизни, и отвечаем на него каждый день этой жизни.

В том отрывке из послания к Колоссянам святого апостола Павла, который прозвучал сегодня, есть замечательные слова: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Как хорошо эти слова ложатся на время, предшествующее Рождеству Христову, как будто мы должны проверять ими, как светильником, свою совесть, свою жизнь, исправить ее, может быть внести чистоту, святость, свет, если этого не хватает в нашей жизни. Но эти же слова – звучат актуально в течение каждого дня всей нашей жизни: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Такое обетование дается всем верным, всем, кто желает спасения, кто открывает свое сердце Богу. «Итак, – продолжает апостол, – умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Страсть, по-гречески, «па́фос». У многих людей, может быть, у каждого, есть та или иная страсть. На самом деле это не что-то, что дарует человеку счастье или блаженство, а нечто противоположное. Страсть – это буквально «страдание», то, что нас лишает и свободы, и подлинной радости, и подлинной жизни, то, что нас порабощает. Но и от этого рабства, и от этого закабаления может избавить нас Спаситель – освободить, вывести в Свой свет, даровать нам подлинную свободу и подлинную жизнь. И далее идут наставления, которые, опять же, так хорошо могут звучать, как наставления для христианского проведения поста, но они же – эти наставления – служат руководством для каждого дня нашей с вами жизни, для каждого дня подлинной христианской жизни. «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:8). Апостол Павел здесь вновь употребляет образ «совлечения» – то есть, мы можем снять некую ветхую или грязную одежду – одежду наших грехов, наших пристрастий, наших духовных немощей. Взамен нее нам дается одежда чистоты, одежда правды, одежда святости, которую символизирует белый цвет крещальной одежды. Но эта одежда, в которою мы облекаемся – есть благодать Христова, благодать познания Его, «мы обновляемся в познании по образу Создавшего нас» (Кол. 3:11), как говорит апостол Павел. И Создатель наш, и Спаситель наш – это Господь Иисус Христос. И мы можем облечься Его благодатию: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» – вот наша подлинная одежда, и наш щит, и наша слава.

Будем и об этом помнить, и будем стараться не растерять чистоту этой одежды, беречь ее, возгревать этот огонь веры, эту святость, эту чистоту, к которой мы все с вами прикоснулись, придя когда-то к вере, приняв Крещение, приступив к Таинствам, возродившись для жизни вечной в Боге, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3:11). То, о чём говорит апостол Павел, звучало совершенно по-новому, это переворачивало сознание и иудеев, и язычников того времени. Иудеи презирали всех не-иудеев, считая их варварами. Римляне также относились к не-римлянам. Эллины гордились своей утонченной культурой и считали все прочие народы ниже самих себя. Рабы составляли низшее сословие, приравниваясь просто к имуществу. Женщины были лишены многих и многих своих прав, которыми обладают ныне в культуре, впитавшей в себя христианские начала. Но апостол Павел говорит, что во Христе все эти границы стираются: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, а всё и во всех Христос» (Кол. 3:11). Те, которые познали Христа, познали вместе с тем, что ничто не может разделить их с Богом, как замечательно сказал об этом апостол Павел в другом месте, в Послании к Римлянам, говоря, что никто и ничто не может нас разлучить от любви Божией (см. Рим. 8:35-39). Но это значит, что во Христе падают и все социальные, и национальные, и политические преграды. И нет такого человека в мире, который не может быть нам братом во Христе, или которого мы призваны ненавидеть, или за которого не принес Себя в жертву Христос Спаситель. И для всех, верных Ему, не может быть никаких искусственных преград, искусственных разделений, но «всё и во всем, – как говорит апостол Павел, – Христос».

Вот этому нас тоже научает нынешнее слово: возвыситься над обычными человеческими страстями, над привычными нам разделениями, научиться любви евангельской – то, к чему призваны все подлинные христиане, все подлинные ученики и ученицы нашего Господа и Спасителя. Это путь веры, путь христианской жизни, путь святости, который предстоит или предлежит для каждого из нас. И вот пойдем ли мы по этому пути, откликнемся ли мы на зов Божий, на Его призыв, опять же, зависит от каждого из нас. Вечеря Царствия Божия уготована, и мы все призваны. Ответим же мы Господу: «да, Господи!». Ответим же Ему: «Аминь, я принимаю Твоё приглашение, я буду стараться быть верным Тебе всю свою жизнь, я хочу быть с Тобою и в этой жизни, и в будущей. Да, Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Аминь.

24 декабря 2023 года,
храм апостолов Петра и Павла (с Буя) города Пскова