РАСПИСАНИЕ ТРАНСЛЯЦИЙ БОГОСЛУЖЕНИЙ

С 31 марта и вплоть до окончания строгого карантина на ютуб-канале и на сайте Псковской епархии в прямом эфире будет проходить трансляция богослужений.

Первая трансляция сегодня в 18:00, всенощное бдение в Псково-Печерском монастыре в день памяти преподобных Симеона и Вассы.

1 апреля, среда.
8:00 – литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 – чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

2 апреля, четверг.
8:00 – Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

3 апреля, пятница.
18:00 – вечернее богослужение с акафистом Пресвятой Богородицы. Похвала Пресвятой Богородицы.

Ночь с 3 на 4 апреля.
00:00 – Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

4 апреля, суббота.
18:00 – воскресное Всенощное бдение.

5 апреля, воскресенье.
10:00 – Божественная литургия святителя Василия Великого.

Ссылка на ютуб-канал: https://www.youtube.com/channel/UC0ISle-p4gn15kPElKZjzuQ

Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к пастве

Клирикам, монашествующим и мирянам
Псковской митрополии

 Дорогие отцы, братья и сестры,
православные христиане Псковской земли!

Сегодня все мы молимся о прекращении эпидемии, морового поветрия, попущенного на нашу Псковскую землю и на все человечество. Обстоятельства жизни складываются так, что мы вынуждены будем на какое-то время безвыходно находиться в своих домах: требованием санитарных служб, российской и псковской государственных властей объявлен строжайший карантин.

Молиться в своих домах – таково благословение и Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое мы должны принять с благодарностью, смирением и послушанием.

Да не станет это время для нас временем страхов, растерянности и томительной праздности! Святые отцы учат, что Промысл Божий открывается в том числе и в обстоятельствах жизни человека и людских сообществ. Сегодня Божественный Промысл отчетливо и настойчиво побуждает нас, православных христиан, к той молитве, Учителем которой был и остается Господь наш Иисус Христос. Вот что Он говорит нам в Своей Нагорной проповеди: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6).

Согласно святоотеческому учению чтение Священного Писания и трудов святых отцов входит в молитвенное правило. Читайте в первую очередь Святое Евангелие, Псалтирь. Если возьметесь со вниманием прочесть все Святое Евангелие до конца Великого поста, это будет особо важно. Читайте Иисусову молитву, каноны, «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во время скорби душевной и телесной», канон ко Спасителю «Слава Богу за всё».

Соблюдайте духовный пост: принесите Богу искреннее покаяние в своих грехах, помогайте – чем сможете в этих условиях –нуждающимся, примиритесь с обидевшими вас, простите ближним в сердце своем их грехи, вольные и невольные. Для сильных телом следует усугубить телесный пост. Для слабых – соблюдать пост разумный при немощах и болезнях, советуясь по телефону с духовником.

Сегодня мной издан указ о временном приостановлении всех общественных богослужений в Псковской митрополии. Он касается всех монастырей и храмов. Начиная с сегодняшнего дня и до особого указа священники будут приносить Бескровную Жертву лишь в присутствии необходимого числа церковнослужителей.На время богослужений двери храмов будут закрыты.

Готовящиеся ко Святому Причащению должны будут созвониться с приходским священником и в назначенное время прийти в храм. Подготовка ко Святому Причащению совершается обычным порядком. В храме во время причащения должно быть не больше двух прихожан. Держитесь друг от друга на расстоянии не менее двух метров. Причащать вас будут Запасными Святыми Дарами. Это – известная практика еще со времен Древней Церкви. Если сможете, принесите с собой из дома бутылочку воды для запивки, или принимайте запивку из одноразовых стаканчиков. Заранее подготовьтесь к исповеди: напишите исповедь на бумаге и священник прочтет ее.

Все эти правила касаются в том числе небольших и деревенских храмов. Несколько дней назад,на нерабочую неделю,в Псковскую область приехало большое количество людей из городов, где много заразившихся и больных коронавирусом.

Таинства Крещения и Соборования, кроме экстренных случаев, откладываются до моего особого указа, который будет доведен до всех священников и прихожан. Отпевание совершать на кладбищах в присутствии небольшого числа людей.

Чтобы в эти дни вы духом и мыслью могли пребывать в храме, мы будем проводить трансляцию богослужений на сайте Псковской митрополии. Расписание трансляций вы сможете узнать также на нашем сайте.

При монастырях Псковской епархии созданы службы помощи, так называемые волонтерские бригады для поддержки больных и немощных. Монахи и монахини, молодые прихожане помогут купить продукты и медикаменты. По вызову людей, нуждающихся в помощи (конечно же безотносительно их церковной принадлежности), они будут приходить к ним, чтобы купить продукты и медикаменты, помочь по хозяйству.Не смущайтесь, что они придут в медицинской маске и перчатках – это необходимо для вашей же безопасности. Всё, что будет вам принесено – сумки с едой, пакеты, волонтеры или вы должны протереть спиртом или дезинфицирующими растворами. И еще: впускайте в свой дом только тех людей, которых вы вызвали через городские или районные социальные службы или по телефонам  монастырей.

Умоляю вас воспринять все здесь сказанное как святое послушание! Берегите ради Христа своих ближних и самих себя. Ни в коем случае не нарушайте санитарных правил, предписываемых нашей эпидемиологической службой.

Бог всем нам в помощь!

Наступает время Молитвы!

+ ТИХОН

МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ

В Неделю 4-ю Великого поста митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора и местное духовенство.

За Божественной литургией Владыка митрополит совершил диаконскую хиротонию выпускника Санкт-Петербургской духовной семинарии Михаила Мещерякова.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

29 марта 2020 года

Как живет Зарубежная Церковь в Германии при пандемии коронавируса. Митрополит Берлинский и Германский Марк

Известна крайне тревожная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса в Европе. Корреспондент портала «Православие.ru» обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Марку с просьбой рассказать о том, как живут православные в сложившихся новых обстоятельствах.

Митрополит Берлинский и Германский МаркМитрополит Берлинский и Германский Марк

– Владыка, как сейчас наши православные братья и сестры из Русской Зарубежной Церкви в Германии переживают это время?

– Переживают трудно, потому что у нас нет возможности совершать богослужения как обычно, с нашими прихожанами. Но мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене – и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.

– Какие законы в Германии православные верующие должны сейчас исполнять?

– Сейчас фактически каждый день издаются новые законы. Одно время в разных городах было по-разному: в одном городе можно было собираться не более 50 человек, в другом – не более 10, а в третьем – не более 5. А сейчас уже во всей Германии определили: не более 2. Конечно, для Церкви это крайне-крайне тяжело…

– Возносятся ли особые молитвы в связи с этой эпидемией?

– Мы по всем храмам молимся теми прошениями и молитвами из Требника, которые содержатся в чине об избавлении от морового поветрия и смертоносной заразы. Эти прошения мы включаем в последование Литургии, каждый священник по-разному. Одни священники читают молитву из этого чина, другие включают прошения из чина в сугубую ектинию. В общем, это на усмотрение каждого священника.

– Нет ли паники среди православных Германии? Насколько православные в Германии и вообще в РПЦЗ с пониманием воспринимают вынужденные меры, направленные на профилактику и преодоление тяжелой эпидемиологической ситуации?

– Должен сказать, что наши верующие принимают это по-разному. Одни совершенно не доверяют всему этому и считают, что паника раздувается специально. Другие считают, что всё оправданно. Тут большой диапазон. До сегодняшнего дня было так, что в основном умирают престарелые люди от 70 лет и старше. Но буквально сегодня пришло известие, что эта болезнь охватила и более молодых.

Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни. Мы понимаем, что главное сейчас – не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать всё, что можем, чтобы облегчить их труд.

– Наверно, среди верующих есть и люди, которые говорят, что вся эта ситуация похожа на гонения на веру и Церковь, как в первые века христианства?

– Такого я не слышал и думаю, что это несерьезный аргумент. Потому что сейчас прежде всего страдает экономика. Немецкая авиакомпания «Люфтганза» (флагманский авиаперевозчик Германии, крупнейший авиаконцерн Европы, одно из крупнейших авиапредприятий в мире. – Ред.) фактически уже обанкротилась. Они производят сейчас всего 4% перелетов от их обычного объема. То есть эта компания будет нуждаться в огромной государственной помощи, чтобы вообще выжить после всего этого. Это только одна крупная компания, которая наиболее видна. И я думаю, что другие предприятия также страдают, даже маленькие обычные семейные предприятия – например, пекарни. Тут очень серьезное положение, и я не думаю, чтобы кто-то допустил бы это ради какой-то пропаганды или ради того, чтобы всех жителей этой страны подчинить какому-то режиму.

– Как живет сегодня ваш монастырь преподобного Иова Почаевского?

– Мы живем в монастыре и можем совершать все богослужения так, как мы привыкли. Транслируем богослужения для наших верующих, не только прихожан нашего монастыря, но и вообще для верующих Германии. В нашем монастыре мы – одна семья, и нам не могут запретить ничего внутри нашей обители.

– Могут ли паломники посещать ваш монастырь сейчас?

– Нет, паломников мы не принимаем – в первую очередь ради безопасности людей. Кроме того, это запрещено сейчас и законом.

– Как причащаются прихожане вашего монастыря?

– Монастырские священники принимают исповедь и причащают прихожан запасными Дарами вне богослужения. Так, за последние дни мы причастили таким образом ряд наших верующих, которые часто приходят сюда на богослужения.

– Сердечно благодарим вас, дорогой владыка, за это интервью. Что бы вы хотели пожелать вашим прихожанам и всем нам в это непростое время?

– Спасибо вам! Мы сейчас очень нуждаемся в ваших молитвах.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечернюю Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Псково-Печерском монастыре в день памяти свт. Григория Двоеслова

Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. За богослужением молились прихожане и братия монастыря.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с проповедью.

Между паникой и беспечностью: пастыри-медики о коронавирусе

Во всем мире приняты беспрецедентные меры по борьбе с пандемией коронавируса, которые затронули, в том числе, и Церковь. Так, в некоторых странах в это особое великопостное время под запретом оказалось само общественное богослужение. Священноначалие Русской Православной Церкви приняло особую Инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, которая поможет сохранить храмы открытыми. Мы попросили священников, имеющих медицинское образование, рассказать о мерах — физических и духовных — противодействия новой заразе.

Пусть люди молятся,
а не думают о том, как бы им не заразиться

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии, директор гимназии преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде:

Иеромонах Тихон (Зимин)Иеромонах Тихон (Зимин)— Ситуация беспрецедентная. Такого еще не было. Параллельно с эпидемиологической обстановкой, безусловно, активизировался информационный фронт: кто-то явно желает, воспользовавшись ситуацией, спровоцировать массовое замешательство или, может быть, проверить, насколько люди внушаемы. Такое ощущение, как будто какой-то сценарий в мировом масштабе (возможно, просто параллельно пандемии) отрабатывается. Надо сохранять трезвение. При тщательном соблюдении санитарных требований надо усилить и внутреннюю гигиену души. Не утопать в новостях, не поддаваться массовому гипнозу.

Меры нашего Священноначалия направлены на то, чтобы максимально нивелировать возможную угрозу и сохранить спокойствие, а главное дать возможность священнослужителям совершать, а верующим участвовать в богослужениях. Успокаивать, конечно, в большей степени стараемся, если можно так сказать, «внешних» — тех, кто, возможно, желая справиться с тревогой, решит переступить порог храма, что вполне естественно.

Хотя в нашей стране карантин введен все же по упреждающему сценарию. Все, кто приезжают из очагов заражения, изолируются. Многое делается.

По своим прихожанам я вижу, что люди спокойны. Приходя в храм, они чувствуют себя защищенными. У нас просто небольшой приход, мы как семья — все друг у друга на виду. Я не вижу, чтобы кто-то был болен, да и это бы сразу стало известно.

Сложнее, конечно, на больших городских приходах. Тут меры просто необходимы. Люди приходят в храм для молитвы — пусть они молятся, а не думают о том, как бы им не заразиться. Об исключении рисков надо заранее начальствующим и сотрудникам храма позаботиться — для этого Священным Синодом и была утверждена соответствующая Инструкция. Понятно, что есть те, у кого и молитва, и упование, и здоровье крепки. Но Церковь обо всех печется, и это в духе апостольских наставлений (Рим. 14: 1 и др.). И мы должны думать не только каждый о себе, но и о других.

Церковь призвана идти царским путем, мы во всем ищем золотую середину. Предотвращая распространение инфекции, дезинфицируем и вирусы разногласий между людьми. О ком-то родители, близкие переживают — профилактические меры и их успокоят.

С другой стороны, нельзя, конечно, переусердствовать. Не должно быть в храме атмосферы какого-то госпиталя с усиленной химзащитой. Всё должно быть на своих местах. И тогда Бог всё управит. Надеемся на Господа.

Вот вам и Великий пост

Протоиерей Михаил Капчиц, настоятель храма Московской Патриархии в честь святителя Николая Чудотворца в городе Бейонн, штат Нью-Джерси, США, врач по светской профессии:

Протоиерей Михаил КапчицПротоиерей Михаил Капчиц​— Лучше соблюдать предписанные меры, чем лишиться возможности всем вместе собираться на богослужение. У нас на прошлой неделе в Америке вообще храмы позакрывали. Не везде, правда. В Нью-Йорке просто ограничили число прихожан, которые могут за раз прийти (до 50 человек). Службы, конечно, будут продолжаться везде, но где-то, видимо, за закрытыми дверями. Я специально звонил в мэрию, у нас в храмах власти разрешили пока только отпевать. Мы еще не знаем, как будем выходить из этого положения. Но будем.

Понятно, что враг рода человеческого любую ситуацию всегда пытается использовать, чтобы навредить Церкви Христовой. Когда-то под прикрытием требований санэпидстанций советская власть запрещала крестить при храмах полным погружением. Сейчас определенные силы явно стараются посеять страх, панику, может быть, даже вражду, подозрительность.
Наоборот беда должна нас всех сплотить. Господь утешает, новости пугают. Лучше слушать Господа, а не новости. Побольше читать Священное Писание.
Усилить молитву. Мы и молебны служим. Люди у нас сразу организовались, читают молитву по соглашению, акафисты Матери Божией, святителю Николаю.

С духовной точки зрения, всё, что ни происходит, — милость Божия. Смотрите: закрыли же и все клубы, бары, увеселительные учреждения. Вот вам и Великий пост! Когда начинают роптать, обвинять всех вокруг — это просто идут на поводу у врага. Тот, кто молится, во всем видит руку Божию.

Будучи по своей светской профессии врачом, понимаю: коронавирус особо контагиозен (заразен). Меры предосторожности, безусловно, нужны. Надо быть аккуратными. Болезнь есть. Ее много. Она распространяется. Нельзя хорохориться: мол, шапками закидаем. Когда у нас храмы были еще открыты, я запретил людям с симптомами простудного заболевания приходить на службы.

Но это все-таки не чума, не холера, не испанка (грипп, которым 100 лет назад переболело человечество). Трудно пока наверняка предсказывать, но уже сейчас видно, что смертность не катастрофическая. Эпидемия как эпидемия, «пандемией» назвали. Но не такая уж страшная, чтобы все мы на кладбища вдруг засобирались. Паника раздута.

Как найти правильный баланс между предусмотрительностью и мнительностью? Молиться. Господь подскажет.

Вера есть вера. Если кто-то боится, пусть, конечно, сидит дома. Не приходит в храм, не прикладывается к иконам, не причащается, не соборуется. «Маловере! Почто усумнился еси?» (Мф. 14: 31), — и такое бывает.

В Америке люди перепуганы. Уже более 400 смертей. Заболели порядка 30 тысяч. Следующие несколько месяцев динамику не удастся переломить, этого никто не скрывает. Те меры, которые сейчас предпринимаются светскими властями и предписываются Священноначалием, — вынужденные действия.

«Инструкция» — это все-таки рекомендация относительно конкретной ситуации, это не Соборное установление, не догма на все оставшиеся этому миру времена. Сколько всё происходящее сейчас продлится, неизвестно. Уложится ли в отведенный карантин до Пасхи? Вряд ли. А как же мы тогда Пасху встречать будем?

Помню, у отца Валериана Кречетова в Акулово мы, тогда еще советская молодежь, такой хороший мужской хор организовали. Все уже, считай, спелись. А батюшка нам и говорит:

— Братия, вы, конечно, молодцы, но я еще послужить здесь хочу (раньше за такое власти настоятеля сразу же с данного прихода переводили — Ред.).

Мужество и благодушие должны быть неразлучны. Если чего-то сейчас нельзя — ничего страшного: всегда есть масса других возможностей. А потом — раз! — Господь и эту дверь открывает. Всего-то и надо было потерпеть немножко.

Воспринимаем всё покаянно — как гнев Божий. По грехам нашим Господь попустил нам это испытание. Вот я сейчас получаю смски: «Ой, какая у меня потребность прийти причаститься!» А когда всё было открыто, мы как стремились в храм?.. На трех утренях, предшествующих Великому посту, псалом «На реках Вавилонских» читали. Там как раз о том, что «имея не ценим, потерявши плачем». «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Вот вам и Великий пост. Были храмы открыты — так у всех дела какие-то поважнее находились. Вот теперь Господь и дает возможность покаяться — приблизиться к Богу в сердце своем.

К этой пандемии надо отнестись очень серьезно,
но никакой паники быть не должно

Иерей Алексий Тимаков, настоятель храма святителя Николая при Центре борьбы с туберкулезом (Москва), 18 лет проработал сначала на скорой помощи, в реанимации и анестезиологии:

Иерей Алексий ТимаковИерей Алексий Тимаков— Мы имеем дело с пока не изученным вирусом. Неизвестно, как он себя поведет, как будет распространяться заболевание, в какой степени и когда оно начнёт угасать. Обычно вирусная инфекция имеет такую динамику: 4 недели подъем, 4 недели спад — в итоге за два месяца всё проходит. Пока этот сценарий в данной ситуации не работает. Поэтому к этой пандемии надо отнестись очень даже серьезно.

Но никакой паники быть не должно. То, что творится в Италии, это из ряда вон выходящее. Судя по всему, страна оказалась совершенно не готова к испытанию. Я не знаю, как у нас всё будет дальше развиваться. Но пока наши эпидемиологи действуют очень профессионально. Работа поставлена хорошо. Выделены специальные больницы, где выявляют заболевших. В больницу в Коммунарке госпитализируют пациентов с подтверждённым диагнозом коронавируса. Главврач этой больницы Денис Проценко прекрасно погружён в проблему и обстоятельно освещает все происходящее.

Летальность у этого заболевания — 4-5% умерших от всего количества заболевших. Безусловно, это много. Но возьмем ситуацию с гриппом: ежегодно от него умирают около 650 тысяч человек. От коронавируса на данный момент, за три месяца, умерло 13 714 человек во всем мире. Конечно, беда. Но давайте это количество сравним с 650 тысячами умирающих от, как нам кажется, «банального» гриппа, при котором смертельный исход также происходит при развитии пневмонии. В принципе тот же самый механизм поражения организма. Если мы прошедшие три месяца умножим на 4, получим 55 тысяч умерших за год. Даже если инфицирование пойдет более высокими темпами, можно предположить, допустим, 100 тысяч человек. Конечно, это трагедия, это очень много. И потолок, наверное, обозначать бессмысленно, потому что мы пока не знаем, как себя дальше поведет данный вирус. Но то, что мы имеем в ближайшем прогнозе, точно не является поводом для паники. Это нечто совершенно не сопоставимое с показателями смертности при других достаточно хорошо известных заболеваниях. От того же туберкулеза в день по всему миру умирает 5000 человек — это около 2 млн. человек в год! И мы при этом совершенно спокойно живем.

Почему нет никакой паники ни по поводу гриппа, ни по поводу туберкулеза? И это всего лишь два заболевания. А сколько их еще… Да потому что просто эти инфекции, как и другие болезни, уже достаточно хорошо изучены. По крайней мере, понятно, чего от них ждать. Весь же переполох с коронавирусом — оттого, что это неизученное и непредсказуемое явление. Тут, увы, достаточно «хорошо» поработали СМИ. Теперь стоит задача обратная — успокоить людей. Надо хотя бы осмыслить, что жизнь так устроена: опасности нас всегда подстерегают. Господь иногда и внезапно кого-то забирает, и от этого никто не застрахован. Недаром Церковь рекомендует помнить час смертный, и тогда вовек не согрешишь! А Пушкин на все века запечатлел юношу, который цвёл вечор…[1]

Особенность коронавирусной инфекции в том, что она куда более опасна для людей возрастных. Значит, дедушек и бабушек надо просто беречь, а почтение к старикам Церковь всегда приветствует: «Пред лицем седаго востани и почти лице старчо» (Лев. 19, 32).

Как настоятель храма святителя Николая при Центре борьбы с туберкулезом уверяю: относиться ко всему происходящему надо спокойно, как учат нас Оптинские старцы: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день». Я в течение последних трёх с половиной лет постоянно имею контакт с туберкулезными больными. Никогда ни у кого не интересуюсь справками: открытая форма туберкулеза, закрытая? Всех, кто приходит в храм, причащаю. Потом потребляю, то есть съедаю, Святые Дары. То же самое делают и мои собратья.

По своей светской специальности я врач, окончил медицинский институт, всего в медицине проработал 18 лет: сначала на скорой помощи, затем в реанимации и анестезиологии. Хорошо понимаю, что такое вирусные и инфекционные заболевания, как они передаются. Если бы через Святые Дары можно было бы заразиться, то я бы уже точно с вами сейчас не говорил. Искренне верю, что в чаше — огонь любви Христовой, попаляющий всякую скверну.

До меня в этом храме служил протоиерей Владимир Соколов. Он его открывал. Дилемма простая: кому-то в эту больницу надо было идти служить? Он и сказал своей матушке: «Мы с тобой уже десять лет прожили. Детей у нас нет. Заражать некого…» Так и начали вместе с ней здесь службу: он в алтаре, а она на клиросе и с документами. Годик прослужили — ребеночек родился. Через год службы появилась еще двойня. Разве можно расценить это иначе, как награду Господа Бога за их ревностное служение? Лет 10 батюшка Владимир возглавлял приход и очень дорожил этим поприщем, потом он по болезни вынужден был уйти — проблемы с ногами.

Современная практика причастия сложилась около 1700 лет назад, со времен святителя Иоанна Златоуста: именно он предложил использовать лжицу (специальную ложечку). И кто только за эти уже почти два тысячелетия не подходил к чаше! И в любые эпидемии батюшки народ причащали, а потом сами потребляли Святые Дары. Да если бы можно было от этого заразиться, то священники уже давно бы перестали существовать.

Я вспоминаю 1970-е годы, когда храмов было раз-два и обчелся. В те, что были открыты, народа набивалось битком. Мой отец служил тогда в храме святителя Николая в Кузнецах, там Великим постом собиралось до 1500 причастников. Вот выходят к ним с чашами два-три иерея, и по полтысячи причастников к каждому выстраивается очередь. Всех причащают, а потом потребляют Святые Дары. И ни разу не помню, чтобы кто-то из священников подхватил какую-то инфекцию. А что, разве среди всех причастников не было больных? Разумеется, были.

Сейчас вышло распоряжение Священноначалия о необходимости выполнения противоэпидемиологических мер, предписанных органами здравоохранения, например, обрабатывать лжицу перед причащением каждого следующего человека. Исполняем: окунаем в кипяток, протираем спиртом. Мы это делаем добросовестно, в том числе, чтобы успокоить общество. При Соборовании каждого помазываем отдельной ватной палочкой.

Насколько я понял, главный путь распространения коронавирусной инфекции — тактильный: через рукопожатие, поцелуи. Поэтому одно из самых верных и строгих требований эпидемиологов является частое мытьё рук. Не могу с этим не согласиться. Если к иконе кто-то прикладывается — согласно предписаниям, протираем антисептиком. Лобызать икону не обязательно — можно просто поклониться и поставить свечку. Господь видит сердце человека. Важно не вводить никого в искушение. Как у апостола Павла: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 13). Важно, чтобы не было смятения в сердцах человеческих.

Если бы кто-то когда-то подсчитал статистику, сколько священников или причащающихся прихожан заболело, — было бы интересно посмотреть. Священники и сейчас в группе риска: они в постоянном контакте с людьми, в том числе с теми, кто болеет. Они их исповедуют, причащают, потребляют Дары. Многим батюшкам за 60. Господь хранит.

Никакой бравады, конечно, быть не должно. С инфекцией лучше не шутить. Если есть определенные симптомы: кашель, температура и т.д. — в храм идти нельзя, чтобы не инфицировать других. Нужно лечиться дома, а в случае необходимости вызывать врача. Я всегда всем обращающимся ко мне за медицинскими советами рекомендую прежде всего слушаться врачей. Если нет доверия к доктору, эффективность лечения резко снижается.

Надо бы нам также помнить, что напасть попущена не просто так. Ниневитянам в оное время предрекалась гибель. Ан, явился пророк Иона, они послушали его, принесли покаяние — и беда отошла. Думаю, что современному человеку есть в чём каяться, тем более что время Великого поста к этому во все времена всех всегда призывает. И важно помнить, что это таинство открывает сердце человека навстречу Богу.

Вера — это главное, что есть у человека. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, вера — это то, ради чего ты живёшь и ради чего готов умереть. Когда Господь тебя призовёт — это Его дело. Я вполне отдаю себе отчет, что я могу заболеть как коронавирусной инфекцией, так и какой-либо иной болезнью: в троллейбусе ли, в метро, на улице, в магазине — где угодно могу заразиться, но при этом искренне верю, что не из чаши.

А вера приводит к миру с Богом. Мир водворяется в сердце человека, и это не может не повышать сопротивляемость организма любым невзгодам.

По материалам сайта Православие.ру
Подготовила Ольга Орлова
23 марта 2020 г.

Святейший Патриарх Кирилл: Оставаться людьми в испытаниях, не забывать о тех, кому нужна помощь

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал искать в вере силы для преодоления отчуждения, связанного с распространением инфекции, и, не пренебрегая медицинскими предписаниями, не терять способности к доброделанию.

В воскресной проповеди в Крестопоклонную Неделю Великого поста Предстоятель Русской Церкви напомнил о том, что «иногда, когда возникает общая опасность, разрушаются человеческие связи, каждый начинает думать только о себе. И иногда это приводит к общественным коллапсам».

«Несмотря на эту инфекцию, которая провоцирует отчуждение, сохраняя все необходимые медицинские предписания для того, чтобы не быть разносчиками, мы не должны забывать наших ближних. И в меру сил и возможностей оказывать им помощь. И сегодня в этом особенно нуждаются люди пожилые, одинокие», — подчеркнул он.

«Почему Господь попускает эту язву, поражающую многих людей? Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию… оценить пределы своих возможностей и осознать хрупкость этой цивилизации», — отметил Предстоятель.

«Господь как бы нам показывает: при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы. Вы, помимо своей собственной силы, должны опираться — не только во времена катаклизмов, но вообще в каждый день своей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу», — подчеркнул Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Церкви выразил свое отношение к тем, кто призывает отказываться от соблюдения медицинских предписаний, указывая на то, что верующие не должны опасаться инфекции.

«Один мудрый человек отвечая на эту нелепость, сказал: “А ты перекрестись и прыгни с пятого этажа, ведь ты же этого не сделаешь, уповая на свою веру? Почему же ты людей подталкиваешь к тому, чтобы они нарушали те правила, которые нужно исполнять?”» — указал он.

«Вера должна нам давать силу, чтобы преодолевать недуги, поддерживать близких… не терять способности к доброделанию. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим… подчиняясь определенным санитарным правилам», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

В заключение своей проповеди Патриарх Кирилл также выразил надежду, что «кто-то из неверующих, проходя через эти испытания, увидит в них руку Божию и милость к ним, и откроются сердца людей… и они соделаются детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие».

По материалам сайта Патриархия.ру

Сайт, посвященный памяти старца Иоанна (Крестьянкина), начал работу в сети Интернет

На портале otetsioann.ru размещена история жизни знаменитого насельника Псково-Печерского монастыря, фотографии, видео- и аудиозаписи. Также на новом сайте вы найдете большое количество текстов в электронном формате – это книги, написанные самим старцем, его письма и проповеди, а также научные труды о нем.

В закладке «Документы» размещен обширный корпус справок, анкет и данных, связанных с жизненным путем отца Иоанна.

Кроме того, у любого посетителя есть возможность оставить на сайте свою историю, связанную с именем известного старца. Если у вас есть неопубликованные фотографии, аудио или видеозаписи, письма от батюшки, которыми вы можете поделиться со всеми, присылайте их на электронный адрес: augustinus@me.com игумену Августину.

Добавим, сайт памяти отца Иоанна ранее уже существовал онлайн. В настоящий момент интернет-портал обновлен, дополнен новой информацией, которая продолжает пополняться.

Напомним, 11 апреля Псково-Печерский монастырь отметит 110-летие со дня рождения старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Архимандрит Иоанн – священнослужитель Русской православной церкви. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря и стал одним из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.

23 марта 2020 года