Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день памяти священномученика Иоасафа Снетогорского

Досточтимая матушка игумения Рафаила, дорогие отцы, братья, сестры обители, гости сегодняшнего торжества! Сердечно поздравляю всех вас с днём памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского, особо почитаемого святого не только в обители на Снятной горе, но и на всём Северо-Западе нашей страны, и на Псковской земле, прежде всего.

Очень богата наша земля на подвижников благочестия, которые трудились в самые непростые времена формирования нашего государства, нашей Церкви, как самостоятельной и одной из самых, наверное, сильных и влиятельных во Вселенском Православии. Благодаря отцам преподобным, мученикам, святым женам наша Церковь имеет столько заступников. Вот, наверное, та преемственность поколений, которая имеется на Псковской земле – она в корне отличает наш регион, например, от Дальнего Востока. Вот я на Дальнем Востоке трудился. Там, к сожалению, практически нет своих святых. Мы вспоминали там, естественно, наших общецерковных святых: и Серафима Саровского, и преподобного Сергия, вспоминали и тех, кто потрудился в Земле Сибирской. А вот на Дальнем Востоке нет подвижников, кроме новомучеников, которые сотнями приезжали туда и полагали там свои последние страницы жизни на алтарь Господу, трудясь в заточении, в горьких работах, «в рудах», как мы поминаем в молитвах. Псковская земля, наверное, тем и отличается, что из поколения в поколение здесь шла молитва в монастырях, многие из которых закрывались на не долгое время, а если взять Псково-Печерскую обитель, то она совсем не закрывалась и сохранила эту преемственность непрестанной передачи монашеской традиции. А монашество – это же по сути та «соль земли», которая не даёт испортиться всему остальному, что есть на этой земле, и, прежде всего, человеческим душам. По монастырям можно вообще оценивать и судить о духовном состоянии народа. Вот если иссякает монашеская жизнь, то значит, что мир уклоняется на сторону смерти, не дорогой жизни идёт, а, к сожалению, уклоняется от исполнения заповедей, от хранения Православия и, к сожалению, тогда народ постигают очень большие скорби. Ведь монахи берутся из общества, монахи берутся из семей, и если в семьях – благочестие, то обязательно находятся души, которые стремятся сугубо потрудиться Богу, отдав и самое дорогое, что есть у человека – свою собственную жизнь на служение. И если взять дореволюционную Россию, то считалась большим благословением, если в роду кто-то поступает в монастырь. И действительно, находясь в обители, монашествующий ещё имеет благодать вымаливать сродников своих, да, которые даже, может и не жили благочестиво. Господь за его жертву даёт милость Свою тем, кто даже этого, может быть, и не был достоин в течение своей жизни – сродникам, которые жили, не задумываясь о Евангелии, которые не стремились в храм. Даже им Господь даёт утешение! Поэтому, конечно, сегодня монашество, наверное, одно из главнейших значений имеет в жизни нашей Русской Православной Церкви.

Сегодня мы читали Евангелие о расслабленном (парализованном человеке), который был лишён возможности полноценной жизни и лежал на одре. Но чем он был богат, так это друзьями своими – у него были верующие друзья. Вот можно, наверное, сравнить нашу жизнь с этим расслабленным. Мы, бывает, так же не имеем сами возможности приподняться от этого греховного сна и увидеть красоту Церкви и веры православной. Вот, слава Богу, у вас в обители такие дивные учителя были, как отец Гермоген, который многих из вас поднял, скажем так, от одра вот этого сонного к жизни вечной; по крайней мере дал устремление, направление. Тут уже от нас зависит, как мы сможем использовать дни своей жизни – на благо или к разрушению своей души… Так вот, этого расслабленного принесли четверо его друзей. Но так как вокруг Спасителя всегда было много народу, а тут – небольшой дом и все помещения были заняты людьми, невозможно было даже войти, то они, как люди, видимо, понимающие и смышлёные, решили забраться через кровлю. Разобрали крышу, подняли своего больного друга и опустили его прямо к ногам Спасителя. Спаситель прежде всего порадовался вере людей, которые принесли больного, и даже, евангелист говорит, не по вере самого больного произошло исцеление: «видя веру их, говорит Господь расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-5).

В чём для нас смысл? Мы видим, что грех и болезнь очень зависят друг от друга. Отними грех и отнимется болезнь, – говорят святые отцы. И поэтому, когда мы приступаем к Таинствам, мы всегда, прежде всего, идём очищать свою душу, очищать своё сердце на исповедь к духовнику – открываем наши немощи, открываем наши недуги, прежде всего, с молитвой и просьбой, чтоб Господь исцелил наше сердце, прежде всего, от греха, а если на то будет Его благая воля, то и от болезней. Потому что не всегда человеку нужно здравие. Как говорят, монаху нужно только подлечиваться, потому что когда он здоров, у него, бывает, нет покаянного чувства. А когда что-то болит, вроде что-то так тебя стесняет, ну вроде и гордиться-то нечем, и другого человека будешь понимать, кто находится в немощи. А особенно, когда человек болен серьёзно, и в монастыре тем более, то спасается не только он, но ещё те, кто ухаживает за ним, прежде всего. Те, кто рядом, должны проявлять милосердие, терпение ропота, бывает, даже самого больного. А Христос исцеляет расслабленного – и для всех это было великое чудо, но для нас какой смысл? Первое – вера может привести к исцелению и, самое главное, к духовному перерождению, то есть по молитвам нашим Господь может даровать исцеление тем, кто даже пока и не имеет этой веры. Конечно, после того, как встал человек с одра болезни, я думаю, он и задумался, и изменил свою жизнь, потому что по-другому невозможно. И второе – это зависимость греха и наших болезней. Поэтому будем стараться исполнять заповеди евангельские, чтобы продлились наши дни жизни.

Господь даёт долголетие по разным поводам. Вот вчера перед полуночью преставился отец Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха. Жизнь его – она была очень длительной, очень многим он смог помочь, и по молитвам духовных чад Господь продлевал его жизнь, потому что действительно он в последние особенно годы своей жизни очень много ездил, встречался с прихожанами, проповедовал даже в своём возрасте. Вот, ради такой проповеди словом и житием Господь даровал ему долголетие.

Бывает, Господь не забирает человека, потому что он покаяться не может. Бывает, живёт кто-то девяносто и больше лет, Господь не забирает его душу. А как только поисповедовался – буквально вскоре Господь забрал его. Сколько случаев было! Конечно, у каждого своя жизнь, Господь каждому свой путь даёт. Но если нам Господь даёт долголетие, то, конечно, надо использовать это время с максимальной пользой для своей души, чтобы, если уже сил нет трудиться, тогда надо молиться за своих сродников, что-то потерпеть, может, кафизмочку почитать. И Господь обязательно откликнется в наших близких людях. Когда мы стараемся перед Богом трудиться, даже если сил нет деятельно, но с молитвой – то Господь обязательно даст, скажем, покаяние нашим близким.

Я уже рассказывал как-то, случай такой был у одной сестры: отец у неё был не церковный человек, жил, как все советские граждане, трудился, был шофёром. А сестра очень хотела, чтобы папа ходил в храм, чтобы он причащался, исповедовался. Ну как-то раз ей удалось его привести. По-моему даже он причаститься успел. Но в скором времени он скончался. Конечно, она переживала, думала, ну как же так, вот как же, где сейчас папа-то у меня, как он, был нецерковным человеком, наверное, мучается сейчас. И Господь утешил её –  отец её пришел в сонном видении в белых одеждах, радостный, довольный. Она спрашивает:
– Папа, что случилось, где ты, почему ты такой довольный?
– А я, дочка, в раю.
– А как, ты же вроде ведь не жил так благочестиво, как все жил.
– Ты помнишь, я в своё время отсидел десять лет в тюрьме, ты ещё была маленькая тогда. А отсидел за поступок, который не совершал, за другого человека. И Господь мне вменил это в мученичество. Вот те годы жизни, которые я там провёл, терпел, смирялся, без возможности полноценно наслаждаться жизнью, Господь вменил мне в терпение ради Него.

Поэтому, живя на земле, мы часто не понимаем и не можем суть происходящего для себя объяснить. Ну где-то, если не понимаем, можно обратиться к тем, кто более духовно опытен, а может просто подождать нужно, и Господь всё Сам со временем откроет, почему это так было, а не так.

Поэтому сегодня, вспоминая преподобномученика Иоасафа в праздник сей обители, одного из величайших святых нашей земли Псковской, будем стараться укреплять свою веру, будем стараться не грешить, чтобы было меньше болезней. А если грешим, то чистосердечно в этом каяться, признаваться. Тем, кто помоложе, надо стараться смирять свою плоть через пост, молитву и послушание. А последнее – самое главное средство, которое выше и первого, и второго. Бывает даже сил нет чётку прочитать до конца, вроде уже всё, падаешь. Ну а за исполнение послушания Господь примет и такую молитву. Зато гордиться будет нечем, что «я все молитвенные правила держу, все книжки прочитала, все, значит, каноны исполнила», а сестру свою презираешь как-то, например, или злословишь где-то за глаза. Конечно, Богу это не угодно. Поэтому, дорогие сестры, хочется пожелать, чтобы вы были в послушании, прежде всего, у старших – тех, кто поставлен над вами. Если матушка игумения напрямую говорит, то тут уж если человек это не вмещает и не хочет, то тогда такого человека вразумит Бог, если он не слышит игумению. А у Него возможностей и способов человека поставить в нужное русло очень много: через людей, через болезни, через сродников скорби такие пошлёт, что лучше не испытывать. И если матушка делает замечание или вразумление, научение какое-то – уж это принимать надлежит и стараться исполнить.

Хотел бы ещё раз поздравить всех с окончанием второй седмицы Великого поста. Время незаметно приближает нас уже к середине Четыредесятницы. Ну как и вся жизнь – она проходит от нас как в каком-то сне. Вот мы как будто живём, вот нам 20, вот нам 30, а вот нам уже 50, а тут уже 70. Ты вроде сначала ходил на четырёх ногах – на руках и на ногах ползал, потом на двух, а потом снова на трёх – уже с палочкой ходишь. Так человек это проходит очень быстро, незаметно для себя. Думаешь: ну вот впереди ещё столько всего, а уже седые волосы; впереди ещё столько событий, а утром пытаешься вскочить – а уже всё болит, уже и не можешь. А если ничего не болит, значит умер (как говорят, да: когда за 50, если у тебя ничего не болит – значит ты уже умер). Кстати, помолитесь, вот сегодня скончался у нас иеродиакон Евтихий, буквально во время Литургии. Он Псково-Печерский насельник, онкологией болел, но сам для себя этого не знал. Буквально полтора месяца назад обследовался и Господь его сегодня призвал. Уже всё было неоперабельно, пытались как-то помочь, но ничего не помогло. Так что, как говорил старец Павел Груздев, полезно размышлять о смерти. Вот мы ходим, живём, а уже растёт то дерево, из которого нам сколотят гроб. Оно уже растёт, точно растёт, и действительно мы не знаем, когда Господь нас призовёт, поэтому нужно жить каждый день внимательно и каждый день, как последний.

Матушка, поздравляю вас с праздником, престольным праздником обители. И хочется пожелать помощи Божией, сестрам – не унывать. Господь рядом, Он всегда откликается на наши нужды и просьбы. Те, кто уже в немощи, пусть благодарит Бога, что Господь даёт возможность жить в монастыре и особенно последние годы жизни здесь провести. Вы много потрудились, создавая те условия, которыми пользуется сейчас молодёжь. А молодёжь – давайте служить искренне и по-сестрински тем, кто прошёл самые трудные испытания воссоздания обители. Ну, а матушке игумении, и мать Татьяне (вот сегодня мать Маркелы нет, но недавно заезжал к ним), и отцам нашим – терпения в монашеском делании. Послушание игуменское – это вообще что-то такое нечеловеческое, скажем так, превыше сил человеческих, потому что тут только за милость Божию можно всё это вытерпеть. Постоянно что-то происходит: то одно, то другое, то третье; нужно внимание, нужно терпение, нужно, самое главное, любовь, чтобы вместить всех: и послушных, и непослушных. Конечно, хочется пожелать вам в этом деле сил, терпения и мудрости.

Всех – с праздником, особенно тех, кто причастился сегодня Святых Христовых Таин. Пусть та благодать, о которой говорил святитель Григорий Палама, тот Нетварный свет, учение о котором он защищал, радует и напитывает наши души как можно чаще. А для этого нужна борьба – борьба со страстями, борьба со своим ветхим человеком, не желающим никак от чего-то отказываться; он наслаждался бы всю жизнь негой и радостями. И вот всего это вам желаю – этой благодати Божией, прежде всего, чтобы озарение Нетварным светом как можно чаще посещало ваши души. С праздником!

16 марта 2025 года,
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь

Митрополит Матфей возглавил престольное торжество в Снетогорской обители

16 марта 2025 года, в Неделю 2-ю Великого поста и день памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского, митрополит  Псковский и Порховский Матфей совершил Божественную Литургию на месте подвигов угодника Божия – в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко); клирики Рождества Богородицы Снетогорского монастыря: протоиерей Александр Савельев, протоиерей Алексий Трофимов, иеромонах Александр (Анисимов), иеромонах Евфимий (Запекин); насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Кронид (Калашников).

Песнопения Литургии исполнил хор сестер обители под управлением монахини Михаилы (Писаревой). За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин), настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского монастыря игумения Рафаила (Позигунова) с сестрами обители, насотятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Татиана (Пашкова), многочисленные прихожане и паломники.

По окончании праздничного богослужения митрополит Матфей обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Матвея Елисеева

В День православной книги в ПсковГУ прошла встреча студентов с автором монографии «Святогорский монастырь Псковской епархии в XVIII – начале XX веков»

14 марта 2025 года, в День православной книги, в Псковском Государственном университете прошла встреча студентов исторического факультета с настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в пгт. Пушкинские Горы протоиереем Михаилом Ивановым. 

Автор монографии «Святогорский монастырь Псковской епархии в XVIII – начале XX веков», отец Михаил рассказал студентам историю Свято-Успенского Святогорского монастыря Псковской епархии за последние триста лет.

По материалам группы кафедры философии и теологии ПсковГУ

В Воскресной школе для взрослых храма святых Космы и Дамиана (с Примостья) очередное занятие было посвящено фрескам Пскова

11 марта 2025 года при храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (с Примостья) города Пскова состоялось очередное занятие в Воскресной школе для взрослых на тему: «Фрески – чудо и слава Пскова».

Лектором выступила известный кандидат искусствоведения Тамара Васильевна Шулакова.

Наши фрески – главный бренд Пскова, который мало кому известен… Это шедевры, сопоставимые с творениями Рафаэля и Леонардо да Винчи. Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже.

Фрески Пскова – настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте «умозрение в красках». Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелетова. Целью этой громадной духовной работы была и демонстрация исторической эрудиции и приобщение к мировым ценностям – Псков искал свой путь в вере, искал истово и искренне. Это был путь духовной аскезы, подвижничества жертвенности, эсхатологической ответственности. На пути Богоискательства мистические озарения преображают лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывисто-экспрессивной манерой Снетогорья, а Мелетово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.

Сказано же нашими врагами после неудачной попытки в очередной раз взять город: «Не так крепки стены, как крепок дух псковский!» Без этого обращения к духу Православия, явленному в средневековой псковской школе искусства, нет настоящего понимания этого города. Довмонтов город – это наши «Псковские Помпеи», как их назвала известный псковский исследователь Елена Морозкина. Так почему мы до сих пор знаем и почитаем Помпеи итальянские, а свои – нет? Недаром специалисты говорят, что древняя псковская живопись такая мудрая, такая богословски утонченная, что равна только той, что культивировалась в прославленном богословском духе на Афоне.

Псковичи в древние времена были люди вольные, они и князю могли сказать: «А ты княже, не прав до правды и псковичей». Раньше в Пскове была часто употребима поговорка: «Правда и вера светлее солнца» – по этому закону жили псковичи. И нам до них – как до солнца! Но их достижения, традиции, наследие надо изучать! Гордиться этим мы обязаны! 

По материалам группы храма Космы и Дамиана (с Примостья)

Митрополит Матфей возглавил всенощное бдение в Псково-Печерском монастыре

15 марта 2025 года, накануне Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Псковский и Порховский Матфей возглавил всенощное бдение в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили братия и гости обители в священном сане. Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор монастыря под управлением монаха Антония (Лисова) и Архиерейский хор под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники монастыря, студенты Псково-Печерской семинарии, прихожане обители и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

В Центре православного добровольчества «Путь добра» состоялась встреча со священником на тему «Великий пост» 

13 марта 2025 года в Центре православного добровольчества «Путь добра» города Печоры состоялась встреча с настоятелем храма Рождества Христова (в Майском) города Печоры иереем Сергием Таракановым, посвященная духовной жизни человека в период Великого поста.

В ходе беседы, куратор Центра добровольчества отец Сергий ответил на вопросы: что такое Великий пост и почему он начинается в разное время? Также собравшиеся изучили календарь Великого поста и узнали название и смысл всех предстоящих недель поста.

В завершение участники задали вопросы, которые будут обсуждаться на следующей встрече.

По материалам группы храма Рождества Христова (в Майском)

В День православной книги в Псковском Государственном университете прошла акция «Возьми книгу с собой»

14 марта 2025 года, в День православной книги, в Псковском Государственном университете прошла акция «Возьми книгу с собой», организатором которой выступили Отдел религиозного образования и катехизации Псковской епархии и кафедра философии и теологии ПсковГУ.

Акция прошла на территории главного корпуса университета и в здании Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций. Руководитель Отдела религиозного образования и катехизациии протоиерей Роман Ледин в беседе со студентами ответил на вопросы ребят и из всего многообразия представленной православной литературы помог каждому выбрать книгу, полезную для его души. 

По материалам группы кафедры философии и теологии ПсковГУ

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь приглашает прихожан и паломников на престольный праздник

16 марта 2025 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы и день памяти основателя обители преподобномученика Иоасафа Снетогорского, в Рождества Богородицы Снетогорском женском монастыре состоится престольный праздник, который возглавит митрополит Псковский и Порховский Матфей.

Сестры обители приглашают всех желающих разделить радость общей молитвы и престольного торжества.

Встреча Владыки и начало Божественной Литургии – 08:00.

На радио «ПЛН FM» состоялся новый выпуск программы «Пастырь», посвященный Великому посту

14 марта 2025 года в эфире радио «ПЛН FM» вышла очередная программа из цикла «Пастырь». Насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Авенир (Осауленко) рассказал радиослушателям о периоде Великого поста.

Напомним, «Пастырь» — программа, в которой представители Псковской епархии рассказывают радиослушателям о церковных праздниках и особенностях православных традиций.

По материалам Псковской ленты новостей

Митрополит Матфей провел встречу, посвященную проведению в Псковской области X этапа культурно-образовательного кластера «Город мастеров»

14 марта 2025 года в Архиерейской резиденции состоялась рабочая встреча митрополита Псковского и Порховского Матфея, заместителя губернатора Псковской области Ольги Тимофеевой и президента Центра кинофестивалей и международных программ Татьяны Шумовой, посвященная проведению в Псковской области X этапа культурно-образовательного кластера «Город мастеров».