Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником! Сегодняшний воскресный день – это Неделя (церковно-славянское название воскресенья) перед «Неделей перед Рождеством Христовым». И называется он «Неделей святых праотец», потому что этот день посвящен памяти всех ветхозаветных патриархов, родоначальников народа избранного, в котором родился, когда исполнилась «полнота времен», по слову апостола Павла (Гал. 4:4), Христос-Спаситель. И если мы внимательно вчитываемся или вслушиваемся в тексты песнопений, которые звучат в этот день, то перед нами проходит целая череда святых Ветхого Завета – от Адама до Иосифа Обручника. И таким образом символически представлена как бы вся история Ветхозаветной Церкви, которая прошла в ожидании спасения. Эта история соткана из жизней многих и многих отдельных святых и праведных людей, о каждом из которых можно рассказывать много: о его истории, о его вере, о его служении Богу, иногда, может быть, даже о его сомнениях, о его борьбе с собственной немощью и, в конце концов, о его верности Богу. Из таких историй, как из узоров, соткан ковер всей истории дохристианского человечества, которая была проникнута ожиданием спасения.

Нас с вами, дорогие отцы, братья и сестры, роднит с этими древними праведниками многое. Да, мы, в отличие от них, находимся уже в свете пришествия Христова, мы живем в эпоху Нового Завета. Мы – чада Божии, мы познали истину, явленную нам во Христе Спасителе. Мы живем в свете спасения, в свете того, что они только ожидали, что они только предчувствовали, к чему только устремлялись. Но, вместе с тем, наша жизнь тоже проходит в ожидании. Мы продолжаем, как и они, свое странствование в этом мире, и Рождественский пост как бы нам напоминает вновь об этом, потому что в этом литургическом времени – в ожидании Рождества Христова – мы можем привести себе на память, что все мы находимся в ожидании Его второго и славного пришествия в этот мир – того события, о котором говорит и Слово Божие, и наш Символ Веры, говоря: «Его же царствию не будет конца»; а также о том, что с этим Его чаемым пришествием будет связано «воскресение мертвых и жизнь будущего века». И Церковь продолжает жить этим чаянием, этим ожиданием, этой надеждой. Но вместе с тем – и в этом заключается чудо нашей веры и чудо самого присутствия Божия среди нас – мы имеем возможность уже здесь и сейчас прикоснуться к этой тайне, к этой реальности. Она приоткрывается нам в Церкви, в Таинствах, прежде всего, а также в ощущении присутствия Божия в нашей жизни. Но прежде всего всякий раз, когда мы приступаем к Святой Чаше, мы как бы и участвуем в том самом пире Агнца и Его Церкви, о котором повествует книга Откровения, как о том, что должно начаться, наступить в конце времен. И поэтому каждая Литургия как бы нас выхватывает из естественного, временнóго хода событий и поставляет перед лицом Вечности.

Мы уже собраны у престола Божия, уже Господь, Победитель смерти, среди нас, мы уже призваны, согласно притче, которая сегодня прозвучала, в Его Царство. И вот, откликаемся ли мы на этот призыв Божий, или затворяем двери своего сердца, оставаясь глухими для Бога, это зависит от каждого из нас. «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24) – такими словами заканчивается притча, толкование на которую уже сегодня прозвучало. Не потому, что Господь выбирает только некоторых. Господь всех призывает, но только некоторые откликаются на этот призыв. Не потому, что Господь нас считает недостойными, а, как сказал митрополит Антоний Сурожский, потому что многие люди считают Бога недостойным себя – потому мало избранных. Все зависит от свободной воли человека, от воли каждого из нас. Не потому, что нас Господь не спасает, а потому, что мы сами можем отказаться от спасения. И в этом заключается уникальность человека, его отличие от всего творения Божия, которое открыто, прозрачно для Бога. И только человек может сказать Богу «нет». Но и в этой же свободе открывается величайшая возможность. Когда мы отвечаем Богу «да», когда мы отвечаем Ему любовью на любовь, верой на веру, преданностью за преданность, за Его верность нам, то открываются возможности, которые недоступны никакому другому творению. Это единство с Богом в вечной жизни с Ним, уподобление Ему, вечная слава и вечная радость. Выбор – за человеком. Господь Свой выбор сделал, Он желает спасения каждого из нас. Ответим ли мы сами на этот призыв – вот вопрос, который мы ставим себе в течение всей своей жизни, и отвечаем на него каждый день этой жизни.

В том отрывке из послания к Колоссянам святого апостола Павла, который прозвучал сегодня, есть замечательные слова: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Как хорошо эти слова ложатся на время, предшествующее Рождеству Христову, как будто мы должны проверять ими, как светильником, свою совесть, свою жизнь, исправить ее, может быть внести чистоту, святость, свет, если этого не хватает в нашей жизни. Но эти же слова – звучат актуально в течение каждого дня всей нашей жизни: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Такое обетование дается всем верным, всем, кто желает спасения, кто открывает свое сердце Богу. «Итак, – продолжает апостол, – умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Страсть, по-гречески, «па́фос». У многих людей, может быть, у каждого, есть та или иная страсть. На самом деле это не что-то, что дарует человеку счастье или блаженство, а нечто противоположное. Страсть – это буквально «страдание», то, что нас лишает и свободы, и подлинной радости, и подлинной жизни, то, что нас порабощает. Но и от этого рабства, и от этого закабаления может избавить нас Спаситель – освободить, вывести в Свой свет, даровать нам подлинную свободу и подлинную жизнь. И далее идут наставления, которые, опять же, так хорошо могут звучать, как наставления для христианского проведения поста, но они же – эти наставления – служат руководством для каждого дня нашей с вами жизни, для каждого дня подлинной христианской жизни. «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:8). Апостол Павел здесь вновь употребляет образ «совлечения» – то есть, мы можем снять некую ветхую или грязную одежду – одежду наших грехов, наших пристрастий, наших духовных немощей. Взамен нее нам дается одежда чистоты, одежда правды, одежда святости, которую символизирует белый цвет крещальной одежды. Но эта одежда, в которою мы облекаемся – есть благодать Христова, благодать познания Его, «мы обновляемся в познании по образу Создавшего нас» (Кол. 3:11), как говорит апостол Павел. И Создатель наш, и Спаситель наш – это Господь Иисус Христос. И мы можем облечься Его благодатию: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» – вот наша подлинная одежда, и наш щит, и наша слава.

Будем и об этом помнить, и будем стараться не растерять чистоту этой одежды, беречь ее, возгревать этот огонь веры, эту святость, эту чистоту, к которой мы все с вами прикоснулись, придя когда-то к вере, приняв Крещение, приступив к Таинствам, возродившись для жизни вечной в Боге, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3:11). То, о чём говорит апостол Павел, звучало совершенно по-новому, это переворачивало сознание и иудеев, и язычников того времени. Иудеи презирали всех не-иудеев, считая их варварами. Римляне также относились к не-римлянам. Эллины гордились своей утонченной культурой и считали все прочие народы ниже самих себя. Рабы составляли низшее сословие, приравниваясь просто к имуществу. Женщины были лишены многих и многих своих прав, которыми обладают ныне в культуре, впитавшей в себя христианские начала. Но апостол Павел говорит, что во Христе все эти границы стираются: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, а всё и во всех Христос» (Кол. 3:11). Те, которые познали Христа, познали вместе с тем, что ничто не может разделить их с Богом, как замечательно сказал об этом апостол Павел в другом месте, в Послании к Римлянам, говоря, что никто и ничто не может нас разлучить от любви Божией (см. Рим. 8:35-39). Но это значит, что во Христе падают и все социальные, и национальные, и политические преграды. И нет такого человека в мире, который не может быть нам братом во Христе, или которого мы призваны ненавидеть, или за которого не принес Себя в жертву Христос Спаситель. И для всех, верных Ему, не может быть никаких искусственных преград, искусственных разделений, но «всё и во всем, – как говорит апостол Павел, – Христос».

Вот этому нас тоже научает нынешнее слово: возвыситься над обычными человеческими страстями, над привычными нам разделениями, научиться любви евангельской – то, к чему призваны все подлинные христиане, все подлинные ученики и ученицы нашего Господа и Спасителя. Это путь веры, путь христианской жизни, путь святости, который предстоит или предлежит для каждого из нас. И вот пойдем ли мы по этому пути, откликнемся ли мы на зов Божий, на Его призыв, опять же, зависит от каждого из нас. Вечеря Царствия Божия уготована, и мы все призваны. Ответим же мы Господу: «да, Господи!». Ответим же Ему: «Аминь, я принимаю Твоё приглашение, я буду стараться быть верным Тебе всю свою жизнь, я хочу быть с Тобою и в этой жизни, и в будущей. Да, Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Аминь.

24 декабря 2023 года,
храм апостолов Петра и Павла (с Буя) города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.