Слово митрополита Звенигородского Арсения в день памяти равноапостольного великого князя Владимира

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю с праздником! Сегодня, в этот день вместе с памятью Крестителя Руси мы, вот уже на протяжении целого ряда лет, соединяем воспоминания о том величайшем событии в истории нашего народа – то есть о самом Крещении Руси – рядом с которым трудно что-то поставить в один ряд. Это событие, которое предопределило судьбу не только самого князя, не только его семьи, окружения, современников, но и судьбу всех прочих поколений нашего народа – и нас сегодняшних, и тех, кто ещё придёт после нас. И, как сказано в молитве этого дня, Церковь приносит Господу как «прекрасный плод спасительного сеяния Слова Твоего, лики святых» (молитва на молебне в память Крещения Руси).

Святые, которыми богата наша история, история нашей Русской Церкви, история нашей Псковской земли – это лучшее свидетельство того, что дело Христово живёт и действует, и Дух Святой продолжает оживотворять души человеческие и приводить людей ко Христу. И наш народ когда-то, после исторического выбора святого благоверного князя, который был, конечно же, орудием Промысла Божия, тоже приобщился к этой великой семье – к Церкви Христовой, к Церкви Вселенской, к истории святости и к истории спасения, которая продолжается. И не только в лице святых, но и в лице каждого православного человека, живущего на этой земле – и нас с вами, и наших потомков. И мы просим и молим Господа, чтобы Он благословил землю Русскую, чтобы та благодать и тот свет, который когда-то воссиял в Днепровской купели и осветил наши народы, никогда не покидал нас, а продолжал вести нас ко Христу, преодолевая всё зло, всю неправду, весь грех, продолжал бы нас соединять друг с другом в союзе мира, истинной веры, любви к своей истории и любви друг ко другу.

Сам благоверный князь в своей жизни явил классический пример того, что именуется в Церкви «покаянием», а по-гречески μετάνοια [метанойя] – «переменой ума». Он пережил радикальную перемену, придя к вере – это можно сравнить только с покаянием разбойника на кресте. Возможно, потому что и князь Владимир в язычестве вёл далеко не праведную жизнь – это была жизнь жестокого воина, властолюбивого человека, который предавался и плоским страстям. Историки, в зависимости от их отношения к Церкви и к вере, по-разному оценивают мотивы, которые побудили святого князя выбрать Православие. Но для нас, для людей веры, очевидно одно: первое, что бросается в глаза – эта та разительная перемена, которая произошла с ним. Это был искренний выбор и выбор того самого лучшего, что он нашёл, добросовестно исследовав все возможные пути. И какая перемена происходит с ним? Он полностью меняет свою жизнь. Он обращается от тьмы к свету, от греха – к праведности. Он воспитал прекрасных святых Бориса и Глеба. Он открывает благотворительные учреждения, оказывает дела милосердия всем обращающимся, строит храмы. Он был недалёк от образа идеального правителя, учитывая, что идеала в нашем мире всё-таки не существует. Идеал – только сам Господь, к Которому мы стремимся. Но та перемена, которая произошла с ним, она действительно потрясает.

Знаменательный также момент описывается в летописи о выборе веры – потрясение посланцев князя Владимира в Константинополе красотой православного богослужения. И в отличие от многих наших современников, которые могут любоваться древними иконами, храмами или церковными песнопениями, но при этом внутренне быть чуждыми Богу, люди того времени были не такими, а более последовательными. И, увидев неизреченную красоту, рядом с которой ничто иное не может находиться, они всей душою, в лице князя Владимира, прежде всего, и его окружения последовали к источнику этой красоты, то есть ко Христу. И вместе с тем привели к Богу свой народ, совершив дело, которое по значению может быть приравнено только к той самой апостольской проповеди, которая звучала в первые века Христианства, почему и сам князь называется – равноапостольным.

Мы вспоминали ещё недавно память святой Ольги – бабушки благоверного князя. И кто знает, какое влияние (а мне кажется, достаточно очевидное) имела эта святая женщина на своего внука. Ей не удалось привести к вере ни супруга, ни своего сына. Она продолжала одна мужественно стоять в вере, может быть только возлагая на Господа надежды, что когда-то это принесёт плоды. И плоды не замедлили себя ждать. Но святая равноапостольная Ольга могла созерцать их уже из вечности. Но какой прекрасный плод – Крещение Руси! «Она, – говорит митрополит Антоний Сурожский, – смогла передать своему внуку Владимиру… новое измерение человечества и пробудила в нем голод по вещам более великим, более правдивым и более святым, чем ложные боги, которых почитал его отец» (Проповедь митрополита Сурожского Антония «Равноапостольная княгиня Российская Ольга», 24 июля 1988 г.). И он сделал тот выбор, истинность которого предчувствовал, вероятно, ещё с самого раннего детства, быв последовательным и в этом до конца. Мы сегодня совершили благодарственный молебен о том, что Господь так благословил землю Русскую и нашу Церковь, и не оставляет Своим попечением, Своей любовью.

Как вам, наверное, уже известно, мне в ближайшее время предстоит покинуть пределы Псковской земли, чтобы по благословению Священноначалия – Святейшего Патриарха и Священного Синода – продолжить служение на новом месте. Я не так много времени провёл во Пскове, но мне кажется, что я здесь давно и давно люблю этот город, эту епархию, эти прекрасные храмы, и этих прекрасных людей, которые здесь живут и которые сейчас, в частности, стоят в этом храме. Я думаю, что нам, как людям веры, следует полагаться всецело на Промысл Божий. И сквозь все человеческие обстоятельства, порой непростые, видеть Его спасающую руку и быть верными Ему, и принимать всё с благодарением. И поэтому, вспоминая сегодня слова апостола Павла для себя и для всех для нас, говорю: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», Господе нашем (1Фес. 5:16-18). Аминь. С праздником!

28 июля 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

В Неделю 5-ю по Пятидесятнице Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе совершил митрополит Звенигородский Арсений

28 июля 2024 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти равноапостольного великого князя Владимира, митрополит Звенигородский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; клирик Новгородской епархии протоиерей Сергий Золотарев; клирики Троицкого кафедрального собора: иерей Антоний Рехлов, иерей Антоний Афанасьев, иерей Антоний Савченко; настоятель Единоверческой общины Псковской епархии священноиерей Димитрий Кириченко; клирик Свято-Введенского монастыря иерей Лев Родионов. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники. По окончании Литургии был совершен праздничный молебен Господу Богу и святому равноапостольному князю Владимиру.

Затем митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство, дорогие владыки, дорогие отцы, уважаемые представители государственной власти, музейного, научного и культурного сообществ нашего региона, дорогие братья и сёстры, всех вас сердечно приветствую с этим нашим общим праздником!

Сегодня и Псков, и вся Православная Церковь вспоминает удивительную святую, первую в истории Руси женщину-правителя, которую мы прославляем прежде всего за то, что она была предвестницей Крещения Руси, как называет её летописец: «заря, предшествующая солнечному свету» или «луна, воссиявшая во мраке языческой ночи» («Повесть временных лет»). Она первая почувствовала, первая, можно сказать, предвидела будущее величие нашего Отечества в лоне Христовой Церкви, в свете Православия, в свете послушания Христу и Его заповедям. И при этом ей было далеко не легко.

В то время, когда Ольга сделала выбор и крестилась сама – в середине X века – выбор христианства и в варяжской дружине её мужа, а потом и сына, и в целом в обществе того времени считался выбором слабых, выбором робких людей. Хотя при этом думающие и духовно чуткие люди не могли не видеть, что сама Ольга не была ни слабой, ни робкой. Об этом мы знаем и благодаря её жизни в язычестве, но ещё больше, может быть, благодаря тому, как она мужественно и целеустремлённо придерживалась своей веры – выбранной, выстраданной, осознанной, среди языческого окружения, непонимания, может быть, насмешек, но при этом делая всё, чтобы и самой лично остаться верной Христу, и подать пример всем тем близким, согражданам, соотечественникам, для которых это важно и для которых это может быть судьбоносно. Так оно и случилось. Хотя она не увидела при жизни плоды своей веры, своего выбора, но уже её внук стал крестителем Руси. И, как замечает летописец, описывая историю выбора веры, одним из важнейших аргументов его окружения был именно тот факт, что «его бабка, мудрейшая из людей, выбрала православие» («Повесть временных лет»).

В земной жизни каждый из нас может испытывать и трудности, и страх, и какие-то сложные обстоятельства, которые требуют от нас сложного выбора, верности Богу, верности своим идеалам, правде, любви. И может быть, не каждый из нас может осознать последствия своего выбора и этой верности, но плоды точно есть – и нашей верности Богу, и нашей верности семье, вере, Отечеству. Каждый наш верный выбор принесёт многий плод, согласно евангельской притче: «во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8).

И пусть пример святой Ольги, которая сделала всё для крещения Руси, ставшего следствием её выбора, её верности, будет для каждого из нас укреплением, вдохновением, благословением. А она остаётся для нас близкой землячкой, молитвенницей и ходатаицей пред Богом уже в жизни вечной: за свой город, за своё Отечество, за свою Церковь. С праздником, дорогие друзья, дорогие псковичи и гости нашего прекрасного города!

24 июля 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

В день памяти святой равноапостольной княгини Ольги митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

24 июля 2024 года, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Великолукский и Невельский Сергий; викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей; секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко); настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Невель протоиерей Пётр Нетреба; благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; наместники епархиальных монастырей, благочинные церковных округов, настоятели и клирики храмов епархии, а также гости праздника в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин), игумении женских монастырей, прихожане кафедрального собора, паломники и многочисленные псковичи, собравшиеся почтить память равноапостольной княгини Ольги.

По окончании Литургии на Вечевой площади Псковского кремля был совершен праздничный молебен.

В завершении молебна митрополит Арсений вручил благодарственные Архиерейские грамоты во внимание к усердным трудам на благо Святой Православной Церкви и Псковской епархии: первому заместителю губернатора Псковской области Вере Емельяновой, заместителю губернатора Псковской области Ольге Тимофеевой, уполномоченному по правам ребенка в Псковской области Наталии Соколовой и руководителю филиала фонда «Защитники Отечества» по Псковской области Надежде Васильевой.

Затем владыка Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова и Ярослава Шувалова

В канун дня памяти святой равноапостольной княгини Ольги митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе

23 июля 2024 года, накануне дня памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством; настоятель храма Архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков; настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа города Всеволожска Выборгской епархии протоиерей Роман Гуцу; настоятель храма преподобного Варлаама Хутынского города Пскова протоиерей Виталий Герусов; настоятель храма Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы города Пскова протоиерей Владимир Танцурин; настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова протоиерей Роман Ледин; настоятель храма иконы Казанской Божией Матери посёлка Плюсса иерей Сергий Тихомиров; настоятель единоверческой общины Псковской епархии иерей Димитрий Кириченко; настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов и гости праздника в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане кафедрального собора, паломники и абитуриенты Псково-Печерской духовной семинарии.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова и Ярослава Шувалова

В день 80-й годовщины освобождения города Пскова от немецко-фашистских захватчиков Митрополит Арсений совершил заупокойную литию по воинам-освободителям

23 июля 2024 года, в день 80-й годовщины освобождения города Пскова от немецко-фашистских захватчиков, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил заупокойную литию на могиле Неизвестного солдата.

За богослужением молились губернатор Псковской области Михаил Ведерников, глава города Пскова Борис Ёлкин, представители городской власти, правоохранительных органов и воинских структур, ветеранских организаций и псковичи, собравшиеся в этот день отдать дань уважения погибшим защитникам Родины.

По окончании заупокойной литии состоялось торжественное возложение гирлянды Славы, а также цветов к могиле Неизвестного солдата, как дань вечной памяти беспримерного подвига воинов-защитников.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений возглавил работу приемной комиссии Псково-Печерской духовной семинарии

22 июля 2024 года начались вступительные экзамены для желающих обучаться в Псково-Печерской духовной семинарии.

Приемную комиссию возглавил исполняющий обязанности ректора семинарии митрополит Псковский и Порховский Арсений. В состав комиссии также вошли: первый проректор семинарии игумен Августин (Заярный), проректор по учебной работе Владимир Дмитриев, преподаватели и методисты семинарии.

Во второй день вступительных испытаний абитуриенты прошли собеседование, в ходе которого была проверена степень владения церковнославянским языком, знание молитв и Закона Божия.

Завершатся вступительные экзамены 24 июля, после чего будут оглашены списки зачисленных на одно из двух направлений подготовки: “Теология” и “Подготовка служителей религиозных организаций”.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений принял участие в торжествах по случаю 445-летия явления Казанской иконы Божией Матери

 

21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), молитвенные торжества в столице Республики Татарстан возглавили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Утром в Благовещенском соборе Казанского кремля перед чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, переданным в Казань из Ватикана в 2005 году, было совершено молебное пение. Затем начался общегородской крестный ход со святыней от Благовещенского собора к месту обретения чудотворного образа — в Казанский кафедральный собор Казанского Богородицкого мужского монастыря.

По прибытии крестоходцев началось служение Божественной литургии в Казанском соборе. В праздничном богослужении приняли участие митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Курганский и Белозерский Даниил, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Оренбургский и Саракташский Пётр, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, митрополит Псковский и Порховский Арсений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, епископ Тарский и Тюкалинский Викентий, епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий, епископ Троицкий и Южноуральский Павел.

Архипастырям сослужили представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма преподобного Серафима Саровского города Екатеринбурга архимандрит Гермоген (Еремеев), благочинный приходов Русской Православной Церкви Заграницей в Новой Зеландии протоиерей Владимир Бойков, секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков, насельник Никольского монастыря города Гомеля архимандрит Савва (Мажуко), секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Казанско-Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский), духовенство митрополии и священнослужители, сопровождающие прибывших в столицу Татарстана архиереев.

Песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко и хор духовенства Казанской епархии под управлением протоиерея Иоанна Барсукова.

За Литургией молились монашествующие Казанской епархии, многочисленные прихожане храмов столицы Татарстана и паломники. Среди почетных гостей в соборе присутствовали премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин и посол Словакии в России Любомир Регак.

Праздничное богослужение транслировалось в прямом эфире на православном телеканале «Союз» и в сообществе «Православие в Татарстане» социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tatmitropolia). Для удобства большого количества верующих на площади перед собором был установлен экран, на котором велась трансляция торжеств.

На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. На заупокойной ектении возносились прошения об упокоении души архиепископа Иеремии, участвовавшего в обретении Казанского образа Царицы Небесной, и митрополита Феофана (Ашуркова), трудившегося над воссозданием Казанского собора. Также были вознесены молитвы о почивших архипастырях Казанских, игумении Рахили (Ершовой) и сёстрах Казанской Богородицкой обители.

По запричастном стихе проповедь произнёс архимандрит Савва (Мажуко).

После отпуста митрополит Вениамин обратился к верующим со словом:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Кирилл! Дорогие Преосвященные владыки, прибывшие на праздник, высокие гости, представители Поместных Церквей! Уважаемый Алексей Валерьевич, председатель Правительства Республики Татарстан! Дорогие отцы, братья и сёстры!

Приятно и радостно в этом наполненном людьми храме разделять празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Пресвятая Богородица собрала нас сегодня, привлекла Своей материнской любовью, чтобы здесь совершалась молитва едиными устами и единым сердцем.

445 лет тому назад на этом месте было пожарище. Люди, которые здесь жили, были подобны ходящим во тьме неведения. Некоторые были просвещены светом веры, но при этом колебались, сомневались. Люди видели трудности жизни и от этого колебались их сердца. Они поднимали взор к небу, ища помощи, смотрели по сторонам — а утешение пришло из земли. Там отроковица Матрона нашла чудотворный образ, который до сего дня несёт радость и утешение людям, является источником всякой благостыни.

О явленной в Казани иконе знают в разных странах. Представители разных народов обращаются ко Пресвятой Деве Марии, молясь перед Казанским образом. И то, что сегодня здесь во множестве собрались паломники из разных мест, говорит о том, что Матерь Божия объединяет всех. Её материнское сердце вмещает всех людей, все страны и народы. Она нас всех подвигает к сугубой молитве.

Пусть сегодняшний праздник вдохновит каждого из нас исполнять Божественные заповеди и совершать угодное Пресвятой Богородице и Её Божественному Сыну, Господу нашему.

Сердечно благодарим Вас, дорогой владыка Кирилл, за приглашение, за организацию этого церковного торжества. Пусть Казанская митрополия и Казанская земля процветают, духовно украшаются, приносят обильные плоды во славу Матери Церкви и во спасение многих!

Также с приветственным словом обратился митрополит Нифон:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Кирилл! Дорогие владыки! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Мы, представители Поместных Православных Церквей при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, благодарим Вас за любезное приглашение разделить с Вами и народом благословенного города Казани радость праздника чтимой Казанской иконы Божией Матери. Сегодня нашей совместной молитвой мы свидетельствовали о единстве наших Церквей в духе любви и мира. Каждый человек когда-то сталкивается с вызовами современного мира, и мы в том числе.

Дорогой владыка! Ваш церковный опыт, духовное лидерство, межрелигиозная деятельность служат для нас примером, что на эти вызовы можно ответить твёрдо, храня свою веру, добавляя вселенский христианский дух к существующей картине мира.

С праздником, дорогие братья и сестры! Да дарует Господь всем вам заступничеством Пресвятой Богородицы крепость в вере и благополучие! Дорогой владыка! Пусть Матерь Божия покрывает Вас Своим омофором и хранит в добром здравии на многая лета во славу святой Русской Церкви!

Митрополит Кирилл приветствовал гостей и поздравил верующих с праздником:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Вениамин! Глубокочтимый владыка Нифон! Дорогие Преосвященные архипастыри! Всечестные отцы, дорогие матушки-игумении! Дорогой отец Марк и братия этой святой обители! Глубокочтимый Алексей Валерьевич! Дорогие братья и сестры, паломники и прихожане!

Всех вас поздравляю с праздником — днём явления на этом святом месте иконы Божией Матери, именуемой «Казанская». Чудесное обретение Казанского образа Царицы Небесной состоялось 445 лет назад. На протяжении нескольких столетий этот праздник каждый год особо совершается в нашей стране. Это не просто церковное торжество, а настоящий народный праздник, любимый многими. Казанский образ Богородицы сегодня есть в доме каждого верующего, эта икона снискала неизреченную любовь нашего народа. А мы являемся, наверное, незаслуженными, но все-таки облагодатствованными хранителями этого святого места.

Большая радость видеть вас всех сегодня, молиться в этом величественном соборе, построенном на месте обретения чудотворной иконы. Ведь именно здесь Царица Небесная благоволила через Свой образ явиться верующим. Своими чудесами, любовью и покровительством Она объяла многие души, привела их к нашему Творцу и Богу, к Своему Божественному Сыну, Господу нашему Иисусу Христу.

Желаю каждому, чтобы наш путь всегда был озарён светом благословения Божия и покровом молитв Пречистой Богородицы. Пресвятая Богородица, помогай всем нам! Пресвятая Богородица, спаси всех нас! Как прежде, так и ныне храни землю нашу Русскую от всяких бед и невзгод!

В этот святой день все мы, живущие в Казани и Татарстане, чувствуем удивительное предстательство Богородицы за всех Её детей на земле. Все мы чада Царицы Небесной — и те, кто чтит Её Единородного сына, и те, кто пока не воспринимает веру сердцем. Через удивительный чудотворный образ Божией Матери мы сегодня имеем великую благодать надежды на заступничество Богородицы и здесь, в жизни временной, и в жизни вечной, перед престолом Отца Небесного.

Желаю всем нам с вами, чтобы мы сегодня утешились этим благословенным праздником и чтобы Царица Небесная помогала нам на путях нашей жизни. Давайте все вместе ещё и ещё раз вознесём к Матери Божией наши недостойные, но искренние и сердечные молитвы!

Преосвященные архипастыри, духовенство и верующие пропели молитву «Царице моя Преблагая».

Также глава Татарстанской митрополии выразил благодарность людям, трудами которых возрождён Казанский собор:

Находясь в этом святом храме, нам хотелось бы вновь и вновь поблагодарить руководство нашей республики и строителя нашего замечательного собора — Раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова, который передал всем вам слова поздравления с праздником.

Мы выражаем благодарность Государственному советнику Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и его помощникам, которые восстанавливали этот святой храм, и всем добрым людям, участвовавшим в возрождении Казанского собора.

Царство Небесное нашему дорогому митрополиту Феофану, который приложил огромные труды и молитвы для того, чтобы этот собор был восстановлен.

По окончании Литургии участвовавшие в богослужении архипастыри проследовали на могилу митрополита Феофана (Ашуркова), расположенную за алтарём Казанского собора, где пропели «Вечную память».

По традиции на территории Богородицкой обители для прихожан и паломников были организованы праздничная трапеза и культурно-просветительская программа. Добровольцы Казанской епархии провели благотворительные мероприятия, во время которых собирались пожертвования на нужды многодетных семей и на социальные проекты.

Фоторепортаж с Литургии иерея Александра Короплясова

Митрополит Арсений cослужил за всенощным бдением в Казанском кафедральном соборе города Казани


20 июля 2024 года, накануне Недели 4-й по Пятидесятнице, дня празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе совершили: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. митрополит Псковский и Порховский Арсений и сонм Архиереев Руской Православной Церкви.

Перед началом богослужения митрополит Арсений посетил могилу митрополита Феофана (Ашуркова) за алтарем собора Казанской иконы Божией Матери.

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко, хор духовенства Казанской епархии под управлением протоиерея Иоанна Барсукова. За всенощным бдением молились монашествующие Казанской епархии, прихожане казанских храмов и паломники.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» и на портале «Православие в Татарстане».

На утрене архипастыри и духовенство прочитали акафист Пресвятой Богородице перед чтимым списком Казанской иконы Божией Матери.

По окончании богослужения было совершено славление Царице Небесной перед чествуемым образом.

Фоторепортаж иерея Александра Короплясова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, которого сегодня вспоминает Святая Церковь.

Этот подвижник именуется ещё в некоторых текстах «игуменом земли Русской» на основании того значения, которое он имел и при жизни, и в лице своих учеников, и сам, уже за пределами жизни земной ходатайствуя о нас пред Престолом Небесным, для всей земли Русской. Он жил в очень непростое время: продолжалось татаро-монгольское иго, гнёт, висевшие над Церковью и над государством, сама государственность лежала в руинах. Но однако же, именно со времени преподобного Сергия начинается возрождение и Православия, а лучше сказать – православного монашества, но и в целом Православной Церкви и государственности. Удаляясь в Радонежский лес, этот подвижник не собирался становиться известным. Он не собирался быть главой какой-то общины учеников, или монастыря, а тем более Лавры. Он и не думал о том, что обитель, которую он основывает во имя Пресвятой Троицы, станет духовным центром, и на протяжении всех веков вплоть до сегодняшнего дня будет, наверное, центром духовным, главнейшей обителью на Руси. А его ученики, которые, как птицы из видения преподобного Сергия, разлетелись во все стороны, несли его слово, несли его уставы, его заветы.

В то время и Византия, духовная родина Руси, тоже переживала большие сложности. Эпоха православной Римской империи клонилась к закату, из-за наступления турецких армий сокращались границы этой империи всё больше, вплоть до границ самого града Константинополя и его окрестностей. Но именно во время этого умаления исторического, во время этого испытания в Византии начинается духовный рассвет, потому что это было время Григория Паламы и его учеников, из которых следует особенно выделить патриарха Филофея, благодаря которым тот многовековой опыт подвижников Восточно-православной Церкви, который именуется в богословско-аскетической литературе «исихия» – «безмолвие» или «умное делание», умная молитва, заключающийся в предстоянии перед Богом и даже в зрении Самого Бога в виде Нетварного света – получает догматические формулировки. Тем самым, авторитетом всей Церкви признаётся и защищается этот древний опыт православных подвижников.

И в это же время, при патриархе Филофее, ученике святителя Григория Паламы, из Константинополя приходит благословение Русской Церкви перейти на иерусалимский устав. А в частности применения к монашеству это означало введение строгого общежития. Во времена ордынского нашествия какой-то упадок коснулся и монастырей, где монахи жили каждый, как хотел, на своём иждивении. Но изначальные принципы общежительного монашества подразумевали строгое следование евангельской заповеди о любви, как в жизни первых христиан, как это описывается в книге Деяний святых апостолов: общая молитва, общая трапеза, общие послушания (см: Деян. 2:42-46). И именно при преподобном Сергии и при других подвижниках Русской Церкви того времени общежительный устав возрождает русское монашество. Но больше всего, конечно, не сама буква устава, а пример этих святых людей, каким был и преподобный Сергий, который, будучи игуменом монастыря, трудился как купленный раб для всей братии: сам колол дрова, сам носил воду, заменяя для своих монахов не только отца, но и мать, и при этом был строгим по отношению к себе и милостивым по отношению к другим. И это было время расцвета и Русской Церкви, и русской государственности. Потому что, как уже было сказано, именно при жизни преподобного Сергия произошла судьбоносная Куликовская битва. По его молитвам, по его благословению, русская сторона одержала победу. И, как сказал один из историков: «Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле… но вернулся русский народ» (Л.Н. Гумилев. «От Руси к России»)

Жизнь преподобного Сергия очень поучительна не только для его братии, не только для всех русских монахов, но и для каждого из нас. И каждый из нас может увидеть в его образе – в образе этого подвижника, который является, по сути говоря, олицетворением всей русской святости – что-то близкое, что-то родное, что-то светлое. Не случайно сегодня прозвучали слова апостола Павла, как и всегда на память преподобных отцов, являющиеся, может быть, надёжным критерием или компасом и для нашей души: кто мы, в каком направлении двигаемся, действительно ли мы наследники преподобного Сергия и той великой Руси Святой, или же заблудились и метаемся в разных направлениях? А как это проверить? И вот об этом – слова апостола Павла о том, что является истинными плодами Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Вот к этим добродетелям всем нам нужно стремиться, воспитывать их в себе, взращивать бережно, чтобы быть достойными наследниками и преподобного Сергия, и всех святых земли Псковской, и всех Русских святых, и всех святых Церкви Вселенской, по молитвам которых да управит нас Господь всех в мире, в правде, в любви и верности словам Христовым. Аминь. С праздником ещё раз вас поздравляю и с Великим освящением этого храма!

18 июля 2024 года,
 храм преподобного Сергия Радонежского (с Залужья)
города Пскова