Воспитанники Воскресной школы храма святителя Николая (в Любятово) города Пскова посетили пожарную часть

В ноябре 2023 года воспитанники Воскресной школы храма святителя Николая (в Любятово) посетили пожарно-спасательную часть № 2 города Пскова.

Пожарные рассказали ребятам о профессии и службе в МЧС, продемонстрировали специальную технику и оборудование, показали помещения части, научили надевать боевую одежду.

Сотрудник Управления надзорной деятельности и профилактической работы провела с гостями познавательную беседу о ключевых правилах пожарной безопасности в быту, наградив юных слушателей за внимание памятками и тематическими наклейками.

В благодарность за интересную экскурсию гости из Воскресной школы вручили сотрудникам пожарной части икону святого Николая Чудотворца и книги духовного содержания, а также сладкие сюрпризы, пожелав им спокойных дежурств и сил в непростом, но благородном деле.

По материалам сайта Главного управления МЧС России по Псковской области

В Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре завершается ремонт кровли

 

19 ноября 2023 года специалисты АНО «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области» сообщили, что в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре завершается ремонт кровли и покрытия куполов.

В рамках работ был заменен металлический остов, на котором был установлен крест, а также проходит замена обшивки главок с использованием медного покрытия. Кроме того, проводятся гидроизоляционные работы с целью уменьшения риска протечек и дальнейшего повреждения древних стен собора.

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, основан в 1455 году афонским монахом, преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии. В 1557 году здесь была построена каменная соборная Иоанно-Богословская церковь.

К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России, однако в 1918 году он был закрыт, и из обители были вывезены ценности.

В 1960 году ансамбль Крыпецкого монастыря был объявлен памятником республиканского значения.

Позднее, в 1990 году, монастырь был передан во владение Русской Православной Церкви, и началась реставрация памятников архитектуры, а также возобновлена монашеская жизнь.

Проводимые в данное время ремонтно-реставрационные работы имеют важное значение для сохранения исторического наследия монастыря и его архитектурных ценностей.

По материалам АНО «Возрождение»

Протоиерей Василий Лупаков в составе общественной наблюдательной комиссии посетил ИК-№4 и СИЗО-1

16 ноября 2023 года настоятель храма святителя Луки Крымского протоиерей Василий Лупаков в составе общественной наблюдательной комиссии посетил исправительную колонию №4 УФСИН России по Псковской области (поселка Середка Псковского района), а также следственный изолятор областного центра.

В проверке также приняли участие: председатель общественной наблюдательной комиссии Псковской области Николай Червяков, а также член общественной наблюдательной комиссии Ольга Шатова.

Визит общественников в пенитенциарные учреждения региона сопровождал помощник начальника управления по соблюдению прав человека в УИС УФСИН России по Псковской области Вячеслав Иванов. В ИК-4 члены ОНК проверили отряды для проживания осужденных, банно-прачечный комбинат, магазин, помещения комнат длительных свиданий, храм и коммунально-бытовые объекты. В СИЗО-1 совершен выборочный покамерный обход, проведены беседы с содержащимися лицами.

Во время посещения учреждений гости интересовались вопросами соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, трудоустройством, выплатами исковых обязательств, качеством приготовления пищи, а также материально-бытовым и медико-санитарным обеспечением. Кроме того, общественники проводили прием по личным вопросам, предоставляя обратившимся необходимую правовую и консультационную помощь.

По итогу посещений письменных замечаний от членов ОНК о нарушениях в деятельности учреждений не поступило.

По материалам группы храма Святителя Луки при больнице города Пскова

В Псковской епархии почтили память иерея Александра Цыганова

21 ноября 2023 года исполнился год со дня отшествия ко Господу воинского священника 234-го гвардейского десантно-штурмового полка 76-й дивизии ВДВ иерея Александра Цыганова, погибшего при исполнении пастырского долга по окормлению воинов в зоне СВО.

Заупокойные богослужения в этот день прошли в воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова, у могилы батюшки в погосте Выбуты и на территории 234-го полка. Почтить память героя собрались воинские священники Псковской епархии, прихожане храма и военнослужащие Псковского гарнизона.

По материалам группы храма святого Александра Невского города Пскова

Митрополит Арсений встретился с участниками флористического тура студии цветов “Васса” Псково-Печерского монастыря

21 ноября 2023 года митрополит Псковский и Порховский Арсений провел встречу с участниками очередного флористического тура в Псково-Печерский монастырь, организованного студией цветов “Васса”.

Во время беседы с исполняющим обязанности наместника Свято-Успенской Псково-Печерской обители иеромонахом Иларионом (Карандеевым), руководителем студии Алиной Кичайкиной и участниками очередного флористического тура Владыка Арсений познакомился с особенностями работы церковных флористов, историей возникновения студии цветов при монастыре и перспективами развития храмовой флористики.

Студия цветов “Васса” существует при Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре с 2022 года. В преддверии значимых церковных праздников, студия проводит набор желающих принять участие в украшении обители и организовывает для них флористические туры. Проект включает в себя не только обучение церковной флористике и обмен опытом в этой области, но и миссионерско-просветительскую деятельность. Флористы получают возможность посетить святые места монастыря, совместно помолиться и самое главное принять участие в праздничных богослужениях. По результатам тура флористы получают сертификаты о прохождении обучения и могут применять полученные знания на практике в своих городах и епархиях.

Участниками ноябрьского флористического тура стали 10 человек из Псковской, Московской, Санкт-Петербургской, Рязанской и Полоцкой епархий.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Преподаватель Псково-Печерской семинарии принял участие в конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»

15-16 ноября 2023 года на кафедре библеистики Московской духовной академии прошла Международная научно-практическая богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

В конференции принял участие кандидат биологических наук, преподаватель Священного Писания Нового Завета Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Стефан (Селезнёв) с докладом «Экзегетический анализ обращения γύναι в вопросе Господа нашего Иисуса Христа ко Пресвятой Богородице: Что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой (Ин.2:4)».

На брачном пире в Кане Галилейской Пресвятая Богородица обращается к Своему Сыну со словами: вина нет у них (Ин.2:3), на что Спаситель отвечает: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришел час Мой (Ин.2:4). Святитель Иоанн Златоуст видит в этих словах Спасителя упрёк Божией Матери, говоря: «Вот почему и Христос тогда сделал упрёк Матери, сказав: что Мне и Тебе, Жено? (Ин.2:4), внушая ей на будущее время не делать ничего подобного».

Именно разбору этого кажущегося недоразумения и посвящено толкование святителя Иоанна, который показывает, что Спаситель отнюдь не пренебрегал Своей Матерью, но напротив, оказывал Ей всяческое почтение и направлял Её по спасительному пути.

В самих словах Спасителя обращает на себя внимание обращение «Жено», вместо которого могло бы стоять «Матерь Моя». На необычность этого обращения указывали многие толкователи данного текста. Впервые в Священном Писании с этим словом мы встречаемся в первой главе книги Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27). В греческом тексте в данном отрывке стоит ἄρσεν καὶ θῆλυ, указывающие на пол творения.  Еврейский текст содержит фразу וּנְקֵבָה זָכָר, полностью соответствующую греческому переводу. Второй раз слово «жена» появляется во второй главе той же книги: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2:22). В этом отрывке используется слово γυνὴ, которое в следующих стихах связывается со словом «человек» (Αδαμ) уже не через пол, а через отношения. В еврейском тексте здесь также употребляются новые понятия אָדָם и אִשָּׁה, которые использованы и в первом библейском пророчестве: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).

Именно слово γυνὴ использует Спаситель, обращаясь к Своей Матери на браке в Кане Галилейской. Анализ данных понятий и контекста, в которых они применяются, позволяет увидеть слова Спасителя как указание на то, что пришло время для исполнения древнего пророчества, и что исполняется оно через Божию Матерь. Вопрос: Что Мне и Тебе, Жено? (Ин.2:4), указывает на то, в чём именно состоит исполнение данного пророчества; о чём мы можем судить через то описание подвига Господа нашего Иисуса Христа, который предлагает преподобный Максим Исповедник в своём произведении «Вопросоответы к Фалассию», а именно: в преодолении неукоризненных страстей и страха смерти. Именно такой подход позволяет понять слова святителя Иоанна Златоустого о том, что Спаситель, говоря Жено, произносил это, желая указать Пресвятой Богородице путь ко спасению; а также о том, что Его обращение не было грубостью. По словам святителя Иоанна, «…Он не оскорблял тем Матери; нет, а приносил Ей величайшую пользу…» Чуть позже он так выражает эту мысль: «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более о Ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся. Итак, эти слова были сказаны Христом Матери Его не по какой-либо надменности, но с особенною целию — чтобы и Ее саму поставить в надлежащие к Нему отношения…»

С приветственным словом выступил ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский).

Иеромонах Стефан (Селезнёв) выступил во второй сессии «Библейский кабинет Академии».

Основными целями конференции являются активизация научной деятельности преподавателей и обучающихся, а также развитие профессиональных сообществ преподавателей семинарий и академий.

По материалам Псково-Печерской духовной семинарии

 

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

21 ноября 2023 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, для которого этот праздник является одним из престольных.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря, с братией обители в священном сане; духовник Свято-Введенского монастыря архимандрит Нифонт (Корчев); секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов);  наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин); благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский); исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков). Диаконский чин возглавил насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архидиакон Даниил (Биланюк).

Песнопения Божественной Литургии исполнили: братский хор Псково-Печерской обители под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане обители, паломники и студенты Псково-Печерской духовной семинарии.

За Божественной Литургией митрополит Арсений рукоположил клирика Свято-Введенского монастыря поселка Владимирец диакона Льва Родионова в сан пресвитера.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Всех вас дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с престольным праздником нашей обители, с престольным праздником этого храма.

Память святых Архангелов: Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – это древнее установление Церкви, которое, как известно, было еще до I Вселенского Собора, то есть в глубокой древности, когда нужно было утвердить именно православное почитание ангелов и всех Небесных Сил бесплотных, в противовес всем искажениям, которые могли быть и были в ересях раннего христианства. И первое, что говорит нам и это празднование, и само предание Церкви, это то, что они, как и мы, сотворены единым Творцом – Богом. Они не боги, а творения, бесплотные, духовные, высшие разумные существа, но которые в то же самое время названы в Писании служебными духами, которые посылаются в помощь «всем хотящим наследовать спасение» – как сказано в послании к Евреям (Евр. 1:14). Это значит, что несмотря на их могущество, несмотря на их славу, несмотря на их великолепие, они призваны Богом служить этому миру и человеку, и, по всей видимости, так было с самого начала этого мира. И мы помним также еще другие слова, которые тоже цитировались сегодня во время чтения Апостольского послания. Апостол Павел цитирует Псалмы: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его…» (Пс. 8:5). «Малым, чем от ангел…» – то есть, ненамного умалил Господь человека в сравнении с ангелами. Но есть и другое понимание, возможный перевод: «ненамного» – в смысле «ненамного времени», «ненадолго».

 В Средние века богословы задавались вопросом: что было бы, если бы Адам не согрешил? Как бы Господь спасал, и было бы спасение, было бы ли Воплощение? И некоторые богословы, особенно западные, говорили, что да, есть зависимость прямая между падением прародителей и воплощением Господа Иисуса Христа, и говорили в этом смысле даже о «счастливой вине» Адама, которая привела к воплощению Сына Божия. Но вообще-то православное предание и святоотеческая мысль говорит следующее: замысел Божий о человеке не изменился, он был таким с самого начала, и не просто Богоуподобление, а теснейшее единство с Богом, которое совершается или совершится для человеческой природы во Христе – оно тоже было задумано Богом при творении человека, а грех, как раз, или зло – не входили в эти планы. Даже если бы первые люди не согрешили, они все равно бы, может быть, более легким, может быть, более ровным путем возвысились к славе единства с Богом через Боговоплощение. Как это было бы – трудно сейчас говорить.

 Мы говорим о том, что было, о том, что произошло, когда, грех прародительский привнес существенные обстоятельства, но не нарушил замысел Божий о нашем спасении, о нашем возвышении, о нашем теснейшем соединении с Богом. Да, потребовалось распятие, потребовалась смерть Сына Божия, но и потребовалось и преодоление смерти, и победа над нею, и победа над вратами адовыми для того, чтобы вознести человека, вознести человеческую природу – вначале в лице Господа Иисуса Христа, но это было совершено для каждого человека – для каждого из нас открыта дорога, вновь открыт рай Господень. И человек действительно в каком-то смысле превосходит даже Небесные чины в своем конечном, в последнем замысле Божием о человеке, в своей конечной славе, в своем конечном обожении, как говорят святые отцы. Потому что Бог стал не ангелом, не Серафимом и не Херувимом, а стал человеком ради нашего спасения. Именно человек становится тем, с кем теснейшим образом соединяется Господь.

Сегодня мы обращаемся к святым Небесным Силам бесплотным не только как к нашим старшим братьям, не только как к тем, кто служит нашему спасению или служили. Они продолжают и сейчас участвовать в нашем спасении. Они и сейчас продолжают быть орудиями промысла Божия. Нам подчас неведомо или в большей части это сокрыто от нас, но некоторые примеры того, как это происходит, нам раскрыты в Священном Писании: как ангелы являлись пророкам, праведникам, патриархам, апостолам и участвовали в священной истории.

Но то, о чем повествует Священное Писание – это не прошлое, а это вечное, настоящее, это то, что происходит и в нашей жизни, и в наши дни. И человек более, может быть, чуткий и духовный, который старается внимательно всматриваться в свою жизнь, в свое сердце, в обстоятельства жизни – он не может не замечать, что так или иначе наша жизнь складывается премудро, в соответствии с каким-то высшим замыслом, может быть неведомым нам. Для нас доходят какие-то отзвуки, может быть, этой симфонии величественной, которая нам раскроется во всей полноте уже в вечности. Но мы ее чувствуем уже и сейчас – эту заботу Божию, эту любовь Божию к каждому из нас. А служителями этой любви, её орудиями, её поспешниками являются Небесные Силы бесплотные, которых мы сегодня с вами прославляем. Но и более того: у нас и большая радость открывается во всей полноте нашей веры, потому что с нами не только ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, но еще и Тот, Кто назван в Писании «Великого Совета Ангелом», в пророчестве (Ис. 9:6). Это Христос – Сам Господь, явившийся в этот мир, ставший Человеком и не покинувший нас. На самом-то деле Он продолжает пребывать с нами, по слову своему неложному, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И не только Небесная Церковь, а Сам Господь с нами, Сам Господь поборает за нас, Сам Господь наставляет нас, любит нас и ведет нас ко спасению. Вот эти чувства, вот эти мысли приходят сегодня, в день празднования Собора Небесных Сил бесплотных. И пусть вся эта радость, все это вдохновенное знание дает нам силы, укрепляет нас в борьбе со злом, в борьбе с грехом прежде всего в самих себе. Когда нам кажется, что грех не преодолеть, что зло в сердце и вокруг нас только набирает обороты, будем помнить, кто такой Архистратиг воинства Господня, кого он низверг с Неба. А также и о том, что всегда и везде последнее слово будет за Богом, за Его правдой, за Его любовью, за жизнью. Аминь.

И сугубо поздравляю сегодня нашего отца Льва, диакона, ставшего пресвитером Церкви Божией. Помолимся сегодня все вместе о том, чтобы его служение было беспорочным, ревностным, ко славе Божией, чтобы он имел пастырское открытое сердце для каждого человека. И я уверен, что по общей нашей молитве, Господь даровал Церкви именно такого пастыря. Многая и благая лета ему и его близким!

21 ноября 2023 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

При храме святого Александра Невского города Пскова состоялась лекция «Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Роман «Подросток»»

9 ноября 2023 года при храме святого благоверного князя Александра Невского города Пскова в рамках социального проекта Псковской епархии «Хлеб насущный» прошла лекция «Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Роман «Подросток»».

Лектором выступила Татьяна Николаевна Кабинетская, кандидат филологических наук.

Данная лекция является третей из цикла бесед, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского. Предыдущие лекции цикла были посвящены книгам «Преступление и наказание» и «Идиот».

По материалам группы Храма Александра Невского города Пскова

Отошел ко Господу протоиерей Василий Шведик

19 ноября 2023 года трагически погиб заштатный клирик Псковской епархии протоиерей Василий Шведик. Тело батюшки было обнаружено в колодце возле его дома 20 ноября.

Отпевание отца Василия состоится 22 ноября по окончании Божественной Литургии в храме Рождества Христова в поселке Малы Печорского района, где батюшка был настоятелем с  1985 по 2019 год. Начало богослужения – 9:00.