Преподаватель Псково-Печерской семинарии принял участие в конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»

15-16 ноября 2023 года на кафедре библеистики Московской духовной академии прошла Международная научно-практическая богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

В конференции принял участие кандидат биологических наук, преподаватель Священного Писания Нового Завета Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Стефан (Селезнёв) с докладом «Экзегетический анализ обращения γύναι в вопросе Господа нашего Иисуса Христа ко Пресвятой Богородице: Что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой (Ин.2:4)».

На брачном пире в Кане Галилейской Пресвятая Богородица обращается к Своему Сыну со словами: вина нет у них (Ин.2:3), на что Спаситель отвечает: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришел час Мой (Ин.2:4). Святитель Иоанн Златоуст видит в этих словах Спасителя упрёк Божией Матери, говоря: «Вот почему и Христос тогда сделал упрёк Матери, сказав: что Мне и Тебе, Жено? (Ин.2:4), внушая ей на будущее время не делать ничего подобного».

Именно разбору этого кажущегося недоразумения и посвящено толкование святителя Иоанна, который показывает, что Спаситель отнюдь не пренебрегал Своей Матерью, но напротив, оказывал Ей всяческое почтение и направлял Её по спасительному пути.

В самих словах Спасителя обращает на себя внимание обращение «Жено», вместо которого могло бы стоять «Матерь Моя». На необычность этого обращения указывали многие толкователи данного текста. Впервые в Священном Писании с этим словом мы встречаемся в первой главе книги Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27). В греческом тексте в данном отрывке стоит ἄρσεν καὶ θῆλυ, указывающие на пол творения.  Еврейский текст содержит фразу וּנְקֵבָה זָכָר, полностью соответствующую греческому переводу. Второй раз слово «жена» появляется во второй главе той же книги: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2:22). В этом отрывке используется слово γυνὴ, которое в следующих стихах связывается со словом «человек» (Αδαμ) уже не через пол, а через отношения. В еврейском тексте здесь также употребляются новые понятия אָדָם и אִשָּׁה, которые использованы и в первом библейском пророчестве: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).

Именно слово γυνὴ использует Спаситель, обращаясь к Своей Матери на браке в Кане Галилейской. Анализ данных понятий и контекста, в которых они применяются, позволяет увидеть слова Спасителя как указание на то, что пришло время для исполнения древнего пророчества, и что исполняется оно через Божию Матерь. Вопрос: Что Мне и Тебе, Жено? (Ин.2:4), указывает на то, в чём именно состоит исполнение данного пророчества; о чём мы можем судить через то описание подвига Господа нашего Иисуса Христа, который предлагает преподобный Максим Исповедник в своём произведении «Вопросоответы к Фалассию», а именно: в преодолении неукоризненных страстей и страха смерти. Именно такой подход позволяет понять слова святителя Иоанна Златоустого о том, что Спаситель, говоря Жено, произносил это, желая указать Пресвятой Богородице путь ко спасению; а также о том, что Его обращение не было грубостью. По словам святителя Иоанна, «…Он не оскорблял тем Матери; нет, а приносил Ей величайшую пользу…» Чуть позже он так выражает эту мысль: «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более о Ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся. Итак, эти слова были сказаны Христом Матери Его не по какой-либо надменности, но с особенною целию — чтобы и Ее саму поставить в надлежащие к Нему отношения…»

С приветственным словом выступил ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский).

Иеромонах Стефан (Селезнёв) выступил во второй сессии «Библейский кабинет Академии».

Основными целями конференции являются активизация научной деятельности преподавателей и обучающихся, а также развитие профессиональных сообществ преподавателей семинарий и академий.

По материалам Псково-Печерской духовной семинарии

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.