Митрополит Тихон озвучил позицию Русской Православной Церкви по новейшим биотехнологиям

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости отношения к человеческим эмбрионам “как к расходному материалу экспериментов”, заявил член Высшего Церковного Совета, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Митрополит Тихон в пятницу принял участие во всероссийской мультимедийной конференции “Биоэтика и генетика: вызовы XXI века”, которая прошла в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. На форуме выступили ведущие российские ученые – генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти.

Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ “О редактировании генома человека”, принятый полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним “как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми”.

“Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но – всего лишь усложняет”, – сказал митрополит Тихон.

Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что “Церковь понимает статус эмбриона – как статус личности”. Сам митрополит “не совсем уверен, что это так”, однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это “потенциально будущий человек”.

“Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к “расходному материалу”, действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики”, – сказал владыка Тихон.

Также он напомнил, что в упомянутом им документе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике содержится предупреждение относительно “возможных ошибок неточного редактирования генома” и “невозможности прогнозирования отрицательных последствий генетического редактирования в

ряду поколений носителей измененных генов”. Подобные опасения высказывались учеными в ходе нынешней конференции, заметил архиерей.

Позиция Русской Церкви, по его словам, заключается в том, что необходима тщательная всесторонняя экспертная оценка и общественная дискуссия о возможных последствиях вмешательства в геном человека.

“Не хочется быть алармистом, но возможно, мы действительно находимся перед неким “ящиком Пандоры”. О этом говорят в первую очередь ученые. Мы – не профессиональные врачи и ученые-генетики, ни в коем случае не претендуем на статус экспертов или судей, но терпеливо ждем ответы на возникающие вопросы. Для нас, поверьте – так же, как и для всего нашего общества – это очень и очень важно”, – добавил митрополит Тихон.

По материалам РИА Новости

Соборный труд. Чем живут современные псковские иконописцы?

Работа над новой иконой невозможна без благословения. Фото: АИФ-Псков

В Средние века Псков славился своей иконописной школой. К счастью, эти традиции не пропали и современные иконописцы продолжают их приумножать. С одним из них — Николаем Блохиным, который работает в иконописной мастерской известного на весь мир фресками XII века Мирожского монастыря — пообщался «АиФ-Псков».

Значимые люди

– Николай, как давно вы работаете в этой мастерской?

– Два года, но с мастерской знаком давно, еще с тех времен, когда здесь работал известный архимандрит Зинон. Мы тогда были молодые художники: приходили, смотрели, набирались опыта, вдохновлялись его работами.

Позже мы уже как иконописцы работали в различных храмах Пскова. Моим «университетом» стал псковский храм Успения с Полонища. Его прихожанкой была Ирина Самойловна Родникова, известный искусствовед в России и за рубежом, специалист по древнерусской истории и культуре, член Союза художников России. Пять лет ее уже нет с нами, но именно она вдохновила меня заниматься псковской иконописью и это сказалось на всей моей творческой биографии.

– А где и у кого вы учились?

– Я окончил художественное профтехучилище по профессии «художник росписи по дереву, золочение и реставрация», увлекался керамикой. Интересы были обширные. Моим преподавателем был Михаил Александрович Пикалев, известный псковский художник-реставратор. Он-то и вдохновил меня заниматься иконописью, открыв в 1992 году иконописную школу при училище. Мы делали много совместных работ, участвовали в реставрации иконостасов псковских храмов.

– Получается, что это он вас привел в иконопись?

– Да, а позже знакомство с Ириной Самойловной Родниковой утвердило меня в желании изучать и заниматься именно псковской иконописью. Первая выставка с моим участием состоялась, когда я еще учился в училище. Было это в далеком 1993 году в выставочном зале на Ленина,1. На ней были представлены мои первые небольшие иконы, которые я тогда только начинал писать.

Иконописец Николай Блохин

Иконописец Николай Блохин. Фото: АиФ-Псков

Красная, яркая, впечатляющая

– Всем гостям Пскова рассказывают об уникальной средневековой иконописной школе. А современная псковская икона есть? Какие у нее отличительные особенности?

– Современная школа очень многообразна, как и любое художественное творчество. Есть увлечение стилями, эпохами, многим нравятся греческие иконы, но для меня и нашей мастерской актуальна псковская традиция иконописи. Мы пытаемся древнюю традицию перенести в наш современный мир, заинтересовать людей теми красками, той радостью, которые дарит псковская икона.

Конечно, есть каноны иконописи, но это буква, а то как эта буква будет нарисована зависит от художника, его мастерства и любви к искусству. Современная икона она не повторяет полностью древние каноны.

– Отличить современную псковскую икону от какой-то другой возможно?

– Это очень широкое понятие. Псковичи ведь в древности при написании икон ориентировались на самые разные иконописные школы: и византийскую, и балканскую, и романскую, и готическую. И современный иконописец тоже ориентируется на многие древние памятники иконописи, но пишет современную икону.

Псков — граница Руси, можно сказать альфа и омега, начало и конец России. Это сказывается на экспрессивности изображения. У псковской иконы особенный колорит: ей свойственны глубокие зеленый и красный цвета. Например, икона «Воскресенье Христово», она всегда красная, яркая, впечатляющая. Христос всегда изображается, как в песнопениях: «Пасха красная». И псковичи в буквальном смысле в иконах это и показывают.

– Сколько иконописцев работает в мастерской Мирожского монастыря?

– В данный момент два иконописца и один реставратор. Здесь всегда была иконописная мастерская. Известный иконописец, выходец нашей мастерской — преподобный мученик Корнилий Псково-Печерский игумен. В летописи сказано, что он был послушник Мирожского монастыря и занимался иконописью.

Один за всех и все за одного

– Ваши собственные иконы, они какие?

– Мы делаем акцент на историю Псковского края, на историю псковской иконописи. В них всегда можно увидеть наши родные красные, зеленые, желтые краски, узнаваемая иконография: можно понять, куда художник смотрел, чем вдохновлялся и как переработал древние известные памятники иконописи для современного зрителя.

– Вы всегда довольны результатом своей работы?

– Приходится работать так, чтобы результат устраивал. Можно что-то переделать, что-то доделать, но всегда ты должен быть удовлетворен результатом хотя бы на определенном этапе.

– А как много времени уходит на написание одной иконы?

– Очень по-разному. Иногда думаешь долго, а пишешь быстро. Небольшую икону иконописец может за день написать, а может над ней работать месяц, придумывая как воплотить то одну, то другую идею.

– Знаете, бывают фотографы, которые любят пейзажную съемку, а есть те, которые предпочитают снимать людей. Вы какие сюжеты в написании иконы любите?

– Любимые – это всегда праздники и сюжетные композиции, а также отдельные образы Богородицы, Спаса.

– Не приходилось считать, сколько за время работы написали икон?

– Трудно сказать, за эти почти 30 лет я работал не менее чем в 12 храмах Псковской области и Петербурга. Может, полтысячи. Кроме икон у меня есть еще иконостасы, ведь иконописцу всегда интересна сюжетная работа. Их можно увидеть в таких псковских храмах, как Покрова от Пролома, Образа Нерукотворного, Успенья с Полонища, а также в Творожковском монастыре. Кроме этого, я неоднократное участие принимал во многих совместных работах.

– А что значит совместная работа для иконописца?

– Обычно это называется «соборный труд». 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Пскове открывается выставка современного церковного искусства. Она так и называется: «Собор церковного искусства Пскова». Подразумевается, что там будут собраны воедино различные художники и совместные творческие проекты.

Соборный труд – это и совместная мысль, и создание сюжета. Один может быть знаменщиком композиции, второй – работать с красками, а третий – писать отдельные лики. Всегда в православном искусстве это соборное творчество было. Из летописей мы знаем, что даже известный иконописец, преподобный Андрей Рублев работал в художественной артели.

Глубокие корни

– Николай, а ваши работы на выставке будут?

– Да, будут и мои личные иконы, а также иконы и монументальная живопись Алексея Яблочкина – другого иконописца мастерской Мирожского монастыря. Все работы уже отправлены в музей для создания экспозиции. В мастерской осталась икона Божьей матери «Неупиваемая чаша», она уже подготовлена и ждет переезда в новое пространство псковского музея: Палаты Постникова. Монтаж в самом разгаре, готовится экспозиция и мы, как иконописцы Мирожского монастыря, принимаем в этом самое непосредственное участие.

– Иконы, которые участвуют в выставке, из храмов?

– Совершенно верно, все иконы взяты из действующих храмов Пскова, а две – «Сошествие во ад» и «Похвала Пресвятой Богородицы» – привезут из храма Рождества Христова, который находится в Санкт-Петербурге.

В течение семи лет – с 2008 по 2015 – мы работали в Санкт-Петербурге. По проекту нашего архитектора Андрея Лебедева был построен большой пятиглавый собор в Невском районе города. Он же проектировал иконостасы и киоты. Резьбу для них, которую заказывали в Сергиевом Посаде, проектировал псковской резчик. Псковские кузнецы ковали для него кресты и подсвечники. Наши псковские иконописцы написали более 200 икон, в их числе и те, что привезут на выставку.

Храм Рождества Христова уникален тем, что в нем практически все от проекта до интерьеров выполнено псковскими мастерами.

Источник: АИФ-Псков

Протоиерей Евгений Пелешев – специальный выпуск к 90-летию старейшего священника Псковской епархии

Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» продолжает видеорубрику «Несвятые святые – наши дни».

В шестнадцатой серии свои историю рассказывает старейший священник Псковской епархии, протоиерей Евгений Пелешев. В этом году батюшке исполнится 90 лет.

Отец Евгений родился 13 декабря 1930 г. в Эстонии, воспитывался в глубоко верующей семье. При эвакуации во время войны семья оказалась рядом с Пюхтицким монастырем, где Евгений освоил эстонский язык и полюбил церковные службы. В 1946 г. Евгений пришел в Псково-Печерский монастырь и до 1951 года был послушником Псково-Печерской обители.

После окончания двух классов семинарии Евгений Федорович Пелешев был возведен в священный сан для служения на приходе в Залесье, в семи километрах от Печор, где он прослужил 20 лет. В 1975 отец Евгений был переведен в печорский храм мученицы Варвары, где служит до сего дня.

Батюшка является старейшим жителем Печор – он прожил здесь 75 лет.

За эти годы он имел возможность общения с великими старцами и церковными деятелями. Среди них – Святейший Патриарх Пимен (Извеков), Святейший Патриарх Алексий II, прп. Симеон Псково-Печерский, схиигумен Савва (Остапенко), митрополит Вениамин (Федченков), схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иоанн Крестьянкин и многие другие.

Псковская школа: что увидели первые гости выставки современного церковного искусства в Палатах Постниковых

Мощная лестница с высокими каменными ступенями, неровные толстые стены и вдруг – в затемненной глубине высвечиваются, проявляются краски, образы, лики и линии: так, искренне и непостижимо-прекрасно, открывается взгляду экспозиция выставки «Собор церковного искусства», которая начала работу в Палатах Постниковых в Пскове.

Фото пресс-службы министерства культуры РФ

Неслучайная выставка

Фото Псковского музея-заповедника

«Чудо!», «Промысел Божий», «Свершилось!» – шептались перед торжественным событием многочисленные приглашенные – художники, архитекторы, псковские политики, музейщики. И понятно, почему: прежде чем стать реальностью, выставка прошла огонь, воду и… пандемию.

Замысел ее вынашивался давно: псковские художники единодушно сходились во мнении, что выставка современного церковного искусства в таком городе, как наш, необходима. По инициативе и с благословения митрополита Псковского и Порховского Тихона Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, известный своей иконописной школой всему православному миру, подал соответствующую заявку на предоставление президентского гранта. По результатам конкурсного отбора заявка победила.

И выставка бы открылась (изначально ее планировали провести в Палатах Меншиковых), однако в марте грянул карантин, который на какое-то время совершенно изменил все наши планы и ожидания. Тем не менее: нет худа без добра. За время пандемии организаторы расширили список участников, продумали все до мелочей, уточнили концепцию и, что немаловажно, – нашли новое, совершенно неповторимое пространство для экспозиции: было решено, что выставка откроется в отреставрированных Палатах Постниковых.  

10 дней монтажа богатейшего уникального фонда: иконы, фотографии интерьеров и архитектурных проектов, копии фресок, книги, священническое облачение, церковная утварь, созданная в разных техниках резьбы, ковки, шитья – все заняло свои места. Результат бессонных ночей, тревог и поиска оказался выше похвал.

Неслучайно первые гости выставки – министр культуры РФ Ольга Любимова, губернатор Псковской области Михаил Ведерников, митрополит Псковский и Порховский Тихон, а также секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак уделили ей самое пристальное, недежурное внимание.

Тонкая работа

Свои работы на выставке представили 54 мастера, творчество которых связано с Псковом и псковской традицией церковного зодчества. Из них 44 проживают на Псковщине. В экспозицию вошли более 200 уникальных экспонатов, многие из которых хранятся в российских и псковских монастырях, храмах и частных собраниях.

Экспозиция выстроена так, чтобы связать средневековое искусство Пскова с современным церковным творчеством XX – XXI веков. Центральное место в ней занимают работы мастеров второй половины XX века: наместника Псково-Печерского монастыря, иконописца архимандрита Алипия (Воронова), иконописца архимандрита Зинона, архитекторов-реставраторов Всеволода Смирнова и Михаила Семенова, художника-ювелира Анатолия Елизарова, архитектора Сергея Михайлова, иконописца Георгия Гашева.

Собственно, экскурсия, которую провели сотрудники Псковского музея-заповедника для своих первых гостей, и стала живым отражением связи времен – из зала фресковых копий в зал классиков – художников, вернувших Пскову его иконописные традиции, и затем – в залы, где размещены работы наших современников. Среди них, как подчеркивают музейщики, очень много молодых художников. Это значит, что школа живет, развивается, не стоит на месте. Иными словами – у псковской традиции есть будущее.

Любуясь экспозицией, переходя из зала в зал, Ольга Любимова не могла скрыть восхищения. «Тонкая работа!» – оценила она изящество оформления одной из книг, представленных на выставке. «Очень интересно», – это на идею о проведении мастер-классов и кураторских экскурсий, о которых ей рассказала псковский иконописец Алла Павлусенко (о выставке «Сретение», организованной ею, мы рассказывали месяц назад).

С энтузиазмом восприняла министр культуры не только псковскую иконопись, но и архитектурные проекты, среди которых ее заинтересовал храм Веры Надежды и Любови в Крестах работы Юрия Ширяева. Слово за слово – разговор вернулся к обсуждению обустройства пространства Крома в районе Золотой набережной: там планируется восстановление Нижних решеток и строительство пешеходного моста через Пскову.

Ольге Любимовой рассказали, как туристы смогут беспрепятственно передвигаться по крепостным стенам и башням, чтобы любоваться Псковом во всей его красе. Порадовавшись за новую логистику, министр напомнила: «А кассы как?» «С кассами мы момент не упустим», – пообещал директор объединенного Псково-Изборского музея-заповедника Александр Голышев.

Дальше – больше

Как признаются сотрудники музея, экспозиция сумела вместить в себя далеко не все, что было собрано в процессе подготовки к выставке. Новые уникальные предметы мастера, неразрывно связанные с псковской церковной традицией, продолжают приносить по сей день.

По словам Александра Голышева, это заставило задуматься о том, чтобы сделать выставку традиционной. С этой идеей согласны и инициаторы «Собора»: по словам отца Серафима, за месяцы сотрудничества у организаторов сложились удивительные отношения с сотрудниками музея: не преувеличивая, они понимают друг друга уже без слов.

Министр культуры РФ согласилась с мыслью о том, что выставке стоит дать постоянную прописку в Палатах Постниковых или хотя бы, как минимум, увеличить заявленный срок ее проведения – два месяца – и продлить его до окончания новогодних каникул. Она отметила, что и горожане успеют посетить экспозицию, и для туристов выставка станет уникальным опытом знакомства с псковским церковным искусством. А учитывая аутентичные интерьеры – еще и незабываемым впечатлением.

К тому же благодаря обилию экспонатов, реально представленных и хранящихся в запасе, выставка  получается живой, меняющейся: храмовые иконы, на время перекочевавшие в Палаты, рано или поздно вернутся к прихожанам, а на их месте появятся новые иконы, предметы церковной утвари или фотографии.

Оправдывая свое название, «Собор церковного искусства» собрал вокруг себя многих талантливых мастеров своего дела. Впереди – осмысление увиденного, споры о настоящем и планы на будущее. Но не менее важна судьба выставки в восприятии посетителей. Не сомневаемся, что ее ждет большой успех, благо в первый же день мы услышали множество отзывов – от благожелательных до восторженных. 

***

«Надо идти», – коротко характеризует выставку один из посетителей, разговаривая по телефону. Думается, этим советом воспользуются многие жители Пскова. Хрупкие в своей красоте экспонаты на фоне суровых простых стен  впечатляют: они предстают зрителю настоящим воплощением силы человеческой веры, которую не в силах сокрушить никто и ничто.

Елена Никитина
Совместно с ПЛН

Министр культуры О. Б. Любимова и А. А. Турчак посетили Псково-Печерский монастырь

Министр культуры Российской Федерации Ольга Борисовна Любимова, находящаяся в Пскове с официальным визитом, и первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Андрей Анатольевич Турчак посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В сопровождении игумена монастыря митрополита Псковского и Порховского Тихона гости посетили Богом зданные пещеры, Успенский и Сретенский храмы, приложились к мощам преподобного Симеона Псково-Печерского.

Владыка Тихон рассказал о проекте нового подземного храма Псково-Печерского монастыря и о ходе текущей реконструкции Успенского и Сретенского храмов.

При посещении святых пещер Андрей Анатольевич Турчак отметил, что внутри пещер значительно понизилась температура и стал менее рыхлым песок на стенах, что напрямую связано с теми противоаварийными мероприятиями, которые проводились в монастыре в последнее время.

В настоящий момент близятся к завершению работы по осушению и укреплению склонов святой горки, ликвидации водяных линз и устройству новых дренажных систем.

Митрополит Тихон подтвердил, что до начала работ температура в пещерах была на уровне 15 градусов, сейчас же опустилось до 7-8, что в целом соответствует норме.

В праздник Покрова митрополит Тихон совершил первую за несколько веков архиерейскую Литургию древнерусским чином в Пскове

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Псковский и Порховский Тихон впервые за несколько веков совершил Литургию древнерусским чином в храме святителя Николы от Торгу на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове.

Богослужение состояло из полунощницы, встречи и облачения архиерея по древнерусскому чину, чтения 3-го, 6-го и 9-го часов и Божественной литургии.

Его Высокопреосвященству сослужили игумен Петр (Васильев), настоятель единоверческого храма святителя Николы в Студенцах города Москвы; иеромонах Анатолий (Донцу), настоятель подворья Псково-Печерского монастыря в городе Пскове, диакон Александр Короплясов и диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Божественной литургии исполнили сводный хор единоверческих общин Московской епархии под управлением головщика Василия Сорокина и мужской хор подворья Псково-Печерского монастыря под управлением регента Юрия Герасимова. За богослужением молились прихожане храма и паломники, специально прибывшие на это торжественное богослужение.

За богослужением было совершено рукоположение выпускника Сретенской духовной семинарии Димитрия Кириченко в сан диакона. На 6-м часе была совершена хиротесия ставленника во чтеца, а на 9-м – поставление в иподиакона. После Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Во время проповеди владыка сказал:

«Мы, священники, сегодня молились в алтаре теми молитвами, которые от сердца и словами шли к Богу и у преподобного Сергия Радонежского, и у преподобномученика Корнилия. Все священники, до конца XVII века, молились именно так. Это молитвы совершенно особенные: очень глубокие, очень трогательные и очень ясные. Желая сделать более ясным славянский язык, как это ни парадоксально, во многом его усложнили. Молитвы древлеправославного богослужебного чина значительно понятнее даже для обычного человека, чем молитвы никоновского перевода. Но не нам судить их! Мы собрались для того, чтобы ещё раз напомнить себе, как тяжело совершить ошибку по отношению к церковному Преданию.

Сегодня мы надеемся, что положили начало возрождению единоверческих богослужений в Псковской епархии. В храме святителя Николая с 1844 года начались единоверческие богослужения. Единоверие – это та часть Русской Церкви, те чада, верные Русской Церкви, которые со всеми нами состоят в евхаристическом общении, но совершают богослужения по старому дониконовскому чину. Они сохранили песнопения, молитвы и обряды такими, какими они были при наших отцах, условно, до 1654–1656 года. Конечно, было непривычно, потому что немало того, к чему привык глаз и слух, здесь по-другому. Надеюсь, что найдутся люди, которые особым образом полюбят это неспешное, размеренное и сосредоточенное, без излишних красот партесного пения, без торопливости, богослужение, и станут прихожанами этого прихода».

В дар приходу владыка Тихон преподнес Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. Всем богомольцам в этот праздничный день были вручены книжицы о святителе Христовом и Чудотворце Николае.

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил всенощное бдение в храме Успения Божией Матери (с Пароменья) города Пскова

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Алексей Воронюк, настоятель храма Успения Божией Матери (с Пароменья) города Пскова; иерей Михаил Буценка, настоятель храма пророка Божия Илии в поселке Выбуты Псковского района.

После прочтения праздничного Евангелия митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Отец настоятель поблагодарил Высокопреосвященнейшего Владыку за радость молитвенного общения, а также отметил, что еще в годы до принятия Архиерейского сана, будучи наместником подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, Владыка Тихон оказал приходу храма Успения (с Пароменья) большую помощь. “Вы, Владыка, отправили целую фуру книг, после реализации которых средства были потрачены на возрождение этого храма. И в этом благолепии, которое мы видим здесь сейчас, есть Ваша огромная заслуга” – сказал отец Алексей.

В дар приходу Владыка Тихон преподнес образ преподобного Симеона Псково-Печерского. Также маленькие образки преподобного Симеона были вручены всем богомольцам.

В храме великомученика Димитрия Солунского возобновляются регулярные богослужения

С праздника Покрова Божьей Матери возобновляются регулярные богослужения в древнем псковском храме святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого.

Церковь Димитрия (в Поле) построена в 1534 году. В 1615 году храм был разорен шведами, но затем восстановлен и приписан к архиерейскому дому. Позднее церковь хотели снести, но священный Синод запретил это делать, и уже в 1864 году была построена новая колокольня, на которой имелось семь колоколов. После революции, несмотря на проведение активной антирелигиозной компании, церковь святого Димитрия Мироточивого в Пскове — единственная, где в 40-80 гг. двадцатого века можно было покрестить детей, помимо Троицкого собора.

Приход храма Святого Великомученика Димитрия Солунского Мироточивого приглашает всех на регулярные богослужения: в пятницу вечером — начало в 18 часов, в субботу утром— в 8 часов 30 минут, в субботу вечером — в 18 часов, в воскресенье утром — начало в 8 часов 30 минут. По средам в 18 часов — чтение акафиста великомученику Димитрию Солунскому.

Все богослужения будут проходить с соблюдением всех противоэпидемических норм.

Храм располагается по адресу: г. Псков, Плехановский посад, 74.

Настоятель храма – иерей Александр Николаев  (телефон: +7 911 375 80 21);
Группа в контакте: vk.com/hram.dimitriya_solynskogo_pskov.