Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в храме святого Климента, папы Римского, города Пскова

8 декабря 2023 года, в день памяти священномученика Климента, папы Римского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святого Климента Римского города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма, благочинный храмов Псковского районного округа иерей Михаил Буценка, ключарь храма святого Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов, настоятель храма святого Алексия, Человека Божия, города Пскова иерей Лев Куликов, настоятель храма святого князя Владимира поселка Черская Псковского района иерей Антоний Лунгу, клирик храма святого Александра Невского города Пскова иерей Максим Васильев. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил хор под управлением Ариадны Короплясовой. За богослужением молились прихожане храма и участники XXXII региональных Рождественских чтений.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Также, Владыка митрополит преподнес в дар храму от прихода святого князя Александра Невского ковчег с частицей мощей священномученика Климента, папы Римского. За радость молитвенного общения главу Псковской митрополии поблагодарил настоятель храма иерей Михаил и преподнес Владыке книгу-путеводитель по Пскову за авторством прихожан храма святого Климента Римского.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святого благоверного князя Александра Невского

Дорогие отцы, дорогой отец настоятель, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас всех с престольным праздником! Память святого благоверного князя Александра Невского – это один из самых значимых праздников в честь святых Православной Церкви, в частности, в Русской Православной Церкви, но и не только. Сегодня мы вспоминаем его преставление и погребение, но мысленные очи наши устремлены на его житие, на его образ и на тот урок, который мы можем почерпнуть в житии святого благоверного князя. И мы вновь и вновь задаемся вопросом: в чём же заключается христианская святость?

Имя благоверного князя Александра Невского известно каждому русскому человеку, но не каждый, может быть, сможет ответить, почему его почитает Церковь. Его славные победы, его мудрая политика, эпоха, в которой он жил, очень трудная, но судьбоносная для будущего русского государства – все это не является еще основанием для церковного почитания в лике святых. Мы знаем правителей, прославленных Церковью (вопреки расхожему мнению, что Церковь прославляла чуть ли не всех князей того времени, стоит сказать, что это касалось только некоторых, действительно просиявших святостью людей), которые не отличались какими-то особыми победами, не являлись какими-то особенно славными, с земной точки зрения, правителями. Можно вспомнить первых прославленных русских святых – благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба, или же святого князя Всеволода-Гавриила Псковского. Святость всегда заключалась и заключается не в земном величии, не в земной славе, а в состоянии души человека, в его предстоянии перед Богом, в его готовности последовать за Христом и сделать Слово Божие руководством для своей жизни, выстроить свою жизнь, а если это касается благоверного правителя, то не только личную и семейную, но и общественную жизнь, по Евангелию. И вот мы видим, что всеми этими качествами и обладал святой благоверный князь Александр. Задолго еще до бедствий, поразивших Русь в лице ордынского ига, он уже являл пример кротости – как мы слышали с вами сегодня из Евангелия слова Христа: «Придите, научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28) – прощая гордым новгородцам обиды, личные обиды, нанесенные ему, открывая княжеские житницы и щедро оделяя из княжеской казны людей во время голода, во время испытаний, одаряя нуждающихся.

В то время Русь была раздроблена. И, может быть, следствием как раз того духовного и политического упадка и явилась эта страшная беда, пришедшая с Востока, покорившая Русь и чуть ли окончательно не лишившая русский народ его государственности и его будущего. И вот, именно святой благоверный князь Александр был тем, кто понимал, что с этой бедой сейчас ничего сделать нельзя, это попущение Божие. И полководец, не знавший ни одного поражения, успешно отражавший армии Запада, стал ходатаем, стал просителем за Русскую землю в ставке Ордынских ханов. Он мог погибнуть, как доблестный воин, на полях сражений, он мог стать мучеником, как благоверный князь Михаил Черниговский, но он больше думал не о своей собственной участи или славе, и даже не столько о своей душе, сколько о будущем Руси и о будущем Православия на Русской земле. Вот его отличительное качество. Может быть, как святой, он еще и этим отличается. И он стал проводить политику мирную по отношению к Востоку. Вопреки непониманию, бывшему во многом следствием амбиций других русских князей, которые могли считать его изменником, он понимал, что это – единственно возможная стратегия для выживания Русской земли. Для того, чтобы на севере Руси, здесь, в частности, копились и духовные, и нравственные силы с тем, чтобы в своё время пробил час и Куликовской битвы, и чтобы в будущем представители отдельных русских княжеств – владимирцы, тверичи, суздальцы и другие – перестали воспринимать себя разрозненно, а осознали себя единым русским народом. И этот народ нравственно преобразится уже в эпоху преподобного Сергия и его учеников. Но начало этому было положено именно земным служением Отечеству и Православной Церкви святого благоверного князя Александра Невского.

Когда он скончался, митрополит Кирилл произнёс великие слова, которые отозвались, как эхо колокола, по всей Руси: «Закатилось солнце земли Русской». И Православная Церковь, и вся Русь того времени осознали, что они утратили своего ходатая и своего заступника, который стоял стеной, ограждая и со стороны Востока, и со стороны Запада Отечество наше. Но в скором времени пришло и осознание, или, можно сказать, произошло узнавание в этом правителе одного из святых русских, и святых великих. И вскоре, сначала во Владимире, начинается его местное почитание, а уже с XVI века во всей Русской Церкви он стал почитаться, как один из самых значимых православных святых. И сегодня мы отдаем дань и его святости, и его земному, человеческому пути, веря, что как при земной своей жизни, так и в небесных обителях он не перестаёт ходатайствовать за нас, молиться за нас, заступаться за нас. А уроки его жизни, прежде всего, что касается верности Евангелию, верности слову Христову постараемся воспринять – каждый на своём месте: и правители сегодняшние, и простые люди, и священнослужители, и миряне, и монахи, потому что каждому из нас близко имя этого русского святого. Святой благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас, о земле нашей и о Церкви Русской! Аминь.

6 декабря 2023 года,
храм святого князя Александра Невского города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святого князя Александра Невского города Пскова

6 декабря 2023 года, в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в воинском храме святого князя Александра Невского города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова протоиерей Олег Тэор; исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев); благочинный Псковского городского округа протоиерей Андрей Большанин; заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов; настоятель храма архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков; исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов); руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Ледин; руководитель Отдела по больничному служению иерей Евгений Ковалев; благочинный Псковского районного округа иерей Михаил Буценка, настоятели и клирики храмов Псковской епархии.

Песнопения Литургии исполнил хор храма под управлением Анны Винидиктовой. За богослужением молились воины Псковского гарнизона, прихожане храма и многочисленные паломники.

На малом входе Божественной Литургии за усердное служение Церкви Христовой клирики Псковской епархии были удостоены:

права ношения золотого наперсного креста:

  • иерей Константин Тарасов;
  • иерей Максим Васильев;

права ношения камилавки:

  • иерей Антоний Зенькович.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость молитвенного общения Псковского Архипастыря поблагодарил ключарь храма иерей Александр Короплясов и преподнес в дар Владыке дикирий и трикирий, а также портрет митрополита Арсения (Стадницкого) (возглавлял Псковскую кафедру с 1903 по 1910 годы; в 1908 году совершил освящение воинского храма святого Александра Невского).

Затем, Псковский Владыка вручил Архиерейские грамоты духовенству и прихожанам, сугубо потрудившимся в деле благоукрашения воинского храма города Пскова.

По окончании богослужения митрополита Арсения с престольным праздником поздравили учащиеся Воскресной школы храма, школьники Москвинской СОШ и хор казаков хутора «Казачий Дозор» при храме святого благоверного князя Александра Невского города Пскова.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений совершил заупокойную литию по приснопоминаемому патриарху Алексию II

5 декабря 2023 года, в 15-ю годовщину отшествия ко Господу Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил заупокойную литию в домовом храме Трех Святителей Псковского епархиального управления.

За богослужением молились: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, заведующий канцелярией епархии иерей Александр Короплясов, сотрудники епархиального управления, а также духовенство епархии.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы

Всех вас, дорогой отец настоятель, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником – сегодня Православная Церковь торжествует Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сами названия праздников церковных: Введение, Успение или же Преображение – как бы, уже выхватывают нас из этой повседневной суеты и обращают лицом к вечности. А когда мы участвуем в этих праздниках, в этих торжествах церковных, то мы становимся свидетелями необычайного, потому что память Церкви делает нас не просто теми людьми, кто воспоминает что-то о делах давно минувших дней. Тáинственная жизнь Церкви делает нас и участниками или, что то же самое, причастниками этих самых событий.

Сегодня мы переживаем то самое событие, которое было на заре Новозаветной истории. Согласно древнему преданию Церкви, которое восходит еще к первым векам, будущая Матерь Спасителя в трехлетнем возрасте была посвящена родителями Богу и принесена во храм Иерусалимский по обету. Что же такого усмотрела Церковь в этом событии, чтобы впоследствии праздновать так торжественно память об нём? «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает…». Вместе с праздником Рождества Пресвятой Богородицы – этим праздником, который логически является его продолжением – Церковь как бы напоминает нам о и том, что спасение приблизилось, и о том, что оно произошло. Христос уже явился в этом мире, но когда-то люди только ожидали Его явления. Тьма языческой ночи уходила, ночь греха, тьма оторванности человека от Бога и неспособности вернуться к Нему. И вот, восходу Солнца правды – Христа, явлению в мир Спасителя обещанного, явления Которого веками чаяли лучшие представители и израильского народа, и даже языческого мира, предшествует восход утренней зари – появление Той, Коей было суждено стать Матерью нашего Спасителя, Вратами Небесными. Той, Которая от лица всего человечества скажет Богу «да» – не протест заявит, не отказ, хотя это и заключено в свободе каждого из нас. Но согласие на спасение от всего человечества принесено было Той, которая в трехлетнем возрасте уже была посвящена Богу, когда Она гораздо позже скажет: «Се, раба Господня, буди мне по слову Твоему» (Лк. 1:38).

И вот сегодня мы вновь и вновь устремляем наши мысленные очи к Её Введению во храм. В чём таинство этого события, в чём его глубинный смысл? Это было совершено не только для Неё одной и не столько во исполнение обета её родителей, сколько для каждого из нас, для всего мира. Потому что событие Введения во храм, можно сказать, было последним и самым ярким пророчеством, или знамением, близкого пришествия Христова. В Иерусалимский храм, святилище, единственное в древнем мире, где поклонялись истинному Богу, входит Та, что Самой было суждено стать Храмом для Спасителя, для Сына Божия. А это означало начало, «проповедание» нашего спасения. Спасение же заключалось в том, чтобы восстановить человека в его первоначальном достоинстве и гармонии.

Человечество было оторвано от Бога грехом и не могло самостоятельно вернуться к Богу, Отцу своему Небесному. И вот, приходит Спаситель для того, чтобы вновь соделать нас причастниками жизни Божественной – не просто восстановить человека в его первоначальном достоинстве, как это было до грехопадения, а даровать нечто большее в единении с Собою, то есть с Богом – оживотворить, освятить всю человеческую природу и, в конце концов, вновь соделать мир, как это было некогда, до падения, храмом Божиим. Всё творение должно вместить Невместимого. Но началось это – с Вифлиемской пещеры. Более того, и самое, может быть, удивительное и радостное для нас заключается в том, что не только весь мир, а каждый из нас, и сердце каждого из нас призвано быть храмом Божиим. Апостол Павел так и называет христиан: «вы – храмы Духа Святого» (ср.: 1Кор. 6:19).

Мы становимся храмами – вот о чём предвозвещает этот праздник. Не просто Матерь Спасителя вскоре станет Храмом для Сына Божия, но и мы все станем, конечно, не в таком же исключительном смысле, но тоже в высочайшем, в каком-то прекрасном смысле, храмами для Бога. И весь мир призван вновь вместить своего Творца. Да, этот мир продолжает нести на себе раны, нанесённые человеческим грехом. И грех продолжает совершаться, и раздоры, и война против Бога, и война против ближних – всё это продолжается и сейчас, может быть, с большей силой. Но несмотря на все эти печальные события, которыми полна история человечества, такими как: отход от Бога, предательство по отношению к Нему, постоянная вражда и ненависть против друг друга; и несмотря на то, что человек на протяжении всей своей истории как бы вновь и вновь даёт Богу повод усомниться в том, стоит ли его, человека, спасать, спасение приходит! И вот об этом возвещает этот праздник. Несмотря на наши недостоинства, несмотря на наши немощи и наши грехи, несмотря на какие-то тяжкие обстоятельства, которые возникают или возникали в истории, когда казалось, что надежды нет никакой – остаётся надежда. Спасение приходит, потому что Бог, вопреки всему, продолжает верить в нас и любить нас.

А праздник Введения во храм как бы светло об этом пророчествует: скоро придет Спаситель. Мы будем встречать Его в литургическом ежегодном праздновании Рождества Христова. Но мы же будем и помнить о том, что Он уже явился в этом мире, Он – с нами, и продолжает быть с нами, продолжает верить в нас и любить нас. И вот это самое, может быть, дорогое, что есть. В этом – источник наших сил для того, чтобы всем нам стоять в добре, в правде, для того чтобы нам отвечать Богу любовью и ближним нашим любовью и прощением, для того, чтобы нам находить в себе силы следовать путем евангельских добродетелей. А евангельский путь, который увлекает нас к вечности – это путь добра, путь милосердия, путь любви. И об этом нам тоже возвещает нынешнее празднование. Будем помнить об этом, будем хранить в своём сердце все вот эти смыслы нынешнего праздника, и находить в этом благодатную помощь для своего ежедневного предстояния перед Богом, для служения Ему и ближним нашим. Аминь.

4 декабря 2023 года,
храм святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова

4 декабря 2023 года, в празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова, где в этот день отмечают 20-летие возобновления приходской жизни.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова протоиерей Олег Тэор; настоятель храма святителя Василия Великого (на Горке), благочинный Псковского городского округа протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков; заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов и клирики храма святителя Василия Великого.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане храма и многочисленные паломники.

За Божественной Литургией митрополит Арсений рукоположил клирика воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова диакона Тигрия Агаджаняна в сан пресвитера.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость молитвенного общения Высокопреосвященнейшего Владыку поблагодарил настоятель храма протоиерей Андрей и преподнес Псковскому Архипастырю портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

3 декабря, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря, с братией обители в священном сане; исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков).

Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова.

За богослужением молились прихожане обители, паломники и студенты Псково-Печерской духовной семинарии.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Всех Вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником Воскресного дня и с причастием Святых Христовых Тайн!

Мы слышали сегодня на Литургии притчу Спасителя, которая нам всем известна, но над которой, возможно, мы мало задумываемся, и которая может скользить мимо нашего сознания, не доходя до ума и до сердца. Спаситель рассказал притчу о безумном богаче – как она называется – о том, как у человека был богатый урожай, и который сказал: «Вот что сделаю: сломаю старые житницы мои, построю новые и скажу душе моей: душа! много добра у тебя: ешь, пей, покойся, веселись» (Лк. 12:16). Но услышал голос, обращенный к нему, глас Божий: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; и кому достанется то, что ты заготовил?». И заключает Спаситель: «так бывает с каждым, кто для себя, а не в Бога, богатеет» (Лк. 12:16).

Казалось бы, в чём не прав этот богач? Он поступает как рачительный хозяин: у него богатый урожай, и он заботится о том, чтобы сохранить этот урожай, строит новые житницы. Тем более, что в самой Библии, если мы посмотрим на примеры из библейской истории, мы не увидим осуждения богатства, как такового. Мы видим праведников, которые были богаты, такие, как праотец Авраам или царь и пророк Давид. А здесь было сказано: «безумный»… Ни в какой другой притче и ни в каком другом примере из Евангелия нет столько обращенности на себя. «Я», «мне», «моё » – постоянно звучит в этом рассказе, и это, пожалуй, главное. Мир этого человека, или вселенная этого человека, безумного богача, совпадает с границами его «эго». Он думает только о самом себе, максимум, может быть, о своей семье. Но в Евангелии хотя и не содержится прямого порицания богатства, как такового, звучит каждый раз, как и в этой притче, явственный посыл: любое богатство неправедно рядом с нуждою, рядом с болью человеческой, рядом со страданием. Вспомним притчу о богаче и Лазаре, вспомним другие слова Спасителя, которые заповедают нам благотворить, давать милостыню, думать о ближних наших. Наконец, притча о Страшном суде говорит нам о том, что, как мы поступаем с ближними нашими, так и поступаем с Самим Христом. Вот, пожалуй, главный ответ на вопрос: в чём не прав был богач? Он думает только о себе и только о настоящей жизни. В этом полагает всё своё упование, весь смысл своего бытия. И вот, это бытие, построенное на таком эгоцентризме, заканчивается. И что будет дальше? «В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:16). Что это? Тихо ли он предаст во сне душу Господу, перейдя вечность, или же подвергнется ли нападению разбойников? Это уже не столь важно, а важно то, с чем он перейдет вечность. Возьмёт ли он всё своё богатство, весь этот урожай? Нет, конечно. Но с чем же тогда? И какова будет эта его вечность? Она будет пустой, бессмысленной, холодной и одинокой. Такой же, какой была и жизнь этого человека на земле. Вот о чём нам говорит эта притча: о том, в чём наше упование, в чём, в конце концов, главный, последний смысл нашего бытия.

Это философский вопрос, на самом деле, над которым бьётся человечество всю свою историю. И каждый думающий человек когда-то задавал себе этот вопрос: для чего он живёт в этом мире? Некоторые люди не задают, некоторые, как этот евангельский богач, видимо, находят ответ в материальном достатке, богатстве. Для большинства людей, может быть, смысл – это семья и дети. Это хороший смысл. Но может ли он быть подлинным, настоящим смыслом для всей жизни и для каждого человека? Как быть с людьми, у которых нет детей, которым Господь послал крест бездетности? Можно ли сказать, что такая жизнь бессмысленная? Я думаю, ни у кого не повернётся язык сказать, что их жизнь бессмысленна. Или как быть с теми престарелыми людьми, которые уже воспитали, вырастили своих детей и стали одинокими? Что, смысл жизни для них прекратился после того, как они отправили своих детей в жизнь? Или, может быть, их смысл жизни во внуках?.. 

Настоящий смысл жизни не может быть связан ни с каким моментом прошлого или будущего времени, он только в настоящем. В общем-то, к этому и подводит нас евангельская притча. Там, правда, говорится о том, какой ответ даст человек Господу при переходе в вечность. Но, на самом-то деле, это есть то, что возвращает нас к настоящему моменту. Потому что встреча с вечностью наступает не тогда, или не столько тогда, когда мы переступаем порог нашего временного бытия и входим в вечность. Мы – перед лицом вечности в каждый момент настоящего времени. И вот, каждый момент настоящего может и должен быть, по-хорошему, нашим предстоянием перед Богом, нашим предстоянием перед вечностью. Это подлинная жизнь, в этом подлинный смысл. И если мы будем проживать каждый момент именно таким образом – полноценно, с благодарностью, с молитвой перед Богом, с заботой о ближних (потому что именно в моменте «сейчас» происходит, становится, является наша жизнь, наше бытие), то и вечность наша будет благой, мы войдем в неё более подготовленными. Она будет светлой, и это будет естественный переход.

Сказано о библейском праведнике Енохе, что он «ходил перед Богом» (Быт. 5:22), – это и есть то, о чем мы сейчас говорим. Каждый момент в нашей жизни может быть наполнен подлинным смыслом. Более того, этот смысл обретается, согласно этой же притче Спасителя, согласно всему евангельскому учению – в большей степени – в открытии нашего сердца ближним. Когда человек живёт не для самого себя, он открывает свою жизнь для Бога. Но открыть свою жизнь для Бога он может только открывая свое сердце и свою жизнь для ближних. Вот тогда и начинается настоящая жизнь, тогда и начинается подлинное наше служение Богу. А вместе с этим и мы обретаем подлинный смысл, и подлинную радость, и подлинную красоту этой жизни, и любовь Божию, в конце концов, которая входит в нашу жизнь, преображая её изнутри и делая нас уже сейчас и здесь причастниками вечности, наполненной этой любовью.

А если это не так, какими мы предстанем перед Богом в вечности? Что в нас сейчас достойно этой блаженной вечности? Только те евангельские качества, которые мы должны бережно себе взращивать, и которые всё больше и больше призваны становиться содержанием нашего существа – любовь, благость, милосердие, вера. Чем больше это будет проникать в нашу жизнь, тем более, скажем так, благой будет и наша вечность. Будем думать и об этом, будем думать и о том, что все дары Божии, которые окружают нас – они даны не для нас одних, не для того только, чтобы мы, как этот безумный богач, сложили их в сокровищницу и почивали на лаврах, а может быть, ещё и скорбели о том, что у нас нет лишних денег, лишних домов, лишних богатств. Будем учиться благодарить Бога за то, что есть. И если посмотрим на свою жизнь, то увидим, что у каждого из нас, у каждого человека в жизни очень много поводов для благодарности Богу. И эти дары Божии, которые нас окружают, и которые нам ещё Господь пошлёт по милости Своей, даются нам не для нас одних, они, как «таланты» из другой притчи, приумножаются тогда, когда мы ими служим другим – людям, ближним, Богу, в конце концов. А самое важное и самое, может быть, удивительное свойство всех даров Божиих и добродетелей евангельских, к которым мы устремляемся, и прежде всего, любви – это то, что они, эти добродетели, способны возжигать сердца и других людей, и преображать их жизнь, и это – неистощаемый источник.

Позволим войти в нашу жизнь евангельским словам и евангельским добродетелям, и наша жизнь, как тесто, в которое бросили закваску, будет изменяться, преображаться в чистый хлеб для Царствия Божия. И жизнь ближних наших тоже будет изменяться, если мы только с вами будем жить по слову Христову, откроем сердце для Его слова – для Бога и для ближних. И тогда и наши добродетели, и наши дела, и молитвы, и любовь, которая будет содержанием нашей жизни и преобразит её, как и жизнь наших близких, пойдут впереди нас в вечность. Это как раз то, что мы возьмём с собой в вечность, то, что достойно вечности. Тогда и сама вечность наша будет Царством самой жизни, самой любви. Аминь.

 3 декабря 2023 года,
 Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре

3 декабря 2023 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин); насельник Мирожского монастыря иеромонах Стефан (Селезнев) и клирик Свято-Введенского монастыря поселка Владимирец иерей Лев Родионов. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане обители.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость общей молитвы Владыку митрополита поблагодарил наместник монастыря иеромонах Серафим и преподнес в дар Псковскому Архипастырю образ Пресвятой Богородицы “Знамение”.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 26-й по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры, мы с вами уже вступили в пост, который нас приведёт к Рождеству Христову. Мы начали паломничество к празднику Рождества, сделали первые шаги, и сегодня вновь обратимся к самому смыслу поста.

В последней беседе было сказано о том, что пост, конечно, касается не только физического воздержания в пище. Пост должен быть ещё и духовным вниманием к себе. А кроме того, было сказано о таком важном измерении поста, как милостыня: человек отделяет от себя часть средств или пищи и делится с неимущими. И это тоже важная составляющая поста – ограничение себя и служение ближним. То есть, прежде всего, мы совершаем пост, согласно правилам церковным, но по силам, потому что даже в монастырях немощным и больным монахам духовники и игумены благословляют послабление. Поэтому и мы должны сообразовываться и со своим здоровьем, и со своими возможностями, но какие-то ограничения в пище каждый из нас может понести. Что касается внутреннего внимания к себе – это молитва. Не ослаблять, а усилить молитву, ни в коем случае не оставлять, а чаще прибегать к предстоянию перед Господом – и дома, и в церкви. Участвовать в Таинствах, участвовать в праздничных богослужениях, которые тоже есть в течение поста. И наконец – служение ближним. Нам кажется, что наша духовная жизнь зациклена только на нас, или может показаться, что только «я и Бог» – в этом настоящая духовная жизнь. И особенно в первые дни поста может возникнуть такое искушение, как раздражение на ближних, которые «мешают» нам поститься, «мешают» нам молиться. И в этом раздражении, в этой, иногда, озлобленности, конечно же, нет ничего христианского. На самом деле, так проявляется наше собственное нежелание понести те требования, которые возлагает на нас Церковь в отношении поста.

В Евангелии, которое мы только что услышали, было сказано о том, что жены-мироносицы рано утром, в первый день после субботы, а это было после распятия Господа Иисуса Христа, отправились к гробнице для того, чтобы помазать тело Иисуса ароматами, согласно требованию обычая того времени. Они, и в этом согласны все четыре Евангелия, меньше всего готовы были увидеть то, что они увидели. Ни жены-мироносицы, ни апостолы не были готовы к Воскресению. Они не были готовы увидеть пустую гробницу, видение Ангелов и, наконец, самого воскресшего Господа. Но вот, эти женщины рано утром, в предрассветный час отправились воздать последний долг своему Учителю. Не успев совершить все положенное перед наступлением субботы – дня покоя – когда ничего нельзя было делать, они возвратились в первый день недели для того, чтобы помазать ароматами тело Спасителя. И стали свидетельницами невообразимого, невозможного, но произошедшего – Воскресения. И стали первыми его провозвестницами.

Какой же здесь урок для нас с вами может быть? В нашем отношении к своим обязанностям и, в большей степени, в служении ближним нашим может скрываться очень глубокий смысл. Подчас об этом не задумываясь, мы делаем свои обычные дела, то, что должны делать в семье, и реже, может быть, совершаем то, что от нас требует долг христианской любви – помощь неимущим, забота о бедных, о нуждающихся. Но все это очень важно перед Богом. И забота о ближних, и забота о ближних в широком смысле слова – о каждом нуждающемся, о каждом, кто обращается к нам с просьбой и мольбой о сострадании, о милосердии, о прощении и о добре. Это простые шаги, но на этом пути мы, согласно слову Евангелия, встречаем Самого Христа. Не так очевидно и прямо, как жены-мироносицы, увидевшие Воскресшего. Но Он же Самый, этот же воскресший Господь, сказал: «что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали и Мне» (Мф. 25:40).

Люди на протяжении всей истории мира задавались и будут задаваться вечными вопросами: есть ли Бог? Как Его встретить, как Его понять, как Его обрести? В поисках Бога мучились лучшие умы человечества, искали Его в философских концепциях и в научном познании мира. Но радостная весть Евангелия заключается в том, что Бог – с нами. Он открывает Себя. Он явился в этом мире как человек, и в воскресении Своем Он является как Победитель смерти для того, чтобы каждого из нас соделать причастником этой Своей победы над смертью и причастником вечной жизни. Это сердцевина Евангелия – Бог с нами, Он – один из нас, чтобы и мы были едино с Ним. Но вместе с тем, Евангелие имеет еще и глубочайшее нравственное измерение: мы можем встретить Бога и послужить Ему в лице наших ближних, в лице каждого человека, который рядом с нами сегодня – и в лице нуждающегося, и в виде страждущего, и неизвестного какого-то путника, который просит у нас помощи. И каждый раз мы встречаем Христа. В этом – прямой смысл евангельской притчи о Страшном Судье, если вы помните. И это не просто образ, это действительно так, потому что иного способа послужить Богу у нас нет. Только служа ближним нашим, мы и служим Самому Христу, Самому Господу. И вместе с тем добром, вместе с тем состраданием, вместе с тем милосердием, для коих мы стараемся находить место в нашей жизни, в нашу жизнь входит Господь, а точнее мы начинаем ощущать Его присутствие. Присутствие, исцеляющее, ободряющее и укрепляющее нас. Это знали многие люди, посвятившие свою жизнь Евангелию, и сегодня знают многие. Это знает, может быть, каждый из здесь стоящих, испытавший когда-то радость от бескорыстного добра, бескорыстную радость от красоты этого мира и радость бескорыстной любви.

И ещё раз хочу заострить ваше внимание – когда мы, как жены-мироносицы, которые хотели воздать последний долг своему Учителю, совсем не ожидая встретить Его воскресшим, приносим какие-то свои усилия, свои дары, свою любовь ближним нашим, в нашу жизнь входит Воскресший. И вместе с Ним наша жизнь наполняется и смыслом, и красотой, и любовью. Аминь.

2 декабря 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор