Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 26-й по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры, мы с вами уже вступили в пост, который нас приведёт к Рождеству Христову. Мы начали паломничество к празднику Рождества, сделали первые шаги, и сегодня вновь обратимся к самому смыслу поста.

В последней беседе было сказано о том, что пост, конечно, касается не только физического воздержания в пище. Пост должен быть ещё и духовным вниманием к себе. А кроме того, было сказано о таком важном измерении поста, как милостыня: человек отделяет от себя часть средств или пищи и делится с неимущими. И это тоже важная составляющая поста – ограничение себя и служение ближним. То есть, прежде всего, мы совершаем пост, согласно правилам церковным, но по силам, потому что даже в монастырях немощным и больным монахам духовники и игумены благословляют послабление. Поэтому и мы должны сообразовываться и со своим здоровьем, и со своими возможностями, но какие-то ограничения в пище каждый из нас может понести. Что касается внутреннего внимания к себе – это молитва. Не ослаблять, а усилить молитву, ни в коем случае не оставлять, а чаще прибегать к предстоянию перед Господом – и дома, и в церкви. Участвовать в Таинствах, участвовать в праздничных богослужениях, которые тоже есть в течение поста. И наконец – служение ближним. Нам кажется, что наша духовная жизнь зациклена только на нас, или может показаться, что только «я и Бог» – в этом настоящая духовная жизнь. И особенно в первые дни поста может возникнуть такое искушение, как раздражение на ближних, которые «мешают» нам поститься, «мешают» нам молиться. И в этом раздражении, в этой, иногда, озлобленности, конечно же, нет ничего христианского. На самом деле, так проявляется наше собственное нежелание понести те требования, которые возлагает на нас Церковь в отношении поста.

В Евангелии, которое мы только что услышали, было сказано о том, что жены-мироносицы рано утром, в первый день после субботы, а это было после распятия Господа Иисуса Христа, отправились к гробнице для того, чтобы помазать тело Иисуса ароматами, согласно требованию обычая того времени. Они, и в этом согласны все четыре Евангелия, меньше всего готовы были увидеть то, что они увидели. Ни жены-мироносицы, ни апостолы не были готовы к Воскресению. Они не были готовы увидеть пустую гробницу, видение Ангелов и, наконец, самого воскресшего Господа. Но вот, эти женщины рано утром, в предрассветный час отправились воздать последний долг своему Учителю. Не успев совершить все положенное перед наступлением субботы – дня покоя – когда ничего нельзя было делать, они возвратились в первый день недели для того, чтобы помазать ароматами тело Спасителя. И стали свидетельницами невообразимого, невозможного, но произошедшего – Воскресения. И стали первыми его провозвестницами.

Какой же здесь урок для нас с вами может быть? В нашем отношении к своим обязанностям и, в большей степени, в служении ближним нашим может скрываться очень глубокий смысл. Подчас об этом не задумываясь, мы делаем свои обычные дела, то, что должны делать в семье, и реже, может быть, совершаем то, что от нас требует долг христианской любви – помощь неимущим, забота о бедных, о нуждающихся. Но все это очень важно перед Богом. И забота о ближних, и забота о ближних в широком смысле слова – о каждом нуждающемся, о каждом, кто обращается к нам с просьбой и мольбой о сострадании, о милосердии, о прощении и о добре. Это простые шаги, но на этом пути мы, согласно слову Евангелия, встречаем Самого Христа. Не так очевидно и прямо, как жены-мироносицы, увидевшие Воскресшего. Но Он же Самый, этот же воскресший Господь, сказал: «что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали и Мне» (Мф. 25:40).

Люди на протяжении всей истории мира задавались и будут задаваться вечными вопросами: есть ли Бог? Как Его встретить, как Его понять, как Его обрести? В поисках Бога мучились лучшие умы человечества, искали Его в философских концепциях и в научном познании мира. Но радостная весть Евангелия заключается в том, что Бог – с нами. Он открывает Себя. Он явился в этом мире как человек, и в воскресении Своем Он является как Победитель смерти для того, чтобы каждого из нас соделать причастником этой Своей победы над смертью и причастником вечной жизни. Это сердцевина Евангелия – Бог с нами, Он – один из нас, чтобы и мы были едино с Ним. Но вместе с тем, Евангелие имеет еще и глубочайшее нравственное измерение: мы можем встретить Бога и послужить Ему в лице наших ближних, в лице каждого человека, который рядом с нами сегодня – и в лице нуждающегося, и в виде страждущего, и неизвестного какого-то путника, который просит у нас помощи. И каждый раз мы встречаем Христа. В этом – прямой смысл евангельской притчи о Страшном Судье, если вы помните. И это не просто образ, это действительно так, потому что иного способа послужить Богу у нас нет. Только служа ближним нашим, мы и служим Самому Христу, Самому Господу. И вместе с тем добром, вместе с тем состраданием, вместе с тем милосердием, для коих мы стараемся находить место в нашей жизни, в нашу жизнь входит Господь, а точнее мы начинаем ощущать Его присутствие. Присутствие, исцеляющее, ободряющее и укрепляющее нас. Это знали многие люди, посвятившие свою жизнь Евангелию, и сегодня знают многие. Это знает, может быть, каждый из здесь стоящих, испытавший когда-то радость от бескорыстного добра, бескорыстную радость от красоты этого мира и радость бескорыстной любви.

И ещё раз хочу заострить ваше внимание – когда мы, как жены-мироносицы, которые хотели воздать последний долг своему Учителю, совсем не ожидая встретить Его воскресшим, приносим какие-то свои усилия, свои дары, свою любовь ближним нашим, в нашу жизнь входит Воскресший. И вместе с Ним наша жизнь наполняется и смыслом, и красотой, и любовью. Аминь.

2 декабря 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.