24 мая 2024 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день также отмечаются День славянской письменности и культуры и тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла.
По прибытии в Храм Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, установленной в центре храма. Чудотворный образ 21 мая по благословению Его Святейшества был принесен в Москву из Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Ювеналий (Поярков); митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Псковский и Порховский Арсений, глава Псковской митрополии; архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии; собор иерархов Русской Православной Церкви.
В богослужении участвовали представители Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); протоиерей Даниил Андреюк (Православная Церковь в Америке).
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле.
По окончании Литургии было совершено славление равноапостольным Мефодию и Кириллу, Святейший Владыка прочитал молитву Первоучителям Словенским.
Затем было возглашено многолетие тезоименитому Святейшему Патриарху Кириллу.
Митрополит Воскресенский Григорий огласил поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства и вручил Его Святейшеству старинную икону Спаса Нерукотворного и букет белых роз.
От лица Президента Российской Федерации В.В. Путина Святейшего Патриарха Кирилла поздравил полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, от имени Правительства Российской Федерации — заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно вас поздравляю с продолжающимся праздником Светлого Христова Воскресения и памятью одного из величайших святых, будем говорить без преувеличения, нашей Церкви – святителя и чудотворца Николая. Мы сегодня вспоминаем перенесение его мощей, но вновь и вновь наши духовные взоры устремляются к личности этого угодника Божия. Мы не можем не задаться вопросом, а что же послужило причиной того, что на протяжении многих столетий, уже более полутора тысячи лет память о нём не только не затухает, но продолжает гореть так же сильно, так же ясно, как будто бы он жил совсем недавно и был нашим с вами Архипастырем и духовным отцом? В этом – тайна Промысла Божия, прежде всего. И у апостола Павла есть выражение: «ина слава солнцу, и ина луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» (1Кор. 15:41). И поэтому есть святые в Церкви, из которых одних мы знаем чаще всего по именам, о ком-то знаем больше, но святителя Николая знают все. Его почитают не только православные христиане, и даже не только христиане – настолько этот человек близок сердцу многих и многих людей. И вот ответом, мне кажется, может послужить то, что он в своей жизни стремился максимально воплотить образ истинного пастыря. Его тропарь, церковное песнопение святителя Николая стало образцом для всех святителей (в них изменяется только имя). И теми же самыми словами, которыми мы прославляем святителя Николая, мы почитаем в церковном тропаре и других святителей. Потому что он действительно стал правилом веры и образом кротости, и учителем воздержания – таковым его показал и Мир Ликийской пастве, и всем нам, христианам сегодняшним, Сам Христос – Тот, Который Истина всех вещей, Суть всего сущего. И святитель Николай стяжал смирением высокая, нищетою богатая. В Евангелии Господь обращается к Своим ученикам: «Приидите… и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). То есть истинный пастырь и, шире говоря, вообще христианин – он в своей жизни ориентируется на Самого Христа, на нашего Учителя, на тот Свет, Который воссиял в этом мире и прогоняет всякую тьму, и освещает нам путь на небо. И при этом Господь призывает быть милостивыми и кроткими, как Он Сам. Святитель Николай, можно говорить смело, уподобился в этом Христу больше многих других. Он был образом кротости и учителем воздержания. Но ещё его называет Церковь «правилом веры». Это не только потому, что сохранилось предание о защите им веры на первом Вселенском Соборе, но в большей степени и прежде всего потому, что в сознании христиан древности всегда было понимание, и для нас с вами должно быть так же, что правая вера и праведная жизнь – никогда не расходятся, это – нечто единое целое, двуединый процесс. Нельзя бить себя в грудь и говорить, что «я православный и истинно верующий», а проводить греховную жизнь, не стремиться уподобиться Христу нашему Господу и святым в добродетелях: кротости, воздержании, смирении, любви ко всем. Если в сердце живёт ненависть, и более того, если мы культивируем эту ненависть к кому бы то ни было – это антихристианство, это не жизнь со Христом. Мы заблуждаемся в таком случае. И вот память святителя Николая нам помогает понять, каким же может быть или должен быть путь христианина – не только пастыря, но человека с открытым сердцем, который не может пройти мимо чужой беды, мимо чужого страдания. И всегда, когда только можно, когда в его силах – он откликается и милосердием, и бесстрашным предстательством, и благотворительностью, и любовью, и прощением, и всей своей жизнью он подает образец доброго христианина и доброго пастыря. Это очень сильный урок для каждого из нас. А почитание святых, между прочим, имеет ещё и назидательное значение, по слову апостола: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И поэтому православное почитание святых не должно ограничиваться только просьбами и требованиями: помоги, спаси, дай, благослови и так далее. Оно должно быть сопряжено ещё с нашим стремлением впитать хотя бы частичку их любви к Богу, к Церкви и к ближним. Вот тогда это почитание будет плодотворным, действенным, истинным, православным, в конце концов – когда не только наши слова, не только наши убеждения, но ещё и наша жизнь будет свидетельствовать о том, что мы – последователи Христа, чада истинной Церкви, члены Церкви святых, в которой совершается спасение человеческой души и спасение мира.
Постараемся идти по этому пути спасения, и не только отвлечённо и теоретически веровать, не только называть себя людьми верующими или православными и каким-то образом превозноситься над всеми другими, но своей жизнью показывать, что мы – соработники Христа в этом мире. Вот кем должен быть христианин! «Вы – соль земли… Вы – свет мира», – говорит Господь Своим ученикам, а значит и нам с вами, – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16).
В позднейшие времена на Западе возник спор о том, что важнее – добрые дела или вера? Но в православной традиции нет такого противопоставления. Истинная вера и означает именно жизнь по вере. Вот и всё. И для святых, и для первых христиан, и для нас с вами – вера должна означать нашу жизнь по этой вере, по Евангелию, по заповедям Христовым. Вот пусть такая вера будет крепкой, пусть будет вдохновляющей нас, а укреплять её, расширять, умножать мы как раз таки и можем делами веры: встать на молитву тогда, когда нам не хочется, раскрыть Слово Божие, когда всё, казалось бы, нас отвлекает; наконец совершить доброе дело тогда, когда мы найдём тысячу оправданий, чтобы этого не делать – но выполнить заповедь Христа, проявить Ему верность сегодня, в этом дне, в этих обстоятельствах. И из таких капелек наша вера будет взращиваться, укрепляться, возрастать от силы в силу, как евангельское зерно, о котором сказал Господь, что оно приносит плод для Царствия Божия: «одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8). И молитвами святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийского, и нашего старца Николая я пожелал бы всем нам, чтобы наша вера была такой живой, действенной, приносящей многий плод для Бога и для наших ближних. Аминь. Христос Воскресе!
22 мая 2024 года, храм святителя Николая Чудотворца на острове Талабск
22 мая 2024 года, в празднование перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая на острове Талабск Псковского района.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Псковского районного округа епархии иерей Михаил Буценка, настоятель храма святителя Николая на острове Талабск игумен Паисий (Гидраш), настоятель Старовознесенского храма города Пскова иерей Олег Иванов и гости праздника в священном сане.
Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.
По отпусте Литургии был совершен пасхальный крестный ход, во время которого у могилы почившего настоятеля храма старца протоиерея Николая Гурьянова была совершена заупокойная лития. По окончании крестного хода митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, снова и снова поздравляю с праздником Светлой Пасхи, с Воскресением Господа нашего, а также с престольным праздником этого псковского храма – с памятью апостола любви, евангелиста Иоанна Богослова! Из всех учеников Спасителя он каким-то необычайным образом оказался больше всех, видимо, поражённым этой благой вестью, которую принёс Христос в мир – о любви Божией, о Свете, который воссиял в этом мире, и которой тьма не может объять (см.: Ин. 1:5), о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И впоследствии, будучи просвещённым Духом Святым, он написал Евангелие, три Послания и книгу Откровения.
Вот это благовестие любви Божией буквально сквозит в каждой главе, в каждом месте этих писаний, начиная от благовестия о том, что «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир», Который «пришёл к своим, и свои Его не приняли, – а нам, – тем, которые приняли Его,… дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:9-12). Оно сквозит даже до конца его последней книги, которую он написал уже в глубокой старости на острове Патмос – книгу, которая венчает собою всё Священное Писание, к которой у многих христиан, и не только христиан, отношение подчас осторожное и даже боязненное, но которая завершается провозвестием надежды, провозвестием торжества Божия, опять же, Божией любви в этом мире, обетованием окончательной победы Христовой, которая уже началась Его победой над смертью, но которая будет когда-то всеобъемлющей – когда не останется места ни слёзам, ни печали, ни воздыханию, ни самой смерти, когда Господь, по слову апостола Павла, «будет всяческая во всех» (1Кор. 15:28).
Открываем ли мы беседы Христа, записанные в Евангелии от Иоанна, с тем же Никодимом, где было сказано о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16), или с самарянкой, или с другими; и особенно в прощальной беседе Христа с учениками – мы снова и снова становимся перед этой тайной Божественной любви, которая явилась в мире и которая изменила и поныне меняет всё. И мы призваны быть соработниками этой любви и тоже менять всё, начиная с самих себя – и этот мир, и своё сердце, и окружение вокруг себя, и в конце концов мир вокруг нас. Как не вспомнить слова Спасителя, которые передает евангелист Иоанн в повествовании о прощальной беседе: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» – накануне страстей Господь говорит о самом важном, и эти слова должны быть навеки отпечатлены в сердце и в уме каждого христианина, каждого последователя Господа. Как часто мы забываем о них или почти никогда не помним! Открываем ли мы послание апостола, читаем то же самое: «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, – говорит он, о себе и апостолах, – и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам…» (1 Ин. 1:2), и снова переходит к своей любимой и важной для него теме: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Это сказано в назидание всем истинным ученикам и ученицам нашего Спасителя – в напоминание и напутствие. И как в прозвучавшем уже сегодня, слове митрополита Антония было сказано, что истинная любовь – она и представляется нам как бы летящей на небеса, восходящей, парящей, но она всегда должна быть воплощена в конкретных делах. Это помнили и апостол Иоанн, и апостол Павел, и все первые ученики и последующие поколения христиан. Они не ожидали каких-то чрезвычайных откровений, не ожидали, что на них снизойдет чувство вселенской любви. Они жили по словам Спасителя, каждый день исполняя Его заповедь.
Вот об этой любви сказано на самом-то деле – не столько о каких-то необычайных переживаниях нашего сердца, сколько о деятельной христианской любви, которая была всегда связана, во все времена с милосердием, с благотворением ближним, с помощью неимущим, с приходом на помощь страждущим, скорбящим, обездоленным, нуждающимся в каком-то нашем утешении, ободрении, молитве, участии, в добром деле, финансовой или материальной, или духовной помощи. И поскольку всегда говорится о конкретных делах, мы никогда не должны об этом забывать. И пусть память об этом сподвигает нас каждый день – во исполнение заповеди Господней: «любите друг друга: как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34) – что-то предпринимать. От нас Господь не требует, чтобы мы, как апостолы, продавали свои имения и приносили в общину, но пройти мимо человеческой беды и страдания для христианина недопустимо. Недопустимо пройти мимо людей, которые взывают о помощи, или, может быть, даже не находят в себе силы попросить о ней. Но надлежит проявить внимание, чуткость, милосердие – если не делом, то хотя бы молитвой или добрым словом, хотя бы взглядом и улыбкой помочь человеку, чтобы его душа осветилась светом, воскресла, оживотворилась, вообще-то каждый из нас может. Для этого и существует Церковь – в том числе для этого – чтобы через проповедь о Христе делами светить в этом мире, приводить людей к этому Свету, ко Христу, наполнять их подлинной жизнью и любовью, и надеждой, и верой – в этом призвание каждого из нас. И поэтому сегодня, почитая память апостола любви, который является духовным отцом не только для прихожан этого храма, но и для всех христиан, особенно Восточной Церкви, будем внимательнее вчитываться в его слова. Прочитаем дома хотя бы несколько глав из его Евангелия, хотя бы прощальную беседу или наставление из первого Послания – сегодня в день его памяти, для того чтобы и сегодня, и завтра, и каждый день нашей жизни самим стараться быть во свете Христовой любви и нести это слово, нести эту надежду, нести эту любовь в этот мир – ближним и дальним – всем, кто в этом нуждается, а в этом нуждается каждый человек. Господь да поможет нам и благословит всех нас на эту благую миссию – быть соработниками, сопричастниками божественной любви в этом мире и свидетельствовать о ней своими делами. Христос Воскресе!
21 мая 2024 года,
храм апостола Иоанна Богослова (на Мишариной горе) города Пскова
21 мая 2024 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме апостола Иоанна Богослова (с Мишариной горы) города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма апостола Иоанна Богослова протоиерей Владимир Саввин; настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (в Бутырках) города Пскова иерей Сергий Саввин. Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.
По отпусте Литургии вокруг храма был совершен пасхальный крестный ход. Затем митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
По окончании богослужения у могилы почившего настоятеля игумена Ионы (Муханова) и его супруги, в постриге монахини Вассы, была совершена заупокойная лития.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Матфей! Дорогие отцы, братья и сёстры! Всех Вас сердечно поздравляю с престольным праздником этого нашего Псковского храма – памятью святых равноапостольных жён-мироносиц!
Как известно, мироносицами называются те женщины, которые когда-то, и надо вспомнить об этом прежде всего, нашли в себе силы, пройти земной путь с Учителем до конца – в тот момент, когда этих сил не было у учеников, разбежавшихся, испугавшихся, рассеявшихся, кроме одного верного Иоанна. Они предстояли у Креста Господня, они были свидетелями последних слов Христовых на Кресте, в том числе и: «совершилось!» (Ин. 19:30). На закате того дня, когда в спешке производилось погребение, они не успели воздать последний долг любви своему Господу и Учителю. В субботу, по заповеди, они должны были пребывать в покое, но как только утренний свет воссиял над землёй, святые жёны первыми поспешили ко Гробу Спасителя. Они ещё не знали, что гробница пуста, и шли воздать Ему последний долг. Шли к мёртвому Учителю, а обрели живого Бога.
Их провозвестие о том, что Христос Воскрес, о том, что победа над смертью совершилась, стало первым. Они, эти простые женщины, которые не вдавались в богословские тонкости, не спорили, как апостолы, за первые места в Царстве, и только душою чувствуя истину каждого слова Христа и пребывая Ему верными до конца – они стали, прежде всего, апостолами для самих апостолов, для будущих провозвестников Воскресения Христова. Наверняка, впоследствии и Петр, и Иоанн Богослов, и Иаков Праведный задумывались: почему никто из них, ближайших учеников, а эти простые женщины первыми приняли благую весть о Воскресении? И ответом, мне кажется, может служить другое евангельское событие – о том, как ноги Спасителя незадолго до страданий помазала одна жена-грешница драгоценным миром и отёрла волосами своей головы. И, как Евангелие передаёт слова Господа, были прощены «грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). И вот в духе этого высказывания, немного перефразируя, можно сказать, что за то, что они возлюбили больше, проявили больше преданности и любви, и верности – им дано было больше: они первыми принесли в мир благую весть о Воскресении Господа. А потом уже вместе с апостолами продолжали этот благовестнический труд, почему Церковь их именует – «равноапостольными». И сегодня праздник этой любви и верности.
Конечно, это удел не только жён-мироносиц, не только Иоанна Богослова, это удел, который призван стать уделом каждого из нас. И каждый из нас призван ответить Господу любовью на Его любовь, верностью – на Его верность нам и преданностью – на Его преданность каждому из нас. Но сегодня также прекрасный момент, когда стоит отметить служение именно христианок – женщин-мироносиц. Не только тех евангельских, которые скромно служили Христу по мере сил своих, но также и тех, которые скромно трудятся и сегодня: на клиросе, в трапезной, в воскресной школе; тех чьей молитвой и служением Церковь на протяжении десятилетий спасала от закрытия многие и многие храмы. И поэтому это праздник, прежде всего, современных мироносиц, которые тоже приносят таким образом своё служение, как драгоценное миро, Христу. Но шире говоря, как уже было сказано, это праздник любви и верности Христу, причастниками которого и все мы призваны стать – не только апостолы, не только равноапостольные жёны-мироносицы, но и мы все – современные ученики и ученицы нашего Господа. И каждый из нас пусть принесёт драгоценное миро любви к Богу и к ближним, добрых дел, благодарности, преданности и служения Христу и Его Церкви, несмотря ни на какие испытания и искушения. В большей степени, конечно, это служение нашим ближним, которое является, согласно Евангелию, в буквальном смысле служением Самому Христу – тем драгоценным миром, которое Он ожидает и принимает от каждого из нас. Будем помнить об этом. Если хотим послужить нашему Господу и Спасителю – это можно сделать легко, послужив человеку – тому, кто рядом с нами каждый день, или тому, кто сегодня Промыслом Божиим встретился на нашем пути и кому мы можем помочь в его горе, в его отчаянии, в его неверии, может быть, в его страданиях. А кто, как не мы? Для этого ведь и существует Церковь – чтобы возвещать радость о Воскресении и давать миру эту новую надежду: миру и каждому человеку, который тоскует по этой надежде и по любви Божией. Но для того, чтобы это делать, это возвещать – будем помнить также и о том, что самой убедительной проповедью является наша с вами жизнь, нелицемерное, доброе отношение к ближним, исполненное милосердия, сострадания и любви. К этому будем стремиться сегодня и каждый день, чтобы сохранить пасхальную радость, как свет, который наполняет новым смыслом всю нашу жизнь, изгоняя весь мрак, всё отчаяние, весь грех, и оставляя место лишь для любви и для надежды, и для верности. Свет Пасхи, воссиявший однажды в то самое утро, когда жёны-мироносицы нашли Гроб Спасителя опустевшим – он не померкнет уже никогда. Им освещается наша с вами жизнь, и нет места отчаянию, потому что мы все приведены Христом к Его Отцу. Над всем миром – Лик Божий, который имеет образ лика человеческого, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Христос Воскресе!
9 мая 2024 года, в Неделю святых жен-мироносиц, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чин великого освящения храма и Божественную Литургию в храме святых Жен-Мироносиц города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии; секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма святых Жен-Мироносиц иерей Кирилл Ладанов; настоятель воинского храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов; настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове иерей Роман Гизитдинов; клирик храма святых Жен-Мироносиц иерей Павел Орлов; клирик храма святого Александра Невского иерей Максим Васильев и гости праздника в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.
Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане храма и паломники.
По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
Затем Псковский Владыка преподнес в дар приходу икону Нерукотворного Образа Спаса и евхаристический набор.
Также митрополит Арсений вручил благодарственные Архиерейские грамоты всем, потрудившимся в деле благоукрашения храма святых Жен-Мироносиц города Пскова.
По окончании богослужения Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могиле протоиерея Павла Адельгейма.
Вот уже две тысячи лет минуло с того самого первого пасхального утра, когда эта благая весть потрясла мир. И первыми эту весть восприняли жёны-мироносицы, память которых мы начинаем праздновать сегодня, от небесных вестников, а потом и от Самого Христа. От жён-мироносиц и от Самого Христа эту весть восприняли апостолы. А от апостолов, как проповедников Воскресения Христова, и также от Самого Христа, Чьё невидимое присутствие продолжается в Церкви, воспринимают эту весть все православные христиане, в том числе и мы с вами. И как две тысячи лет назад, так и сейчас, если задуматься, если почувствовать и прочувствовать эти слова, то они не могут не потрясти, не обрадовать, не дать новую надежду. В них – и радость, и надежда, и всё наше упование. Воскреснув из мёртвых, Господь сделал это не для Себя, а для человека – для каждого из нас – и поэтому не только прошлое, но и настоящее и будущее освещено светом Пасхи. Потому что ради всего мира, ради воскресения всецелого человека – падшего Адама, всего рода человеческого Господь расторг узы ада и смерти, восторжествовав над ней Своей Богочеловеческой силой.
Мы сейчас слышали слова молитвы первого часа о том, что Христос – это Свет истинный, просвещающий и освещающий всякого человека грядущего в мир. Эти слова из Евангелия от Иоанна, которое читается в Пасхальную ночь: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Это сказано о Христе. Он явился в нашем мире, и в этом мире, юдоли плача, царстве страдания и смерти, воссиял Свет – Господь пришедший, Своим Воскресением разгоняющий нашу тьму, нашу смерть, наше забвение Бога. Он нас обрёл, чтобы вознести к Отцу Своему. Будем держаться этого Света в нашей жизни – Самого Господа Иисуса Христа, Его слова, а Его Самого постараемся ощутить в нашей жизни – в Таинствах, в молитве, в радостных и сложных обстоятельствах, в радости от дара жизни и также в благодарности о даре жизни вечной. Будем держаться этого Света. Никакая тьма, никакой мрак, никакая неправда не смогут тогда вновь поработить нас и отлучить от Бога. Но пусть этот Свет, воссиявший некогда в этом мире, никогда не гаснет в нашем сердце! И тогда и наша жизнь будет освещена светом Пасхи. Тогда и радость, которая дана нам в эти дни пасхальные, будет жизненной силой для каждого из нас, сподвигая на борьбу со злом в своём сердце, сподвигая на делание добра, на служение милосердия, на любовь к Богу и ближним нашим. Аминь. Христос Воскресе!
18 мая 2024 года, храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в Крестах) города Пскова
18 мая 2024 года, накануне Недели 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в Крестах) города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин и настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в Крестах) иерей Виталий Босов.
Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане.
По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
18 мая 2024 года, в субботу второй седмицы по Пасхе, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Трехсвятительском соборе Спасо-Елеазаровского монастыря.
По окончании богослужения Владыка митрополит совершил заупокойную литию по почившим сестрам обители.
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
Приход храма святого Димитрия Солунского приглашает к участию в благоустройстве территории
Приход храма святого Димитрия Солунского приглашает к участию в благоустройстве территории
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Публикации
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея к участникам молодежной Литургии
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея к участникам молодежной Литургии
Приветственное слово митрополита Псковского и Порховского Матфея митрополиту Евсевию (Саввину) в день его тезоименитства
Приветственное слово митрополита Псковского и Порховского Матфея митрополиту Евсевию (Саввину) в день его тезоименитства
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie: Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Дополнительную информацию, в том числе об управлении файлами cookie, можно найти здесь:
Политика использования файлов cookie