В поселке Ветвеник прошёл фестиваль «Рождественские встречи – 2024»

13 января 2024 года в церковно-приходской школе поселка Ветвеник прошёл фестиваль «Рождественские встречи – 2024».

Рождественский фестиваль традиционно начался с благодарственного молебна, который совершили благочинный Гдовского округа епархии иеромонах Иннокентий (Селезнев) и духовенство Гдовского благочиния.

По окончании молебна отец Иннокентий обратился с приветственным словом к участникам и зрителям фестиваля. Также всех собравшихся поприветствовал настоятель храма апостолов Петра и Павла поселка Ветвеник отец Сергий Олисов.

Участие в фестивале приняли детские коллективы, прибывшие из разных уголков региона:

  • Воскресная школа Свято- Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • Православное движение «Вестники»;
  • Ансамбль старинной музыки «Вереск»;
  • Образцовый коллектив Ленинградской области детский вокальный ансамбль «NEW-тон»;
  • Гдовская районная библиотека имени Л. И. Малякова.

Выступления гостей праздника получили высокую оценку зрителей. В завершение фестиваля все участники получили памятные подарки.

По материалам группы Церковно-приходской школы поселка Ветвеник

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Крещенский сочельник

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с наступающим праздником Богоявления или Крещения Господня! Совершением Великой Вечерни, Литургией Василия Великого (той, что совершается у нас сейчас) Церковь вводит нас в светлый праздник Богоявления, который по сути своей является продолжением праздника Рождества Христова, учитывая, что когда-то в древности, как мы знаем, это был один праздник. В III веке на Востоке праздновали праздник Богоявления 6 января, что соответствует нынешнему нашему празднику Крещения Господня (19 января по гражданскому календарю). И в этот праздник, еще до того, как от него обособился праздник Рождества Христова, и был включен весь спектр смыслов, связанных с пришествием в мир Бога и Спасителя: это было и Рождество, это было и поклонение волхвов, и бегство в Египет, и Крещение на Иордане, и удаление в пустыню Господа Иисуса Христа, и Его первое чудо на браке в Кане Галилейской, и начало Его проповеди. Вся эта палитра смыслов была включена вот в этот великий праздник Богоявления, который по своей значимости приближался к Пасхе Господней. Именно к этому празднику также вел долгий сорокадневный приготовительный пост. А в последующем, в конце IV века, происходит вот такое разделение единого праздника, благодаря традиции, которая пришла тогда еще с православного Запада – праздновать праздник Рождества Христова отдельно. Но главный смысл этого праздника не терялся и он заключается в названии – «Богоявление».

Мы не только совершаем сегодня память того, что произошло на Иордане, но снова и снова мы обращаемся к той ликующей мысли, пронизывающей все богослужебные песнопения, которая возвещает наше спасение: явление Бога в этом мире – Богоявление – ради нашего спасения, ради обновления нашей природы, ради обновления всего мироздания, которое начинается с воплощения Господа Иисуса Христа, совершается Его Воскресением и Вознесением во славе. Но сегодня, в преддверии и в сам праздник Богоявления Господня или Крещения, мы также мысленно мы обращаемся и к тому, что было совершено на Иордане – Христос освящает воды, принимая Крещение, которое полагалось в качестве обряда покаяния для грешников. Сам, не имеющий греха, Христос Спаситель  тем самым полагает начало нашему спасению, вступая на Свое общественное служение. «Освящается вод естество» – поет сегодня Церковь. И действительно это так, потому что пришествием Бога на землю начинается освящение этого мира, освящение материи.

Когда-то Господь, сотворив этот мир, сказал о нем: «добро зело», то есть «хорошо весьма» – читаем мы в Шестодневе (Быт. 1:8). Однако, мы живем в мире, где присутствует смерть, разрушительные стихии, страдания, злоба человеческая. И Церковь, приоткрывая нам завесу тайны, говорит о том, что именно человек, первые люди впустили в этот мир зло. Об этом говорит «Откровение». И вот является новый Адам – Господь Иисус Христос, чтобы исправить преступление первого человека и стать Родоначальником нового человечества, стать новым Главою нового рода людского и вернуть не только каждого в отдельности человека и каждого из нас, но и весь мир в последней перспективе – к первоначальной чистоте, святости и гармонии. И сегодняшний праздник возвещает нам о том, что это уже началось: пришествием в мир Бога и освящением водного естества начинается преображение всего мира. А печать этого будет тогда, когда, по слову апостола: «Бог будет всяческая во всех. Бог будет во всем» (1 Кор. 15:28). А мы об этом исповедуем словами Символа Веры: «Егоже Царствию не будет конца» и «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».  Но спасение уже началось и оно с нами, и мы вовлечены в этот процесс, и мы за это благодарим и славословим Господа.

Надо сказать сегодня так же, что с праздником Крещения Господня, как ни с каким другим, связано множество народных суеверий, которые Церковь не поддерживала и не поддерживает. Я уж не буду говорить о крещенских гаданиях – каждый православный человек знает, что это языческие обычаи, и за это нужно приносить покаяние перед Богом. Но есть и другие суеверные мнения, распространенные в церковной среде. Одно из них, которое продолжается  уже не один десяток лет в нашем народе после периода безбожия, уже благодаря воцерковлению постепенно уходящее, но которое кое-где можно снова встретить – когда люди верующие утверждают серьезно, что это две разные воды – освящаемая сегодня и освящаемая завтра. Как будто бы это две разные благодати от двух разных источников исходящих. Господь один, Его освящающая Сила – одна и та же. И молитвы, читаемые и певаемые сегодня на освящении воды – те же самые, что будут читаться и петься завтра. Это одна и та же Крещенская вода, Агиасма, святыня. И поэтому отношение должно быть такое же, равноблагоговейное. Да, может быть, есть исторические основания того, почему два раза освящается вода. Может быть, учитывая, что праздник Богоявления, как уже было сказано, в древности по своему торжеству приближался к Пасхе, и к этому дню тоже был приурочен подготовительный период для тех, кто примет Крещение. И, собственно накануне за богослужением, которое совершается сейчас, в древней Церкви крестили оглашаемых. И вот это первое освящение воды – сегодняшнее – может быть связано именно с этим. А освящение воды 6 января (или по новому стилю 19-го) связано с обычаем Иерусалимской Церкви, когда в этот день совершался крестный ход на Иордан, и в память о Крещении Господа Иисуса Христа освящались воды этой реки. Но для нас это уже не столь важно, а важна молитва и важна благодать, которая присутствует здесь в Церкви и в каждом храме – и сегодня, и завтра.

Второе заблуждение – это излишнее благоговение по отношению к святой воде. Да, это святыня, но не нужно к ней относиться почти так же, как к Причастию. С Причастием ничто не может сравниться. Это самая великая святыня. И в Причастии мы теснейшим образом соединяемся с Богом, как ни в каком другом случае. Но иногда люди очень благочестивые относятся к святой воде с таким же или почти с таким же отношением, веруя, что этот дар можно принимать только натощак. Это благочестивая традиция, она не общеобязательная, тем более что церковный Устав нам говорит о том, что святую воду можно употреблять всегда без сомнения, особенно в периоды испытания, искушения, страха или в болезни.

А вот более серьезным, может быть, заблуждением, служит мнение людей о том, что непременно и обязательно нужно в этот день окунуться в проруби и «смыть свои грехи». Погружение в прорубь не смывает грехи – надо прямо заявить об этом! Грехи отпускаются, омываются в Таинстве Крещения, прежде всего, а погружение в прорубь – это не повторение Таинства Крещения. А во-вторых, грехи омываются покаянием, а также они очищаются в Таинстве Причащения. Ни с одним этим Таинством погружение в прорубь нельзя сравнивать. Это, опять же, народный, скорее, обычай, даже не церковный, а околоцерковный. Справедливости ради стоит сказать, что это не только русский православный обычай. И православные греки, и православные сербы, и другие народы в этот день, устраивая освящение каких-то водоемов, организовывают погружение или купание. Ну и опять же стоит заметить, что в этом участвуют, как правило, молодые, взрослые мужчины. Нам с вами нужно сообразовываться прежде всего с церковной традицией и с церковным богослужением. Ведь суть праздника заключается в участии в праздничной Литургии, в Причастии Тела и Крови Христовых, в участии в этот день в освящении воды и в принесении домой этой святыни для употребления ее во всех необходимых случаях. «Да причащающийся или мажущийся ею» – сказано в молитве «имеет ее во исцеление, прогнание страстем, в освящение домов…» и так далее. Нигде, ни в одном месте освящения святой воды не сказано, что она для купания. Поэтому будем относиться трезво к этому обычаю. Если человек обладает хорошим здоровьем, ничто не мешает ему прийти в хорошо организованную теплую купальню, допустим, или другое место для того, чтобы быть участником этого действия – народного, а не церковного. Но если есть какие-то проблемы или со здоровьем, или с организацией самого места для купания, то стоит воздержаться. Церковь не требует от нас этого, чтобы каждый из нас сегодня или завтра окунулся в прорубь. Это совсем не нужно! А напротив, такой подход – чисто человеческий, связанный с какой-то наивной верой: «я окунусь, и если не грехи отпустятся, то, по крайней мере, здоровье мое укрепится». Но это, опять же, связано с каким-то неосознанным, но требованием от Бога чуда. «Вот я, мол, совершаю то, что когда-то совершил Господь Иисус Христос, погружаясь в этот день в воды, а ты, Господи, должен мне помочь, наградить здоровьем, или успехом или благословением». Пусть не так прямо, неосознанно, но какая-то такая суеверная вера присутствует. Поэтому будем подходить ко всем обычаям и вообще ко всем обстоятельствам жизни с позиций церковных, христианских и Евангельских.

Вера же Церкви нам возвещает сегодня, прежде всего, о явлении Бога ради спасения мира. И вот это мы и будем с вами переживать, этому будем радоваться. Эта радость и будет для нас источником и вдохновения, и благословения Божия, и стояния в добре и в правде, источником и молитвы, и любви к ближним. Эта радость – о нашем спасении и о начавшемся преображении всего, созданного Богом, мира, Господом Иисусом Христом. «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный». Аминь.

18 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Настоятель единоверческой общины Псковской епархии выступил в краеведческой библиотеке с первой частью лекции «Культура русской веры»

3 января 2024 года в рамках исторического кружка «Глас», в читальном зале Историко-краеведческой библиотеки имени Ивана Ивановича Василёва прошла первая лекция из цикла: «Культура русской веры».

Лектором выступил настоятель единоверческой общины Псковской епархии священноиерей Димитрий Кириченко. 

Отец Димитрий рассказал, что церковное пение было привнесено на Русь вместе с христианством из Византии. Знаменное (крюковое) пение – основной вид древнерусского богослужебного пения, в основе которого – одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение в настоящее время сохранилось у старообрядцев.

В ходе лекции теоретический материал сопровождался молитвенными песнопениями в исполнении отца Димитрия и певчих хора Псковской Никольской единоверческой общины.

По материалам группы Библиотеки им. И.И. Василёва Псков

В Крещенский сочельник митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Литургию и Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре

18 января 2024 года, в Крещенский сочельник, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию и чин Великого освящения воды в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией в священном сане. 

Богослужебные песнопения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева).

По запричастном стихе митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

При храме святого Александра Невского состоялась лекция «Тема Рождества Христова в русской литературе»

11 января 2024 года при храме святого благоверного князя Александра Невского города Пскова, в рамках социального проекта Псковской епархии «Хлеб насущный», прошла лекция «Тема Рождества Христова в русской литературе».

 

Лектором выступила Татьяна Николаевна Кабинетская, кандидат филологических наук.

Лекция привлекла внимание не только участников проекта, но и прихожан храма, которые с интересом приняли участие в беседе.

По материалам группы Храма Александра Невского города Пскова

В эфире телеканала «Первый Псковский» рассказали, как проходят ремонтно-реставрационные работы в храме архидиакона Стефана Мирожского монастыря

12 января 2024 года в эфире телеканала «Первый Псковский» рассказали, как проходят ремонтно-реставрационные работы в храме архидиакона Стефана Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

 

По материалам группы телеканала «Первый Псковский»

Воспитанники Воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Дедовичи поставили Рождественский спектакль «Чудесная Звезда»

8 января 2024 года, в празднование Собора Пресвятой Богородицы, в храме Покрова Пресвятой Богородицы поселка Дедовичи прошла традиционная Рождественская ёлка.

В этот день воспитанники Воскресной школы устроили незабываемый праздник для всех присутствующих, представив праздничный спектакль под названием «Чудесная Звезда».

Подготовка к выступлению у ребят проходила в полной гармонии и единстве с настоятелем храма отцом Димитрием, родителями и педагогами.

По материалам группы храма Покрова Божией Матери поселка Дедовичи

В Пскове прошел традиционный Рождественский концерт

16 января 2024 года, в большом концертном зале Филармонии в городе Пскове прошел традиционный Рождественский концерт Псковской митрополии.

В концерте приняли участие: Архиерейский хор Псков-Печерского монастыря и Псковский большой детский хор под управлением диакона Александра Амерханова, губернаторский симфонический оркестр под руководством Алексея Репникова, ансамбль народной музыки «Псков». Ведущими концерта выступили актриса Псковского театра драмы им. Пушкина, лауреат национальной премии «Золотая маска» Наталья Петрова и будущий актёр театра и кино Аркадий Железов.

Зрителей ждал богатейший репертуар: от богослужебных песнопений и колядок до уникальных музыкальных произведений в авторской обработке (Смотрите видеозапись по ссылке).

В завершение зрителей и участников концерта поприветствовал митрополит Псковский и Порховский Арсений. Владыка поздравил всех собравшихся со светлым праздником Рождества Христова и поблагодарил организаторов, руководителей и артистов за удивительный концерт, привнесший рождественскую радость в каждое сердце.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Рождественский концерт в Свято-Троицком соборе города Острова

7 января 2024 года, в празднование Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Свято-Троицком соборе города Острова состоялся Рождественский концерт, в котором приняли участие воспитанники Воскресной школы и певчие храма.

Ребята представили внимаю собравшихся детишек, родителей, бабушек и дедушек спектакль «Серебряное копытце», исполнили Рождественские песнопения и колядки.

По окончании праздничной программы настоятель собора иерей Роман Павлов поздравил всех собравшихся со светлым праздником Христова Рождества и вручил участникам концерта подарки. Также сладкие подарки получили все дети, которые посетили праздничный концерт.

В завершение праздника все участники концерта были приглашены на праздничное чаепитие.

По материалам группы Свято-Троицкого собора города Острова

Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

18 января 2024 года, в Крещенский сочельник, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию и Великое освящение воды в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Начало богослужения – 8:00;

Вечером 18 января 2024 года, накануне празднования Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Арсений возглавит всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.
Начало богослужения – 17:00;

19 января 2024 года, в празднование Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию и Великое освящение воды в храме Богоявления Господня (с Запсковья) города Пскова.
Начало богослужения – 10:00;

20 января 2024 года, в празднование Собора пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи на подворье Савво-Крыпецкого монастыря в городе Пскове.
Начало богослужения – 10:00;

Вечером 20 января 2024 года, накануне Недели 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Арсений возглавит всенощное бдение в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (в Кузнецах) города Пскова.
Начало богослужения – 17:00;

21 января 2024 года года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
Начало богослужения – 10:00.