В эфире ГТРК «Псков» рассказали о презентации Псковской краеведческой азбуки с иллюстрациями от воспитанников Воскресных школ

27 декабря 2023 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали, как прошла презентация Псковской краеведческой азбуки с иллюстрациями от воспитанников Воскресных школ.

 

Краеведческую азбуку презентовали в 28-й гимназии Пскова. Она рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. В книге на каждую букву алфавита подобран исторический деятель, связанный с нашим регионом, или памятник культуры. Иллюстрации и краткую информацию подготовили ученики воскресных и художественных школ, а также дети из творческой студии “Полосатый кот”. Это, по мнению создателя азбуки Софьи Егоровой, поможет их сверстникам легче усваивать материал.

Краеведческую азбуку ей удалось издать благодаря победе на конкурсе молодежных проектов «Есть идея», который проводила городская администрация.

«Это возможность для всех молодых двигаться вперед. Участвовать в грантовой деятельности. Достигать результатов. Чтобы это было полезно для города Пскова и для граждан наших. И в первую очередь для учащихся, которые своим трудом смогут приобщиться к культуре и развиваться», – Геннадий Иойлев, начальник Управления образования администрации города Пскова.

По материалам ГТРК «Псков»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Новогоднюю ночь

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, благочестивые паломники, прихожане святой обители, сердечно поздравляю с наступившим Новолетием, наступившим согласно гражданскому календарю, но это празднование имеет христианские корни. Возникший когда-то как светский праздник, он возник в то время, когда все-таки вера и христианская культура гораздо больше проникали и в общественную, и политическую, и семейную жизнь людей. И поэтому его «светскость», так сказать, условна. Он пронизан религиозными, христианскими смыслами, если вдуматься.

Прежде всего, если говорить о том Новолетии, которое было когда-то на Руси, в допетровскую эпоху, то это был собственно религиозный праздник. И он продолжал древнейшую традицию, с которой было сопряжено воспоминание о Сотворении мира. Когда-то в древнем Израиле в Иерусалимском храме ветхозаветной Церкви совершалось особое богослужение в этот день, и люди приносили Господу покаянные молитвы, просили Его благословения на наступающий год и, вместе с тем, в этом богослужении они как бы приобщались к творческой и очищающей силе своего Господа. Эта же традиция проникла и в Христианскую Церковь. И это Новолетие, которое начинает собою круг церковных праздников, мы отмечаем 1 сентября по старому стилю, согласно византийской эре «от Сотворения мира». Но в петровские времена из Европы проникает и этот, условно – повторюсь – светский праздник, потому что он на самом деле имеет религиозную основу, а именно – он привязан к Рождеству Христову. Это не сам по себе условный какой-то «новый год». Само наименование «Новый год» или «Новое лето» в церковном календаре отсылает нас к тому чтению, которое звучит на молебне, положенном на Новое лето, к тому евангельскому зачалу, которое прозвучало сегодня на Литургии, когда Господь Иисус Христос в начале Своего общественного служения приходит в Назаретскую синагогу и, раскрыв книгу пророка Исаии (Ис.61:1–3), читает: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). И закрыв свиток, обратившись ко всем собравшимся, Он сказал: «ныне исполнилось это писание» (Лк. 4:21). Это отрывок о пришествии Мессии, Царя-избавителя, Спасителя, Которого веками ожидал этот народ. И можно представить, какими странными, какими необычайными словами показались эти слова для соотечественников Иисуса, жителей Назарета. Он в этот момент Сам засвидетельствовал о Себе, что Он – и есть обещанный Спаситель мира, Христос, и что то самое «лето Господне благоприятное» (Ис.61:1–3), о котором пророчествовал древний пророк, как о начале нашего спасения, начинается, оно сейчас наступает. И вот, празднование христианского Нового года перекликается с благодарением Богу за наше спасение, за начало Нового лета Господня благоприятного, за то, что Господь явился в мир, стал Человеком, за то, что Он принял не только нашу природу, но и разделил с нами и жизнь, и смерть, сойдя во ад, и воскрес для того, чтобы и нас совоскресить с Собою. Он приобщился нашей природе для того, чтобы мы стали причастниками Его Божества.

Мы все с вами живем в эпоху Нового Завета, а Новый Завет – это и есть Новая эра – эра от Рождества Христова, то, что когда-то в советское время стыдливо называли просто «нашей эрой». Но даже в этом названии присутствовал отзвук того, что значит «наша» – наша со времен Христа, Новая эра, Новая эпоха, Новый Завет. Это эра сынов и дочерей Божиих. Это эпоха Царствия Божия, явленного в силе, которое даровано нам, и причастниками которого мы все с вами призваны стать. Мы живем в свете Нового Завета, в этом самом «лете Господнем благоприятном» (Ис.61:1–3). И за это приносим благодарение Спасителю.

Самое важное, может быть, за что мы приносим сегодня благодарение – это за то событие, которое спустя несколько дней мы будем отмечать – Его пришествие в мир и наше с вами спасение. Но помимо этого, в жизни каждого человека – абсолютно каждого – есть множество поводов для благодарности Богу. Большинство событий, обстоятельств, людей, которые нас окружают – это повод для благодарности, ежедневной искренней благодарности Богу. И мы сегодня напоминаем себе об этом, принося Богу в начале Нового лета и просьбу о прощении наших грехов, и просьбу о благословении новой страницы нашей жизни. Мы учимся и благодарить – благодарить за каждый прожитый день, за каждого человека, который есть в нашей жизни, за каждый дар Божий – а они неисчислимы, стоит только внимательно посмотреть на свою жизнь, оглянуться, перестать унывать и думать «какой я несчастный, как все плохо…». Не все плохо! В нашей жизни много хорошего! Вся наша жизнь может быть сплошным поводом для благодарности Богу. Но даже те обстоятельства, которые кажутся нам скорбными или сложными – и в них мы учимся благодарить Бога, потому что учимся доверять Ему. И спустя время, возрастая в мудрости, в духовном опыте, мы видим, как и сквозь такие тесные обстоятельства нас ведет всеблагой и любящий промысл Божий, выправляя нас к нашему подлинному благу, ведя нас по пути спасения. Поэтому, благодаря сегодня Господа, будем учиться каждый день жить в этой благодарности, и таким образом наша жизнь станет жертвой чистой, жертвой благодарения для Бога. Мы посвящаем Богу самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу для того, чтобы Он принял этот наш дар и освятил его, вошел в нашу жизнь, освятил Своим присутствием, наполнил Своим присутствием каждый день нашей жизни. И самое лучшее, самое важное и, может быть, дорогое, что нам остается сделать – это осознать, это почувствовать Его присутствие. Сквозь грохот, сквозь суету этого мира – остановиться, вслушаться в свое сердце, всмотреться в обстоятельства своей жизни, в то добро, в ту любовь, которая окружает нас, в те дары Божии, и почувствовать Его присутствие. А если не чувствуем – просить Его, чтобы Он явил Себя нам и взял нас за руку, и, никогда не отпуская, вел бы нас по пути всей нашей жизни, каждый день, день за днем – так, чтобы мы вместе с Ним и перешли бы и за порог временного жития в вечность.

Будем учиться благодарности, будем учиться этому благодарению. Неслучайно же, что самое важное богослужение нашей Православной Христианской Церкви называется Евхаристией, что значит, по-гречески, «благодарение». Мы благодарим Бога за все Его дары, за творение мира, за то, что Он призывал нас из небытия в бытие, за то, что Он спас нас, за то, что Он принимает эту нашу службу. Мы благодарим Его и учимся благодарить всю жизнь, так, чтобы вся наша жизнь могла быть такой вот «евхаристией», благодарением – то есть, присутствием Божиим, жизнью с Богом, наполненной радостью, любовью, светом. Пусть Господь благословит каждого из нас, братию этой обители, всех вас, дорогие прихожане и паломники, разделившие с нами в этот день первые минуты, первые часы Нового лета Божественную трапезу и сотворившие с нами общую молитву. Молимся, чтобы Господь благословил всех нас, наших близких, нашу жизнь миром Своим и любовью Своею. Аминь.

1 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В Новогоднюю ночь митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В ночь с 31 декабря на 1 января 2024 года митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане; благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев.

Песнопения Литургии исполнил братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

 

Специалисты АНО «Возрождение» сообщили о промежуточных итогах реставрационных работ Благовещенского храма Псково-Печерского монастыря

26 декабря 2023 года специалисты АНО «Возрождение» сообщили о промежуточных итогах реставрационных работ Благовещенского храма Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Реставрационные работы охватили несколько основных направлений. В частности, был очищен купол храма, который прошел процедуру дефектовки и окрашивания, а также была выполнена антикоррозийная обработка его каркасных элементов. Звезды купола также претерпели очистку и золочение, запланировано восполнение утраченных звезд, приблизительно 10 штук.

С приходом устойчивых положительных температур реставраторы начнут процесс протезирования стропильной системы купола с использованием люка, расположенного с обратной стороны главки. Также будут воссозданы утраченные фрагменты кокошников на барабане купола.

Отдельное внимание будет уделено реставрации фрески с изображением Благовещения, поскольку при обследовании фасадов было обнаружено отхождение красочного слоя от основы.

Эти работы являются частью обширной программы по сохранению и восстановлению исторических памятников и объектов культурного наследия в Псковской области.

По материалам АНО «Возрождение»