Клирики Псковской епархии приняли участие в праздновании в честь Себежской иконы Божией Матери

 

27 марта 2024 года, в день прославления Себежской (Опочецкой) иконы Божией Матери в храме Святой Троицы города Себеж состоялось праздничное богослужение.

Божественную Литургию Преждеосвященных Даров возглавил протоиерей Пётр Нетреба, благочинный Невельского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Невель.

Его Высокопреподобию сослужили: благочинный Печорского церковного округа Псковской епархии протоиерей Владимир Семиндяев; благочинный Островского церковного округа Псковской епархии иерей Роман Павлов; настоятель храма святителя Луки города Пскова протоиерей Василий Лупаков; иеромонах Артемий (Слесарев); настоятель храма Казанской иконы Божией Матери посёлка Шульги протоиерей Александр Лебедев; настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери поселка Идрица иерей Виталий Николаев; настоятель храма Целителя Пантелеимона города Невель иерей Гавриил Нетреба; настоятель храма Рождества Иоанна Крестителя поселка Иваново иерей Дмитрий Гильмияров; настоятель храма Вознесения Господня поселка Локня иерей Вадим Яковлев; клирик Свято-Троицкого собора города Невель иеромонах Нил (Лосев) и настоятель храма князя Александра Невского поселка Сосновый бор иерей Сергий Медведев.

За богослужением молились прихожане, военнослужащие и паломники.

По окончании богослужения состоялся крестный ход с чтимой иконой Пресвятой Богородицы на Петровскую гору, где был отслужен молебен о воинах.

По материалам сайта Великолукской епархии

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти преподобного Алексия, человека Божия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На протяжении нескольких недель перед Великим постом в воскресные дни звучат особенные Евангелия, по повествованию которых и получили названия эти дни: «Неделя о мытаре и фарисее», «Неделя о блудном сыне», «Неделя о Страшном Суде». И если проследить, о чём рассказывают нам евангельские чтения Великого поста – первой Недели, второй, как сегодня, и далее, – то на самом деле мы видим, что продолжается некая преемственная линия смыслового посвящения того или иного воскресного дня особому событию, особому евангельскому повествованию. Но если тогда это было актуально перед постом, то сегодня уже в рамках нашего великопостного поприща, которое устремляется к встрече праздника Светлого Христова Воскресения. Это объясняется тем, что когда-то, в самом начале, когда пост Великий ещё формировался, в III-IV веке, существовала традиция перед Пасхой совершать Крещение оглашаемых. И они проходили особую подготовку в Церкви: назидались, наставлялись чтениями, а вместе с ними проходила особую духовную подготовку и вся церковная община. Так возник Великий пост. И поэтому, если мы обратим внимание именно на воскресные чтения Великого поста, то мы увидим, что раскрывается нечто важное, как для людей, которые только в начале своего духовного пути, так и для каждого из нас. Например, в Неделю Торжества Православия евангельское повествование говорило о призвании первых учеников. Это актуально для тех, кто решил последовать за Господом, стать Его учеником – и потому звучало исповедание: «Равви, Ты Сын Божий, ты Царь Израилев» (Ин. 1:49), необходимое и для каждого из нас для спасения.

Сегодня мы слышали евангельский рассказ об исцелении расслабленного. Это событие произошло в Капернауме. В этом городе часть поселения располагалась уступами на холме, и когда Христос находился в одном из домов, видимо, беседуя о законе с книжниками и фарисеями, вокруг теснился народ, чтобы увидеть Его, подойти к Нему (и каждый из них, казалось, был по-своему достоин Его внимания, Его помощи, исцеления), группа людей решилась на радикальный поступок. У них был друг – расслабленный, парализованный человек, которого они переносили на какой-то лежанке, на носилках, – и забравшись на крышу того дома, где находился Спаситель, разобрав какую-то незамысловатую кровлю, они опустили прямо к ногам Христа своего товарища. Спаситель в этот момент беседовал со знатоками закона, которые часто были Его совопросниками, часто спорили с Ним, но ещё чаще не имели, что возразить на Его исполненное Божественной премудрости слово. И в этот момент Господь решает исцелить этого человека. Но вместо того, чтобы сказать «встань и ходи», Он говорит: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). И это вызвало ропот среди тех, кто были Его совопросниками, иудейских богословов того времени – пока внутри, пока не озвученный, только в мыслях: «как может Он прощать грехи? Ведь прощать грехи может только Бог» (см.: Мк. 2:5). Но Господь Иисус Христос – Бог, явившийся в этом мире, ставший Человеком, чтобы разделить с нами нашу жизнь, наши страдания, наши болезни и даже саму смерть, и Он знает, что внутри каждого человека. И вот, чтобы не оставлять этих людей, которые сейчас соблазняются Его словами, Он продолжает: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:5). И так как они не могли ничего ответить, Он произносит, обращаясь к расслабленному: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11).

Так произошло чудо исцеления капернаумского расслабленного. И вот здесь Господь открывает нам две важные истины. Первая, о которой уже было сказано – что Бог явился в мире ради нашего спасения. Это доказывается тем, что расслабленный тотчас получил отпущение грехов и получил исцеление. И вторая мысль, которая следует из этого, которая не очевидна и которую мы, может быть, часто не замечаем, но которая, в общем-то, доносится до нас в этом евангельском рассказе, следующая: всё бедственное положение человечества и мироздания, страдания, которые существуют, болезни, являются следствием греховности – как следствием грехопадения прародителей, так и сопровождающей нашу жизнь нашей личной греховности. И вот, как бы указывая на то, что у болезни существуют не только естественные причины, а, может быть, в той или иной степени всегда есть духовный источник, Господь обращает внимание на эту правду: почему человек оказался в таком бедственном положении в этом мире? Вследствие греха, от которого Он как раз-таки и пришёл нас спасти. И поэтому Он устраняет причину словами: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5), после чего расслабленный получает исцеление. Надо думать, что это исцеление – не только физическое. Вообще, в Священном Писании и у святых отцов слово «спасение» и слово «исцеление» передаётся одним и тем же греческим словом σωτηρία [сотерия]. А «Спаситель» – Σωτήρος [Сотерос] – это и «Спаситель», и «Врач». Получается, Христос – истинный Врач душ и телес наших. Вот именно об этом сегодняшнее Евангелие, это самая главная мысль для всех людей: и расслабленных физически, и расслабленных какой-то греховной немощью – в Нём спасение, в Нём исцеление. Он способен нас вывести из этого печального состояния к Свету, к подлинному здравию, к подлинному нашему спасению. И как для людей, которые собирались принять Крещение, так и для каждого из нас, это всегда будет вечно нужным напоминанием – Кто является нашим Господом, нашим Спасителем, нашим подлинным Врачом, Источником всякого исцеления.

Вся святоотеческая традиция описывает спасение, как именно исцеление от греха, как преображение человеческой природы, или на языке святых отцов «обóжение». Это основано на евангельском провозвестии о том, что Бог стал человеком, Бог явился в этом мире, Бог принял на Себя падшую человеческую природу, чтобы её исцелить. И вот, спасение во всей восточнохристианской святоотеческой традиции и понималось, и понимается всегда не просто, как прощение греха Адама (вот человек согрешил, а Бог через искупление его простил, и его грехи как бы забылись), – а именно как исцеление падшей, повреждённой грехом человеческой природы, через единство с Богом. Вот об этом подлинном исцелении, об этом нашем спасении и возвещает нам Евангелие (что переводится – «радостная весть»), возвещает нам святоотеческая мысль, в частности богословие святителя Григория Паламы, которого мы сегодня, во вторую Неделю Великого поста, вспоминаем. Это празднование, в свою очередь, является как бы продолжением праздника Торжества Православия, потому что в XIV столетии были большие богословские споры в Византийской Церкви. И Церковь в конце концов признала, что богословие Григория Паламы является эталонным продолжением всей святоотеческой традиции. Его богословие – очень глубокое и духовное, оно повествует и о Нетварном Свете, и о Божественной благодати, спасающей нас, а благодать – это Сам Бог. Но в общем и целом, святитель Григорий продолжает святоотеческую традицию, говоря о том, что спасение является исцелением и обóжением через причастие Богу, то есть через соединение во Христе с Богом человеческой природы. И это самое важное, о чём нам сегодня напоминает Церковь: о том, Кто наш Спаситель, Кто наш Господь, Кто истинный Врач душ и телес наших, и как совершается наше спасение – через единство с Ним, через веру в Него, через Таинства, в которых мы соединяемся с Ним, через следование всей жизнью Его Евангелию, через то, что мы учимся в каждом человеке видеть Его присутствие, согласно Его же слову: «что сотворили одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали» (Мф. 25:40).

А ещё сегодняшний евангельский рассказ нас ставит перед таким выбором: кто мы в этой истории? С кем мы могли бы себя отождествить? С расслабленным? В какой-то степени – да, у каждого из нас есть свои греховные немощи. Но мы знаем, от Кого ждать исцеления – надежда остаётся для каждого из нас всегда, Христос – твёрдое и непостыдное упование. Может быть, кто-то узнает себя в друзьях этого человека, для которых не было преграды для встречи со Спасителем, а, собственно, к этому нас и готовит Церковь, и особенно великопостное время – к стремлению убрать всё, что разделяет нас со Христом, что отделяет нас от Бога. Господь рушит эти преграды. Беда в том, что человек сам их снова и снова возводит. Нужно помочь Богу достучаться до каждого из нас. И, наконец, может быть, кто-то из нас узнал себя в этих фарисеях, которые сущность религии видели во внешних предписаниях, внешнем исполнении закона. Подчас мы ведём себя так, думая, что смысл нашей веры – во внешних предписаниях. Особенно это касается поста, будто бы правила о том, что можно, а что нельзя вкушать, является самой сутью нашей веры. Нет. Сутью нашей веры является любовь – заповедь о любви к Богу и ближним. А всё остальное призвано помочь реализовать, исполнить эту главнейшую заповедь в нашей жизни. А то, что мешает этому, препятствует, должно быть отвергнуто.

Вот какие важные уроки сегодня мы выносим из евангельского рассказа. И каждое воскресение Церковь Православная заботливо учит нас, назидает, наставляет, и вместе с опытом всех святых наших мы получаем уникальную возможность следовать путём святости, путём церковным, путём послушания Христу. В Таинствах же, и в Таинстве Причастия, прежде всего, мы получаем не просто силы следовать за Ним – мы соединяемся с Ним Самим, со Христом, Спасителем нашим, с Которым возможно всё, с Которым можно преодолеть всё и с Которым ничего не страшно. Будем следовать этим путём с доверием, с верностью Ему и с любовью, с открытостью сердца к Богу и к нашим ближним. Аминь. С праздником престольным вас поздравляю!

31 марта 2024 года,
храм преподобного Алексия, человека Божия города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме преподобного Алексия, человека Божия города Пскова

31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти преподобного Алексия, человека Божия, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме преподобного Алексия города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия города Пскова иерей Лев Куликов и клирик храма святителя Николая на острове Талабск иерей Валерий Маликов.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

 

1 апреля 2024 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, день памяти преподобных Вассы и Симеона Псково-Печерских, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Начало богослужения – 8:00.

На радио «ПЛН FM» состоялся новый выпуск программы «Пастырь», посвященный молитве Ефрема Сирина

29 марта 2024 года в эфире радио «ПЛН FM» вышла очередная программа из цикла «Пастырь». Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иерей Антоний Афанасьев рассказал слушателям о молитве преподобного Ефрема Сирина.

 

По материалам Псковской ленты новостей

Воспитанники Обители милосердия поселка Лосицы приняли участие в весенне-полевых работах в Псково-Печерском монастыре

В марте 2024 года, на весенних каникулах, воспитанники Обители милосердия Новомучеников и исповедников Российских при храме святителя Митрофана Воронежского поселка Лосицы Плюсского района посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Каждый год на каникулах воспитанники Обители милосердия приезжают в монастырь помолиться и помочь братии в полевых работах. В этот раз ребята занимались посадкой лука и рассады овощных культур на грядках Псково-Печерской обители.

По материалам группы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Накануне Недели 2-й Великого поста митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Псково-Печерском монастыре

30 марта 2024 года, накануне Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: насельник Псково-Печерской обители архимандрит Филарет (Кольцов) с братией монастыря  и гости обители в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

В эфире ГТРК «Псков» рассказали о реставрации башен Псково-Печерского монастыря

29 марта 2024 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали о реставрации башен Псково-Печерского монастыря.

 

Сразу несколько боевых башен из архитектурного ансамбля Псково-Печерского монастыря реставрируют специалисты из Санкт-Петербурга. У каждой своя история. Но проблемы схожие – разрушавшиеся древняя кладка, деревянные перекрытия и кровля. Почему реставраторы используют еще и исторический кирпич и куда делись печи, обогревавшие башни? Узнавала Марина Михайлова.

Тюремная башня. В ней держали пленных иноземцев, приходивших грабить монастырь. Башня Тайловская. Окружена земляными укреплениями времен Северной войны. Самая древняя и самая высокая – башня Верхних решеток, под ней протекает ручей Каменец. Монастырская крепость строилась в XVI веке игуменом преподобномучеником Корнилием. Выдержала более восьмидесяти осад и нападений со стороны ливонских, польско-литовских, шведских войск. Башен сохранилось девять. У каждой свое имя и история. Их реставрируют.

«Фрагмент стены до реставрации – мы видим участки каменной кладки с цементными вставками, зеленые водоросли, биопоражения, почва, которая в каверны забивается, туда же семена растений, прорастает трава, которая своей корневой системой разрушает историческую кладку», – Екатерина Грубина, генеральный директор Коневских реставрационных мастерских (Санкт-Петербург).

В Тарарыгиной башне огромные разрушения кладки произошли именно из-за высокой влажности. Реставраторы сделали вычинку, разобрали пожароопасные печи советского периода. Восстанавливают внутреннюю кладку историческим кирпичом.

«Абсолютно аутентичный – это того же времени кирпич. Все характеристики и цвет аутентичен. Приходится везти из Питера, потому что если этот кирпич взять, сохранится душа старая. Это лицевая кладка, и современные аналоги будут выглядеть новыми», – Олег Пискунов, руководитель бригады реставраторов каменного зодчества.

Стены и башни почти полностью разрушились к концу 50-х годов прошлого века. Восстановлены героями Великой Отечественной архимандритом Алипием и архитектором Всеволодом Смирновым. Еще один автор проектов – Михаил Семенов. Их дело продолжилось спустя полстолетия. Разрушенный камень кладки заменили таким же, добытым в каменоломнях под Изборском. Спасают прапоры – железные стяги, выкованные Всеволодом Смирновым.

«Мы можем сейчас увидеть фрагмент отреставрированных фасадов Изборской башни. Прапор с яблоком демонтирован и вывезен в мастерские. По весне планируем водружение и монтаж. Яблоко покрывается золотом сусальным. Прапор будет покрашен специальными красками», – Даир Каинбеков, заместитель генерального директора Коневских реставрационных мастерских.

В Изборской башне отреставрирована кровля. Монтируют балки перекрытий. Вокруг укрепленных фундаментов – отмостка с гидроизоляцией. Стены, внутри и снаружи, в идеальном состоянии. Специальными составами обработаны наружные швы. Одна из главных задач – при использовании самых современных методик и материалов сохранить историчность.

По материалам ГТРК «Псков»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в субботу поминовения усопших

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы со всей Церковью Православною возносим молитвы об усопших, потому что согласно Церковному Уставу вторая, третья и четвертая субботы Великого поста посвящаются сугубому поминовению усопших.

Поминовение усопших является неотъемлемой частью литургического предания Церкви с самых первых времен христианства. И более того, это неотъемлемая часть самой Божественной Литургии, а Литургию или Таинство Евхаристии христиане и апостолы совершали сразу же по Вознесении и сошествии Святого Духа во исполнение заповеди Господней: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19). Это древнейшее христианское богослужение, и вот в нём, то есть в Литургии, в её сердцевине, есть молитва за всю небесную и земную Церковь. После благословения Святых Даров, когда совершается поклонение Дарам уже как Телу и Крови Христовым, начинается ходатайственная часть с молитвой анафоры и воспоминается вся Церковь – и живые, и усопшие, и святые, и мы, сущие на земле, и отшедшие от нас в мир иной. И таким образом, каждая Божественная Литургия является Бескровной Жертвой, которую мы приносим «о всех и за вся» – за всю Церковь, и за нас с вами, и за все предшествующие поколения христиан, и все последующие поколения. Ведь пока мир стоит, будет совершаться чудо этой молитвы.

Мы обращаемся сугубо в такие поминальные дни с прошениями об усопших, памятуя о том, что мы можем это делать прежде всего потому, что Сам Господь наш – Победитель смерти, и что у Него «нет мертвых, но все живы» (см.: Лк. 20:38). Для каждого православного человека в этой истине открывается великая надежда и великая сила. Это откровение, это благословение, этот дар, который мы получили от Господа нашего Спасителя, а именно: смерть бессильна разлучить нас с Богом, и более того, для верных, следующих за Христом, она становится вратами в жизнь вечную. И наши молитвы об усопших являются прежде всего проявлением нашей любви к ним. Это долг христианской любви. Мы молимся и о живых, и о тех, кто уже перешагнул порог временной жизни, так же, как о живых, с такой же христианской теплотой и любовью, памятуя также о том, что усопшие, может быть, даже больше нуждаются в нашей молитве, в молитве всей Церкви, чем ныне живущие. И большим утешением, как уже было сказано, является для каждого из нас, что силой Господа, Победителя смерти, и молитвами всей Церкви это спасение, эта благодать Божия может быть дарована каждому из нас.

Мы обращаемся к Господу с молитвами: «помяни, Господи раба Твоего, рабов Твоих». «Помяни, Господи…». Память, то есть памятование Божие, означает жизнь и бытие всего сущего. Мир создан из ничего, и это уже чудо величайшее. Жизнь появилась, и это – проявление всемогущества и любви Божией. Господь сохраняет бытие и жизнь всего сущего. И весь мир, и все мы существуем благодаря памяти Божией о нас. Точно также и усопшие – они живы, потому что Господь помнит о каждом человеке, Своем творении. А человек, созданный по образу и подобию Божию, несёт на себе отпечаток Творца. И эта печать, это знáмение не исчезает бесследно. И бессмертие, и жизнь вечная – это тоже чудо, за которое мы благодарим Бога. Благодарим Бога за наше спасение, за наше искупление. И вознося ко Господу молитвы об усопших («Помяни, Господи…»), мы вверяем их, наших усопших – близких, сродников, преждепочившугю братию святыя обители сея, всех здесь ныне нами поминаемых – любви Христовой. А Господь любит каждого человека больше, чем может любить самый близкий человек. И поэтому мы верим и надеемся, и в этом наше упование, что Христос-Спаситель не оставит каждого человека, кто искренне обращался к Нему, не оставит и в этой жизни, и за гробом. И Своею благодатию, по молитвам всей Церкви, не оставит и каждого из нас, но дарует всем любящим Его спасение и жизнь вечную. Аминь.

30 марта 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В субботу 2-й седмицы Великого поста митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре

30 марта 2024 года, в субботу седмицы 2-й Великого поста, поминовение усопших, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Марк (Быстриков) с братией обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнил братский хор монастыря под управлением инока Олега (Гладышева).

За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, воспитанники Обители милосердия Новомучеников и исповедников Российских поселка Лосицы, многочисленные прихожане и паломники.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

По окончании богослужения была совершена панихида по всем от века усопшим православным христианам.

30 марта 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Фоторепортаж диакона Льва Савинова