В эфире ГТРК «Псков» состоялся выпуск программы, посвященный архитектуре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

10 января 2024 года в эфире ГТРК «Псков» состоялся выпуск программы «Сокровища земли Псковской» в рамках которой рассказали об архитектуре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

 

Хранитель православных традиций, символ христианизации Руси, центр культурной и образовательной жизни древнего Пскова, прародитель Псковской архитектурный школы, храм, открывающий список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Фильм Натальи Юрченко, Мурада Камалова и Анастасии Николаевой

По материалам ГТРК «Псков»

В Картинной галерее архимандрита Алипия (Воронова) при Псково-Печерском монастыре прошло более 30-ти Рождественских встреч для детей и взрослых

С 30 декабря 2023 года по 8 января 2024 года в гостином зале Картинной галереи архимандрита Алипия (Воронова) при Псково-Печерском монастыре прошли 33 Рождественские встречи, охватившие широкий круг участников – и детей, и взрослых.

Каждая из встреч была посвященная одной из пяти тематик:

  • Беседа «Певец леса». По творчеству И. И. Шишкина
  • Беседа «Библейские сюжеты в цикле картин В. Д. Поленова «Из жизни Христа»
  • Беседа «Рождество Христово в иконографии»
  • Детская развивающая программа «Смотрим, размышляем, фантазируем»
  • Детская развивающая программа «В мире художественных образов»

Посетители картинной галереи имели возможность выбрать мероприятия в соответствии с их предпочтениями, благодаря разнообразию представленных тематик.

Рождественские встречи стали важным культурным событием не только для прихожан монастыря, но и для всех печорян и гостей города, желающих окунуться в атмосферу рождественских традиций и русского искусства.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

13 января 2024 года, накануне Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Богоявлением, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

В храме сорока мучеников Севастийских города Печоры начались реставрационные работы

11 января 2024 года на официальном информационном портале АНО «Возрождение объектов культурного наследия» было объявлено о начале реставрационных работ в храме святых Севастийских мучеников города Печоры.

В рамках этого проекта в храме завершается строительство газовой котельной, предназначенной для обеспечения температурного режима двух церквей: Сорока Мучеников и Варваринской церкви. Кроме того, проект включает в себя замену всех инженерных сетей.

Предварительные работы выявили характер каменной кладки, раскрыли скрытые под штукатуркой архитектурные объемы, и проанализировали техническое состояние церкви.

Церковь Сорока Севастийских Мучеников – первая церковь подмонастырской слободы, перенесена в 1540 году преподобным Корнилием из монастыря на «дворец», напротив главного входа в монастырь. Существующая церковь построена в 1817 году. В 1860 году построена каменная колокольня.

По материалам АНО «Возрождение»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в отдание праздника Рождества Христова

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю! Сегодня мы вновь воспеваем: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Сегодня совершается отдание праздника Рождества – но это не конец той радости, которая воссияла в этом мире две тысячи лет назад. С тех пор она не меркнет, она имеет непреходящее значение, потому что реальность, о которой она возвещает – непреходящая и неизменная, ее уже ничто не может изменить или отменить. И реальность эта в том, что Бог явился в этом мире ради каждого из нас, стал одним из нас для того, чтобы каждому дать возможность быть таким, как Он, каждому даровать Свою вечность, Свою любовь, Свою жизнь.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Свет разума, о котором воспевается в тропаре – это свет истины, свет подлинного разумения, подлинного знания. Люди блуждали во мраке язычества, ложных учений, приходя к нравственному и мировоззренческому тупику. Это происходит очень часто и сейчас. Благовестие же заключается в том, что свет истины открывается нам во Христе. Христос – наш свет, Он просвещает наши души и телеса, Он – «есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). Он – ответ на многие и многие, словом, на все вопросы человечества о смысле и значении жизни, о природе этого мира, о прошедшем и о грядущем. Люди дают противоречивые ответы, а ответ у нас есть один, по слову одного христианского писателя: «Теперь я знаю, Господи, почему ты не отвечаешь нам. Потому что Ты сам — ответ. Пред Твоим лицом умирают все вопросы. Разве есть ответ полнее». И когда мы смотрим на изображение вочеловечившегося Бога – Любви, явленной в этом мире, то действительно можем повторить: «разве может быть ответ полнее?». Бог не оставил Свое творение, оставившее Его. Он не только явился в Вифлееме Иудейском, Он разделил с нами нашу жизнь и нашу смерть. Перед лицом этой Жизни и перед лицом этой Любви отступили и смерть, и ад – и в этом для нас величайшая надежда и величайшая радость, величайшее наше упование.

«В нем бо звездам служащии звездою учахуся». Конечно же, здесь речь о волхвах евангельских, в первую очередь – тех, кто служили звездам – звездочеты («астрологи» – по-гречески). В то время и наука, и магия были тесно переплетены, они называются «волхвы» в наших текстах, а это перевод греческого слова «маги». Но это были ученые мудрецы, и они были царями, согласно древнему преданию, правителями Восточных стран, которые пришли поклониться Христу. И это же собирательный образ язычников, обращающихся ко Христу  – к Свету истины. Это собирательный образ того, как язычники в то время, когда составлялись эти песнопения и утверждался праздник Рождества, в прошлом поклонники многих богов, становились последователями Христа – Солнца правды, и обретали Свет истины.

Здесь можно рассмотреть и отдельную тему – как научное познание, непредубежденное, честное, взыскующее истины, может привести человека к познанию Бога, Творца, Который стоит над всем творением, премудро устроив все. У блаженного Августина есть такие рассуждения, что он искал Бога и на небе, и на земле, и в море, и нигде не находил. И все, что есть на земле и звезды небесные говорили: «мы не бог». И когда он спросил: «а кто же Бог, где Его найти?». Все в один голос закричали: «Он сотворил нас». И вот призвание, может быть, подлинное значение или подлинная красота науки в том, что она тоже свидетельствует о Боге-Творце. И через это познание мира можно познавать и Бога, как об этом говорили многие ученые, бывшие глубоко верующими людьми.

«Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока». В конце III века в Риме утверждается культ «Солнца непобедимого». Пришедшая с Персии религия трансформируется на римской почве и становится официальным культом, в котором принимают участие императоры и воины. Очень популярная религия, стремящаяся к монотеизму, обожествляющее светило, как источник света, тепла и, следовательно, жизни. Сам император Константин до обращения в христианство был последователем этой религии. Но вот в этом месте церковного тропаря Сам Христос называется «Солнцем правды». Он не только Свет истинный, Он – истинное Солнце, конечно же, в духовном значении этого слова. Не светило видимое нам дает жизнь, а Господь, сотворивший весь мир и светило, и звезды небесные. Об этом повествует и библейский рассказ о Творении, который на самом деле писался тогда, когда люди верили, что светила тоже имеют божественный статус, и воинства небесные, солнце, луна служили объектами поклонения. А в Библейском рассказе о творении – «Шестодневе» – говорится о том, что это просто светила: одно – для управления днем, а другое – для управления ночи, и чтобы фиксировать времена и сроки. Не более чем светила! И да, учитывая то значение, которое люди были готовы придавать Солнцу, как источнику жизни, здесь проходит параллель – что подлинным источником и любви и жизни всего мира, главным источником духовной и вечной жизни  является Христос – истинное Солнце правды.

«С высоты Востока». Конечно, как и в отношении солнца, это географическое понятие. Да, Восток – та сторона света, где солнце восходит. Но речь идет о духовном Солнце, о Христе. Это не сторона света, а это Божественная жизнь. Откуда-то свыше, из глубин Святой Троицы является нам спасение. То, что было предрешено еще на предвечном Совете до Творения мира, происходит и осуществляется во Христе – Бог явился, и Он с нами. И человек обретает подлинное свое величие и предназначение от того, что он может быть в единстве с Богом. Его цель –  это единство в вечности со своим Творцом – исполняется, она не исчезает с грехопадением. Но происходит то, что должно уже произойти в условиях падшего мира – снисхождение Бога в этот мир, искупление, страдания, Крест и смерть, но и Воскресение, но и Вознесение во славе, чтобы эта первоначальная цель, которую Бог имел в Своем разуме еще до творения  человека, была достигнута – и Бог, и человек были в единстве в вечности.

«Господи, слава Тебе!». Мы воспеваем Его за все совершившееся. Наше благодарение граничит с хвалой, чистой, бескорыстной. Только чистые духи могут воспевать Бога за то, что Он Сам по себе есть Любовь, Сам по Себе есть Жизнь, есть Святость, есть Свет, есть Благо и Красота. Мы учимся благодарить хотя бы Его за то, что есть в нашей жизни – в жизни каждого из нас и в жизни всего мира. Мы благодарим Его за творение, за спасение и за эту службу, которую Он принимает, как мы молимся во время Литургии (несмотря на то, что Его славословят ангелы), за то, что Он пришел в этот мир, став Человеком и спас нас, за то, что Он создал Церковь – Свой народ – и призвал нас войти в нее. Но наше благодарение иногда переходит в славословие, когда мы обращаемся к Богу, только к Нему Самому, вне зависимости от того, кто такие мы и что Он сотворил для нас. Научимся же и славословить Бога только за то, что Он есть – это Благо, эта Истина и эта Красота. За то, что Он Такой. За то, что Он и наш Творец, и наш Спаситель. За то, что Он достоин всегда всемерной хвалы. В жизни каждого из нас есть и будут трудности, в жизни всего мира будут трудные периоды, граничащие с отчаянием, но есть нечто, что уже, как уже было сказано, имеет непреходящее значение, что уже не изменится – Бог навеки с нами. Бог с каждым из нас, со Своим творением. Он обращен к миру Своей любовью. И эта радость, о которой когда-то услышали Вифлеемские пастыри, она сияет и сегодня в наших сердцах и будет сиять, пока мир стоит.

«Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель ваш, Который есть Христос Господь». Аминь.

13 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В отдание празднования Рождества Христова митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре

13 января 2024 года, в отдание празднования Рождества Христова и день отшествия ко Господу митрополита Иоанна (Разумова), митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: казначей Псково-Печерской обители архимандрит Марк (Быстриков), благочинный монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук) и братия в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Виктории Зарудней. За богослужением молились насельники монастыря, а также многочисленные прихожане и паломники.

На заупокойной ектинии были вознесены молитвы о приснопоминаемом митрополите Иоанне, возглавлявшем Псковскую епархию с 1954  по 1987 годы.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В период рождественских Святок содержащимся в СИЗО-1 города Пскова лицам подарили освященные куличи

В январе 2024 года руководитель Отдела по тюремному служению Псковской епархии, благочинный тюремных храмов Псковской митрополии, помощник начальника управления по организации работы с верующими регионального пенитенциарного ведомства иерей Михаил Федоров посетил СИЗО №1 города Пскова и передал содержащимся в его стенах лицам рождественские куличи.

В преддверии посещения режимных корпусов в храме на территории изолятора отец Михаил освятил испеченные изделия, после чего совершил обход камер для содержания женщин, несовершеннолетних и остальных подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Во время общения священник рассказал об истории Святочных дней и значении пришествия в мир Спасителя.

Заканчивая визиты, священнослужитель призывал своих собеседников не нарушать закон: ни государев, ни Божий, вне зависимости от вероисповедания. А в качестве особого знака внимания и поддержки подарил каждому кулич, изготовленный на собственной пекарне СИЗО-1.

По материалам сайта УФСИН России по Псковской области

Митрополит Арсений поздравил с Рождеством Христовым митрополита Евсевия (Саввина) и сестер Спасо-Елеазаровского монастыря.


12 января 2024 года, в попразднство Рождества Христова, митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил Спасо-Елеазаровский женский монастырь, где поздравил игумению Татиану (Пашкову), сестер святой обители и пребывающего на покое митрополита Евсевия (Саввина) со светлым праздником Рождества.
 

В гимназии №28 с изучением основ Православной культуры прошла Рождественская елка

12 января 2024 года в гимназии №28 с изучением основ Православной культуры города Пскова состоялся праздничный концерт, посвященный Рождеству Христову.

Разделить радость праздника в гимназию прибыли митрополит Псковский и Порховский Арсений, первый заместитель Губернатора Псковской области Вера Емельянова, секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, представители комитета по образованию Псковской области, а также родители учащихся.

Школьники представили гостям концертную программу и театрализованную постановку, рассказывающую о важности терпения и любви.

Затем, всех собравшихся поприветствовал директор гимназии №28 иерей Константин Белый и поблагодарил всех, кто собрался в этот день в гимназию прославить вместе с ее учащимися родившегося Богомладенца Христа.

С Архипастырским словом к педагогическому составу, гостям, учащимся гимназии и их родителям обратился митрополит Арсений и пожелал, чтобы радость о рожденном Христе всегда пребывала в сердце каждого.

Также, участников Рождественский елки поприветствовала первый заместитель Губернатора Вера Емельянова.

В завершение праздника Владыка Арсений вручил всем школьникам сладкие подарки.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в попразднство Рождества Христова, день памяти святителя Макария, митрополита Московского

«Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог» – так воспевает в эти святые дни Церковь о Рождестве Христовом. И вот, казалось бы, миновало уже два тысячелетия и более с той самой Вифлеемской ночи, когда тьма озарилась этим благовестием: «се ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11) и также ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Но мы воспеваем словами церковных песнопений это событие так, как будто оно совершается сейчас. И это во многом справедливо, потому что, во-первых, Рождество Христово – это событие, которое выходит за рамки обыденности. Это не просто рождение какого-то человека, жившего много столетий назад. Это – вхождение Бога в нашу историю, в нашу жизнь. А этот факт обладает непреходящей реальностью. Это свершилось, это свершается. Это не «было», а это «есть». И вот память Церкви – это то, что нам позволяет приобщиться этой реальности.

Когда мы вспоминаем в череде церковных событий те или иные праздники, как Рождество или Воскресение Христово, мы не просто размышляем о том, что было, а возвращаемся снова и снова к тому, что есть, и приобщаемся этой спасительной реальности. Мы соединяемся с Богом в Таинствах, прославляем Его в молитвах и славословиях, проповедуем о Нём делами добрыми и словами нашим ближним. Потому что эта радость – она имеет свойство переполнять стены наших храмов и стены наших сердец. Это не то, что нам дано только для нас самих. Пусть дано каждому, но мы призваны и делиться этой радостью, именно потому что она радость для каждого человека. Она приходит – эта радость – к нам каждый год, несмотря на то, что ещё недавно в нашей стране на уровне государственной идеологии отрицалась сама возможность веры, ставилось под сомнение само существование Церкви, и говорили: «как может разумный человек верить во всё это: в Бога, в Рождество, в ангелов?». Но проходит время, и сердце человеческое отзывается не на эти скептические рассуждения, а на эту радость, которая непреходящая, которая подлинная, которая снова и снова посещает нас. И люди верят, потому что сердце каждого духовно чуткого человека, ребенка и взрослого, чувствует и красоту, и правду, и истину этих простых Евангельских рассказов, но в которые облачена Тайна, которую не может и до сих пор вместить и изъяснить человеческий разум: как Бог, Творец и Промыслитель мира явился в этом мире, став Одним из нас, восприняв падшую человеческую природу, чтобы её исцелить, обновить, спасти. Не просто простить прегрешившего Адама, а исцелить от греха всё человечество в Себе Самом, чтобы в Нём мы имели доступ к Отцу, чтобы в Нём мы приобщились Его славы, Его Божества, Его вечности, Его жизни. Это реальность, которая имеет непреходящее значение. И поэтому будем не просто помнить о ней, а жить в ней, стараться чувствовать, ощущать её, жить в присутствии Божием каждый день, памятуя о том, что Он с нами, Он не удаляется от нас. Мы, бывает, удаляемся от Него – а Он не покидает нас. Мы, бывает, изменяем Ему – а Он никогда не изменяет. Мы оказываемся неверными – а Он всегда верен Своему слову, Своей воле о нашем спасении и Своей любви к нам. Постараемся ответить любовью на любовь, верой на веру, доверием на доверие. И с благодарностью за всё, что Господь совершил, совершает и, может быть, совершит, если необходимо, для нашего спасения. Не будем препятствовать Ему в этом, а с благодарностью воспримем и последуем за Ним.

Христос, ставший человеком, пусть будет нашим Светом, Наставником, Путём. Будем держаться Его, Его Слова, находя только в Нём и верный Ориентир, и Источник сил, и поддержку, и благословение для того, чтобы исполнить своё человеческое, христианское и монашеское предназначение; для того, чтобы стать теми, о которых апостол Павел говорит: «верные возрастают в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Поделимся этой радостью с ближними, с теми, кто нас окружает, с братьями и сестрами, внутри монастыря, внутри одной семьи, с ближними и дальними. Найдём в себе силы по-христиански поделиться этим светом, который возжёгся в мире ради каждого человека, ради каждого из нас. А мы можем принести частицу Его туда, где о Нём не слышали, не знают, но, сами того не ведая, тоскуют о Нём. Принесём этот свет, эту любовь, это тепло туда, где есть нужда, где есть сомнения, где есть отчаяние, где есть скорбь. Будем не на словах только, а на деле Христовыми учениками. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»! Аминь.

12 января 2024 года,
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь