Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

11 января 2024 года, в попразднство Рождества Христова, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в храме Рождества Христова (в Майском) города Печоры.

Начало богослужения – 10:00.

12 января 2024 года, в день памяти святителя Макария митрополита Московского, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре.

Начало богослужения – 9:00.

13 января 2024 года, в отдание празднования Рождества Христова, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Начало богослужения – 10:00.

13 января 2024 года, накануне Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Богоявлением, митрополит Арсений возглавит всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Начало богослужения – 18:00.

14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, празднование Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова.

Начало богослужения – 10:00.

15 января 2024 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в храме Покрова и Рождества Богородицы (от Пролома) города Пскова.

Начало богослужения – 10:00.

Служба Милосердия приглашает на встречу, посвященную реализации проекта «Не держите сердце за пазухой!»

16 января 2024 года в 11:00 часов состоится очередная встреча участников Службы Милосердия храма святителя Луки Крымского при Псковской городской клинической больнице.

На встрече будут подведены итоги 6-месячной деятельности проекта-победителя первого и второго конкурсов Фонда Президентских грантов 2023 года, а также будут обсуждаться планы на дальнейшую деятельность Службы Милосердия.

Встреча пройдет в трапезном здании храма по адресу: город Псков, улица Коммунальная, 23 (на территории Псковской городской больницы). Перед ее началом в храме святителя Луки будет совершен сестринский молебен.

Грантовый проект получил название «Не держите сердце за пазухой!» – Сестринское милосердие, качественный уход и помощь тяжелобольным людям с дефицитом самообслуживания». Данный проект направлен на оказание профессионального долгосрочного ухода за тяжелобольными людьми с дефицитом самообслуживания, включая дополнительно моральную, социально-бытовую и духовную поддержку.

Целью службы Милосердия при храме святителя Луки Крымского является оказание помощи тяжелобольным людям, чтобы повысить качество их жизни, сделать её насыщеннее и комфортнее, а также помочь получить заботу и поддержку, в которой они нуждаются.

Итоги реализации грантовой деятельности публикуются в группе «Не держите сердце за пазухой!». Для бесплатного поиска помощников/сиделок тяжелобольным людям обращайтесь в Службу посреднической связи «Подай руку помощи», организованной также при больничном храме святителя Луки Крымского.

Митрополит Арсений поздравил печорских ребятишек с Рождеством Христовым

7 января 2024 года, в празднование Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по окончании поздней Божественной Литургии в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря состоялось поздравление печорских детей с Рождеством Христовым.

Певчие хора Воскресной школы Псково-Печерской обители поздравили митрополита Псковского и Порховского Арсения и исполняющего обязанности наместника обители иеромонаха Илариона (Карандеева) с праздником Рождества Христова и исполнили праздничные песнопения.

В свою очередь митрополит Арсений и иеромонах Иларион поздравили с этим светлым праздником учащихся Воскресной школы и всех маленьких богомольцев, и вручили им сладкие подарки.

Фоторепортаж Андрея Кокшарова
По материалам сайта Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

В храме Входа Господня в Иерусалим поселка Посолодино Плюсского района завершены ремонтно-реставрационные работы

5 января 2024 года специалисты АНО «Возрождение» сообщили о завершении ремонтно-реставрационных работ в храме Входа Господня в Иерусалим поселка Посолодино Плюсского района.

За время реставрации в храме был выполнен ремонт кровли, фасадов, цокольной части, ступеней в храм. Также полностью были заменены полы, оконные и дверные заполнения, возведены лестницы для подъёма на колокольню. Кроме того, ранее в храме был завершён монтаж церковных печей. Они устроены по типу голландских – отличаются быстрым нагревом и медленным остыванием.

Храм Входа Господня в Иерусалим был возведён в 1901 году священником Петром Кулигиным и его сыном протоиереем Николаем Кулигиным, прославленным в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В настоящее время храм является объектом культурного наследия регионального значения.

По материалам АНО «Возрождение»

В Спасо-Елеазаровском монастыре состоялся Рождественский концерт учащихся Воскресной школы

7 января 2024 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Спасо-Елеазаровском женском монастыре состоялся традиционный Рождественский концерт учащихся Воскресной школы.

На концерте дети представили музыкально-театрализованную программу, посвященную празднику Рождества Христова.

Выступление ребят подарило всем собравшимся атмосферу праздника и незабываемые впечатления, напомнив о главных ценностях – любви, добре и мире, которые несет Рождество Христово.

По материалам группы Спасо-Елеазаровского женского монастыря

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в попразднство Рождества Христова

«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» – так воспевает сегодня Церковь и земная, и небесная, также как и некогда ангельские воинства, возвестившие пастырям о рождении Спасителя (Лк. 2:14). И если словами «слава в вышних Богу» выражается воздаваемая на небесах слава или хвала Господу, и если мы понимаем, что на людях почивает Божие благоволение – благая воля о спасении каждого человека, потому что явился Спаситель в этом мире, то мы задаемся вопросом: что значит «на земле мир»?

Прежде всего, чтобы правильно понять это место, надо вспомнить слова апостола Павла о том, что Христос – Мир наш, примиривший нас с Богом и посредством Креста убивший вражду – вражда между Богом и человеком упразднена Христом. И кроме того, по мысли апостола же, во Христе рушатся преграды и между людьми. В Нем нет ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но «все и во всех Христос» (Кол. 3:11). Христос – разрушитель преград, средостений, прежде всего тех, которые воздвиг сам человек своим грехопадением, отпав от Бога, но также и других средостений, которые воздвигают люди между собою, отделяясь, отодвигаясь, отстраняясь друг от друга.

В одном литературном произведении ад представлен, как место глубочайшего одиночества, где между людьми, которые там находятся, огромные, почти непреодолимые расстояния. Как это противоречит тому, что Господь, напротив, явился в этот мир для того, чтобы собрать всех чад божиих воедино – в Церковь Свою, в народ святой, в семью Свою, чтобы быть единым с нами, чтобы мы были Его народом, Его жилищем, Его телом, а Он – нашей Главою. И заповедь о любви, данная Спасителем накануне Своих страданий – она всё о том же, о самом главном в жизни христианина: «Потому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Любите друг друга, как Я возлюбил вас»(ср.: Ин. 13:34-35). Итак, вот о каком мире прежде всего говорится в ангельском славословии – о мире, который принес на землю Примиритель наш с Богом, Господь Иисус Христос.

Что же говорить об обычном человеческом мире, как состоянии без войны – то да, в момент Рождества Христова действительно был зыбкий мир, но он держался силой римского оружия и был недолговечен. И как только появилась возможность, он стал сыпаться – начались восстания, начались войны на окраинах империи. Так мы знаем, что и Иерусалим, и храм иерусалимский были разрушены. Но говорить о том, что такое состояние – вражда людей друг с другом, когда брат идёт на брата, когда народ идёт на народ – нормальное, мы никак не можем. Это всё – следствие греха. А заповедь Божия о любви и о мире как раз говорит об обратном, о воссоединении, о любви, о прощении и взаимопонимании. И поэтому это ангельское славословие мы должны принять для себя как заповедь, прежде всего личную, применимую по отношению к своей личной жизни. У нас не может быть личных врагов, потому что за каждого человека, если мы только вдумаемся в это – ради каждого человека, ради самого ненавидимого и презираемого, может быть, нами, и которого мы считаем воплощением зла – и за этого человека Господь явился в этом мире, отдал Себя на смерть и Воскрес. Если у Христа, если у Бога таким образом нет врагов, а есть только человек – любимое творение Его, то и у нас, уж коли мы называемся Христовыми, не должно быть врагов. Тем более в нашей семье, в монастырской общине, в приходе, в коллективе. Мы все – свои, мы все – родные, мы все – братья и сестры во Христе. А если вдруг кто-то кого-то считает врагами, то мы знаем и другую заповедь нашего Спасителя: молиться за врагов. И сама эта молитва может сделать очень и очень многое по изменению нашего сердца и сердца этого человека, по изменению атмосферы вокруг нас, по водворению мира, воцарению любви. Может быть, это будет путь не очень быстрый, но надо начинать, отказываясь от мести, отказываясь от непрощения, и начинать с молитвы за людей, которые нам чем-то досаждают, чем-то нас обижают. Молитва – самое лучшее средство для того, чтобы перестать гневаться, а в будущем и полюбить по заповеди Господней этого человека.

Пусть же Рождество Христово принесет мир в наши сердца – в сердце каждого из нас – в нашу жизнь, в жизнь наших народов, в жизнь всего мира. Я искренне верю в это и молюсь, чтобы люди, называющие себя христианами, прислушались к слову своего Учителя и стали бы жить по Евангелию. Будем вместе молиться об этом, но не только молиться, а прежде всего своей жизнью показывать пример верности Христу – жизнью по заповеди Господней о любви, жизнью со Христом и во Христе, к чему нас призывает Церковь, к чему увлекает пример множества святых, к чему нам подаются благодатные силы в Таинствах церковных. Желаю также, чтобы весть о рождении Спасителя, а лучше сказать, чтобы Он Сам, потому что эта весть не о чем-то бывшем когда-то, а о том, что является реальностью нашей с вами жизни – чтобы Сам Господь Спаситель, пришедший в мир ради каждого из нас, всегда был с нами, оживотворял наши сердца, будучи неиссякаемым Источником борьбы со злом, Источником сил для делания добра, для прощения, для любви к нашим ближним. Аминь. С праздником!

9 января 2024 года,
Свято-Троицкий Творожковский монастырь

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком Творожковском монастыре

9 января 2024 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти первомученика архидиакона Стефана, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в в Свято-Троицком Творожковском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Плюсского округа епархии протоиерей Александр Тимофеев, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского деревни Лосицы Плюсского района иеромонах Вениамин (Крашенинников), клирики Творожковской обители и храмов Стругокрасненского района.

Песнопения Литургии исполнил мужской хор под управлением Александра Андреева. За богослужением молились: настоятельница Творожковского монастыря игумения Магдалина (Бусыгина) с сестрами, воспитанники Обители Милосердия при храме святителя Митрофана Воронежского в деревне Лосицы и жители поселка Творожково.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Студенты-теологи приняли участие в обсуждении вопросов гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в молодёжной среде

В конце декабря 2023 года преподаватель кафедры философии и теологии Псковского государственного университета Вера Алексеевна Белявская провела круглый стол на тему «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в молодежной среде».

В тематической дискуссии приняли участие студенты различных институтов ПсковГУ, в том числе студенты направления «Теология» института гуманитарных наук и языковых коммуникаций.

На встрече было отмечено, что гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений играет важную роль в обеспечении стабильности и единства в стране. Указывается, что формирование устойчивого общества требует использования инструментов социализации, таких как ценностные установки и нормы поведения, отражение которых происходит через определенные символы и патриотическое восприятие прошлого.

Мероприятие состоялось в рамках проекта «Открытый диалог», предоставляющего молодежи возможность обсуждать актуальные проблемы и обращаться с вопросами к общественным деятелям и представителям власти, а также предлагать свои идеи и проекты для воплощения в жизнь. Организатором встречи выступил Координационный центр по формированию активной гражданской позиции среди молодежи, предотвращению конфликтов и экстремизма ПсковГУ.

Такие мероприятия ориентированы на повышение уровня взаимопонимания и создания условий для конструктивного диалога, способствуя гармоничным межконфессиональным отношениям в современном обществе.

По материалам пресс-службы Псковского государственного университета

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в канун попразднства Рождества Христова

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова! Мы продолжаем пребывать в свете этого праздника, духовно ликовать и поздравлять друг друга с этим величайшим в истории мира событием.

Когда мы говорим о Рождестве Христовом, как о величайшем событии – то имеем ввиду все, совершенное Господом и Спасителем ради нас – не только Его явление в вертепе, как Младенца в яслях, но и бегство в Египет, и возрастание по всем этапам человеческой жизни, и проповедь, и чудеса, и смерть, и Воскресение, и наконец-таки Вознесение во славе. То есть, Сам Господь, явившийся в мире, Рождество Которого мы вспоминаем в эти святые дни, является центром всей мировой истории. Но самое важное, что мы можем сказать и самое дорогое – Он должен быть самым важным Событием и Центром всей нашей жизни.

Его явление было предсказано пророками иудейского народа, но не только этот народ жил чаянием спасения. Представители других народов: римлян, греков, египтян смутно предощущали, что должно произойти нечто великое, и духовная жажда и тоска были разлиты в атмосфере того времени. Примитивное идолопоклонство не могло удовлетворить человеческие души. Духовно чуткие, понимающие, что отношения с Богом должны быть чем-то большим, чем просто отношение по принципу «ты мне, я тебе». Философы прозревали единство Божие, Его святость, красоту духовного мира, бессмертие человеческой души. Но в то же самое время представление о судьбе, которое довлело над каждым, представление, проникающее с Востока, из Индии об иллюзорности мира, представление Греции о том, что всё имеет цикличность, все события всегда были и всегда будут повторяться – всё это приводило к нравственному тупику. И только вера Израиля говорила о том, что Бог, сотворивший этот мир и промышляющий о нём, однажды явным образом вмешается в мировую историю –придёт спасение. Но к тому времени представления о Спасителе были затуманены национальными чаяниями в этом народе. Почти все ждали великого царя, воина, полководца. Некоторые, может быть, самые возвышенные души говорили о том, что это будет учитель или пророк. Пришел час, пришел ответ на все многовековые чаяния всего мира, всего падшего человечества от Адама, спасение приблизилось – зажглась звезда в Вифлееме. Сам Господь, имя Которого, согласно пророчеству Исаии, означает «С нами Бог» (Мф. 1:23), действительно с нами. Он становится одним из нас. Он разделяет с нами нашу судьбу, нашу жизнь и даже нашу смерть для того, чтобы мы с Ним могли разделить с Ним его жизнь, его Божественную природу, Его Царство, Его любовь, Его вечность. И все древние пророчества были исполнены, но так, как даже не могли и представить сами пророки, туманно прозревавшие сквозь столетия еще не пришедших времен, то, что Господь совершит ради каждого из нас. Не просто Пророк, не просто Царь, не просто Учитель, а Тот, Кто сотворил этот мир, Кто является Владыкой жизни, пришел, чтобы стать одним из нас, спасти нас и стать Победителем смерти, дабы эта Его победа стала нашим с вами достоянием, а Его жизнь, как уже было сказано, нашей с вами жизнью.

Христос Господь – это ответ не только на многовековые чаяния всех людей, это ответ и на вопрошания современного человека о смысле жизни, о значении всей истории. Самые острые вопросы, которые мы могли бы задать Богу, находят ответ в Нём – во Христе, в Боге, ставшим Человеком, разделившим с нами нашу жизнь, наши тяготы, страдания и смерть, но дарующего нам и бесконечно большее – то, чего не могли вообразить в самых смелых мечтах ни праведники, ни пророки, ни святые Ветхого Завета.

Будем помнить всегда о Нём. Но и не просто помнить, а быть с Ним, потому что Он Сам пребывает с нами. Он – не просто факт истории, Он – реальность сегодняшнего дня. Он пребывает со Своей Церковью, пребывает со всеми верными Ему. И тогда, когда нам кажется, что жизнь окрашена только черными красками, когда кажется, что события складываются в какой-то бесконечно скорбный хоровод – снова и снова возжигается эта Вифлеемская звезда, мы встречаем Рождество Христово, которое напоминает нам о подлинной реальности, превосходящей всякую реальность, о радости, о смысле, о торжестве Божественной любви.

И вот, я желаю, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы Сам Господь Спаситель всегда сопутствовал вам в вашем служении, в вашем христианском жительстве, если говорить о каждом человеке – в том месте и в то время, где мы несём свою службу, своё дело, свою ответственность. Пусть Христос Господь Спаситель мира будет для нас вечным источником сил, вдохновения, стояния в правде, в добре, верности Богу, служения ближним нашим! Аминь! С праздником!

8 января 2024 года,
храм святого великого князя Александра Невского города Пскова

Митрополит Арсений возглавил великую вечерню в храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова

Вечером 8 января 2023 года, в попразднство Рождества Христова, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил великую вечерню в храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный Псковского городского округа протоиерей Андрей Большанин; заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов, настоятели и клирики храмов города Пскова.

Песнопения великой вечерни исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились военнослужащие Псковского гарнизона и прихожане храма святого князя Александра Невского.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем Владыку митрополита поприветствовал секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев и пожелал Его Высокопреосвященству всесильной помощи Божией в трудах во славу Святой Христовой Церкви.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова