В Пасхальную ночь из Свято-Троицкого кафедрального собора будет проведена прямая трансляция богослужения

В ночь на 5 мая 2024 года, Светлое Христово Воскресение, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова пройдет Пасхальное богослужение.

Прямая трансляция ночной службы пройдет на телеканале “Первый Псковский” и на информационных ресурсах Псковской епархии. Видео будет доступно по ссылке: https://youtu.be/_YaooR8taeo.

В Великую Субботу митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

4 мая 2024 года, в Великую Субботу, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

По заамвонной молитве митрополит Арсений совершил освящение хлеба и вина. Затем Владыка митрополит зачитал слово святителя Мелитона Сардийского “О душе и теле и страстях Господних”.

По традиции по завершении богослужения митрополит Арсений освятил пасхальные куличи и яйца.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Пасхальное послание митрополита Псковского и Порховского Арсения

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение,
иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго,
единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Цветная Триодь, Пасхальный
канон, 7-я песнь

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня мы встречаем праздников праздник, торжество из торжеств — день возрождения истинной, неумирающей жизни, начавшейся с момента светлого Христова Воскресения. Наши сердца переполняет пасхальная радость, но так было не всегда.

В живоносную ночь Воскресения Господня не было торжественных богослужений, многолюдных крестных ходов, а люди во всем мире спокойно спали, даже не представляя, в какое время им довелось жить.

Сердца апостолов и жен-мироносиц были переполнены болью и страхом. Рухнули все привычные представления народа о Мессии, об избавлении от римского, языческого господства над народом Божиим. Казалось, что и сама память о Христе как о Сыне Божием умерла вместе с Иисусом, Сыном Человеческим.

Не знали они тогда, видя мнимое торжество зла и смерти, что совсем скоро величие и сила Римской империи, которой никто в мире не мог противостоять, будут покорены апостолами — безграмотными рыбаками и земледельцами, а вся высокомудрая греческая философия умолкнет перед евангельской проповедью.

И сегодня для нас день Воскресения Христова — это источник радости, источник смысла жизни. Ведь каждый человек всем своим существом переживает абсурдность, неуместность собственной смерти, даже сознавая ее неизбежность. Но Воскресший Господь говорит нам о том, что мы не ошибаемся. Нет, и не может быть смерти для человеческой души, не может бесследно исчезнуть в небытии личность человека.

Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, дает нашему естеству силу и возможность воскресения. Смерть приобретает временный характер, становится успением, подобно сну. Становится переходом в новую жизнь, в которой уже нет болезней, печалей, старения и умирания.

Верующее сердце чувствует свет грядущей новой жизни. Мы твердо знаем, что как смерть Господа Иисуса Христа была похожей на смерть каждого из нас, так будет всеобщее наше воскресение похожим на Воскресение Христово.

Произнося слова песнопения «Воскресение Христово видевше…», мы понимаем, что не видели его своими глазами, но не сомневаемся, что каждую Пасху, каждый воскресный день, переживаем его всем сердцем. Иначе, по слову апостола Павла, если Христос не воскрес, то и вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15, 17). Вся наша надежда, весь смысл жизни заключается в истинности Воскресения Христова и в Его всеблагом Промысле о мире, Церкви и каждом из нас.

Именно это позволяет нам вместе с апостолами всегда радоваться, непрестанно молиться и за всё благодарить (см. 1 Фес. 5, 16–18). А ведь они так жили и так чувствовали, несмотря на все тяготы, гонения, пытки, и, в конечном счете, казни, которые им пришлось претерпеть за проповедь Христа Распятого и Воскресшего.

В нашем мире, полном страданий и слез, смерть, по-видимому, продолжает властвовать над родом человеческим. Но этому владычеству положен предел. Смерть Воскресением Христовым уже побеждена. Сама смерть получила смертельную рану, от которой не может исцелиться, и наступит время, когда ее вовсе не станет.

И уже сейчас в основе всей нашей жизни лежит радость обетования об этой последней победе и последнем торжестве Жизни, которую мы исповедуем в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века», ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ

Пасха Христова,
2024 год

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

В нынешний праздник праздников и торжество из торжеств, которое, по слову святителя Григория Богослова, столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды (Слово 45. На Святую Пасху), с великой радостью обращаю к вам древнее и вечно новое, всем привычное и в то же время неизменно окрыляющее наши сердца приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этих двух жизнеутверждающих словах содержится столько силы, что от них лица людей сияют духовной радостью и буквально преображается окружающая нас действительность: небо, земля и даже преисподняя исполняются света, видимый и невидимый мир празднует, ибо восстал Христос, веселие вечное (канон праздника).

Воскресение Спасителя – это не просто историческое событие, о котором узнаём из священных текстов. Это краеугольный камень веры и, по слову святителя Московского Филарета, вечная новость, источник размышления, удивления, благодарности и надежды (Слово в день Святой Пасхи).

Воплощением, страданием и тридневным восстанием Спаситель обновляет человеческую природу, избавляет нас от власти греха и смерти, отверзает людям врата Небесного Царства и указывает нам путь к единству с Творцом. Именно во Христе, примирившем с Богом мир (2 Кор. 5, 19), все мы имеем возможность получить усыновление и оправдание, обрести вечную жизнь, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса, Которого Бог воскресил из мёртвых (Деян. 4, 10-12).

Восстание из гроба Спасителя прелагает смерть в бессмертие, печаль – в радость, обречённость – в надежду. На Кресте и в Воскресении нам открывается Бог бесконечной благости и совершенной любви.

Осознание этой всепобеждающей любви Божией побуждает нас к благодарности Создателю и даёт силы преодолевать самые тяжёлые душевные состояния и трудные обстоятельства, возвышает над суетой повседневности, помогает исправить прежние ошибки и разрушает уныние, препятствующее нам полноценно жить и духовно развиваться.

Нередко люди поддаются лукавым помыслам о том, что зло господствует и торжествует, а добро представляется незаметным и слабым. Наш разум сомневается в силе совершённого Христом Искупления, когда видит вокруг смерть близких, слышит о вечности мучений для грешников со страниц Евангелия и наблюдает за миром, лежащим во зле (1 Ин. 5, 19). Но Церковь Божия на протяжении тысячелетий убедительно свидетельствует: Спаситель победил грех, истребил смерть и опустошил ад (свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху). Христос одолел неизбежность смерти и всеобщность зла, и мы смотрим на их поражение глазами веры уже из жизни будущего века, с Пасхальной высоты.

Восстание Господа из гроба напоминает нам не только о самом важном событии минувшего, но и свидетельствует о грядущем всеобщем воскресении, ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним (1 Фес. 4, 14). Нам же необходимо через исполнение заповедей Господних, через совершение дел любви и милосердия, через участие в таинственной жизни Церкви присоединиться к Христовой победе и остаться верным Ему до конца, памятуя слова Священного Писания: терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10, 36).

А посему, возлюбленные братья и сёстры, по слову апостола, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние (Евр. 10, 35). И пусть праздник Воскресения Господа Иисуса будет неизменным напоминанием об этих неложных Божественных обещаниях, дающих нам надежду и силы в самых сложных обстоятельствах. Пусть это торжество вдохновляет всех нас жить в вере и любви, зная, что ни смерть, ни страдания, ни зло не способны одолеть нас, если мы со Христом и во Христе, победившем грех, смерть и всякую неправду.

Будем же праздновать Пасху Господню чистотой жизни, благонравием и добрыми делами (свт. Афанасий Великий. Десятое пасхальное послание), дабы, преображаясь в нового человека во Христе и служа Богу живому и истинному, ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фес. 1, 9-10). Аминь!

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова
2024 г.

В канун Великой Субботы Митрополит Арсений совершил утреню с чином погребения в Свято-Троицком кафедральном соборе

Вечером 3 мая 2024 года, в канун Великой Субботы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения утрени исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

В ПсковГУ стартовала просветительская акция «В защиту жизни»

26 апреля 2024 года в Псковском государственном университете, при участии Центра духовно-нравственного воспитания святителя Тихона при Кафедре философии и теологии, стартовала ежегодная просветительская акция «В защиту жизни».

Студенты-первокурсники Института права, экономики и управления направлений подготовки «Менеджмент» и «Экономическая безопасность» встретились с психологом Верой Васильевной Хвощевской. В рамках беседы студенты обсудили вопросы создания семьи и ценность жизни. Особое внимание было уделено проблеме аборта и его последствиям. В беседе приняло участие около 40 человек.

По материалам сообщества Кафедры философии и теологии ПсковГУ

При храме святого Александра Невского прошла лекция «Добротолюбие. Том 2. Поучения аввы Дорофея»

29 апреля 2024 года, в рамках социального проекта «Ковчег добра», реализуемого храмом святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова, состоялась лекция на тему: «Добротолюбие. Том 2. Поучения аввы Дорофея».

Лектором выступил клирик храма святого Александра Невского иерей Михаил Аршанов.

Лекция привлекла внимание не только участников проекта, но и прихожан храма, которые с интересом приняли участие в беседе.

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

Митрополит Арсений совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 мая 2024 года, накануне Пятницы Страстной седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения утрени исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Великий Четверг, день Воспоминания Тайной Вечери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, вся Православная Церковь воспоминает установление Таинства Святой Евхаристии во время Тайной Вечери. Тайная Вечеря – это последний ужин Христа с учениками накануне Его страданий. В то время этот день ещё совпадал с иудейской пасхой, и надо думать, что тогда, когда во всех домах Иерусалима по всей Иудее глава семьи восседал за столом и рассказывал о делах древних, как «Господь рукою крепкою и мышцей высокою избавил народ израильский от рабства земли египетской» (см.: Иер. 32:21), а всё семейство слушало, внимало и возносили молитвы благодарения и вкушали пасху Ветхого Завета; то в Сионской горнице Христос с учениками, сотворив всё положенное по уставу пасхи Ветхого Завета, со Своей новой семьёй – началом будущей Церкви – сделал эту трапезу ещё более выдающейся, уникальной и незабываемой.

Когда всё было совершено, что предписано, по вечери, как сказано в Евангелии, Господь взял хлеб, благословил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: это Тело Моё» (Мф. 26:26), а после этого взял чашу с вином и со словами: «пейте от неё все, это Кровь Моя которая за вас проливается во оставление грехов» (Мф. 26:27-28),  и дал эту чашу ученикам. И дал заповедь: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). С тех пор Церковь и совершает, по Его заповеди – «сие творите в Мое воспоминание», – эту Вечерю. И это является не только нашим участием в Тайной Вечере. Каждая Божественная Евхаристия, когда мы приступаем к Святым Тайнам Тела и Крови Христа, собирает нас не только под своды Сионской горницы, где мы вместе с апостолами участвуем в той самой первой, а на самом деле единственной, продолжающейся Тайной Вечере, но вместе с тем, это – воспоминание. А воспоминание Церкви делает нас участниками, или, что то же самое, причастниками других событий – это воспоминание и о Страстях, о Кресте, о погребении, о Воскресении, о Вознесении во славе и, как даже сказано в евхаристической молитве, в Литургии Иоанна Златоуста: это воспоминание второго и славного Пришествия. Удивительным образом все вот эти события сходятся в одной точке, и даже то, которое с исторической точки зрения ещё не было, которое ещё предстоит. Здесь и сейчас, в Сионской горнице, мы являемся участниками и свидетелями всех этих событий, встречаем Христа – и Победителя смерти, и Того, Кто паки грядёт со славою судити живых и мертвых и установить Своё Царство, и нас собирает в этом Своём Царстве. Евхаристия – это брачный пир, описанный в Апокалипсисе, как «пир Агнца и Церкви» (Откр. 19:7-9), и мы призваны участвовать, и участвуем, по милости Божией, в этом брачном пире Агнца. В этом – чудо Евхаристии. Это – чудо нашего причастия Христу, и в этом – чудо жизни вечной, которое открывается нам, благодаря тому, что мы берём простые плоды земли: хлеб и вино, и приносим их как бы в жертву Богу – «Твоя от Твоих, о всех приносяще». И Господь, принимая эту жертву, возвращает нам её, но совсем в другом качестве – Он отдает нам Самого Себя. И вкушая эти Дары, но уже преображённые Богом, наполненные Им Самим – мы наполняемся Его жизнью, Его светом, Его любовью. В этом – и смысл, в этом – и чудо, в этом – и радость этого Таинства Таинств.

Когда мы внимательно вслушиваемся в слова нынешнего богослужения, то слышим, что звучит такое песнопение: «Странствия Владычня, и бессмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите, насладимся» (канон Великого Четверга, ирмос 9–й песни). Не совсем понятно, на первый взгляд, о чём идет речь, каким «Странствии Владычнем на горнем месте» мы призваны наслаждаться? Может Спаситель странствует на Свои страдания и на Крест, но как мы должны этим наслаждаться? Всё дело в том, что здесь буквально будет правильно перевести «гостеприимство». То греческое слово, которое на славянском языке передается словом «странствование», означает «гостеприимство». И вот здесь всё становится на свои места: Господь нас приглашает на Свой пир в Своё Царство, и мы призваны этим насладиться. Парадокс: человек ведёт себя как хозяин в этом мире, он думает что всё принадлежит ему: и он сам, и его жизнь, и люди вокруг него, и природа. Но человек не хозяин! На самом деле хозяин этого мира – Господь, изгоняемый нами часто из нашей жизни, из жизни нашего мира, начиная с первого падения прародителей. Не Бог изгоняет человека из жизни, а человек изгоняет Бога из своей жизни. И получается, что все последствия, тяжкие последствия этого: страдания, болезни и смерти – мир несёт на себе, потому что он изгнал Бога. Но Господь – подлинный Хозяин и Владыка этой жизни, и Он напоминает нам об этом. И Он всё меняет – изменит и уже меняет. И Он приглашает нас, не только призвав нас во временную жизнь, но приглашает нас и в вечную жизнь. Насладимся гостеприимством нашего Владыки! Примем Его Самого в свою жизнь, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, Его любовь, Его свет – нашим содержанием, сутью нашей жизни и здесь, и в вечности. Вот в чём смысл, вот что нам открывается. А в нашей жизни, повседневной жизни Господь ведёт Себя как смиренный Путник. Он не вторгается нашу жизнь. В Откровении есть удивительный образ: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3:20). Господь ждёт, когда человек сам впустит Его в свою жизнь, добровольно откроет двери своего сердца. А со Своей стороны, Господь приглашает нас в вечность: «Придите, насладимся..» (канон утрени Великого Четверга). И каждый раз, не только в Великий Четверг, воспоминая Тайную Вечерю – прощальный ужин Христа с учениками накануне страданий, каждый раз, во время каждой Литургии – и Пасхальной, и Воскресной, и будничной – мы снова и снова участвуем в тех же самых единственных и неповторимых событиях, которые лежат в основе нашего спасения: в Тайной Вечере, в Кресте, в Воскресении, в Вознесении, о втором и славном паки Пришествии. Каждый раз, приступая к Святой чаше со дерзновением, со страхом Божиим и любовию, не будем забывать и об этом. Да, мы призваны с благодарением принять приглашение Господа, отозваться на Его любовь, войти в Его жизнь, а Его впустить в нашу. Но для этого нужно помнить ещё и то, чему Он учил, а не просто механически приступать к Таинству. А Он, во время той самой прощальной беседы, когда считал, что нужно сказать ученикам самое важное, последнее, самое подлинное, что будет жить со всею Церковью Он дал одну заповедь, которая должна изменить всё, и меняет – и нас, и жизнь вокруг нас, и весь мир. Будем помнить о ней: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Аминь.

2 мая 2024 года,
 Свято–Троицкий кафедральный собор города Пскова

В Великий Четверг митрополит Арсений совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. Многочисленные прихожане собрались в этот день в кафедральном соборе стать причастниками Святых Христовых Тайн.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова