Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на основании храма в честь страстотерпцев цесаревича Алексея и праведного врача Евгения

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, приветствую и поздравляю не только с Пасхой, не только с Неделей уверения Фомы, которые мы сегодня празднуем, но и с этим знаменательным событием православной жизни Пскова и Псковской епархии в целом – с закладкой храма в честь страстотерпцев цесаревича Алексея и праведного врача Евгения!

Мы совершили молебное пение, которое не только является молитвой на начало доброго дела, но и несёт в себе ряд важных богословских истин, которые раскрывают для нас суть и значение православного храма в жизни верующих. И прежде всего, мы предстаём перед той истиной, что Церковь, основанная Христом, Богом нашим – это все мы, это народ Божий, народ, с которым обитает Господь, это место селения славы Божией. Начиная от близких к Христу апостолов, столпов будущей Церкви, и до нас с вами, все верующие во Христа, вне зависимости от времени, когда они проживают, страны, культуры, социального положения, образования, пола и возраста – все составляют народ святой, то есть Церковь, веру, которую мы исповедуем каждый раз словами нашего Символа: во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (Символ веры). И Глава этого народа или этого человечества – Сам Христос, Новый Адам. А вот церкви, как здания, как храмы, в которых совершается молитва, в которых совершаются Таинства, в которых совершается таинственная встреча души человеческой с Богом (а в собрании верных – в Евхаристии – Господь воскресший являет Себя) – это образ той самой Церкви, о которой я только что говорил, как Церкви Христовой, как Церкви Символа веры (Церкви с большой буквы). Храмы – это иконы Церкви, как народа, как Тела Христова. Именно в храмах, именно в этих освященных домах Божиих, как они называются, мы и научаемся быть Церковью с большой буквы. Мы становимся Его народом, Его избранным достоянием, мы поучаемся заповедям Христовым, мы получаем благодатные силы для христианской жизни. Здесь освящаются все этапы нашей, не только христианской, но и вообще жизни в этом мире, начиная от рождения и заканчивая проводами в «путь всея земли»: здесь совершаются Исповедь и Причастие, Таинство Венчания и всё потребное для нашего назидания и нашего благодатного укрепления.

Знаменательно, что этот храм будет расположен на территории инфекционной больницы, потому что мы все отдаём отчёт, что в Боге нужду имеют все люди, каждый человек, и прежде всего медицинские работники в данном случае, но также и те, кто будет обращаться сюда за медицинской помощью, потому что человек существо не только материальное. И исцеление, настоящее исцеление, происходит не только на материальном уровне, но и на духовном. А вот для этого нужен Господь, нужна встреча с Ним, нужно обращение к Нему. И когда происходит сочетание и физических наших усилий, и духовных, тогда и будет гармония, тогда будет всецелое исцеление. А на языке святых отцов, как мы знаем, слово «исцеление» и слово «спасение» передается одним и тем же словом σωτηρία [сотерия]. И Господь Иисус Христос – истинный Врач душ и телес наших, Он называется Спасителем, и это слово может также переводиться как «Исцелитель». Σωτήρας [Сотерас] – Спаситель и Исцелитель душ и телес наших. Это ещё одно напоминание о том, что человек – существо и духовное и телесное, и нуждается во всецелом исцелении.

Поздравляю всех тех, кто приложил усилия, тщанием которых основан этот храм, освящение которого и в своё время, дай Бог, будем совершать. Это, прежде всего, и главврач инфекционной больницы Анастасия Викторовна, присутствующая здесь, и приход, и духовенство Троицкого кафедрального собора во главе с настоятелем отцом Алексием. Это и все те жертвователи, все те безмездные труженики, которые вносят свою лепту в созидание этого дома Божия. Сегодня ваш праздник. Я от души приветствую вас и желаю, чтобы Господь благословил все ваши усилия, ваши добрые дела. Благословил вас милостью Своею, миром и радостью, и чтобы вы увидели завершение труда рук ваших во славу имени Божия, к пользе и созиданию Церкви и спасении душ и телес человеческих. С праздником! Христос Воскресе!

12 мая 2024 года,
храм святых страстотерпца цесаревича Алексея  и праведного врача Евгения
города Пскова

Митрополит Арсений совершил чин основания храма святых цесаревича Алексия и врача Евгения Боткина при Псковской областной инфекционной клинической больнице

12 мая 2024 года, в Неделю Фомину, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чин на основание храма святых страстотерпцев цесаревича Алексия и праведного врача Евгения Боткина при Псковской областной инфекционной клинической больнице.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) и духовенство города Пскова. Песнопения чина исполнил хор кафедрального собора под управлением Наталии Гострой. За богослужением молились: главный врач Псковской областной инфекционной клинической больницы Анастасия Повторейко, многочисленные псковичи.

По окончании чина основания храма митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на Антипасху

Христос Воскресе! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, восьмой день по Пасхе, который называется в Церкви Неделей о Фоме. Мы вспоминаем чудо уверения Фомы, описанное в Евангелии от Иоанна, как свидетельство истинности Воскресения Христова. Промыслительно отсутствующий во время первого явления ученикам Воскресшего Господа, апостол Фома заявил: «пока сам не увижу Воскресшего и не вложу перста моего,– то есть пальца, – в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, – там, где было прободение копьем, – не поверю» (см.: Ин. 20:25).

В обиходе распространено такое клише, как «Фома неверующий». Но сегодня Церковь, словами одного из песнопений, воспевает «блаженное неверие Фомино». Уже это выражение говорит о том, что Фома не был неверующим в обычном смысле этого слова, а в чём-то – в преданности, в любви ко Господу и в вере – он мог даже превосходить других апостолов. Вспомним только один из эпизодов, описанный в Евангелии от Иоанна, когда Христос собирается идти воскресить Лазаря, Он говорит Своим ученикам: «Лазарь друг наш успе, – по-славянски, то есть уснул, – но Я иду разбудить Его», зная что совершит воскрешение (Ин. 11:11). А ученики, которые только знали, что Вифания, которая находится близ Иерусалима – место, где Христа подстерегает смертельная опасность – пытаются отговорить сначала Его: «если уснул, то выздоровеет», то есть «не надо Тебе идти», как бы такой смысл этого выражения. И тогда Господь прямо говорит, что «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11:14-15). Я думаю, что апостолы вряд ли что–то поняли о том, что собирается совершить Господь, им лишь послушались Его слова. И только Фома, один из двенадцати, сказал: «пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:16). В этой преданности, в этой любви ко Господу трудно заподозрить какое-то неверие. И говоря уже о Воскресении, можно безусловно сказать, что любой из учеников на месте Фомы сказал бы то же самое. Они сами не поверили жёнам-мироносицам, которые возвестили им явление Небесного вестника, а потом и Самого Христа. «Показались им безумными слова их», – так говорит Евангелие (см: Лк. 24:11). Сначала никто из апостолов не поверил. А когда Воскресший явился десяти в отсутствии Фомы, – «возрадовашася ученицы, видевше Господа» – они возрадовались (Ин. 20:20). И так бы возрадовался бы и апостол Фома, если бы он был с ними в первое явление, в сам день Воскресения, но Промысл Божий был другим. Первое – для того, чтобы удостоверить истинность Воскресения Христова на примере уверения апостола Фомы. А во–вторых, для того, чтобы благословить всех верующих по слову апостолов, не видевших Христа по плоти, но верующих, но живущих Его присутствием, очами веры созерцающих Воскресшего в своей жизни – то есть всех нас. И когда происходит второе явление уже одиннадцати ученикам, включая апостола Фому, который так стремился сперва ощупать язвы Христовы, мол только это его удостоверит, в этот момент Евангелие ничего не говорит о том, что он стал так исследовать, но он только воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это одно из самых сильных исповеданий Христа Богом, одно из немногочисленных, ясных и прямых. Ближе к нему стоит только исповедание апостола Петра: «Ты – Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). И вот это исповедание: апостола Петра, апостола Фомы, всех апостолов о том, что Христос, Сын Божий, поправший смерть, что Сам Бог, явившийся в мире как Человек, чтобы спасти падшего человека – является сердцевиной христианской проповеди. Это благая весть, которая является не просто проповедью, а возвещением той реальности, которая изменила всё в жизни учеников. Запуганные, сомневающиеся, отрекающиеся когда-то, они стали смелыми проповедниками Воскресения Христова. И уже ничто – ни угрозы, ни опасность, ни гонения, ни сама мученическая смерть – не могло заставить эту проповедь умолкнуть. Она гремит и по сей день. И особенно ясно, особенно громогласно она возвещается в Пасхальные дни.

На протяжении всей своей истории Церковь продолжает это апостольское провозвестие о спасении, совершённом во Христе, об истинности Его победы над смертью, об отверстом для нас Царствии Божием, о дороге туда, которую открыл для нас воскресший Господь и Спаситель. И продолжается не просто проповедь, а продолжается живой опыт встречи со Христом, потому что самое важное в христианстве, самое важное в Церкви – это не воспоминание о Христе, это не слова о Нём, записанные в священных книгах, это даже не проповедь с амвона – а Он Сам, остающийся со Своей Церковью, с каждым из нас, по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) – Он продолжает пребывать со своей Церковью, Его незримое присутствие мы ощущаем может быть сильнее всего в пасхальную ночь, может быть так же сильно во время Причастия, во время молитвы. Но так же мы можем ощутить и в совершении добрых дел, когда нашей души касается благодать, или когда мы встречаем добро по отношению к нам со стороны других людей. В радостных и порой скорбных обстоятельствах нашей жизни мы можем почувствовать Его незримое и спасающее присутствие, всегда любящее и всегда наполняющее смыслом и изменяющее всё. И в этом – главная наша радость и главное наше упование. Победа над смертью совершилась! И даже если в нашей жизни, помимо испытаний, помимо искушений, поселяются какие–то сомнения, как у апостолов в момент после Воскресения, будем помнить, что Господь не боится наших сомнений, и нам не следует их бояться, а приносить все наши вопросы и наши сомнения ко Христу, и Он даст ответ на всё. Потому что Он есть Тот, Кто в ответ на вопрошания апостола Фомы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?», во время прощальной беседы накануне страданий, сказал: «куда Я иду, вы знаете, и путь знаете… – потому что – Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:4-6). Будем идти этим путём! Будем держаться этой истины! Будем стремиться к этой жизни, которая уже дарована нам во Христе Господе нашем, Победителе смерти. Аминь. Христос Воскресе!

12 мая 2024 года,
храм святого Александра Невского города Пскова

В Неделю Антипасхи митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святого князя Александра Невского города Пскова

12 мая 2024 года, в Неделю Антипасхи, апостола Фомы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: почетный настоятель воинского храма святого Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Тэор; секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель храма святого Александра Невского иерей Александр Короплясов с местным духовенством.

Песнопения Литургии исполнил хор храма под управлением Анны Винидиктовой. За богослужением молились воины Псковского гарнизона, прихожане храма и многочисленные паломники.

На малом входе Божественной Литургии за усердное служение Церкви Христовой клирики храма святого князя Александра Невского были удостоены:
иерей Михаил Аршанов – права ношения наперсного креста с украшениями;
иерей Антоний Зенькович – права ношения наперсного креста золотого цвета.

По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Также, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Арсений вручил награды Русской Православной Церкви:

Иерею Василию Андрееву, клирику храма святого Александра Невского – орден благоверного князя Димитрия Донского во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях;

Иерею Герману Горяеву, клирику Спасо-Елеазаровского монастыря – орден благоверного князя Димитрия Донского во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях;

Матушке Наталье Андреевой – патриарший знак материнства II степени в благословение за чадородие и жертвенное материнское служение;

Антону Романовскому – орден благоверного князя Даниила Московсгого III степени во внимание к трудам на благо Святой Православной Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения.

Благодарственных Архиерейских грамот во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Православной Церкви и на пользу храма святого Александра Невского были удостоены: Рубен Асатрян и Эдгар Искандарян.

Затем за радость молитвенного общения Псковского Архипастыря поблагодарил настоятель храма иерей Александр Короплясов и преподнес в дар Владыке примикирий и архиерейское кадило. После чего Владыку митрополита поздравили воспитанники Воскресной школы храма.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

На радио «ПЛН FM» состоялся новый выпуск программы «Пастырь», посвященный Антипасхе

10 мая 2024 года в эфире радио «ПЛН FM» вышла очередная программа из цикла «Пастырь». Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иерей Антоний Афанасьев объяснил слушателям почему следующий воскресный день после Пасхи называется Антипасха.

По материалам Псковской ленты новостей

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы

Христос Воскресе!

Снова и снова в продолжении сорока дней воскресший Господь являлся Своим ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения. И в ознаменование этого мы сорок дней празднуем Светлое Христово Воскресение. И тем самым Пасха заметно выделяется среди всех праздников церковного года, которые имеют несколько дней попразднства. Пасха стоит совершенно особняком, она превосходит все остальные праздники, как об этом замечательно сказал ещё святитель Григорий Богослов: «Пасха! Господня Пасха! Я еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово на Святую Пасху). И мы в продолжение этих сорока дней учимся не просто радоваться, не просто торжествовать, а жить в присутствии Воскресшего Господа, ощущать Его среди нас по Его неложному слову: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), сказанному Им апостолам накануне Вознесения.

Пройдет сорок дней, отгремит Пасхальная радость, мы совершим праздник Вознесения Господня, но Воскресение Господа останется неустранимым фактом земной истории, нашей духовной истории и истории наших личных отношений с Богом. Это реальность, которая имеет уже непреходящий характер. Христос уже победил смерть и уже делает нас причастниками этой Своей победы. Для этого существует Церковь, для этого продолжается проповедь, начатая когда-то жёнами-мироносицами, а потом и апостолами, которые дошли до края земли с этим провозвестием, с этой благой вестью о победе Сына Божия над смертью. Эта победа совершена ради нас, и она таинственным образом совершается в каждом из нас. Семена бессмертия уже есть в этом мире! Вкушая Тело и Кровь Господню – мы приобщаемся к жизни будущего века, к жизни Божественной, делаемся, по слову апостола Петра, «причастниками Божественной природы» (см.: 2Пет. 1:4).

Воскресший Господь входит в нашу жизнь, если мы только готовы Его пригласить, не оттолкнуть, а быть с Ним, следовать за Ним, держаться за Него. И тогда вместе с воскресшим Христом входит и смысл, и радость, и надежда, и любовь – то, с чем можно противостоять всем опасностям, всем испытаниям, всем искушениям. Потому что если Бог с нами, то «кто против нас?» (Рим. 8:31). С Богом возможно всё! С Ним не страшен даже ад, который отступает от Христа, чтобы не иметь власти уже над Адамом и всеми его потомками. Господь искупил нас, весь род человеческий, как заблудшую овцу вознёс в Самом Себе, в Теле Своём к Богу Отцу. Но это совершено, опять же, повторим ещё раз, для каждого из нас. Дорога открыта для каждого из нас! И поэтому наши церковные праздники, особенно Пасха Господня – это не просто воспоминания о том, что было две тысячи лет назад, это воспоминание о том, что есть. Это переживание этой реальности, переживание любви Божией, которая и сейчас присутствует в нашей жизни, спасает, оживотворяет нас, вдохновляет на борьбу со злом, прежде всего в самих себе, вдохновляет на делание правды и добра, на верность Христу и Его Церкви.

Будем всегда жить в свете Воскресения. Будем стоять в правде. Будем всегда верны Богу, даже если когда-то нас посещали или посещают сомнения. В самые трудные периоды искушений главное – хранить верность Богу, повторять слова молитвы «Отче наш» и наш Символ веры, быть в Церкви, участвовать в Таинствах, жить со Христом – и не только по воскресным дням, но каждый день нашей жизни, исполняя Его заповеди и помня о Его присутствии. И вместе с апостолом Фомою исповедовать Его нашим Спасителем, нашим Господом и нашим Богом: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Аминь. С праздником!

11 мая 2024 года,
 храм Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) города Пскова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) 

11 мая 2024 года, накануне Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) протоиерей Алексий Воронюк и клирик храма иерей Виталий Гук. Песнопения всенощного бдения исполнил хор храма под управлением Наталии Воронюк. За всенощным бдением молились: и.о. главного врача Детской областной больницы Евгений Васильев, прихожане храма и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в субботу Светлой седмицы

Христос Воскресе! В эти светлые дни мы приветствуем друг друга этим пасхальным приветствием, этой радостной победной песнью, которая возвещает о победе Сына Божия над смертью. В этих словах – вся суть нашей веры, благовестие нашего спасения, потому что Воскресением Христовым утверждена Церковь. На факте Воскресения Христова зиждится вся христианская святость. И всё, что совершается в Церкви ради нашего спасения – зиждится на факте Воскресения Христова. Господь, Победитель смерти и ада, соделал нас причастниками этой Своей Победы, соделал нас сыновьями и дочерями Божиими, раскрыв для каждого из нас врата на Небеса, проложил дорогу – сойдя во ад и взойдя на Небеса. Всё это Он совершает для каждого из нас, чтобы мы имели возможность вернуться к Отцу, чтобы мы имели возможность быть причастниками Пасхи вечной в Царствии невечернем.

В эти светлые дни мы также освящаем и разделяем пасхальный хлеб, который называется «артос». Сегодня, в Светлую субботу, вместо антидора он будет раздаваться. Этот пасхальный хлеб имеет древнюю традицию. Но прежде всего, «артос» переводится с греческого просто как «хлеб». И согласно церковному уставу, освященный в день Святой Пасхи, этот пасхальный хлеб участвует в священнодействиях, как это было и сегодня – в совершении крестного хода. А в конце Пасхальной седмицы в Светлую субботу он раздробляется и раздаётся всем верующим в радость и утешение. Но здесь есть параллель и с пасхой Ветхого Завета, где использовался также хлеб и где использовался пасхальный агнец. Но все ветхозаветные обычаи имели прообразовательное значение, указуя на истинную Пасху, которая есть Христос. И только в Новом Завете понятен скрытый, прикровенный смысл этих древних прообразов, потому что истинная свобода, истинное освобождение от рабства – это не освобождение только одного народа от рабства земли египетской, а это избавление всех людей от рабства смерти, от рабства тлению, от рабства греху. И эту свободу, это освобождение мы и празднуем в праздник Святой Пасхи. А согласно древнейшей традиции и древнему преданию Церкви, апостолы после Вознесения, продолжая живо ощущать присутствие Воскресшего в их жизни, по Его слову: «Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20), оставляли часть хлеба для Учителя во время общих трапез. Вот где корень этой пасхальной традиции. Это свидетельство о том, что невидимое присутствие Христа продолжается и в нашей жизни. Это также напоминание о насыщении пяти тысяч в пустыне хлебами, по благословению Господа, и о трапезах любви первых христиан. Те домашние куличи, которые мы тоже освящаем на Пасху и вкушаем дома, имеют тот же самый смысл, что и артос. И вот сегодня мы вкушаем этого хлеба, который указует нам на самом деле на другую трапезу – на Хлеб бессмертия, на Самого Христа. Радость Пасхи заключается не в воспоминании о чём-то когда-то бывшем давно, а о том, что происходит для нас и сейчас. Это реальность сегодняшнего дня. Победа над смертью, становится нашей с вами победой, и, как исповедует Церковь, однажды она будет всецелой, когда ни смерти, ни зла, ни страданий уже не будет, а по слову апостола Павла, «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). И это уже началось Воскресением Христовым! Он уже расторг узы ада и смерти, и апостол Павел называет Его начатком или первенцем умерших (Кол. 1:18). Он первый родился, образно говоря, воскреснув для вечности, и мы последуем за Ним, как за Адамом – новым Адамом, как называет Его также Священное Писание и святоотеческая традиция. И в этом Пасхальном торжестве для всех для нас – великое утешение, радость, вдохновение, источник сил, источник веры, источник любви.

Постараемся жить в свете Воскресения не только в Пасхальную седмицу, но и живо ощущать присутствие Господа в нашей жизни во все дни, а ощущая – стараться поделиться и с остальными людьми этим светом, этим теплом, не споря, не доказывая что-то, а любовью и добром свидетельствуя о правде Христовой, о красоте Православия, об истине, которая открылась нам во Христе и которая изменила нашу жизнь и может изменить жизнь каждого человека, подарив радость, надежду, святость и любовь. Будем жить, как апостолы в присутствии Христа воскресшего, свидетельствуя о Нём добрыми делами, по слову Самого Господа «вы – соль земли, вы – свет миру… Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы видели люди ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). И в самые трудные дни, может быть тревожные, может быть скорбные – никогда не будем забывать это спасительное слово, истинное слово, выше которого, надёжнее которого нет больше ничего: «Я с вами, – сказал Господь воскресший, – во все дни и до скончания века» (Мф. 28:20). Аминь. Христос Воскресе!

11 мая 2024 года,
храм Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова

 

В субботу Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища)

1 мая 2024 года, в субботу Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель воинского храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов и клирик храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) иерей Евгений Пустозеров.

Песнопения Литургии исполнили: хор храма и хор гимназии с изучением основ православной культуры №28 города Пскова под управлением Татьяны Зимарской. За богослужением молились прихожане храма и паломники.

По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений совершил чин раздробления артоса. Затем Владыка митрополит обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Также, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Арсений вручил ордена Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви Татьяне Зимарской, регенту храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова, и Галине Тимофеевой, певчей храма святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова.

Благодарственных Архиерейских грамот во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Православной Церкви были удостоены: Анна Курышина, Александр и Ксения Курта.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на Великой вечерне в канун субботы Светлой седмицы

Мы с вами, дорогие отцы и братья и сёстры, радуемся, как когда-то апостолы и жёны-мироносицы, которые узрели своего Господа и Учителя живым, как сказал им Сам Господь, обещавший им это: «увижу вас снова… и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Эта радость дана и нам сегодня как дар, как отблеск жизни вечной, которая уже лежит на этом мире, искупленном и спасённым Христом, Богом нашим, как обещание последней победы Его в этом мире, последнего торжества правды Божией над всем злом, над всем страданием, над самой смертью.  И это торжество уже начинается Воскресением Христовым. Оно уже началось!  И каждый из нас призван в эту радость Господа нашего, призван стать участниками Его победы, Его пира в Царствии Божием.

Каждый раз, когда скорби и искушения нас гнетут вниз, и кажется, что сил не остаётся, и не на что надеяться, к нам приходит Пасха. Это радость, это напоминание, и не только напоминание, а само присутствие в нашей жизни воскресшего Господа, обетование последнего Его торжества, торжества любви, торжества жизни. И мы находим вновь в себе силы, находим вдохновение, находим радость для того, чтобы исполнять заповеди, любить наших ближних, заботиться о близких, быть верными Богу, Его Церкви, поступать по заповедям Божиим, выбирая между тем, что легко, и тем, что правильно. В этом – бесконечный источник сил, вдохновения и радости. Сам воскресший Господь является для нас таким Источником неисчерпаемым, Живоносным Источником.

Будем помнить, что эта радость дана для нас не для того, чтобы она была светильником под спудом (см.: Мф. 5:15).  Пришли в церковь, порадовались и пошли домой, как будто бы ничего не изменилось.  Эта радость дана для того, чтобы мы ею освещали и согревали жизнь вокруг нас, жизнь людей, которые нуждаются тоже, как и мы, в этой радости, в этом празднике, в этом чувстве самого Христа, Победителя смерти, в нашей жизни.  Будем нести эту радость и согревать ею жизнь вокруг нас, мир вокруг нас, тех людей, которых нам Господь посылает в этой жизни, навстречу нам. Пусть они увидят в наших добрых делах, в наших словах, в нашей молитве живое слово о Воскресении, о Любви Божией, о Христе. И пусть будут тоже причастниками этой радости!  Пусть войдёт и в их жизнь надежда и вдохновение, и радость о Господе и о жизни вечной, которая нам открывается от опустевшего гроба Христа Жизнодавца. Аминь.  Христос Воскресе!

10 мая 2024 года,
домовый храм прп. Симеона Псково-Печерского
в Обители милосердия д. Вехно Новоржевского района