Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на Радоницу

Христос Воскресе!

Особенное Пасхальное поминовение усопших не является требованием церковного устава. Как мы знаем, в греческой церковной традиции это обычный день, ничем не примечательный, но это поминовение является благочестивой традицией славянских Церквей. Название этого дня «Радоница», очевидно, происходит от слова «радость». По всей видимости, здесь имеется в виду, что радостью о Воскресении Христовом православные христиане сегодня делятся не только друг с другом, но и со своими усопшими близкими.

Именно этот день после Пасхи – наиболее уместный не только для начала молитв об усопших (а согласно церковному уставу, именно с понедельника возобновляются заупокойные литии), но и для того, чтобы поделиться не только с живыми, но и живыми у Бога (см.: Лк. 20:38), отшедшими от нас в жизнь вечную, этой Пасхальной радостью, в единстве Церкви земной и небесной. Молитвы за усопших в христианской Церкви имеют совершенно особый смысл, и они основаны именно на пасхальной тайне Церкви, на вере в Воскресение Христово, на том факте, что наш Господь – Победитель ада, Победитель смерти, и потому у всего мира, у каждого человека живущего, и уже живущего в мире ином, остаётся надежда на Христа, на Него, как на Спасителя, как на Свет, Который воссиявает даже в аду, как на Того, Кто вземлет на Свои плечи, как заблудшую овцу, весь род человеческий для того, чтобы вернуть его к Отцу. И так как Церковь молится обо всех живых и усопших членов Церкви – этим самым и выражается наша вера и наше упование на Христа.

Нам неведома загробная участь наших близких, ушедших православных христиан. Мы можем только надеяться, что она будет благой. А тем, что она может быть благой, что Господь способен пролить на каждого человека Свою милость, Свой свет и Свою любовь – этим и объясняется наша молитва за усопших. Надежда есть для всех, надежда на милость Господню остаётся уделом каждого человека, даже если он перешагнул порог временного жития и перешёл в вечность, может быть, не совсем готовым, во грехах. А без грехов – только Сам Господь – Единый Безгрешный. Но поэтому Господь и приходит в этот мир, чтобы взять наши грехи и очистить, препобедить весь грех, всё зло, всю неправду нашего мира, искупить весь род человеческий. Поправший смерть и сокрушивший ад, Господь знает как спасти каждого человека. И в этом для нас и радость, в этом и таинственная надежда, в этом – всё наше упование. Мы сегодня в единстве со всею Церковью возносим Христу, поправшему смерть – этого древнего врага человечества – молитву о том, чтобы блаженная вечность наших усопших сродников была светлой, была в Боге, была во Христе, с упованием на милость Божию, с упованием на то, что Господь способен управить путь ко спасения для каждого. Только бы сам человек готов был принять это, откликнуться на Его любовь, на Его милость и на Его свет. И поэтому, вознося сегодня молитвы за усопших, мы не только вверяем их милости Божией, Его любви, Его заботе, но и делимся с ними нашей пасхальной радостью. Приходя на могилы близких, обращаясь к ним, как к живым, а мы знаем, что «у Бога все живы» (см. Лк. 20:38) –  возвещаем им эту спасительную весть о том, что Христос Воскрес. И душа знает, душа чувствует, что звучит ответ: воистину Воскресе Христос! Аминь.

14 мая 2024 года,
Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.