В празднование Собора трех святителей митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Елеазаровском монастыре

12 февраля 2024 года, в празднование Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Трехсвятительском соборе Спасо-Елеазаровского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко); игумен Филагрий (Кривых); старший клирик Спасо-Елеазаровского монастыря протоиерей Сергий Иванов и клирик обители иерей Георгий Горский; насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Кронид (Калашников); настоятель храма Успения Божией Матери (в Бутырках) города Пскова иерей Сергий Саввин; настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (с Залужья) города Пскова иерей Константин Быков, клирики храмов епархии. Диаконский чин возглавил клирик храма святых Жен Мироносиц города Пскова протодиакон Сергий Завьялов.

Песнопения Божественной Литургии исполнили хор обители под управлением монахини Веры (Солениковой) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.

За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин); настоятельница монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обители; генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова с сотрудниками музея, многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Завершены ремонтно-реставрационные работы в Пороховых погребах Псковского кремля

2 февраля 2024 года специалисты некоммерческой организации «Возрождение объектов культурного наследия в Пскове и Псковской области» сообщили, что на памятнике архитектуры «Пороховые погреба» Псковского кремля завершились ремонтно-реставрационные работы.

Исторический памятник, известный также как Зелейная палата в Кремле, где хранился порох, восстанавливались в ХХ веке, однако работы не были завершены. Работы над проектом реставрации Пороховых погребов начались полтора года назад и потребовали год на их выполнение. Теперь здание имеет современные системы вентиляции, освещения, отопления, а также водопровод и канализацию, что обеспечивает сохранность памятника и комфорт для посетителей.

Интерьеры памятника были полностью обновлены в соответствии с историческим стилем. Внутреннее пространство здания преобразилось за счёт восстановленных полов, установки чугунных радиаторов с декоративным оформлением, аутентичных окон и дверей, а также многофункциональной подсветки.

После реконструкции трёхэтажное здание общей площадью 800 квадратных метров готово к эксплуатации. Большие помещения теперь могут использоваться для проведения лекций, форумов, мастер-классов и концертов. «Пороховые погреба» преобразились в образцовое историческое пространство и приобрели новую функцию – стать местом для работы Псковской епархии с молодёжью.

По материалам АНО «Возрождение»

В храме великомученика Димитрия Солунского прошёл вечер памяти, посвященный новомученикам и исповедникам Церкви Русской

3 февраля 2024 года, накануне празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в доме причта при храме великомученика Димитрия Солунского города Пскова был организован вечер памяти.

Мероприятие прошло по инициативе кандидат исторических наук Константина Петровича Обозного, который, как историк, всю свою профессиональную жизнь посвятил истории Русской Церкви и особенно её трагическим страницам, изучению биографии некоторых священнослужителей и их семей, которые пострадали за веру Христову. Редкие фотографии тех лет, архивные документы, письма, выписки из судебных решений наглядно добавляли объективные аргументы к рассказу историка. 

В свою очередь настоятель храма отец Александр рассказал о нелегкой судьбе своей бабушки Анастасии Константиновны. Работая сельской учительницей, в годы гонений она предпочла потерять все: дом, работу, нажитое имущество, но сохранить главное – веру, свои православные корни, преданность семейным традициям.

Также отец Александр рассказал о судьбе священников храма Рождества Богородицы поселка Коровск, расстрелянных в 1941 году – прот. Иакове и Александре Никольском. В этом храме уже в наши дни почти тридцать лет прослужил его отец протоиерей Геннадий Николаев.

Вечер памяти завершился общим чаепитием в трапезной.

По материалам группы храма Димитрия Солунского города Пскова

При храме святого Александра Невского города Пскова состоялась лекция «Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Роман “Бесы”»

8 февраля 2024 года при храме святого благоверного князя Александра Невского города Пскова, в рамках социального проекта Псковской епархии «Хлеб насущный», прошла лекция «Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Роман “Бесы”».

 

Лектором выступила Татьяна Николаевна Кабинетская, кандидат филологических наук.

Данная лекция является четвертой из цикла бесед, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского. Предыдущие лекции цикла были посвящены книгам «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток».

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Игнатия Богоносца

Всех вас, дорогие отцы и братья и сестры, поздравляю с праздником Воскресения Христова! И для меня большой радостью было разделить с вами это празднование и совершить – как совершает сегодня вся Церковь по заповеди Христа Спасителя: «се творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19) – вечерю Господню, Святую Евхаристию.

И сегодня же Церковь совершает память одного из святых древности, о котором мне хотелось бы вам рассказать, чтобы тот, кто не слышал – узнал, а кто знал – тот вспомнил об этом святом. Он принадлежит к числу первых или ранних святых отцов – это священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Он, как и Климент Римский, как и священномученик Поликарп, епископ Смирнский, относится к первому поколению христиан – к тем, которые слышали проповедь святых апостолов. И поэтому эти святые отцы, и в частности Игнатий Богоносец, называются мужами апостольскими или отцами апостольского века. Более того, до нашего времени сохранились писания, послания этих мужей апостольских, в которых остались драгоценные свидетельства о жизни и о вере первых христиан. Почему они драгоценны? Потому что, когда мы читаем послания апостола Павла, а потом раскрываем послания или писания более поздних святых отцов, нам кажется, что связь очень условная, и писатели поздней эпохи (кому-то может так показаться) оторваны от апостольского века. Но если мы рассматриваем историю Церкви и историю святоотеческой письменности в контексте непрерывного потока – Предания, то мы увидим, что никакого разрыва не было, что постепенно с каждым новым поколением те же смыслы, которые содержались в ранней Церкви – они играли новыми красками, раскрывались и уточнялись какие-то новые моменты, открывались новые аспекты богословия. И вот первым таким связующим и важным звеном между апостолами и всеми последующими святыми отцами были отцы апостольского века, и среди них – Игнатий Богоносец. И Климент Римский, и Игнатий Богоносец, и Поликарп Смирнский оставили послания, как я уже сказал, и больше всего – именно семь посланий – сохранилось от Игнатия Богоносца. Если Климента Римского церковное предание древности однозначно считает учеником апостола Петра и апостола Павла, то в отношении Поликарпа и в отношении Игнатия Богоносца то же древнее церковное предание говорит, что это были ученики апостола любви Иоанна Богослова. И поэтому, вчитываясь в их писания, мы можем как бы услышать голос самих апостолов, потому что проповедь этих свидетелей Христова Воскресения звучит в уме и в сердце Игнатия Богоносца или Климента, или Поликарпа Смирнского. И в общем-то мы можем утверждать что их писания – это учение, это устная проповедь апостолов, то, что не вошло и в апостольские послания. По своему языку, по своему стилю эти писания примыкают к новозаветным посланиям, но в то же время с какой-то, может быть, более полной стороны проливают свет на жизнь и на веру древней Церкви. И в частности, возвращаясь к Игнатию Богоносцу, о котором известно, что он был вторым епископом Антиохии, был осужден на смерть в эпоху гонений и в сопровождении десяти римских воинов должен был отправиться из Антиохии (а это Сирия) в Рим, чтобы там на арене цирка быть растерзанным дикими зверями. И во время этого шествия он посещал города Малой Азии (территорию нынешней Турции), в которой было много христианских общин, встречавших этого епископа, знаменитого ученика Иоанна Богослова. Верующие выходили к нему навстречу, чтобы послужить ему. И он писал послания этим христианам, города которых посещал или тем, которые присылали своих представителей. Сохранилось семь посланий Игнатия Богоносца: к Смирнянам, к Филадельфийцам, к Магнезийцам, к Траллийцам, к Ефесянам, к Поликарпу Смирнскому (его современнику и товарищу), и к Римлянам. В этих писаниях мы читаем о вере и о жизни древней Церкви и с удивлением обнаруживаем, что это та же самая вера и та же самая Церковь, буквально, к которой мы с вами принадлежим. То, что он пишет о самой Церкви, о Таинствах и больше всего о Евхаристии, о служителях церковных – епископе, пресвитерах и диаконах – это православное учение о Церкви, как оно существует на протяжении двух тысяч лет. Но он раскрывает не только тему устройства Церкви, он говорит и о богословских вещах, о богословии, и мы тоже увидим, что это та же самая вера, которая содержалась и раскрывалась Церковью в последующие века.

Поэтому, почитая память этих ранних отцов, я хотел бы вас всех призвать к тому, чтобы мы читали дома не только Новозаветные писания, не только жития святых, а может быть обращали внимание и на древние писания святоотеческие. И сегодня актуально обратить внимание на писания мужей апостольских и в частности на писания Игнатия Богоносца. Я прочитаю только несколько отрывков из его писаний для того, чтобы почувствовать дух его веры, его горячей любви к Богу и к Церкви, его пастырской заботы о многих христианах и постараться не только почувствовать, а впитать, может быть, в себя хотя бы искру этого огня, хотя бы частицу этой любви к Богу и к Церкви.

Вот, например, в одном из посланий, а именно в послании к Ефесянам, он пишет о Христе. Тот, кто знает постановления Вселенских соборов, и то, как учит о Божестве и человечестве во Христе IV Вселенский собор, увидит, что уже здесь, в самом начале II века (а Игнатий пострадал в 107 году) содержится та же самая вера об истинном Божестве и истинном полном человечестве в Господе Иисусе Христе. А пишет он так: «есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» (к Ефесянам, 7). И более того, он неоднократно обращается к этой важной богословской теме (в богословии это называется Христологией – учением о Христе), доказывая, что Бог воистину явился в этом мире, Он воистину родился, воистину пострадал и умер, и воистину воскрес. Нам может показаться неожиданным и непонятным такой акцент. Для нас это привычное дело – об этом говорит наша вера, но в I веке эту «благую весть» еще следовало утвердить, оградить, защитить от каких-то иных толкований. Потому что была одна древняя ересь, которая говорила о том, что всё это было не по-настоящему, и аллегорически нужно понимать явление Бога в мире, Его Воскресение – всё это какое-то иносказание. Но уже в соборных посланиях Иоанна Богослова мы видим, например, тот же самый акцент на истинности пришествия Сына Божия в этот мир, на подлинности Его воплощения, Его Воскресения. И тот же самый мотив звучит и в учении Игнатия Богоносца, когда он говорит: «Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных, земных и преисподних, – Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни» (к Траллийцам, 9). Истина Боговоплощения имеет прямое отношение к истинности нашего спасения. Если Бог явился в этом мире истинно, непреложно, непризрачно, то и наше спасение, таким образом, истинное, непреложное и непризрачное. Мы воистину соединяемся с Богом, непреложным и даже видимым образом – в Церкви, в собрании, в Евхаристии. Он очень много говорит о том, что нужно чаще собираться для Евхаристии – славословия Бога, когда тем самым мы становимся Его Церковью, Его храмом, Его народом. Это отдельная тема в его писаниях. Так говорит он, например, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Потому что находились такие люди, которые говорили, что Ветхий Завет – это и есть самое важное Писание (их именовали иудействующими в I веке). Игнатий же говорит: «Но для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве» (к Филадельфийцам, 8). «Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего» – в другом месте он пишет (к Магнезийцам, 7). Для него Христос – вся его жизнь, и та кончина, которая ожидает, куда он направляется в сопровождении воинов, для него превращается в торжественную, по сути, литургическую процессию, потому что он чувствует себя замечательно свободно. Он не пленник, которого ведут на смерть, а он – наследник Царства, который в сопровождении своих воинов идет туда, где и примет это Царство. И он пишет римским христианам, чтобы они ничего не предпринимали, никак не старались его спасти, а были, вероятно, возможности так или иначе это сделать. Он убеждает их, что он добровольно отдает себя в жертву, что он ищет соединения с Богом, и он не умирает, а переходит в жизнь вечную. И это было настолько важным для самосознания древней Церкви, что дни, когда страдали те или иные мученики в той или иной христианской общине, становились первыми церковными праздниками. И вот священномученик Игнатий, направляясь в Рим, между прочим, пишет следующее: «Ничто видимое невечно. Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. – и  далее, – Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир» (к Римлянам, 3). В его писаниях мы найдем и множество других замечательных назиданий, которые раскрывают нам красоту веры, которые утверждают нас в истинной Церкви, призывают нас жить согласно Христовым заповедям, жить так, чтобы наша жизнь с Ним имела вечное измерение, имела продолжение в Вечности.

Будем назидаться этими и другими писаниями – всей сокровищницей нашей святоотеческой письменности. Но все нам не объять. Тот или иной святой может быть нам более близок, и в сердце одного человека отзываются писания ранних отцов, а писания или высказывания поздних, как, например, Силуана Афонского или Игнатия Брянчанинова, больше отзываются в сердце другого человека. Но нам важно понять, что во всех этих свидетельствах существует замечательное созвучие, симфония, которая из разных голосов составляет единый торжествующий хор, воспевающий Бога и повествующий о нашем с вами спасении, и о пути, которым мы достигаем этого спасения, этой жизни вечной. Поэтому постараемся чаще припадать к этому источнику, вникать в святоотеческую письменность, потому что она помогает нам и в уяснении Священного Писания, и дает ответы на жизненно важные вопросы, и учит нас, в конце концов, как замечает опять же Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, не только называться, но и быть христианами. Аминь.

11 февраля 2024 года,
храм Воскресения Христова (со Стадища) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова (со Стадища) города Пскова

11 февраля 2024 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова (со Стадища) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; настоятель храма Воскресения (со Стадища) города Пскова иерей Геннадий Быков и клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Кирилл Быков. Диаконский чин возглавил клирик храма святых Жен Мироносиц города Пскова протодиакон Сергий Завьялов.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

За радость молитвенного общения Владыку митрополита поблагодарил настоятель храма иерей Геннадий и учащиеся храмовой Воскресной школы.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Семью священнослужителя Псковской епархии пригласили на открытие Года семьи в Псковском районе

9 февраля 2024 года настоятель храма Петра и Павла (с Буя) иерей Алексий Короплясов с матушкой Ариадной и детками, по приглашению администрации Псковского района, приняли участие в торжественной церемонии открытия Года семьи, объявленного в России по инициативе президента Владимира Путина.

В этот день в Администрацию Псковского района были приглашены самые активные, заметные и известные своими добрыми делами и поступками семьи Псковского района, которые вносят значительный вклад в развитие района и участвуют в его жизни.

С приветственным словом к собравшимися обратилась Глава Псковского района Наталья Федорова: “Роль семьи в жизни каждого человека сложно переоценить. Семья – это воспитание и забота, одновременно тихая гавань и крылья для жизненного полета человека, его надежда и опора. То, что мы не сделаем лично для себя – сделаем для своих близких: преодолеем невзгоды, победим, перетерпим, уступим, поймем и простим”.

По материалам группы Администрации Псковского района

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 36-й по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем Евангелии (Мк. 16:9-20) мы слышали, как Господь, воскреснув, явился сперва Марии Магдалине, а потом и другим ученикам, которые не поверили ни свидетельству Жен-мироносиц, ни тем двум ученикам, которые шли на село в Эммаус (подробнее об этом рассказывает евангелист Лука – см. Лк. 24:13-35). Господь как бы упрекает Своих учеников, что видевшим Его Воскресшим не поверили. И такой же упрёк, но мягкий, отеческий, с любовью, слышится и в Евангелии от Иоанна после уверения Фомы, когда Господь говорит: «Ты видел и потому уверовал, блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Ин. 20:29).

«Блаженны невидевшие, но уверовавшие» – это сказано обо всей исторической Церкви, и о нас с вами, которые живем не во времена апостолов, но оказались вовлечены в этот единый поток веры и духа, в поток предания, внутри которого не просто распространяется и провозглашается весть о Воскресшем (то есть в Церкви), но где Он Сам, по неложному Своему обетованию – «Аз есть с вами до скончания века» (Мф. 28:20) – остается со всеми верными Ему. И поэтому мы и воспеваем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Мы ведь не апостолы, чтобы видеть Христа Воскрешим, но мы видели Его в каком-то не менее истинном, не менее высоком смысле. В каком же? Это тайна человеческого духа. Подчас в словах её невозможно выразить, но можно сказать, вслед за богословом III века Тертуллианом, что каждая душа – по природе христианка.

Очень часто, и вся история Церкви, история святости и наша с вами жизнь, как людей церковных, свидетельствует о том, что Евангельское слово отзывается в сердцах многих и многих людей, находя ответ, созвучие. И душа может радостно встрепенуться в ответ на весть о Христе, о Воскресении и почувствовать, и понять, и каким-то непостижимым образом узнать, что – да, так оно и есть, это правда, – и обрести путь веры. Почему другие не верят – и это для нас тайна, но тайна Промысла Божия. Господь стучится к каждому. Господь хочет спасти каждого. И кто знает, в какой момент жизни и как произойдет эта встреча со Христом Воскресшим у каждого человека? Кто-то, возможно, боится поверить, чтобы не разочароваться. Кто-то слишком сильно полагается на рациональный путь познания мира, не отдавая отчет, что даже окружающий нас мир никогда не будет познан ни рациональным, ни эмпирическим путём. А тайна человека – с совестью, со свободой волей, с нравственным законом, наконец, с любовью, которая каким-то образом открывается и присутствует в этом мире – никогда не будет познана логическими доказательствами. Некоторые боятся или не хотят поверить, так как это будет означать изменение жизни, обновление ее, изменение греховных привычек. Потому что следование за Христом означает, прежде всего, взять крест и последовать за Ним. Но следовать – к воскресению.

И, наконец, я возвращаюсь к тому, почему мы утверждаем о себе, что мы видели Христово Воскресение и поверили: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Каждый человек, который относит себя к людям веры, к Церкви, может по-разному ответить на этот вопрос. Но для каждого из нас эта тайна приоткрылась непостижимым, чудным образом, когда мы поняли, что это – истина, когда мы снова и снова ощущаем, или находимся в свете Воскресения. Это бывает по-разному: это может быть – и больше всего, и сильнее всего – в ночь Святой Пасхи; это может быть и во время Причастия на любой Литургии, и во время любого богослужения или во время даже домашней молитвы; или в молитвенном размышлении над Словом Божиим; или в делании добра ближним своему; или в видении добра и света в глазах подвижников веры или, может быть, неведомых для мира, но явных для Бога, угодников Его, ближних наших, которые, возможно, стоят рядом с нами. Но для каждого из нас это является несомненной истиной. Потому что без Христа Воскресшего не было бы Церкви, не было бы нас с вами, как православных христиан, не было бы всей истории святости, и для мира не было бы надежды. А Евангелие возвещает, как раз, что надежда есть. Да, Воскресение Христово противоречит всему, что человек знает об этом мире. Оно невозможно, с точки зрения обычных законов, действующих в этом мире. Но тем более это чу´дно. И тем более это – радостная реальность. Потому что она есть вопреки всему, что человек делал и делает, удаляясь от Бога.

Есть Христос Воскресший, есть любовь Божия, есть наш Создатель, Который привел нас и весь мир когда-то из небытия в бытие, а теперь дарует нам и вечное бытие. И вот, этот Свет, о котором говорит Евангелие – Христос, явившийся в мире – «светит и тьма Его не может объять» (Ин. 1:5). Будем об этом всегда помнить. Будем жить в свете Воскресения, назидаясь, укрепляясь для исполнения Христовых заповедей, для отношения к ближним в духе христианской любви, прощения, сострадания и милосердия, для верности Богу и своему призванию. Памятуя также и о том, что несмотря ни на какие искушения, несмотря ни на какие беды, несмотря ни на какие ужасы, которые продолжают быть в этом мире, в нём возжёгся свет Воскресения, свет Божией любви. И тьма этот Свет никогда уже не сможет объять! И более того, последнее слово будет за Ним, за Христом. Аминь.

10 февраля 2024 года,
храм Нерукотворного Образа Спаса (с Жабьей лавицы) города Пскова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в храме Нерукотворного Образа Спаса (с Жабьей лавицы) города Пскова

10 февраля 2024 года, накануне Недели 36-й по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в храме Нерукотворного Образа Спаса (с Жабьей лавицы) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев и настоятель храма Нерукотворного Образа Спаса (с Жабьей лавицы) города Пскова протоиерей Иоанн Муханов.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

За радость молитвенного общения Псковского Владыку поблагодарил настоятель храма отец Иоанн и преподнес Владыке Арсению на молитвенную память напрестольный крест.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Храм святых Космы и Дамиана поселка Гвозднo получил финансирование на проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ

9 февраля 2024 года, на официальном информационном портале храма святых бессребреников Космы и Дамиана поселка Гвоздно было объявлено о получении финансовой поддержки на реставрацию. Средства предоставлены в рамках реализации государственного плана по сохранению объектов культурного наследия России.

Согласно официальным данным, Министерство Культуры Российской Федерации утвердило выделение финансов на проведение необходимых противоаварийных, консервационных и реставрационных работ, обеспечивая тем самым сохранность этого исторического памятника. В частности, на эти цели из государственного бюджета будет направлено свыше 9,5 миллионов рублей.

На текущий момент проведена встреча с проектировщиками и культурно-историческими экспертами, которые занимаются подготовкой проектной документации. В планах — завершение всех подготовительных процессов и начало практических работ уже летом 2024 года.

Реставрационные работы нацелены не только на сохранение исторического облика храма, но и на предотвращение возможных угроз, связанных с его текущим состоянием. Реализация этого значимого проекта даст возможность сохранить для будущих поколений один из духовных символов и архитектурных сокровищ Российской культуры.

По материалам группы храма святых бессребреников Космы и Дамиана поселка Гвоздно