Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15 февраля 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с сугубым торжеством: с праздником Сретения Господня, а также с Днем православной молодежи.

Ныне Церковь прославляет принесение Богомладенца Иисуса во Иерусалимский храм и вспоминает Его встречу с праведным Симеоном и пророчицей Анной, в образе которых святые отцы традиционно видят олицетворение всех людей, от начала времен ожидавших прихода в мир Спасителя. В чем духовный смысл этого праздника? Вечный, но во человечестве юный Бог встречается с пресыщенным днями старцем, готовящимся к переходу в Вечность. Встречается, чтобы, как поется в кондаке праздника, руце Симеона благословить, якоже подобаше, предварив. Прежде Своего выхода на служение людям Христос благословляет праведного старца, даруя ему отпущение из жизни временной и обновляя надеждой на чаемое вечное спасение.

Вы наверняка слышали выражение, когда о ком-то говорят, что у него «молодая душа». Но разве может душа стареть? Разве на нее распространяются законы физического мира? Да, душа стареет, но этих морщинок не видно глазу. Она дряхлеет тогда, когда теряет вечные смыслы бытия и утрачивает связь с Богом. Тогда человек вне зависимости от возраста чувствует душевную усталость и внутреннюю пустоту, которую не заполнить никакими внешними развлечениями и впечатлениями.

Без Бога все юное и по земным меркам молодое становится старым и духовно немощным. И напротив — в Боге человек обретает истинный смысл и волю к жизни, находит свое предназначение и начинает по-настоящему познавать себя. Ветхое земное обновляется лишь юной Небесной вечностью. К такому преображению непреходящему, духовному — к жизни нестареемой — все мы призваны стремиться.

Хотел бы пожелать каждому — и особенно нашим молодым братьям и сестрам во Христе — никогда не терять духовной бодрости и дорожить личными отношениями с Господом, поддерживая их поучением в слове Божием, исполнением евангельских заповедей и прежде всего — участием в спасительных Таинствах Церкви.

Благословение Господа Иисуса Христа, Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение (тропарь Сретения), да пребывает со всеми вами.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ 

Источник: Патриархия.ru

На кафедре Теологии состоялся десятый юбилейный выпуск слушателей программы профессиональной переподготовки «Православное богословие»

12 февраля 2024 года на кафедре философии и теологии Псковского государственного университета состоялся десятый юбилейный выпуск слушателей программы профессиональной переподготовки «Православное богословие».

По окончании итоговой аттестации слушатели программы выразили слова благодарности педагогам кафедры, которые сопровождали их на пути к осмыслению глубоких вопросов православного вероучения.

В свою очередь, заведующая кафедрой Марина Алексеевна Манойлова в своем обращении к студентам подчеркнула важность образования в области богословия для современного общества и выразила уверенность в том, что программа будет продолжать развиваться, внося свой вклад в культурное и духовное богатство региона.

По материалам группы Кафедры философии и теологии ПсковГУ

В канун Сретения Господня митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

14 февраля 2024 года, в канун Сретения Господня, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили насельники обители: архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Марк (Быстриков) с братией в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

Специалисты АНО «Возрождение» поделились информацией о проведении новых этапов ремонтно-реставрационных работ в Крыпецком монастыре

9 февраля 2024 года специалисты АНО «Возрождение объектов культурного наследия в Пскове и Псковской области» на своем официальном портале рассказали о проведении новых этапов ремонтно-реставрационных работ в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре.

В данный момент проводятся работы по замене кровли и стропильной системы на храмах. Кроме того, в скором времени предстоит замена полов и штукатурные работы, которые восстановят первозданную красоту и структурность интерьеров обители.

В дальнейших планах реставраторов – создание генерального плана восстановления для всех построек монастыря, раскинувшихся на обширной области в 53 гектара. Подобный шаг позволит систематизировать процесс восстановления и разработать стратегию, учитывающую как историческую значимость каждого здания, так и их функциональное предназначение.

По материалам сайта АНО «Возрождение»

Священник рассказал школьникам о жизни и чудесах святой блаженной Ксении Петербургской

8 февраля 2024 года клирик храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова иерей Роман Алексеев посетил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родинская средняя общеобразовательная школа Псковского района», где провел духовную беседу с учащимися 5-х классов.

Встреча была посвящена житию святой блаженной Ксении Петербургской, почитаемой в православной традиции как заступницу и чудотворицу.

В ходе беседы отец Роман рассказал ребятам о необыкновенной жизни блаженной Ксении в Санкт-Петербурге около двух столетий назад, и о  многочисленных чудесах, которые совершала святая, как во время своей земной жизни, так уже и в наши дни.

Также учащиеся узнали когда празднуют «день Ангела» и почему у блаженной Ксении есть второй день памяти.

Вторая половина занятия прошла за знакомством с картинами современников блаженной Ксении, изобразившими святую подвижницу, что позволило ребятам погрузиться в духовную атмосферу прошлых веков.

Ребята с интересом для себя открывали новые грани человеческой жизни, и в конце беседы были благодарны батюшке за такой важный для них урок.

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

14 февраля 2024 года, накануне Сретения Господня, митрополит Арсений возглавит всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Начало богослужения – 18:00;

15 февраля 2024 года, в празднование Сретения Господня, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Начало богослужения – 10:00.

Настоятель храма и сестры милосердия принесли радость праздника в детский дом

5 февраля 2024 года настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов и сестры Свято-Елисаветинского сестричества милосердия посетили государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей в городе Пскове».

Гости принесли с собой не только подарки, но и теплую атмосферу общения.

Отец Олег поздравил детей и коллектив Центра с прошедшими Рождественскими праздниками и подарил большую икону Святой Троицы. 

Батюшка пообщался с ребятами, стараясь найти для них добрые и теплые слова поддержки, и каждого благословил. А сестры милосердия вручили детям подарочки.

По материалам группы храма Старое Вознесение города Пскова

 

Приходы храмов деревень Воронцово и Еллины нуждаются в материальной помощи для покупки автомобиля

7 февраля 2024 года настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Елины и святого великомученика Пантелеимона в деревне Воронцово Островского района иерей Александр Гребнев попал в дорожно-транспортное происшествие.

В результате столкновения с большегрузным тягачом, автомобиль батюшки был полностью разбит и теперь не подлежит восстановлению. По милости Божией, отец Александр не получил травм. Однако теперь добираться до приходов, расстояние между которыми составляет почти 50 километров, настоятель, проживающий в городе Острове, не имеет никакой возможности.

Приходы, расположенные в небольших деревнях, не в состоянии обеспечить транспортное сообщение с городом на постоянной основе. Кроме того, необходимость окормления верующих из близлежащих поселков, требует от сельского настоятеля готовности выехать на место в любое время.

Приходы обращаются ко всем неравнодушным с просьбой о любой возможной помощи в приобретении автомобиля, что позволит не угаснуть богослужебной жизни в храмах деревень Воронцово и Еллины Островского района.

Средства на приобретение автомобиля можно пожертвовать по реквизитам:

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)”
ИНН: 6027025941
КПП: 602701001
ОГРН: 1026000006801 О
Расчетный счет: 40703810551000000011
Банк: ПСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8630 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 045805602
Корр. счет: 30101810300000000602

Основание платежа: пожертвование на уставную деятельность (Воронцово).

Отдел религиозного образования и катехизации приглашает к участию в региональном этапе XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В январе 2024 года стартовал XIX Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Конкурс проводится Русской Православной Церковью совместно с Министерством просвещения РФ при поддержке Администрации Президента РФ.

В 2024 году на региональный этап конкурса работы принимаются до 31 марта.

С 1 апреля по 13 мая проходит подведение итогов I этапа.

С 14 мая по 31 августа состоится II (межрегиональный) этап.

С 1 сентября по 30 ноября состоится Всероссийский этап конкурса. 

К участию в конкурсе приглашаются педагоги всех типов образовательных организаций и Воскресных школ.

Номинации Конкурса в 2024 году:

  • За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации;
  • Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;
  • Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом);
  • Лучший образовательный издательский проект года.

Конкурсные работы в электронном виде необходимо до 31 марта 2024 года разместить на портале https://konkurs.podvig-uchitelya.ru /  и в печатном виде отправить по адресу: 180021, г. Псков, ул. Красногорская, д. 26, храм св. Константина и Елены, протоиерею Роману Ледину.

Документы Конкурса размещены по ссылке: https://konkurs.podvig-uchitelya.ru/documents/ .

Страница для регистрации участников: https://konkurs.podvig-uchitelya.ru/user/register/ .

Инструкция по регистрации: https://konkurs.podvig-uchitelya.ru/instructions/how-to-register.pdf

По всем вопросам обращаться в Отдел религиозного образования и катехизации Псковской епархии (к региональному куратору Конкурса – Дубик Ольге Владиславовне по тел.: 8-911-353-65-22 или по эл. почте oroik-pskov@yandex.ru).

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Евсевий, дорогие отцы, матушка настоятельница Татьяна с сестрами святой обители сея, благочестивые паломники, братья и сестры! С чувством великой радости всех вас поздравляю с престольным праздником этой обители – с памятью великих святых древней Церкви, но которые близки сердцу всех православных христиан во все времена. Мы их часто поминаем на богослужении, и среди сонма святых отец они украшены особым эпитетом: Вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Празднование памяти всех трёх святителей в один день было установлено, как уже сегодня было сказано, в XI веке, когда в Константинопольской Церкви возникли некие нестроения из-за преувеличенного почитания некоторой частью христиан одного или каждого по отдельности из этих святителей. Тем самым Церковь показывает нам, что их подвиг, их молитвенное предстательство, их заслуги перед Церковью – равноценны. Они жили в далекую переломную эпоху. Далекую, потому что это был IV век. А IV век – это время, когда в Римской империи изменилось отношение к христианству. Гонения, благодаря императору Константину Равноапостольному, остались в прошлом. И более того, глядя на покровительство императора Церкви, многие люди, которые никогда бы не стали христианами, если бы гонения продолжались, стали приходить в Церковь, записываться в оглашенные и принимать Крещение. И часто происходило так, что они, вчерашние язычники, не меняли языческого образа мысли, языческого образа жизни, и это влияло на многое в тогдашней Церкви: это понижало общий уровень нравственности; благодаря, или во многом из-за этого, возникли нестроения в области вероучения, в частности, арианство. Главная ересь IV века, учившая о сотворённости Сына Божия и Его неравенстве Отцу, казалось преодолённая богословски на I Вселенском Соборе, когда была принята первая часть нашего Символа веры, и о Сыне Божием было сказано, что Он – Бог, «Свет от Света», что Он «рожден, а не сотворен», что Он «единосущен, – одной сущности – с Отцом, Имже вся быша», что Он не творение, Он Сам Творец: «Всё через Него начало быть» (Ин. 1:3) – как об этом сказано в Евангелии от Иоанна. Однако же, как показала дальнейшая история, арианство никуда не исчезло, оно на время затаилось, а со временем путём интриг, путём покровительства сильных мира сего и путем доносов стало завоевывать кафедры Восточной Церкви. И большинство восточных епископов уже при жизни Василия Великого и Григория Богослова (а это вторая половина IV века) были арианами. И вот в такой непростой обстановке этим святителям выпала от Господа такая нелёгкая судьба – ограждать, сохранять и защищать Православие. И они полностью отдались этому делу.

О Василии Великом известно, что он в 370 году стал епископом, а 1 января 379 года на 49 году жизни уже скончался. Его деятельность была подвижнической. Он находился в переписке со многими и многими защитниками веры, епископами Востока и Запада, стремясь сохранить Православие, стремясь оградить свою кафедру, где он был митрополитом –Кесарии Каппадокийской – и другие от того, чтобы ариане или покровительствующий им тогда император, не возвели на них своих ставленников. Благодаря его призыву, его друг и соученик по Афинской духовной академии, Григорий, стал епископом его митрополии, чтобы быть ему помощником. И по его благословению или с ведома, по крайней мере, святителя Василия Великого, гонимое меньшинство православных в Константинополе (где к 380-му году не было ни одного православного храма, а все были арианскими), приглашает святителя Григория Богослова возглавить их маленькую общину в домовом храме Воскресения Христова (храм Анастасии).

Василий Великий немного не дожил до торжества своей веры и своих богословских идей на II Вселенском соборе, который восстановил Православие в Восточной Римской империи, то есть в Византии в 381 году. Первым председателем этого Собора, открывшегося в Константинополе, и который принял уже полный Никео-Цареградский известный нам Символ веры, был его друг, епископ Григорий, уже архиепископ Константинопольский, как мы его и поминаем в наших молитвах.

Иоанн Златоуст был их младшим современником. При жизни святителя, Василий и Григорий, скорее всего, не пересекались с юным тогда Иоанном (по крайней мере, нам об этом ничего не известно). В описываемое время он был еще диаконом, а потом пресвитером в Антиохийской Церкви. Но уже тогда он прославился как, во-первых, герой бедняков, потому что будучи диаконом он занимался распределением материальных ресурсов и социальным служением Церкви – чем и занимались диакона в древней Церкви, когда она поддерживала всех бедняков и вдовиц. И уже тогда антиохийцы горячо любили диакона Иоанна. А когда он стал пресвитером, он произнес большую часть своих бесед и проповедей, которые сейчас издаются и на русском языке, и которые являются золотым фондом святоотеческой письменности и проповедничества. Большая часть его слов были произнесены именно в антиохийский период, когда он был пресвитером. Но в самом конце IV века его вызывают в столицу и делают, фактически против его воли, архиепископом Константинопольским, то есть, патриархом, по сути говоря. Но он не изменил своей подвижнической жизни. Он был очень строгим молитвенником и аскетом и также вел широкую благотворительную деятельность, благодаря которой народ его горячо полюбил. Но благодаря своим строгим и обличительным проповедям он нажил себе много врагов в столице и из императорского дома. В конце концов он был осужден на неправедном церковном соборе, лишен сана и отправлен в ссылку в 403 году. Однако ненадолго, потому что императрица Евдоксия убоялась гнева Божия и Иоанн был вызван обратно. Но тон его проповеди не изменился. Не изменился и его образ жизни. Он также был обожаем своей паствой, и он также в своем обличительном слове, в духе древних пророков не щадил никого из власть имущих. И, в конце концов, он снова отправился в ссылку, где и скончался в 407 году.

В отношении каждого из них можно еще много говорить. Василий называется «Великим», и так он стал называться если не в конце своей жизни, но уж точно сразу после своей смерти. Потому что он остался в памяти и всех, кто его знал, и всех христиан последующих поколений как великий и мудрый пастырь, богослов и устроитель монашеской жизни, потому что тот мудрый и взвешенный монашеский устав, который он написал, лег в основу всех последующих монашеских уставов Восточной Церкви. Остался в памяти и как великий литургист –  Литургия, носящая его имя, и до сих пор совершается в Православной Церкви. А о Григории Богослове говорит само его имя. Не многих святых Церковь удостоила этим прекрасным званием. Мы знаем апостола любви Иоанна Богослова и святого XI века Симеона Нового Богослова. И вот святитель Григорий стоит в этой череде. Как богослов он обладал самой, может быть, тонкой богословской интуицией из всех поминаемых сегодня отцов. Его писания, его проповеди, которые по красноречию приближаются к Златоустовым, являются блестящим и филигранным провозглашением православной веры, гимнами Святой Троицы. И его именно богословское наследие осталось непревзойденным и было образцовым для святых отцов и христиан всех последующих поколений. А Иоанн, о нем уже было тоже сказано многое, вошел в историю Церкви и как добрый пастырь, и как человек, который своим словом жёг сердца людей. И его слово, как слово древних пророков, могло изменять умы и сердца людей – богатые растворяли житницы в годы голода и бесплатно отдавали хлеб бедным, грешники каялись, народ приходил к покаянию, изменял свою жизнь. Его проповеди, простые и ясные – они не носят высокий богословский характер, но это пламенное и убежденное, и красноречивое свидетельство о том, как прекрасна жизнь, согласная с Евангелием. И Златоуст своим примером подавал и своей пастве константинопольской, и христианам всех последующих поколений, как следует жить, согласно Слову Христову, относясь к Евангелию всерьез, а не формально. И, пожалуй, это главный урок всех трех святых отцов и учителей Церкви, которых мы сегодня с вами вспоминаем.

Дай Господи нам хотя бы каплю их любви к Богу и к Церкви и верности Слову Христову. Будем мы, особенно пастыри и особенно будущие пастыри, брать с них пример, вдохновляясь, назидаясь, укрепляясь в нашем церковном пути. Но и для всех христиан, для всех православных они на все века остаются пастырями, наставниками, молитвенниками. Аминь.

Я благодарю и Владыку Евсевия, и матушку настоятельницу за богослужение этого праздника, а также за то, что их заботой, а большей частью заботой руководства и сотрудников Псковского государственного музея-заповедника сегодня, к дню престольного праздника, вернулась на свое место чтимая икона Спас Елеазаровский. Это большая радость, и потому всех причастных к этому от души благодарю и молюсь о здравии. Спаси вас Господь!

12 февраля 2024 года,
Спасо-Елеазаровский монастырь