Накануне Недели 20-й по Пятидесятнице, памяти святых отцов VII Вселенского Собора, митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и хор монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники и прихожане Псково-Печерской обители.

После прочтения Воскресного Евангелия митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

В празднование собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, митрополит Тихон совершил Божественную литургию в Псково-Печерском монастыре

В празднование собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, и 5-летие своей Архиерейской хиротонии, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и хор монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники и прихожане Псково-Печерской обители.

По отпусте Божественной литургии митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Митрополит Тихон принял участие в отпевании протоиерея Дмитрия Смирнова

23 октября 2020 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось отпевание протоиерея Димитрия Смирнова, почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, почетного настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. Отец Димитрий преставился ко Господу 21 октября.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание в Храме Христа Спасителя совершили: управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным московским викариатством митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Наро-Фоминский Парамон, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства иерей Феодор Лукьянов, благочинные г. Москвы, столичное духовенство. Всего в отпевании приняли участие 54 пресвитера и 8 диаконов.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). 

О упокоении души новопреставленного протоиерея Димитрия молились клирики г. Москвы и Московской области, матушка Людмила, дочь Мария, родственники, духовные чада и прихожане, друзья и соработники почившего пастыря.  

Божественная литургия и отпевание транслировались в прямом эфире на телеканале «Союз», прямая трансляция отпевания также шла на телеканале «Спас».  

Евангельские зачала были прочитаны архиереями и духовенством.

После шестой песни канона слово произнес епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Очень трудно говорить об отце Димитрии, потому что очень много надо сказать и очень трудно за этим множеством слов и воспоминаний о прожитых годах сказать что-то общее. Еще мало времени прошло после его отшествия от нас, чтобы подвести какую-то черту», — сказал архиерей. 

По словам епископа Пантелеимона, отец Димитрий свидетельствовал о правде и своими словами, иногда резкими, и своей жизнью, но эти резкие слова он произносил от боли своего страдающего и сочувствующего сердца, от любви. «Он открыл три детских дома и детей в этих детских домах воспитывал как своих собственных детей», — добавил иерарх. 

Епископ Пантелимон в своем слове также обратился к Святейшему Патриарху Кириллу, который не смог присутствовать на отпевании в связи с тем, что находится на карантине по указанию врачей: «Ваше Святейшество, возможно Вы смотрите отпевание. Я хотел бы Вам сказать, что отец Димитрий очень Вас любил… почитал Ваши таланты, преклонялся перед Вашими трудами. И когда Вы позаботились о нем в его болезни…, он потом со слезами просил передать Вам свою сердечную благодарность».

Перед разрешительной молитвой слово произнес митрополит Воскресенский Дионисий. Разрешительную молитву прочитал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Затем гроб с телом почившего священнослужителя был перенесен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Чин погребения отца Димитрия совершили митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и епископ Наро-Фоминский Парамон.

Протоиерей Димитрий Смирнов был похоронен за алтарем Благовещенского храма, где он многие годы был настоятелем.

По материалам сайта Патриархия.ру

Состоялось заседание оргкомитета по подготовке празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского

В среду, 21 октября в Санкт-Петербурге прошло заседание организационного комитета по подготовке празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. 

От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие заместитель председателя церковного оргкомитета по подготовке к юбилею, председатель патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, проректор по культуре, заведующая регентским отделением СПбДА Елена Гундяева, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-центра лавры Наталья Родоманова.

В течение юбилейного года в северной столице пройдут исторические и богословские конференции, молодежные патриотические форумы, фольклорно-исторический фестиваль с участием реконструкторов, выставки, концерты, художественные инсталляции и световое шоу, кинофестиваль и многое другое. Намечены туристические маршруты по Санкт-Петербургу и области.

Первым мероприятием юбилейного года станет открытие на территории парка “Россия – моя история” фотовыставки “Во имя святого князя” в декабре этого года накануне дня преставления благоверного князя. Она посвящена храмам в честь святого в России и за рубежом, включая утраченные, и организуется при поддержке городского комитета по культуре.

“Для нас имя этого великого воина и государственного деятеля имеет особое значение. Он – небесный покровитель нашего города. И мы должны провести торжества на высоком уровне”, – сказал Губернатор Ленинградской области Александр Беглов. Глава региона подчеркнул, что при условии проведения выставки на высоком уровне она могла бы посетить и другие города, включая отдаленные регионы, тем самым знакомя людей с именем святого Александра Невского. 

“Мы с владыкой Тихоном присутствовали в сентябре на совещании со Святейшим Патриархом Кириллом, который возглавил церковный оргкомитет. Он подчеркнул, что провести празднования в честь великого князя, почтить память человека, отдавшего жизнь во имя Отечества и веры – наша обязанность. Санкт-Петербург как место, где покоятся его мощи, логично становится центром торжеств. Необходима координация с профильными комитетами города совместных мероприятий, а также проводимых с епархиями и регионами, связанными с памятью святого князя”, – сказал епископ Назарий. Владыка подчеркнул необходимость разработки в ближайшее время логотипа празднования.

По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии

Митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил отпевание народной артистки РСФСР И.К. Скобцевой

Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил отпевание народной артистки РСФСР Ирины Константиновны Скобцевой в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Псковская епархия приглашает граждан пожилого возраста стать участниками проекта «Нет лет…»

В рамках социальных проектов Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Псковской области, при храме Михаила и Гавриила Архангелов (с Городца) города Пскова функционирует Школа третьего возраста (в рамках Университета третьего возраста), основными целями работы которой являются повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения, их социальная адаптация и сохранение активной жизненной позиции.

Начиная с 14 октября Школа третьего возраста возобновляет свою работу и включается в реализацию очередного социального проекта «Нет лет…», направленного на улучшение качества жизни пенсионеров Псковской области путем создания условий для сохранения физических и когнитивных функций организма.

Одним из направлений проекта «Нет лет…» является привлечение граждан старшего поколения Псковского региона к мероприятиям, тренингам, занятиям, направленным на профилактику  когнитивных нарушений. Изучение иностранного языка в ходе регулярных занятий в духовной и благодатной атмосфере позволяет  существенно улучшить состояние памяти, внимания  и речи пожилых людей, а также активизировать их мыслительную и познавательную деятельность.

Сегодня и государственные, и религиозные организации считают необходимым уделить серьезное внимание, проявить заботу и оказать помощь старшему поколению, которое является носителем знания, опыта и выступает хранителем важнейших духовно-нравственных ценностей.    

Занятия проходят каждую среду с 9:30 до 11:00 в кабинете Воскресной школы при храме архангелов Михаила и Гавриила города Пскова.

Состоялось награждение победителей и участников регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Псковской митрополии

В рамках мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся “Дни православной культуры «Покровские вечера»”, 12 октября на базе МАУ «Образовательный центр профессиональной подготовки субъектов системы образования» в пос. Опухлики, Невельского района прошло награждение победителей и участников I (регионального) этапа XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» Великолукской епархии. Мероприятие организовано Управлением образования г. Великие Луки совместно с Великолукской и Псковской епархией.

Руководитель Отдела Религиозного образования и катехизации Великолукской епархии прот. Сергий Матвеев в приветственном слове отметил хорошие результаты конкурса в 2020 году среди великолукских педагогов и выразил признательность митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону за поддержку педагогической общественности Великолукской епархии со стороны организаторов Конкурса в Псковской митрополии.

Эксперты регионального и межрегионального этапов Конкурса рассказали о лучших работах и выделили основные недочеты в оформлении конкурсного материала. Среди отмеченных упущений были выделены, прежде всего, те которые автоматически лишают участника возможности пройти во II (межрегиональный) этап Конкурса.

Прот. Сергий Матвеев торжественно вручил победителям Архиерейские грамоты и Дипломы Комитета по образованию Псковской области, а участникам – Сертификаты участника. Также победители и все участники получили памятные подарки от Псковской и Великолукской епархий.

После торжественной части все участники конкурса представили свои работы и поделились планами на будущее. В представленных работах содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к традиционным для русского народа православным ценностям, и к культурно-историческому наследию России.

В заключении встречи за круглым столом педагоги и представители Псковской и Великолукской епархий обсудили перспективы развития педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития детей и молодежи и в том, преподавания предмета Основы Православной Культуры в Псковской митрополии.

Митрополит Тихон озвучил позицию Русской Православной Церкви по новейшим биотехнологиям

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости отношения к человеческим эмбрионам “как к расходному материалу экспериментов”, заявил член Высшего Церковного Совета, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Митрополит Тихон в пятницу принял участие во всероссийской мультимедийной конференции “Биоэтика и генетика: вызовы XXI века”, которая прошла в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. На форуме выступили ведущие российские ученые – генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти.

Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ “О редактировании генома человека”, принятый полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним “как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми”.

“Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но – всего лишь усложняет”, – сказал митрополит Тихон.

Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что “Церковь понимает статус эмбриона – как статус личности”. Сам митрополит “не совсем уверен, что это так”, однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это “потенциально будущий человек”.

“Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к “расходному материалу”, действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики”, – сказал владыка Тихон.

Также он напомнил, что в упомянутом им документе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике содержится предупреждение относительно “возможных ошибок неточного редактирования генома” и “невозможности прогнозирования отрицательных последствий генетического редактирования в

ряду поколений носителей измененных генов”. Подобные опасения высказывались учеными в ходе нынешней конференции, заметил архиерей.

Позиция Русской Церкви, по его словам, заключается в том, что необходима тщательная всесторонняя экспертная оценка и общественная дискуссия о возможных последствиях вмешательства в геном человека.

“Не хочется быть алармистом, но возможно, мы действительно находимся перед неким “ящиком Пандоры”. О этом говорят в первую очередь ученые. Мы – не профессиональные врачи и ученые-генетики, ни в коем случае не претендуем на статус экспертов или судей, но терпеливо ждем ответы на возникающие вопросы. Для нас, поверьте – так же, как и для всего нашего общества – это очень и очень важно”, – добавил митрополит Тихон.

По материалам РИА Новости

Соборный труд. Чем живут современные псковские иконописцы?

Работа над новой иконой невозможна без благословения. Фото: АИФ-Псков

В Средние века Псков славился своей иконописной школой. К счастью, эти традиции не пропали и современные иконописцы продолжают их приумножать. С одним из них — Николаем Блохиным, который работает в иконописной мастерской известного на весь мир фресками XII века Мирожского монастыря — пообщался «АиФ-Псков».

Значимые люди

– Николай, как давно вы работаете в этой мастерской?

– Два года, но с мастерской знаком давно, еще с тех времен, когда здесь работал известный архимандрит Зинон. Мы тогда были молодые художники: приходили, смотрели, набирались опыта, вдохновлялись его работами.

Позже мы уже как иконописцы работали в различных храмах Пскова. Моим «университетом» стал псковский храм Успения с Полонища. Его прихожанкой была Ирина Самойловна Родникова, известный искусствовед в России и за рубежом, специалист по древнерусской истории и культуре, член Союза художников России. Пять лет ее уже нет с нами, но именно она вдохновила меня заниматься псковской иконописью и это сказалось на всей моей творческой биографии.

– А где и у кого вы учились?

– Я окончил художественное профтехучилище по профессии «художник росписи по дереву, золочение и реставрация», увлекался керамикой. Интересы были обширные. Моим преподавателем был Михаил Александрович Пикалев, известный псковский художник-реставратор. Он-то и вдохновил меня заниматься иконописью, открыв в 1992 году иконописную школу при училище. Мы делали много совместных работ, участвовали в реставрации иконостасов псковских храмов.

– Получается, что это он вас привел в иконопись?

– Да, а позже знакомство с Ириной Самойловной Родниковой утвердило меня в желании изучать и заниматься именно псковской иконописью. Первая выставка с моим участием состоялась, когда я еще учился в училище. Было это в далеком 1993 году в выставочном зале на Ленина,1. На ней были представлены мои первые небольшие иконы, которые я тогда только начинал писать.

Иконописец Николай Блохин

Иконописец Николай Блохин. Фото: АиФ-Псков

Красная, яркая, впечатляющая

– Всем гостям Пскова рассказывают об уникальной средневековой иконописной школе. А современная псковская икона есть? Какие у нее отличительные особенности?

– Современная школа очень многообразна, как и любое художественное творчество. Есть увлечение стилями, эпохами, многим нравятся греческие иконы, но для меня и нашей мастерской актуальна псковская традиция иконописи. Мы пытаемся древнюю традицию перенести в наш современный мир, заинтересовать людей теми красками, той радостью, которые дарит псковская икона.

Конечно, есть каноны иконописи, но это буква, а то как эта буква будет нарисована зависит от художника, его мастерства и любви к искусству. Современная икона она не повторяет полностью древние каноны.

– Отличить современную псковскую икону от какой-то другой возможно?

– Это очень широкое понятие. Псковичи ведь в древности при написании икон ориентировались на самые разные иконописные школы: и византийскую, и балканскую, и романскую, и готическую. И современный иконописец тоже ориентируется на многие древние памятники иконописи, но пишет современную икону.

Псков — граница Руси, можно сказать альфа и омега, начало и конец России. Это сказывается на экспрессивности изображения. У псковской иконы особенный колорит: ей свойственны глубокие зеленый и красный цвета. Например, икона «Воскресенье Христово», она всегда красная, яркая, впечатляющая. Христос всегда изображается, как в песнопениях: «Пасха красная». И псковичи в буквальном смысле в иконах это и показывают.

– Сколько иконописцев работает в мастерской Мирожского монастыря?

– В данный момент два иконописца и один реставратор. Здесь всегда была иконописная мастерская. Известный иконописец, выходец нашей мастерской — преподобный мученик Корнилий Псково-Печерский игумен. В летописи сказано, что он был послушник Мирожского монастыря и занимался иконописью.

Один за всех и все за одного

– Ваши собственные иконы, они какие?

– Мы делаем акцент на историю Псковского края, на историю псковской иконописи. В них всегда можно увидеть наши родные красные, зеленые, желтые краски, узнаваемая иконография: можно понять, куда художник смотрел, чем вдохновлялся и как переработал древние известные памятники иконописи для современного зрителя.

– Вы всегда довольны результатом своей работы?

– Приходится работать так, чтобы результат устраивал. Можно что-то переделать, что-то доделать, но всегда ты должен быть удовлетворен результатом хотя бы на определенном этапе.

– А как много времени уходит на написание одной иконы?

– Очень по-разному. Иногда думаешь долго, а пишешь быстро. Небольшую икону иконописец может за день написать, а может над ней работать месяц, придумывая как воплотить то одну, то другую идею.

– Знаете, бывают фотографы, которые любят пейзажную съемку, а есть те, которые предпочитают снимать людей. Вы какие сюжеты в написании иконы любите?

– Любимые – это всегда праздники и сюжетные композиции, а также отдельные образы Богородицы, Спаса.

– Не приходилось считать, сколько за время работы написали икон?

– Трудно сказать, за эти почти 30 лет я работал не менее чем в 12 храмах Псковской области и Петербурга. Может, полтысячи. Кроме икон у меня есть еще иконостасы, ведь иконописцу всегда интересна сюжетная работа. Их можно увидеть в таких псковских храмах, как Покрова от Пролома, Образа Нерукотворного, Успенья с Полонища, а также в Творожковском монастыре. Кроме этого, я неоднократное участие принимал во многих совместных работах.

– А что значит совместная работа для иконописца?

– Обычно это называется «соборный труд». 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Пскове открывается выставка современного церковного искусства. Она так и называется: «Собор церковного искусства Пскова». Подразумевается, что там будут собраны воедино различные художники и совместные творческие проекты.

Соборный труд – это и совместная мысль, и создание сюжета. Один может быть знаменщиком композиции, второй – работать с красками, а третий – писать отдельные лики. Всегда в православном искусстве это соборное творчество было. Из летописей мы знаем, что даже известный иконописец, преподобный Андрей Рублев работал в художественной артели.

Глубокие корни

– Николай, а ваши работы на выставке будут?

– Да, будут и мои личные иконы, а также иконы и монументальная живопись Алексея Яблочкина – другого иконописца мастерской Мирожского монастыря. Все работы уже отправлены в музей для создания экспозиции. В мастерской осталась икона Божьей матери «Неупиваемая чаша», она уже подготовлена и ждет переезда в новое пространство псковского музея: Палаты Постникова. Монтаж в самом разгаре, готовится экспозиция и мы, как иконописцы Мирожского монастыря, принимаем в этом самое непосредственное участие.

– Иконы, которые участвуют в выставке, из храмов?

– Совершенно верно, все иконы взяты из действующих храмов Пскова, а две – «Сошествие во ад» и «Похвала Пресвятой Богородицы» – привезут из храма Рождества Христова, который находится в Санкт-Петербурге.

В течение семи лет – с 2008 по 2015 – мы работали в Санкт-Петербурге. По проекту нашего архитектора Андрея Лебедева был построен большой пятиглавый собор в Невском районе города. Он же проектировал иконостасы и киоты. Резьбу для них, которую заказывали в Сергиевом Посаде, проектировал псковской резчик. Псковские кузнецы ковали для него кресты и подсвечники. Наши псковские иконописцы написали более 200 икон, в их числе и те, что привезут на выставку.

Храм Рождества Христова уникален тем, что в нем практически все от проекта до интерьеров выполнено псковскими мастерами.

Источник: АИФ-Псков