Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и хор монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники и прихожане Псково-Печерской обители.
После прочтения Воскресного Евангелия митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.
В празднование собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, и 5-летие своей Архиерейской хиротонии, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и хор монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники и прихожане Псково-Печерской обители.
По отпусте Божественной литургии митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.
23 октября 2020 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось отпевание протоиерея Димитрия Смирнова, почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, почетного настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. Отец Димитрий преставился ко Господу 21 октября.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание в Храме Христа Спасителя совершили: управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным московским викариатством митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Наро-Фоминский Парамон, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства иерей Феодор Лукьянов, благочинные г. Москвы, столичное духовенство. Всего в отпевании приняли участие 54 пресвитера и 8 диаконов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
О упокоении души новопреставленного протоиерея Димитрия молились клирики г. Москвы и Московской области, матушка Людмила, дочь Мария, родственники, духовные чада и прихожане, друзья и соработники почившего пастыря.
Божественная литургия и отпевание транслировались в прямом эфире на телеканале «Союз», прямая трансляция отпевания также шла на телеканале «Спас».
Евангельские зачала были прочитаны архиереями и духовенством.
После шестой песни канона слово произнес епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Очень трудно говорить об отце Димитрии, потому что очень много надо сказать и очень трудно за этим множеством слов и воспоминаний о прожитых годах сказать что-то общее. Еще мало времени прошло после его отшествия от нас, чтобы подвести какую-то черту», — сказал архиерей.
По словам епископа Пантелеимона, отец Димитрий свидетельствовал о правде и своими словами, иногда резкими, и своей жизнью, но эти резкие слова он произносил от боли своего страдающего и сочувствующего сердца, от любви. «Он открыл три детских дома и детей в этих детских домах воспитывал как своих собственных детей», — добавил иерарх.
Епископ Пантелимон в своем слове также обратился к Святейшему Патриарху Кириллу, который не смог присутствовать на отпевании в связи с тем, что находится на карантине по указанию врачей: «Ваше Святейшество, возможно Вы смотрите отпевание. Я хотел бы Вам сказать, что отец Димитрий очень Вас любил… почитал Ваши таланты, преклонялся перед Вашими трудами. И когда Вы позаботились о нем в его болезни…, он потом со слезами просил передать Вам свою сердечную благодарность».
Перед разрешительной молитвой слово произнес митрополит Воскресенский Дионисий. Разрешительную молитву прочитал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Затем гроб с телом почившего священнослужителя был перенесен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Чин погребения отца Димитрия совершили митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и епископ Наро-Фоминский Парамон.
Протоиерей Димитрий Смирнов был похоронен за алтарем Благовещенского храма, где он многие годы был настоятелем.
В среду, 21 октября в Санкт-Петербурге прошло заседание организационного комитета по подготовке празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского.
От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие заместитель председателя церковного оргкомитета по подготовке к юбилею, председатель патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, проректор по культуре, заведующая регентским отделением СПбДА Елена Гундяева, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-центра лавры Наталья Родоманова.
В течение юбилейного года в северной столице пройдут исторические и богословские конференции, молодежные патриотические форумы, фольклорно-исторический фестиваль с участием реконструкторов, выставки, концерты, художественные инсталляции и световое шоу, кинофестиваль и многое другое. Намечены туристические маршруты по Санкт-Петербургу и области.
Первым мероприятием юбилейного года станет открытие на территории парка “Россия – моя история” фотовыставки “Во имя святого князя” в декабре этого года накануне дня преставления благоверного князя. Она посвящена храмам в честь святого в России и за рубежом, включая утраченные, и организуется при поддержке городского комитета по культуре.
“Для нас имя этого великого воина и государственного деятеля имеет особое значение. Он – небесный покровитель нашего города. И мы должны провести торжества на высоком уровне”, – сказал Губернатор Ленинградской области Александр Беглов. Глава региона подчеркнул, что при условии проведения выставки на высоком уровне она могла бы посетить и другие города, включая отдаленные регионы, тем самым знакомя людей с именем святого Александра Невского.
“Мы с владыкой Тихоном присутствовали в сентябре на совещании со Святейшим Патриархом Кириллом, который возглавил церковный оргкомитет. Он подчеркнул, что провести празднования в честь великого князя, почтить память человека, отдавшего жизнь во имя Отечества и веры – наша обязанность. Санкт-Петербург как место, где покоятся его мощи, логично становится центром торжеств. Необходима координация с профильными комитетами города совместных мероприятий, а также проводимых с епархиями и регионами, связанными с памятью святого князя”, – сказал епископ Назарий. Владыка подчеркнул необходимость разработки в ближайшее время логотипа празднования.
Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил отпевание народной артистки РСФСР Ирины Константиновны Скобцевой в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
В рамках социальных проектов Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Псковской области, при храме Михаила и Гавриила Архангелов (с Городца) города Пскова функционирует Школа третьего возраста (в рамках Университета третьего возраста), основными целями работы которой являются повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения, их социальная адаптация и сохранение активной жизненной позиции.
Начиная с 14 октября Школа третьего возраста возобновляет свою работу и включается в реализацию очередного социального проекта «Нет лет…», направленного на улучшение качества жизни пенсионеров Псковской области путем создания условий для сохранения физических и когнитивных функций организма.
Одним из направлений проекта «Нет лет…» является привлечение граждан старшего поколения Псковского региона к мероприятиям, тренингам, занятиям, направленным на профилактику когнитивных нарушений. Изучение иностранного языка в ходе регулярных занятий в духовной и благодатной атмосфере позволяет существенно улучшить состояние памяти, внимания и речи пожилых людей, а также активизировать их мыслительную и познавательную деятельность.
Сегодня и государственные, и религиозные организации считают необходимым уделить серьезное внимание, проявить заботу и оказать помощь старшему поколению, которое является носителем знания, опыта и выступает хранителем важнейших духовно-нравственных ценностей.
Занятия проходят каждую среду с 9:30 до 11:00 в кабинете Воскресной школы при храме архангелов Михаила и Гавриила города Пскова.
В рамках мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся “Дни православной культуры «Покровские вечера»”, 12 октября на базе МАУ «Образовательный центр профессиональной подготовки субъектов системы образования» в пос. Опухлики, Невельского района прошло награждение победителей и участников I (регионального) этапа XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» Великолукской епархии. Мероприятие организовано Управлением образования г. Великие Луки совместно с Великолукской и Псковской епархией.
Руководитель Отдела Религиозного образования и катехизации Великолукской епархии прот. Сергий Матвеев в приветственном слове отметил хорошие результаты конкурса в 2020 году среди великолукских педагогов и выразил признательность митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону за поддержку педагогической общественности Великолукской епархии со стороны организаторов Конкурса в Псковской митрополии.
Эксперты регионального и межрегионального этапов Конкурса рассказали о лучших работах и выделили основные недочеты в оформлении конкурсного материала. Среди отмеченных упущений были выделены, прежде всего, те которые автоматически лишают участника возможности пройти во II (межрегиональный) этап Конкурса.
Прот. Сергий Матвеев торжественно вручил победителям Архиерейские грамоты и Дипломы Комитета по образованию Псковской области, а участникам – Сертификаты участника. Также победители и все участники получили памятные подарки от Псковской и Великолукской епархий.
После торжественной части все участники конкурса представили свои работы и поделились планами на будущее. В представленных работах содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к традиционным для русского народа православным ценностям, и к культурно-историческому наследию России.
В заключении встречи за круглым столом педагоги и представители Псковской и Великолукской епархий обсудили перспективы развития педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития детей и молодежи и в том, преподавания предмета Основы Православной Культуры в Псковской митрополии.
Принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости отношения к человеческим эмбрионам “как к расходному материалу экспериментов”, заявил член Высшего Церковного Совета, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Митрополит Тихон в пятницу принял участие во всероссийской мультимедийной конференции “Биоэтика и генетика: вызовы XXI века”, которая прошла в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. На форуме выступили ведущие российские ученые – генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти.
Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ “О редактировании генома человека”, принятый полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним “как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми”.
“Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но – всего лишь усложняет”, – сказал митрополит Тихон.
Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что “Церковь понимает статус эмбриона – как статус личности”. Сам митрополит “не совсем уверен, что это так”, однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это “потенциально будущий человек”.
“Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к “расходному материалу”, действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики”, – сказал владыка Тихон.
Также он напомнил, что в упомянутом им документе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике содержится предупреждение относительно “возможных ошибок неточного редактирования генома” и “невозможности прогнозирования отрицательных последствий генетического редактирования в
ряду поколений носителей измененных генов”. Подобные опасения высказывались учеными в ходе нынешней конференции, заметил архиерей.
Позиция Русской Церкви, по его словам, заключается в том, что необходима тщательная всесторонняя экспертная оценка и общественная дискуссия о возможных последствиях вмешательства в геном человека.
“Не хочется быть алармистом, но возможно, мы действительно находимся перед неким “ящиком Пандоры”. О этом говорят в первую очередь ученые. Мы – не профессиональные врачи и ученые-генетики, ни в коем случае не претендуем на статус экспертов или судей, но терпеливо ждем ответы на возникающие вопросы. Для нас, поверьте – так же, как и для всего нашего общества – это очень и очень важно”, – добавил митрополит Тихон.
Работа над новой иконой невозможна без благословения. Фото: АИФ-Псков
В Средние века Псков славился своей иконописной школой. К счастью, эти традиции не пропали и современные иконописцы продолжают их приумножать. С одним из них — Николаем Блохиным, который работает в иконописной мастерской известного на весь мир фресками XII века Мирожского монастыря — пообщался «АиФ-Псков».
Значимые люди
– Николай, как давно вы работаете в этой мастерской?
– Два года, но с мастерской знаком давно, еще с тех времен, когда здесь работал известный архимандрит Зинон. Мы тогда были молодые художники: приходили, смотрели, набирались опыта, вдохновлялись его работами.
Позже мы уже как иконописцы работали в различных храмах Пскова. Моим «университетом» стал псковский храм Успения с Полонища. Его прихожанкой была Ирина Самойловна Родникова, известный искусствовед в России и за рубежом, специалист по древнерусской истории и культуре, член Союза художников России. Пять лет ее уже нет с нами, но именно она вдохновила меня заниматься псковской иконописью и это сказалось на всей моей творческой биографии.
– А где и у кого вы учились?
– Я окончил художественное профтехучилище по профессии «художник росписи по дереву, золочение и реставрация», увлекался керамикой. Интересы были обширные. Моим преподавателем был Михаил Александрович Пикалев, известный псковский художник-реставратор. Он-то и вдохновил меня заниматься иконописью, открыв в 1992 году иконописную школу при училище. Мы делали много совместных работ, участвовали в реставрации иконостасов псковских храмов.
– Получается, что это он вас привел в иконопись?
– Да, а позже знакомство с Ириной Самойловной Родниковой утвердило меня в желании изучать и заниматься именно псковской иконописью. Первая выставка с моим участием состоялась, когда я еще учился в училище. Было это в далеком 1993 году в выставочном зале на Ленина,1. На ней были представлены мои первые небольшие иконы, которые я тогда только начинал писать.
Красная, яркая, впечатляющая
– Всем гостям Пскова рассказывают об уникальной средневековой иконописной школе. А современная псковская икона есть? Какие у нее отличительные особенности?
– Современная школа очень многообразна, как и любое художественное творчество. Есть увлечение стилями, эпохами, многим нравятся греческие иконы, но для меня и нашей мастерской актуальна псковская традиция иконописи. Мы пытаемся древнюю традицию перенести в наш современный мир, заинтересовать людей теми красками, той радостью, которые дарит псковская икона.
Конечно, есть каноны иконописи, но это буква, а то как эта буква будет нарисована зависит от художника, его мастерства и любви к искусству. Современная икона она не повторяет полностью древние каноны.
– Отличить современную псковскую икону от какой-то другой возможно?
– Это очень широкое понятие. Псковичи ведь в древности при написании икон ориентировались на самые разные иконописные школы: и византийскую, и балканскую, и романскую, и готическую. И современный иконописец тоже ориентируется на многие древние памятники иконописи, но пишет современную икону.
Псков — граница Руси, можно сказать альфа и омега, начало и конец России. Это сказывается на экспрессивности изображения. У псковской иконы особенный колорит: ей свойственны глубокие зеленый и красный цвета. Например, икона «Воскресенье Христово», она всегда красная, яркая, впечатляющая. Христос всегда изображается, как в песнопениях: «Пасха красная». И псковичи в буквальном смысле в иконах это и показывают.
– Сколько иконописцев работает в мастерской Мирожского монастыря?
– В данный момент два иконописца и один реставратор. Здесь всегда была иконописная мастерская. Известный иконописец, выходец нашей мастерской — преподобный мученик Корнилий Псково-Печерский игумен. В летописи сказано, что он был послушник Мирожского монастыря и занимался иконописью.
Один за всех и все за одного
– Ваши собственные иконы, они какие?
– Мы делаем акцент на историю Псковского края, на историю псковской иконописи. В них всегда можно увидеть наши родные красные, зеленые, желтые краски, узнаваемая иконография: можно понять, куда художник смотрел, чем вдохновлялся и как переработал древние известные памятники иконописи для современного зрителя.
– Вы всегда довольны результатом своей работы?
– Приходится работать так, чтобы результат устраивал. Можно что-то переделать, что-то доделать, но всегда ты должен быть удовлетворен результатом хотя бы на определенном этапе.
– А как много времени уходит на написание одной иконы?
– Очень по-разному. Иногда думаешь долго, а пишешь быстро. Небольшую икону иконописец может за день написать, а может над ней работать месяц, придумывая как воплотить то одну, то другую идею.
– Знаете, бывают фотографы, которые любят пейзажную съемку, а есть те, которые предпочитают снимать людей. Вы какие сюжеты в написании иконы любите?
– Любимые – это всегда праздники и сюжетные композиции, а также отдельные образы Богородицы, Спаса.
– Не приходилось считать, сколько за время работы написали икон?
– Трудно сказать, за эти почти 30 лет я работал не менее чем в 12 храмах Псковской области и Петербурга. Может, полтысячи. Кроме икон у меня есть еще иконостасы, ведь иконописцу всегда интересна сюжетная работа. Их можно увидеть в таких псковских храмах, как Покрова от Пролома, Образа Нерукотворного, Успенья с Полонища, а также в Творожковском монастыре. Кроме этого, я неоднократное участие принимал во многих совместных работах.
– А что значит совместная работа для иконописца?
– Обычно это называется «соборный труд». 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Пскове открывается выставка современного церковного искусства. Она так и называется: «Собор церковного искусства Пскова». Подразумевается, что там будут собраны воедино различные художники и совместные творческие проекты.
Соборный труд – это и совместная мысль, и создание сюжета. Один может быть знаменщиком композиции, второй – работать с красками, а третий – писать отдельные лики. Всегда в православном искусстве это соборное творчество было. Из летописей мы знаем, что даже известный иконописец, преподобный Андрей Рублев работал в художественной артели.
Глубокие корни
– Николай, а ваши работы на выставке будут?
– Да, будут и мои личные иконы, а также иконы и монументальная живопись Алексея Яблочкина – другого иконописца мастерской Мирожского монастыря. Все работы уже отправлены в музей для создания экспозиции. В мастерской осталась икона Божьей матери «Неупиваемая чаша», она уже подготовлена и ждет переезда в новое пространство псковского музея: Палаты Постникова. Монтаж в самом разгаре, готовится экспозиция и мы, как иконописцы Мирожского монастыря, принимаем в этом самое непосредственное участие.
– Иконы, которые участвуют в выставке, из храмов?
– Совершенно верно, все иконы взяты из действующих храмов Пскова, а две – «Сошествие во ад» и «Похвала Пресвятой Богородицы» – привезут из храма Рождества Христова, который находится в Санкт-Петербурге.
В течение семи лет – с 2008 по 2015 – мы работали в Санкт-Петербурге. По проекту нашего архитектора Андрея Лебедева был построен большой пятиглавый собор в Невском районе города. Он же проектировал иконостасы и киоты. Резьбу для них, которую заказывали в Сергиевом Посаде, проектировал псковской резчик. Псковские кузнецы ковали для него кресты и подсвечники. Наши псковские иконописцы написали более 200 икон, в их числе и те, что привезут на выставку.
Храм Рождества Христова уникален тем, что в нем практически все от проекта до интерьеров выполнено псковскими мастерами.
При храме святого Александра Невского пройдет лекция «Никольский «Кожин» монастырь на Завеличье»
При храме святого Александра Невского пройдет лекция «Никольский «Кожин» монастырь на Завеличье»
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Публикации
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie: Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Дополнительную информацию, в том числе об управлении файлами cookie, можно найти здесь:
Политика использования файлов cookie