Всемогущий Бог пришел на землю, Христос родился в далеком Вифлееме, для того чтобы однажды войти в душу каждого из нас, наполнить ее всепобеждающим миром и несокрушимой верой в Божественную любовь. Чтобы, Божественным Воплощением и Голгофским крестом преодолев смертоносное отступление человечества от Бога, вернуть нас к вечной жизни в Царствие Небесного Отца.
Пусть же сегодня совершится главное событие нынешнего великого праздника: пусть наши сердца в сокровенной своей глубине познают и прославят явившегося миру Богомладенца – как своего единственного Спасителя, как самого близкого Помощника и Покровителя на нашем земном пути и в Жизни Вечной!
С Рождеством Христовым!
+Тихон
митрополит Псковский и Порховский
Рождество Христово 2019 год
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Георгий Быков, благочинный Церквей Псковского района, и настоятель храма в поселке Боровик игумен Филагрий (Кривых).
По отпусте Литургии митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с приветственным словом.
Доктор культурологии, профессор А.И. Голышев рассуждает вместе с собеседником о состоянии туристической отрасли, которое, по мнению профессора, оставляет желать много лучшего – что в России в целом, что на Псковщине в частности.
Александр Голышев
– Александр Иванович, обращаюсь к вам как человек сторонний, но искренне желающий узнать Псковщину ближе и по-настоящему. Ваше мнение как профессора, историка, культуролога, уверен, важно для тех людей, кто разделяет мое желание. Вы знаете историю Псковской земли, она вам близка и любима. Банально, но скажу: исторический, культурный потенциал у Псковщины не просто большой – он огромен. Если мы берем православные святыни края, то будем говорить и о великих христианских ценностях, которые он хранит. Хранит ли? Возьмем великий Псково-Печерский монастырь: я, предположим, турист, в лучшем случае – паломник. Так вот, могу ли я рассчитывать, что те сведения, которые я получу от экскурсовода, едущего в одном со мной автобусе, будут достоверны? Что мне, простите, не «втюхают» подделку под видом «знакомства с культурным наследием Псковщины»? Будут ли они хотя бы адекватны здравому смыслу?
– Я думаю, что здравого смысла мы получим меньше половины. Почему? Потому что, для начала, наш туристический продукт совершенно не защищён. У нас и в Псковском кремле, в Изборском, очень много работает экскурсоводов, которые не имеют никакой аккредитации, просто для них это бизнес, и ничего больше. Чем большее поголовье туристов они проведут, чем больше сказок расскажут, что-нибудь придумают, тем интереснее будет их заработок. Я думаю, нет, я знаю, что в Печерском монастыре всё то же самое.
Смотрите: основной поток туристов и паломников идет из Москвы и Питера. Едут они в автобусах частных фирм. Всё начинается в дороге. Пока вы из Санкт-Петербурга до Пскова едете, вам должны что-то рассказывать. Это «что-то» зачастую здравому смыслу – историка, религиоведа, культуролога, да обычного человека, умеющего читать – адекватно не будет. Вам наплетут такое, что ой-ой! В сам монастырь сторонних экскурсоводов не пускают, по-моему. Скорее всего, они дают экскурсию до Печор, как и до Изборска в автобусе, потом обзор. На обзор может кого-то из батюшек пригласят. Конечно, не пустят их в пещеры с их «туристической», извините, программой. И правильно сделают. Поэтому всё, что люди смогут услышать в таких условиях о Печерском монастыре, делится на две большие неравнозначные части: большая – что вам наплетут в дороге от усталости заплетающимся языком и меньшая – кто даёт экскурсию в самой обители.
Довольно часто я хожу гулять в Псковский кремль. Но очень надеюсь, что не стану свидетелем такой вот «бизнес-экскурсии»: я если услышу хотя бы ее часть, больной дальше хожу, а то и слечь хочу. Одно дело – это настоящие сотрудники музея, прекрасно разбирающиеся в историческом материале. Тут я знаю, что все получат хорошую, качественную информацию. И эта информация будет выгодно отличаться от того, что напихали в головы бедным туристам или паломникам во время поездки так называемые сопровождающие экскурсоводы. Только у них, у этих сопровождающих, огромный козырь: время. Они гораздо больше общаются с группой, чем настоящие специалисты.
Петр Давыдов
– Вы произнесли слово «сказки». Сказки, «сказочники» – это явление массовое?
– Абсолютно. Потому что турпродукт Псковской области защищён архискверно. В Новгородском кремле очень строго – там экскурсию может давать только человек, имеющий определённый допуск, аккредитацию. У нас такого нет. Повторяю: основной массив знаний о предмете путешествия/паломничества человек получает в дороге.
– То есть, не дай Бог, если попался такой сопровождающий экскурсовод, говоря о которых вы еще один эпитет употребили: «торговцы». Но ведь с тем же успехом они могут торговать семечками.
– Они так и делают. Сначала они ведут, потом сувенирами торгуют, пряниками и так далее. У них своя сверхзадача. В нее, видите ли, не входит повышение культурного, интеллектуального уровня участников группы. А понижение их уровня материального – да.
– Итак: правильно ли я понимаю, что сейчас существуют две противоборствующие группы, занимающиеся организацией туристических или паломнических поездок: настоящие экскурсоводы, знающие свое дело (их меньшинство) и ребята-сказочники? И если у классического хорошего экскурсовода сверхзадача — это действительное знакомство с историей и культурой объекта, то в случае с торговцами, рассказывающими сказки, мы имеем чистой воды бизнес, а то и обираловку?
– Бизнес на истории, на туризме, образовании, конечно.
– Можно назвать это опошлением?
– Не опошление: скорее, примитивизм, граничащий подчас с профанацией, непроверенными фактами. Ведь никто их не проверяет. Они 10 лет ездят, 10 лет рассказывают одно и то же.
– Плюс ещё фантазии от ветра главы своея…
– Конечно. Потому что труд экскурсовода в России не лицензируется.
– Разве не только в Псковской области?
– Нет, по всей стране.
– Почему тогда такой хороший пример из Новгородского кремля?
– Там немного не так. Там не лицензируется экскурсия. Просто вашу группу не пустят без своего профессионала-экскурсовода. Огромная территория, которую вы не проскочите никак. Здесь же, во Пскове, я долго с этим боролся в своё время. У нас действующий Троицкий собор, куда люди идут молиться. Прекрасно. Но вот подъезжает группа радостных экскурсантов: «Мы просто идём помолиться. Нам никаких экскурсий не нужно». Они прошли дальше, и там экскурсовод-сказочник продолжает вести свою экскурсию.
– Тогда и получается примитивизация.
– Конечно. У нас был пример, когда водитель имел свой автобус. Он был шофёром и гидом одновременно.
– Правильно ли я понимаю вашу точку зрения, что в этой группе сказочников и торговцев нет стимула повышать образование – ни собственное, ни своих, извините, жертв?
– Ни малейшего. У них дело — получить деньги за поездку, и всё.
– Но как тогда можно сопротивляться таким вредным подделкам под историю и веру?
– Сложно сказать. Сможет ли Псково-Печерский монастырь силами монахов давать экскурсии? Или же, что вполне реально, поскольку это территория монастыря, экстерриториальность имеется, предоставлять работать экскурсоводам-профессионалам? Человек, которому дано право вести экскурсию в Печерском монастыре, он должен имеет аккредитацию монастыря, это же логично. А то такого порасскажет – Печоры сами себя не узнают.
– В общем, человек должен пройти экзамен?
– Экзамен или проверку, потом получить лицензию или аккредитацию. Сначала людям надо прочесть какие-то лекции, чтобы они поняли, о чём речь идёт.
– Грубо говоря, чтобы экскурсовод не путал кадило с паникадилом.
– Само собой.
– Таким образом, вы выступаете за качественную подготовку экскурсоводов любого уровня.
– Конечно.
– Отношение к своей истории как источнику заработка: не делает ли это заработок сомнительным?
– Мы же имеем и плохих учителей, и плохих врачей.
– Они не красят ни образование, ни медицину.
– Учитель учит. А кто его, когда проверял? В университете с нами каждые пять лет заключают договор. Мы должны написать статьи, выступить на конференциях. А в школу как ты пришёл, так практически до пенсии тебя никто не прослушает, кроме директора. Не нарушай дисциплину, не опаздывай, пиши отчеты – о качестве преподавания, на мой взгляд, сейчас говорят очень неохотно.
– А тут не говорить надо – требовать.
– Требование связано с тем, что по-настоящему гуманитарное образование в России очень упало. Оно заменяется массовой культурой, всякими типами электронной коммуникации.
– То есть, вместо старой доброй экскурсии, уважительным и почтительным знакомством с Псково-Печерским монастырём…
– …Можно получить всё, что угодно. Мне даже идея электронных гидов очень близка. Я понимаю, что лучший материал ты получишь из уст экскурсовода проверенного, опытного, яркого, как артист, художник перед тобой. Или этот экскурсовод должен иметь лицензию, или туристы должны покупать аудиогид с наушниками. И уже устоявшуюся экскурсию с разными материалами, сверхзадачей, подтекстами должны получать.
– Особенно если читает человек с прекрасной дикцией, актёр.
– Конечно. В каждой экскурсии можно показать сверхзадачи. Для чего приехали? Кто скажет, что этот монастырь практически единственный в России, который никогда не закрывался? Никто.
– Мы затронули тему огромного потенциала, которым обладает Псковщина, в том числе Псково-Печерский монастырь. Можно ли сравнить этот потенциал с гигантским кладом, сокровищницей. Вот только мы эти сокровища в упор не видим и ими не пользуемся. Мы меняем бриллианты на стеклянные бусы.
– Такое тоже сказать можно. У студентов спрашиваешь, вчерашних школьников: кто из вас был в Псковском кремле? – Никто не был. Кто был в Троицком соборе? – Никто.
– У местных?
– Да. Кто такие святые Константин и Елена, тоже не скажут. Просвещение историческое, обуславливающее гуманитарное развитие сегодня на крайне низком уровне. Кто такие Белов, Распутин, Шукшин, тоже могут вам не назвать. Астафьева не вспомнят. И это не пример из какой-то школы для дефективных: это общая система, где чувство гражданской ответственности притуплено. Что такое патриотизм, мало знают. Смысл православия, что такое Византия, тоже не ответят.
– То есть, вера в лучшем случае сводится только к обрядам? Той самой бижутерии.
– Если кто-то знает «Отче наш», так дай Бог. А о Символе веры вряд ли представление имеют. Это вопрос исторической культуры, которая должна начинаться с семьи и продолжаться в школе.
– Следствие падения уровня образования.
– Образования и падения гуманизма как такового. Как человеку рассказывать о православном Пскове, если они понятия не имеют, что такое Византия? Не знают, кто такой инок Филофей. Они даже не понимают, откуда взялся Филофей, создавший теорию «Москва – третий Рим». В стране должна быть система исторического просвещения. Качественная, мощная. Экскурсоводы-профессионалы – представители этой системы. Когда люди понимают важность знакомства, причем знакомства не поверхностного, с родной историей, всё дальше само собой идёт. На твои знания накладываются другие.
– Знания пробуждают интерес.
– А если не пробуждают интерес, что он будет смотреть? Тут его будут интересовать конфуцианские учения или ещё что необычно. Или буддизм. Все жёлтые ходят полуобнажённые; как же интересно – причем тут какое-то Православие, какой-то Псково-Печерский монастырь…
– Ну да, и при этом считая, будто бы ты действительно что-то знаешь о себе и о своей собственной стране.
– И считая, что этого достаточно.
– А не знаешь ты ничего. Но уже заранее относишься с пренебрежением к своей земле, к своему народу. Старая история получается. «Я всю Россию ненавижу-с», как говорил гражданин Смердяков.
– Так вот, чтобы противостоять этой самой смердяковщине, нужны, на мой взгляд: тяга к хорошему образованию, уважение к вере и истории собственного народа и страны, люди, умеющие увлечь своим умом, эрудицией, знаниями, благочестием. Ведь воцерковление начиналось естественно в семьях: дети видели, что родители, говоря о Христе, не шутят, относятся к Богу серьезно. Так и всё остальное шло от простого к сложному. А когда они начинают о чём-то задумываться по окончании школы, дай Бог. Дети у нас думать не разучились.
– Мы обозначили самые главные трудности в деле, назовем это, «экскурсионного просвещения».
– Только некоторые из них. Сейчас нам кровь из носу нужен контроль за туристическим продуктом, который дается нам сначала в самолётах-поездах-автобусах. Такой контроль, чтоб и духу не было выдумок, подделок, сказок странствий всяких. Чтобы люди, приехав к месту назначения, не чувствовали себя глупыми иностранцами на своей собственной земле, а с радостью узнавали Россию.
Эта книга – приношение светлой и радостной памяти нашего старца, архимандрита отца Иоанна (Крестьянкина), духовника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, отшедшего в жизнь вечную 5 февраля 2006 года. В ней собраны воспоминания батюшки о своем почти вековом жизненном пути и записи о последних годах его жизни, а также фотографии и документы из личного архива отца Иоанна. В дальнейшем предполагается издание воспоминаний об отце Иоанне его современников и духовных чад, а также публикация материалов следственного дела.
При храме святого Александра Невского пройдет лекция «Никольский «Кожин» монастырь на Завеличье»
При храме святого Александра Невского пройдет лекция «Никольский «Кожин» монастырь на Завеличье»
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоится «Кубок Псковской митрополии по армрестлингу»
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
При Троицком соборе города Пскова открывается молодежный клуб
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
27 ноября состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Псковская епархия приглашает педагогов к участию в региональном этапе XXXIII Рождественских чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Русская община приглашает прихожан Псковских храмов на занятия спортом
Публикации
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день 80-летия протоиерея Олега Тэора
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день принесения святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Псковскую землю
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в день прославления Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление»
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie: Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Дополнительную информацию, в том числе об управлении файлами cookie, можно найти здесь:
Политика использования файлов cookie