Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю воспоминания Адамова изгнания

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Прощённым Воскресением, с днём, который, наверное, каждый из верующих с трепетом ожидает в преддверии начала Великого поста.

Тело содрогается, а душа радуется. Тело думает: «ну как же, сейчас вот опять период воздержания». А как в Церкви премудро устроено! Половину всего богослужебного года христианин проводит в посте. Посты многодневные: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский; посты однодневные в среду и пятницу; особые дни почитания Креста Господня; день усекновения главы Пророка и Предтечи Господня Иоанна – всё это время Церковь посвящает воздержанию, молитве и сугубому духовному деланию. И вот как раз сегодня, в преддверии Великого поста, Господь собрал нас под сводами храма, чтобы мы задумались: на каком же мы находимся этапе духовного возрастания или духовного падения, как мы относимся к своим близким, и вообще, как мы читаем молитву, которую каждый из нас знает и поёт за Литургией – молитву «Отче наш»  («И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»)?

Наверное, один из главных смыслов молитвы Господней – это отношение к ближним, прощение грехов своим домашним, людям, с которыми мы постоянно находимся в общении: в коллективе, на работе, на службе. Господь ставит в прямую зависимость наше спасение от того, насколько мы будем милосердными по отношению к людям, окружающим нас: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И Господь сегодня в Евангелии говорит: «а кто не оставит грехов и обид нашим ближним, тому, – говорит, – и я не оставлю в день Страшного Суда» (см.: Мф. 6:14-15). Насколько это, с одной стороны, просто, а с другой стороны – как бывает сложно исполнить это в жизни. Бывает, простить своему обидчику – это как кровь пролить. Насколько он нам, бывает, ненавистен, насколько он нам, бывает, неудобен в общении, и вообще мы даже посмотреть в глаза ему не можем. Вот насколько враг рода человеческого, бывает, обладает нашим сердцем! Господь говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44). Трудно вместить эти слова. Но святитель Филарет Московский по отношению к врагам выражался так: «любите врагов ваших, гнушаетесь врагами веры и бейте врагов Отечества». Враги наши – это как раз люди, которые досаждают нам, которые злословят нас в коллективе, которые, бывает, наводят на нас напраслины и говорят о нас разные неприятные слова и в глаза, и в наше отсутствие. Вот мы начинаем ругаться в мыслях с этими недоброжелателями и выстраиваем целые системы защиты и поражения их, когда мы с ними встретимся, как мы им ответим, как мы им скажем, вот так и вот так. И часто в этом состоянии у человека даже давление поднимается, начинается сердцебиение учащённое, и он теряет мир и телесное здоровье даже. Как нам духовные отцы наши говорили, сердце болит часто от гордости. Мы себя жалеем, мы себя не считаем виноватыми, а если нас начальство ругает, то нам кажется, что это всё не по заслугам, а мы должны быть, наоборот, поощрены благодарственной грамотой или каким-то добрым словом. Но ведь, если с духовной точки зрения подойти, часто слова благодарности по отношению к нам, похвалы – они нам очень льстят, они очень завышают нашу самооценку, и мы начинаем зазирать ближних. Мы начинаем пренебрегать помощью ближнему, мы начинаем жить как раковые клетки, которые тянут всё на себя, поглощая всё вокруг и отравляя организм.

Вот как раз дни Великого поста – время, когда мы можем отдавать и когда мы должны отдавать: отдавать своё время Богу, посещая храм; отдавать свои силы на совершение добрых дел; отдавать подпитку своих страстей, которая часто происходит через вкушение пищи (кто-то пьянством согрешает, кто-то гордыней, кто-то тщеславием, кто-то сребролюбием). Вот как раз время Великого поста – это время, когда мы должны иссушить свои страсти. Чтобы взять город, часто враг приступает, окружает его и не даёт возможности завозить припасы, старается перекрыть подачу воды в город. И таким образом город сам сдаётся. Вот так и пост – чтобы победить человеку страсти, которые гнездятся за крепостными стенами нашего сердца, нужно перекрыть им связь с миром –  воздержаться, согласно устава, от вкушения скоромной пищи. И тогда демоны, населяющие наше сердце, которые владеют им и направляют к разрушению жизнь и здоровье, сами за неимением подпитки через пищу и питие, сами сбегут. А если мы ещё и присовокупим молитву к этому деланию, то будем иметь великую радость.

Вот в сегодняшний день мы должны попросить друг у друга прощения перед началом поста. «Перед тем, как, – говорит Господь, – идёшь на суд, примирись с соперником своим» (см.: Мф. 5:25). Но соперник – это не только тот, с кем мы состязаемся. Прежде всего, соперник – это наша совесть, которая нас обличает; которая нас тревожит, когда мы поступаем неправедно, несправедливо; которая не даёт нам спокойно заснуть, если мы кого-то обидели. Вот сегодня как раз то время, когда мы можем примириться и с ближним своим, и со своим соперником – со своей совестью. Сегодня мы должны попросить прощения, чтобы Господь принял наше покаяние.

Вот мы часто приходим на исповедь, а покаяние не приносим. Исповедуем свои грехи, произносим перед священником… Да, внешне мы назвали, перекрестились, поцеловали крест, Евангелие, но жизнь свою не меняем. Мы не сокрушаемся в сердце своём, о том, насколько мы мерзки перед Богом, насколько мы оскорбляем Матерь Божию и святых угодников, возвращаясь вновь и вновь к совершению вот этих грязных своих поступков, как Писание говорит, как пёс возвращаемся на свою болевотину (Притч. 26:11). Так и грешник, бывает, возвращается опять в эту лужу с мерзостями, валяется в ней и не меняет своей жизни. И так, к сожалению, проходит год за годом, а бывает и десятилетие за десятилетием. Внешне мы вроде в Церкви, мы стараемся даже соблюдать установления, но если глубины духовной жизни нет, то это остаётся лишь жизнью фарисея. Вот почему произошла революция 1917 года? Вроде вся страна была православная. И на Исповедь, и на Причастие ходили. А в государственных учреждениях обязан был каждый из служащих причаститься хотя бы раз в год – даже отмечали в журналах. Но случилась революция, потому что, к сожалению, была утрачена глубина духовной жизни; перешли во внешнее, в исполнение каких-то установлений, а некоторые делали вид, что выполняли эти установления. А глубина – это, прежде всего, хождение перед Богом, ежедневное и внимательное отношение к своей совести. Перед ближними можно скрыть свою внешнюю жизнь: если человек пьяным в луже не валяется, не блудит перед всеми, не крадёт, то вроде он и ничего. А что в душе происходит – только он может знать.

Вот как раз время Великого поста – это время, когда мы должны углубить свою духовную жизнь и сугубо пересмотреть отношение наше к храму, отношение к молитве. Как мы стоим перед иконами? И стоим ли вообще перед иконами, или мы всё в суете находимся? Как мы читаем молитву? Стараемся ли собирать ум и погружать его в слова молитвы? Вообще, мы задумываемся когда-то об этом, читая молитвы? Или для кого мы читаем? Ну, дьявол, конечно, когда слышит слова молитвы, отходит. Но если мы не сокрушаем своё сердце, хотя бы не стараемся, то оно проходит – это состояние молитвы – как пар, ничего не оставляя. Никакой глубины в сердце от молитвы не будет, благодати не будет. Внешне-то мы вроде произносим, а сердце радости не получает. Поэтому средством к углублению молитвы является пост. Пост, как говорит святитель Василий Великий, это крылья для молитвы. Тело становится тоньше в духовном плане, оно становится более восприимчивым, когда не пресыщено разными вкусностями, питьём. И молитва у такого человека, который находится в посте, более благодатная, более радостная и более внимательная.

Так вот сегодня, в преддверии Великого поста ещё раз хочется пожелать всем, чтобы мы попросили друг у друга прощения искренне, с пожеланием себе, прежде всего, не совершать обидных действий в отношении ближнего впредь, постараться в мирном духе встретить дни Великого поста, потрудиться духовно, чтоб Господь даровал нам радость в день Великой Пасхи, которая совсем в скором времени наступит. Быстро пройдут эти семь недель, эта десятина, которую мы можем принести Богу в весенние дни, когда пробуждается природа, в дни, когда пробуждается и наша душа от греховной спячки. Чтобы с радостью нам встретить дни Христовой Пасхи, потрудимся в посте, в молитве и в покаянном делании. Аминь!

Всех Вас поздравляю с Воскресным днём! Желаю помощи Божией! Благословение Господне да пребывает на всех вас в дни Великой Четыредесятницы! И простите меня, грешного, если согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами перед кем из вас!

2 марта 2025 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.