Дорогой отец настоятель отец Георгий, досточтимые отцы, благочинный отец Андрей, отец Андрей секретарь, клирики храма, гости сегодняшнего торжества, братья и сестры! Позвольте вас поздравить с днём памяти Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, с днём престольного торжества, который для общины храма Архангелов Михаила и Гавриила, представителями которой вы являетесь (здесь не все, конечно, сегодня день рабочий), является днём особенным – днём, когда все собираются порадоваться о своих Ангелах-хранителях, о своих небесных покровителях, которые защищают невидимо нас самих, наш город, нашу страну.
Мир ангельский Господь создал прежде мира видимого, когда Своим словом «сотворил небо и землю» (Быт. 1:1) – и вот как раз под небом, как говорят святые отцы, и говорится о благоволении Создателя утвердить мир ангельский, который является возвестителем воли Божией, который является охранителем всего существующего мира и каждого из нас – тех, кто принял Святое Крещение, и охранителем чистоты Божественного учения, когда это необходимо.
Мы знаем из истории Священного Писания, из истории человечества, что Господь посылал Ангелов Своих по разным поводам. Если вспомнить момент Благовещения Пресвятой Богородицы: Архангел предлагает Ей быть Матерью Спасителя, и Она соглашается. И в этом великая тайна – что Господь не может спасти человека без его произволения. В этом суть, наверное, и та отличительная особенность человека от Ангелов – что он имеет волю свободную и вправе выбирать быть ему с Богом, или нет. Как выбирают дети наши – любить родителей своих или не любить. Часто бывает, что мы делаем много благих дел в адрес своих детей, стараемся их научить, но, к сожалению, они остаются неблагодарными. Значит, что-то мы упустили, не хватило любви с нашей стороны, не хватило внимания, не хватило молитвы и, наверное, как часто бывает, личного примера. Так вот, в момент Благовещения Ангел возвестил, а Матерь Божия приняла: «се раба Господня, буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Это момент важный для истории человечества.
Мы знаем, что были иные явления Ангелов в истории и в жизни материального нашего, существующего мира. Господь посылал Ангелов стихий, чтобы наказать (наказ – это слово с церковнославянского переводится как «научение») – научить, вразумить человечество, погрязшее во грехах посредством каких-то стихий разрушительных: бурь, громов, молний, наводнений, землетрясений, чтобы человечество вразумилось, покаялось и встало на путь исправления.
Мы знаем, что Господь каждому из нас приставляет Ангела-хранителя, но помимо этого есть и Ангелы-хранители целых народов. Своего Ангела-хранителя мы чувствуем, бывает, в своей жизни, когда нас касается какая-то опасность. Мы, бывает, чудом избегаем внезапной смерти, мы, бываем предупреждаемы в случаях, если нам какая-то опасность грозит, через людей, через какие-то события. Господь посредством ангельского мира останавливает нас от каких-то ненужных или опасных путешествий или в каких-то предпринятых нами делах вразумляет нас.
Проявление ангельского мира в нашей жизни – оно ежедневное. Но это только то, что мы видим. А то, что мы не видим – прославление имени Божия, прославление Бога как Творца – оно бывает открыто только людям особенным: пророкам, людям святой жизни. Вот они видят это (и то только тем зрением, которое доступно человеку) – Господь являет, почему мы и изображаем Ангелов прекрасными юношами с крыльями. Но это только наше человеческое образное понимание ангельского мира. Конечно, так как они бесплотные, то крыльев они не имеют. Мы не знаем, имеют ли они глаза, имеют ли они органы чувств. Это им не требуется. Они видят Бога и находятся рядом с Ним, прославляя Его (как бы в нашем образном понимании) песнями. Вот мы за богослужением используем стихи Священного Писания: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!». Это часть вот этой ангельской песни, которая была открыта пророку, когда он увидел Небесный Ангельский мир (Ис. 6:1-3). И вот насколько чиста их жизнь!
Мы знаем, что в момент, когда Денница возгордился, произошло великое разделение – часть ангельского мира ниспала в бездну. И, обладая вот этими свойствами ангельскими, они пребывают во зле, пытаясь всячески навредить любимому творению Бога – человеку – пытаясь его ввергнуть во грех, а через это в вечную погибель. И сердце человека – это поле постоянной битвы между Ангельским миром Божиим и ангельским миром падшим. Именно здесь происходит наше определение по отношению к Богу в сердце нашем – с Ним мы или мы отказываемся от Него. И случается это каждый день, а то бывает и не раз – дьявол влагает помыслы, мы или отвергаем их посредством молитвы, посредством аскезы, посредством поста, либо, к сожалению, как происходит с большинством из живущих на земле (немногие лишь борются со своими желаниями и страстями), мы принимаем эти помыслы как за свои, даже и не думая, что это дьявол искушает. Ангел-хранитель, бывает, нам что-то говорит через голос совести, но мы в лучшем случае, если услышим – ну как-то прикроем свою совесть и поступим по желанию своей плоти, по страсти. Ну, изредка стараемся бороться, потом приходим на исповедь – ну те, кто люди воцерковлённые; каемся, просим вновь у Бога прощения, просим Ангела-хранителя, чтобы нас укреплял в добре. Вот так вот вся наша жизнь проходит. И Ангел-хранитель всю нашу земную жизнь находится рядом с нами, и он на суде – на суде частном, когда мы перейдём из этого мира материального, оставим плоть здесь, и перейдём своей душой в мир духовный – будет свидетельствовать о том, что мы сделали в своей жизни доброго, положительного, кому помогли. А бесёнок встанет и будет читать грехи наши неисповеданные, сотворённые в тайне, из-за которых нам стыдно и которые мы не открыли у креста и Евангелия перед священником. Вот тогда будет для нас стыд. Поэтому надо стараться Ангела-хранителя своего не оскорблять злыми делами, потому что, когда мы находимся во грехе, он не может находиться рядом с нами. Мы своим грехом отдаляем его, а дьявола приближаем.
Вот это простое понимание мира ангельского – оно должно охранять нас от совершения разного непотребства. Когда мы ругаемся, матом ругаемся – дьявол прямо обнимает, мы лучшие его друзья, а Ангел-хранитель отходит в стороне и плачет. Когда мы крадём, когда мы завидуем, когда мы согрешаем завистливым взглядом – то же самое происходит. Поэтому если мы не восстанавливаем свою совесть, не очищаем её в Таинстве Исповеди, то Ангелу-хранителю и невозможно подойти к нам. Вот дети, не имея личных грехов, бывает, видят ангельский мир, как говорят святые отцы – улыбаются, что-то говорят, потому что совесть их чиста. Они ещё не согрешали какими-то поступками, лишь грех первородный на них, поэтому они видят, лицезреют. И чем старше человек становится, тем грубее делается его душа, его сердце, и он перестаёт уже видеть ангельский мир, потому что невозможно грязными очами и сердцем прикасаться к святыне. Поэтому будем стараться сохранять свою совесть, прославлять Господа своим служением, подобно Ангелам, которые служат, прославлять Господа своей жизнью внимательной, трезвением, борьбой с помыслами и страстными желаниями, прославлять Господа молитвой, воздержанием, если ещё есть силы. Ну, у людей пожилого возраста сил уже поститься строго нет, да уже и страсти не так беспокоят, которые беспокоят человека в молодости, но послушание Церкви всё равно нужно исполнять. Поэтому будем прославлять Бога жизнью своей, чтобы Господь продлил дни нашей жизни, чтобы мы пришли к Нему с чистым покаянным сердцем.
Сегодня особый день для вашего храма – 30-летие со дня начала богослужения, со дня возрождения. Действительно, храм особенный, семь веков. Сколько же это поколений, да? Как говорят, 25 лет – это поколение. Четыре поколения в век, так вот здесь получается 28 поколений прошло за эти 700 лет. Целая эпоха! И этот храм помнит и нашествия, и войны, и пленения, и всё, чего только не было за историю существования этой замечательной церкви. Поэтому, конечно, с нашего сегодняшнего поколения, которое наполняет этот храм по милости Божией уже тридцать лет, конечно, особый будет спрос. Храм открыт, Таинства доступны. Всегда ли мы проявляем то желание, то рвение, ту любовь к Богу, которую Он от нас ждёт? Или ленимся, нам трудно заставить себя, не хотим? Вот давайте прославлять Бога и благодарить Его в стенах этого храма, чтобы Он, взирая за Божественной Литургией из алтаря, – кто же пришёл ко Мне на пир, кто же пришёл разделить со Мною эту радостную трапезу, Божественную трапезу? – видел нас, стоящих во внимании, стоящих с чистым сердцем и стремящихся исполнить закон Христов.
Благодарю отца Георгия, бессменного настоятеля храма, который заботится о благоукрашении, заботится о красоте богослужения и о том, чтобы все направления, которым должен соответствовать современный городской приход, развивались в общине: и Воскресная школа, и работа с молодёжью, и многие-многие другие направления. Ну и самое, наверное, главное, что дети отца Георгия, возросшие здесь, стали тоже священнослужителями. Это хороший пример. И, действительно, пример родителей – наверное, самый главный пример, который мы должны подавать. Поэтому благодарю вас, отец Георгий, за те труды, которые Вы несёте. Да, конечно, наш город не может похвастаться какими-то, может быть, большими доходами, и что у нас множественные общины, но видно, что то, что можете, Вы делаете. А мы будем Вам помогать, чтобы было красивее. Уже разработан проект реставрации храма, и, даст Бог, в скором времени эта реставрация начнётся – и храм преобразится, и станет ещё краше. Поэтому будем надеяться, что ничто не помешает этому обновлению храма и будем молиться, чтобы Господь дал нам ещё мирное время, чтобы осуществить всё задуманное!
Всех вас благодарю, братья и сестры, за сегодняшнюю совместную молитву. Хор благодарим за пение. И всем вам хочется пожелать, чтобы Господь благословлял все ваши начинания, и чтобы в семьях ваших царила любовь Божия и взаимное уважение!
21 ноября 2024 года,
храм Архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова