Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В некоторые дни Великого поста, в частности, среду и в пятницу совершается необыкновенное по своей красоте богослужение – это Литургия Преждеосвященных Даров, которую мы совершили сегодня, первую в этом году, и на которой мы имели возможность причаститься Святых Христовых Таин. Собственно, это не Литургия в привычном смысле слова – это вечерня по своей сути, во время которой происходит причастие верных (то есть, и священнослужителей, и мирян) заранее освященными Дарами, почему и называется она Преждеосвященной Литургией. А учитывая, что по своему положению в церковном уставе это богослужение вечерни, то известна также традиция совершения его в вечернее время. В таком случае продлевается, по идее, время евхаристического поста, чтобы с более строгим отношением подойти к этому богослужению и к причастию Святых Христовых Тайн.
Древнехристианским прообразом Литургии Преждеосвященных Даров являлась возможность причащения на дому. Для тех людей, которые не могли по уважительной причине присутствовать на Воскресном богослужении, а может быть для христиан, находящихся в узах, исповедников, будущих мучеников, Святые Дары приносились диаконами. И также есть сведения, что иногда христиане дома хранили Дары и причащались ежедневно – была и такая традиция.
Наше богослужение восходит к монашеской традиции древней Церкви. И в том виде, каким мы его знаем, это богослужение сформировалось к VI-VII веку. Оно было известно в Сирии, в Александрии, а в VII веке – в Константинополе. Интересно, что в служебниках наших авторство Литургии приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу, папе Римскому. Известно из его жития, что он когда-то в сане диакона был представителем Римской Церкви при Константинополе. А раз так, он мог знакомиться с восточными обычаями, с восточными богослужебными традициями, которые впоследствии, уже будучи епископом единой тогда Православной Церкви, мог вводить, насаждать своею святительскою властью и на Западе. Помимо всего прочего, мы вспоминаем сегодня с благодарной памятью этого святителя, который в славянской церковной традиции почитается составителем этого чина. Он известен как «Двоеслов», и это прозвище дано ему по названию главного его письменного труда – сочинения под названием «Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». И вот с титулом по первому слову, по-гречески Διάλογος [Диалогос], этот святитель, живший в VII веке, почитается как Двоеслов – перевод «Диалог» на церковно-славянский, хотя правильно бы сказать «Собеседник». Но самое важное, на чем Церковь акцентирует наше внимание – это на возможности и на желании, и на жажде быть со Христом не только по Воскресным дням, не только тогда, когда мы привыкли с разной регулярностью причащаться в Воскресение или по праздникам. Но пост – это особое время, которое пробуждает в душе чувство жажды Бога, горячее желание встречи с Ним. И вот эти прекрасные богослужения, которые называются Литургией Преждеосвященных Даров – они насыщают нашу душу, помогают нам быть в присутствии Божием не только по Воскресным дням, но и в течение будних дней Великого поста, когда мы сможем найти такую возможность и прийти в храм для того, чтобы получить и укрепление, и утешение, и поддержку, и благословение от Господа, соединившись с Ним теснейшим образом в Таинстве Причастия.
Великий пост только начался. Постараемся пройти его с осознанностью, с ответственностью, с тем, чтобы это время не прошло для нас даром. Это время возможностей, время расцвета лучших проявлений нашей души. Но это может по нашему небрежению быть и даром потраченным временем, временем небрежения, временем озлобления, временем уныния. Постараемся с Божией помощью устремиться к тому, чтобы это было время действительного преображения. Если уж пост называется временем покаяния, а покаяние – это изменение жизни – пусть наша жизнь изменится. Пусть хотя бы на шаг, хотя бы на одну ступень мы станем ближе к Богу, победим какую-то, хотя бы одну, греховную привычку или слабость. Постараемся меньше грешить. Кому-то поститься тяжело, кому-то даже противопоказано по здоровью, но есть вид воздержания, который доступен абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его духовного и физического состояния – это воздержание языка. Пусть будет меньше праздности, меньше пересудов, меньше осуждения, не говоря уже о сквернословии или ропоте на Бога. Будем хранить наш язык. Пусть каждое наше слово будет дышать любовью, благодарностью, благоговением к Богу и бережным, теплым отношением к нашим ближним. И тогда действительно время великопостного поприща не будет потрачено втуне. Это будет временем преображения нашей жизни, нашей души, которая, в свою очередь, прообразует наше изменение, наше преображение для вечности, наше воскресение будущее в жизнь вечную. Аминь.
20 марта 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор