Митрополит Арсений совершил Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова

18 ноября 2023 года, в день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова, для которого этот праздник является одним из престольных.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма святителя Николая Чудотворца посёлка Палкино протоиерей Владимир Бабин; заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов; настоятель храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (в Кузнецах) города Пскова иерей Евгений Ковалев; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Антоний Рехлов; клирик храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) иерей Евгений Пустозеров. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнили: хор храма и хор гимназии с изучением основ православной культуры №28 города Пскова под управлением Татианы Зимарской.

По отпусте Божественной Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем Владыку митрополита приветствовал настоятель храма протоиерей Андрей и преподнес Псковскому Архипастырю в дар портрет святителя Тихона.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на погребении монахини Антонины (Фатеевой)

Как новоприбывший Архиерей и как предстоятель сегодняшней Литургии, приветствую всех вас и поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Тайн!

Случилось так, что первое мое посещение этой обители совпало с днем, когда мы прощаемся, провожая в путь всея земли бывшую настоятельницу этой святой обители монахиню Антонину. И многие из вас ее знают – для кого-то она была духовной матерью, наставницей, примером в молитве и в трудах. Как сказал апостол Павел, «поминайте наставников ваших, и взирая на конец их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). В этом дана заповедь каждому из нас – почитать не только святых, не только апостолов, возвещавших слово Божие, не только святых мучеников и преподобных, которые являются нашими наставниками и молитвенниками, но и земных наших наставников: духовных отцов и матерей духовных. В этом заключается долг нашей сыновней, дочерней, сестринской любви – долг христианской любви.

 Мы возносили сегодня молитвы за Божественной Литургией, и будем возносить сейчас, во время чина христианского погребения, о новопреставленной монахине Антонине. И каждый раз, когда мы совершаем заупокойное богослужение, и особенно в момент совершения чина христианского погребения, мы проникаемся самой, может быть, глубокой тайной нашей веры, которая заключается в победе Христа над смертью. Все наши молитвы заупокойные, вся молитвенная жизнь Церкви «о всех и за вся» основана, прежде всего, на этом радостном и всепобеждающем факте: Христос – наш Спаситель, и Он разрушил врата смертные, Он сокрушил ад, чтобы извести из него ожидавших Его. Он сделал и делает для каждого из нас все, чтобы каждый из нас мог быть спасен. Вот в этом заключается великая наша надежда и великое наше упование. И с этим упованием мы возносим молитвы за своих усопших – и за православных христиан, и за верующих, и за тех, может быть, кто не успел познать Бога в этой жизни, а только был лишь крещен когда-то в детстве, и за людей, проживших примерную жизнь, и за людей, проживших грешную жизнь. Мы вверяем их милосердию Божию, веруя, что мы, грешные, не можем их любить больше Самого Господа, Который есть сама Жизнь и сама Любовь. А именно радостная тайна нашей веры заключается в том, что Господь каждому из нас желает спасения, если только сам человек не отказывается от этого.

Давайте же сегодня, с таким твердым упованием, может быть, с печалью расставания, но и с внутренней тихой радостью о Господе, Победителе смерти, Который есть и Путь, и Истина и Жизнь для каждого из нас, соединим наши общие молитвы о монахине Антонине, чтобы ее вечность была благой, чтобы Господь, как милосердный Отец, принял ее в Свои обители, чтобы те её человеческие немощи или грехи, которые есть в жизни каждого человека, Господь покрыл Своею любовью и упокоил ее со святыми, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Аминь!

14 ноября 2023 года,
Свято-Введенский монастырь, пос. Владимирец

Митрополит Арсений совершил отпевание настоятельницы Свято-Введенского монастыря монахини Антонины (Фатеевой)

14 ноября 2023 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию и чин отпевания прежней настоятельницы монахини Антонины (Фатеевой) в Свято-Введенском женском монастыре села Владимирец.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный по монастырям и монашеству Псковской епархии иеромонах Иннокентий (Селезнев), духовник Свято-Введенского монастыря архимандрит Нифонт (Корчев), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Леонтьев), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин).

За богослужением молились сестры обители.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем был совершен чин отпевания. Погребение монахини Антонины состоялось на монастырском кладбище обители, которую матушка возглавляла с 2019 по 2023 год.

Также, в этот день указом митрополита Арсения исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Введенского монастыря была назначена монахиня Вера (Татаринова).

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днем и с причастием Святых Христовых Тайн!

Мы слышали за Литургией евангельский рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого. И сейчас я хотел бы обратить ваше внимание на один только момент из этого рассказа. Это слово не будет о бесновании – это отдельная тема.

 

Все те евангельские отрывки, которые звучат в Церкви, и все то, что мы читаем, когда раскрываем дома Слово Божие, адресовано каждому из нас. Это значит, что все то, что говорил Господь Иисус Христос, все то, что совершалось во дни Его земного служения, имело и имеет отношение не только к тем, кто был свидетелем этих событий, таким как апостолы, которые слышали наставления, или как гадаринский бесноватый, исцелившийся, из сегодняшнего повествования, а к каждому из нас. В этом и заключен универсальный, или вечный,  – вневременный, характер Слова Божия. Через него Господь обращается ко всем христианским поколениям, лучше же сказать, к каждому человеку во все времена и к каждому из нас сегодня.

Постараемся понять, что же доносит до нас сегодняшнее Слово Божие, с чем обращается Господь к каждому из нас сегодня. Этот рассказ заканчивается удивительным свидетельством: исцеленный бесноватый хочет остаться с Иисусом, но получает заповедь: «Иди и поведай всем, что тебе сотворил Господь» (Лк. 8:39). И он пошел, пишет евангелист Лука, и проповедовал, что сотворил для него Иисус. И именно вот этот момент, как мне кажется, и обращен к каждому из нас. Каждый из нас, в особенности же, из глубоко верующих, любящих Церковь, православных христиан, ждет наступления великих церковных праздников, такого как, скажем, Пасха, или ждет каждого Воскресного дня для того, чтобы придти в храм и соединиться со Христом, побыть в молитве, предстать перед Господом, но не лично – это мы и каждый день делаем, а вместе со всей Церковью. Чтобы вместе со всеми братьями и сестрами принести соборную молитву, как народ Божий – как это сегодня и произошло – и вновь и вновь быть и становиться Церковью, Телом Христовым в Таинстве Причастия во-первых, но и в любви, которая должна связывать истинных учеников Христовых, во-вторых.

Часто бывает нелегко выходить из храма, когда праздник заканчивается, чтобы снова погрузиться в свои будни, в которых много проблем и трудностей, но мы слышим слова: «Иди и поведай всем, что сотворил тебе сотворил Господь» (Лк. 8:39). И не только о том, что сотворил Он сегодня. Может быть, и сегодняшний день для кого-то будет откровением. И нам откроется нечто, что сотворил для меня, для вас, для каждого из нас в отдельности Господь. Но в жизни каждого человека, если внимательно рассмотреть ее, будет очень много того, о чем следует с благодарностью поведать людям – о том, что сотворил нам Господь.

Я снова и снова обращаюсь в последнее время к теме благодарности, и это мое слово как раз тоже об этом. Мы приносим благодарение Богу, прежде всего, за мир, за нашу жизнь, за наш приход в этот мир. Не чудо ли, помыслить просто, почему все есть вместо того, чтобы ничего не было? И это уже первое чудо нашего Творца. Почему мы существуем в этой Вселенной, почему мы пришли в этот мир, почему в наш мир, оторванный от Бога грехом, явился Сам Господь – сама Жизнь, сама Любовь? И за это мы возносим благодарение. Каждая Евхаристия – она об этом, собственно, и возвещает, и приобщает нас Христу. Далее, мы приносим благодарение Богу и за каждый наш день, за каждого близкого человека, а если быть более внимательным и мудрым – вообще за любого человека в нашей жизни. Любая встреча не случайна, любое обстоятельство нашей жизни – это еще один шаг вместе со Христом в вечность, если только мы учимся жить верой, в библейском значении этого слова – учимся не просто верить, как бы признавая существование Бога – это не вера; а когда мы учимся верить, в смысле, доверять Ему, доверять и быть Ему верными – вот здесь начинается подлинная вера. А этому мы учимся на протяжении всей нашей жизни. Это не приходит вдруг, как данность, это не падает на нас с неба. Это школа жизни, и больше всего мы получаем знаний и благодатных сил для этого, во-первых в Церкви, в ее Таинствах, в церковной молитве, во-вторых – в ежедневном христианском делании, когда мы просто понуждаем себя, несмотря на слабость, на уныние, на леность, на какую-то расслабленность, снова и снова понуждаем себя жить согласно нашей вере, творить дела нашей веры, а это – молитва, это чтение Слова Божия, это исполнение заповедей о любви по отношению к ближним. И все это вместе нас укрепляет, научает, из этого складывается наша христианская жизнь, проникнутая присутствием Самого Господа.

Обратим внимание на само слово «благодарение». Мы благодарим Бога за все Его неисчислимые дары, это понятно, но и в самом слове «благодарение» тоже заключается идея дара – мы что-то Ему приносим как благой дар. Что же это? А это, именно, наша жизнь – ее обстоятельства, ее радости и проблемы. Когда мы доверяем Богу и просим войти в эту нашу жизнь и быть с нами, и провести нас сквозь все трудности и невзгоды, так же как и через все радости – это будет подлинным нашим даром. И таким образом, оказывается, по всей видимости, что наше благодарение – это не что иное, как приглашение Бога в нашу жизнь. Когда мы приносим и всю жизнь, и каждый момент нашей жизни, такой как сегодняшний день, такой как эта служба – Богу как дар, чтобы Он принял этот наш благой дар. Мы Ему посвящаем самих себя, и всю жизнь нашу Христу Богу предаем. И Он, принимая этот наш дар, наполняет его Собой – как Дары Евхаристии, так и всю нашу жизнь – наполняет Своим присутствием. А это присутствие в нашей жизни означает и смысл, и красоту, и радость, и любовь. Понятно поэтому – нужно быть с Богом, нужно жить со Христом, нужно стремиться к Нему всеми силами и посвящать самих себя и своих ближних, и свои радости и проблемы, и всю свою жизнь Христу, чтобы Он таким образом Сам вошел в нашу жизнь, преобразил ее, исцелил нашу греховность и даровал нам вечное спасение.

«Иди и проповедуй все, что сотворил тебе Господь». На самом деле эти слова о благодарности. И что значит для каждого из нас: «проповедуй, что сотворил нам Господь»? Каждому встречному рассказывать о нашей вере? Не совсем так. Но тем людям, которые готовы услышать, тем, кому это нужно, тем, кто жаждет – да, как говорит апостол: «будьте всегда готовы дать отчет о вашем уповании с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15). Но проповедь наша должна быть не фарисейской, не навязчивой, не ханжеской, когда она превращается в осуждение людей, которые не веруют, которые не постятся, которые не ходят в храм. Лучше вообще ничего не говорить в таком случае. Каждое слово наше должно быть проникнуто любовью, состраданием, искренней доброжелательностью к человеку – только такое слово способно достучатся до сердца. А эти люди жаждут именно такого слова, каждый человек жаждет живого слова о Боге. Мы можем это сделать? Да, в этом наше призвание. Но еще больше, чем слова, говорят наши дела. Можно даже молча проповедовать – своей жизнью, своим милосердием, своими добрыми делами, христианским отношением, любовью, наконец, к людям и ко всему миру, как к творению Божию, громче и убедительней всяких слов возвещать Слово Божие, возвещать красоту Православия, возвещать истину о нашем спасении и о любви Божией, которая объемлет каждого из нас.

 Давайте подумаем над этим, постараемся вынести эти важные уроки из сегодняшнего евангельского чтения, чтобы не столько своими словами, может быть, но, что важнее, жизнью своею проповедовать всему миру обо всем, что сотворил ради каждого из нас Господь. Аминь.

12 ноября 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Митрополит Арсений совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова

12 ноября 2023 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане собора и многочисленные паломники.

По отпусте Божественной Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

11 ноября 2023 года, накануне Недели 23-й по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, с братией обители в священном сане; иеромонах Андрей (Коротков), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии.

Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова.

За богослужением молились прихожане обители, паломники и студенты Псково-Печерской духовной семинарии.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений посетил Картинную галерею Псковского музея-заповедника

11 ноября 2023 года митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил Картинную галерею Псковского музея-заповедника.

Высокопреосвященнейшего Владыку встречала генеральный директор Псковского музея-заповедника, заслуженный работник культуры России Светлана Евгеньевна Мельникова, которая познакомила митрополита Арсения с экспозицией “Культура и искусство древнего Пскова” и выставкой картин разных эпох из собрания музея.

Митрополит Арсений возглавил братскую Литургию в Псково-Печерском монастыре

9 ноября 2023 года, в день памяти святого мученика Нестора Солунского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Успенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, с братией обители в священном сане.

За богослужением молились братия Псково-Печерской обители.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

Митрополит Арсений посетил церковно-приходскую школу поселка Ветвеник

8 ноября 2023 года митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил общеобразовательную Ветвеницкую церковно-приходскую школу иконы Покрова Божьей Матери.

Владыку митрополита сопровождали: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный Гдовского округа епархии иеромонах Иннокентий (Селезнев), настоятель храма апостолов Петра и Павла поселка Ветвеник протоиерей Константин Подкорытов и духовенство Гдовского благочиния.

В ходе визита митрополит Арсений ознакомился с ходом учебного процесса, посетил учебные классы и благословил учащихся, а также провел педагогическое совещание с директором Светланой Владимировной Венедиктовой и педагогическим составом школы.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти великомученика Димитрия Солунского

Дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья, сестры, всех вас рад приветствовать и сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма – памяти святого великомученика Димитрия Солунского, особо почитаемого в православном народе – и в древности, и в наши дни.

 

Мы слышали сегодня в Евангелии слова Спасителя из прощальной беседы с учениками: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). И далее Господь говорит Своим ученикам о том, что если мир их возненавидит, то это потому что, прежде всего, он возненавидел Его, то есть Христа. И как мы знаем из церковной истории, вскоре после Вознесения и Пятидесятницы, когда началась апостольская проповедь, мир встретил христианство ненавистью. Начались гонения сначала в Иерусалиме, потом в Риме и в других городах Римской империи. И на протяжении последующих столетий, вплоть до императора Константина, до первой половины IV столетия, Церковь была гонима. Об этом и Сам Господь предупреждал, и в прощальной беседе и ранее, когда говорил: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И мы видим эту брань врат адовых, мы видим и исполнение слов Христа о том, что Его Церковь стоит неодолимой, как скала. Помимо того, что Церковь была создана Самим Христом, во многом это еще и потому, что и апостолы, и первые поколения христиан помнили эту заповедь Спасителя: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). Или, как в той же беседе сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Согласно словам Самого Христа, которые звучат неоднократно и недвусмысленно, именно любовь является отличительным признаком ученика Христова. И ту ненависть, ту брань врат адовых, которая разверзлась против ранней Церкви, христиане препобеждали любовью. Было трудно, было тревожно, были искушения отплатить ненавистью за ненависть, злобой за злобу, но христиане препобеждали все эти искушения словом Божиим, а также и наставлениями апостолов, такими как тот гимн любви, который содержится в Послании апостола Павла к Коринфянам. Памятуя о том, что любовь есть заповедь Самого Христа, апостол Павел раскрывает понятие о любви: что значит любить? Потому что каждый из нас может задаться этим вопросом: люблю ли я Бога, люблю ли я ближних? И зная о том, что любовь есть высшая христианская добродетель, не найти в себе этой любви и опустить руки, и отчаяться в своем христианском делании, а может быть даже во спасении. Но не должно быть места отчаянию ни у кого из нас. Да, любовь действительно высшая христианская добродетель, и тяжело молиться так, как молился, допустим, преподобный Силуан Афонский – со слезами за весь мир и за все творение Божие, чтобы Господь спас каждого, даже падших ангелов. Но это не значит, что сейчас ничего мы не можем сделать или ничего не должны делать и опустить руки. Заповедь о любви, которая звучит в наставлениях Господа и звучит в наставлениях апостолов – это прежде всего заповедь о конкретных делах любви. И именно ранняя Церковь в Иерусалиме – она делом показывала, как можно любить друг друга: находиться в любви у Бога и у всего народа, как сказано в Книге Деяний святых апостолов, когда христиане были все вместе, у них было все общее (см. Деян. 2:44-47), когда они поддерживали друг друга любовью. И действительно эта любовь в последующем была отличительным признаком учеников Христовых. Раннехристианский писатель и богослов Тертуллиан приводит слова язычников по отношению к христианам: «Смотрите как они любят друг друга». И вот это поведение христиан было лучшей проповедью в те непростые времена, когда мир платил им ненавистью, когда империя языческая стремилась уничтожить христианство – христиане отвечали любовью.

О каких делах милосердия, о каких делах любви говорит апостол? Он поясняет для нас то, что значит жить по любви. Да, это дар превосходнейший, по мысли апостола Павла, но в отличии от других даров, таких как, например, говорение на языках, этот дар, хоть он и выше, может быть и должен стать уделом каждого христианина (ср.: 1 Кор. 12:31-13:3). И он раскрывает, что такое любовь: «Любовь не превозносится, – пишет он, – не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4). Христиане жили этой деятельной любовью, и эта заповедь – обращена и к каждому из нас. Дела любви – дела сострадания, дела милосердия, поддержка друг друга – и материальная, и духовная – и благотворение, и доброе слово, и молитва за другого человека, и просто благодарение Богу за то, что в нашей жизни есть столько Его даров, включая близких людей, которые нас окружают. Это и отказ от ненависти, и стремление к прощению. И даже когда мы не можем пока простить – это молитва, чтобы Господь дал нам силы простить и простил этого человека, а в конце концов простил наши грехи, как мы прощаем людям. Все это – маленькие шаги, маленькие дела любви, из которых складывается христианская жизнь – от силы в силу, от славы в славу. И да, люди, шествующие по этому пути – они укрепляются в любви. Они находят в себе возможность любить Бога, находят в себе силы любить не только ближних своих, но и каждого человека, находят силы молиться за врагов. Но по этому пути надо идти, не опуская руки, а каждый день совершая хотя бы маленькие поступки, маленькие, может быть, жесты, слова, молитвы о людях, обо всем мире и, конечно, о себе.

И возвращаясь к ранним христианам, мы видим, что они именно этой любовью смогли преодолеть ненависть мира сего. Их любовь, а также их мужество во время гонений сделали невозможное. Когда, видя этих невинных страдальцев, которые спокойно, с полным доверием к Богу принимали тяжкие муки, люди, бывшие, скажем, зрителями на арене цирка, или даже сами палачи, в изумлении задавались вопросами: «какая тайна им открыта, что делает их такими спокойными, неуязвимыми, радостными перед лицом смерти, как будто они переходят не в смерть, а в жизнь?». А многих в этот момент просвещал Дух Святой – некрещеных людей, и даже палачей, которые себя объявляли христианами, вдохновляясь примером святых мучеников, и тоже шли на муки. Но именно глубокая вера и «свидетельство», – как называла Церковь страдания святых мучеников, – свидетельство о Христе и любовь к ближним, братьям по вере и даже к язычникам, и позволило Христианству победить. В конце концов он стало свободным, а потом и господствующим исповеданием в Римской империи, которая сама стала христианской. Православную Римскую империю мы знаем как Византию, из которой и наше отечество когда-то восприняло святую веру.

Никогда не будем забывать о том высшем христианском предназначении, которое делает нас учениками Христовыми. Не внешняя принадлежность какой-то нации или даже к Православной Церкви, но дела милосердия, дела сострадания, дела евангельской любви – вот что делает каждого из нас учеником или ученицей Христовыми. Это то, чего ждет от нас мир во все времена, изголодавшийся, тоскующий по живому слову о вере, по настоящей любви, по надежде. Он тоскует и ждет от нас, даже если кажется, что платит нам ненавистью, неприязнью или неверием. На самом деле, во всем этом глубокая тоска и травма потери Бога. А каждый из нас и все мы, люди веры, люди Церкви, призваны быть Его, то есть Христа, соработниками, Его орудиями, Его помощниками, свидетелями Его любви в этом мире. Ведь не зря было сказано: «Вы свет для мира и соль земли» (Мф. 5:13-14) – так Господь назвал Своих учеников, подлинных учеников.

Первые христиане и ранние мученики, такие как Димитрий Солунский, проконсул Фессалоник, который, как правитель города, обратил множество людей ко Христу в то время, когда гонения еще продолжались и сам стал мучеником за Христа, и святые все последующих времен – помнили об этом призвании. Будем помнить и мы с вами. Самое важное то, что, как в жизни апостолов присутствовал Воскресший Господь, как в жизни мучеников, святителей, преподобных и праведных всех времен, так и в нашей жизни, в нашей Церкви, среди нас, Он присутствует и ведет нас по пути спасения. Это самое важное знание, самая, может быть, великая сила, с которой можно препобедить все – вкупе с любовью, состраданием и милосердием. 

С помощью Божией будем совершать свое христианское делание, будем свидетельствовать о Христе добрыми делами, словами, милосердием, состраданием, миролюбием, прощением. И молитвами святого великомученика Димитрия Солунского Господь да наставит нас на этом пути и помилует всех! Аминь.

8 ноября 2023 года,
Свято-Державный Димитриевский собор города Гдова