Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти великомученика Димитрия Солунского

Дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья, сестры, всех вас рад приветствовать и сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма – памяти святого великомученика Димитрия Солунского, особо почитаемого в православном народе – и в древности, и в наши дни.

 

Мы слышали сегодня в Евангелии слова Спасителя из прощальной беседы с учениками: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). И далее Господь говорит Своим ученикам о том, что если мир их возненавидит, то это потому что, прежде всего, он возненавидел Его, то есть Христа. И как мы знаем из церковной истории, вскоре после Вознесения и Пятидесятницы, когда началась апостольская проповедь, мир встретил христианство ненавистью. Начались гонения сначала в Иерусалиме, потом в Риме и в других городах Римской империи. И на протяжении последующих столетий, вплоть до императора Константина, до первой половины IV столетия, Церковь была гонима. Об этом и Сам Господь предупреждал, и в прощальной беседе и ранее, когда говорил: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И мы видим эту брань врат адовых, мы видим и исполнение слов Христа о том, что Его Церковь стоит неодолимой, как скала. Помимо того, что Церковь была создана Самим Христом, во многом это еще и потому, что и апостолы, и первые поколения христиан помнили эту заповедь Спасителя: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). Или, как в той же беседе сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Согласно словам Самого Христа, которые звучат неоднократно и недвусмысленно, именно любовь является отличительным признаком ученика Христова. И ту ненависть, ту брань врат адовых, которая разверзлась против ранней Церкви, христиане препобеждали любовью. Было трудно, было тревожно, были искушения отплатить ненавистью за ненависть, злобой за злобу, но христиане препобеждали все эти искушения словом Божиим, а также и наставлениями апостолов, такими как тот гимн любви, который содержится в Послании апостола Павла к Коринфянам. Памятуя о том, что любовь есть заповедь Самого Христа, апостол Павел раскрывает понятие о любви: что значит любить? Потому что каждый из нас может задаться этим вопросом: люблю ли я Бога, люблю ли я ближних? И зная о том, что любовь есть высшая христианская добродетель, не найти в себе этой любви и опустить руки, и отчаяться в своем христианском делании, а может быть даже во спасении. Но не должно быть места отчаянию ни у кого из нас. Да, любовь действительно высшая христианская добродетель, и тяжело молиться так, как молился, допустим, преподобный Силуан Афонский – со слезами за весь мир и за все творение Божие, чтобы Господь спас каждого, даже падших ангелов. Но это не значит, что сейчас ничего мы не можем сделать или ничего не должны делать и опустить руки. Заповедь о любви, которая звучит в наставлениях Господа и звучит в наставлениях апостолов – это прежде всего заповедь о конкретных делах любви. И именно ранняя Церковь в Иерусалиме – она делом показывала, как можно любить друг друга: находиться в любви у Бога и у всего народа, как сказано в Книге Деяний святых апостолов, когда христиане были все вместе, у них было все общее (см. Деян. 2:44-47), когда они поддерживали друг друга любовью. И действительно эта любовь в последующем была отличительным признаком учеников Христовых. Раннехристианский писатель и богослов Тертуллиан приводит слова язычников по отношению к христианам: «Смотрите как они любят друг друга». И вот это поведение христиан было лучшей проповедью в те непростые времена, когда мир платил им ненавистью, когда империя языческая стремилась уничтожить христианство – христиане отвечали любовью.

О каких делах милосердия, о каких делах любви говорит апостол? Он поясняет для нас то, что значит жить по любви. Да, это дар превосходнейший, по мысли апостола Павла, но в отличии от других даров, таких как, например, говорение на языках, этот дар, хоть он и выше, может быть и должен стать уделом каждого христианина (ср.: 1 Кор. 12:31-13:3). И он раскрывает, что такое любовь: «Любовь не превозносится, – пишет он, – не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4). Христиане жили этой деятельной любовью, и эта заповедь – обращена и к каждому из нас. Дела любви – дела сострадания, дела милосердия, поддержка друг друга – и материальная, и духовная – и благотворение, и доброе слово, и молитва за другого человека, и просто благодарение Богу за то, что в нашей жизни есть столько Его даров, включая близких людей, которые нас окружают. Это и отказ от ненависти, и стремление к прощению. И даже когда мы не можем пока простить – это молитва, чтобы Господь дал нам силы простить и простил этого человека, а в конце концов простил наши грехи, как мы прощаем людям. Все это – маленькие шаги, маленькие дела любви, из которых складывается христианская жизнь – от силы в силу, от славы в славу. И да, люди, шествующие по этому пути – они укрепляются в любви. Они находят в себе возможность любить Бога, находят в себе силы любить не только ближних своих, но и каждого человека, находят силы молиться за врагов. Но по этому пути надо идти, не опуская руки, а каждый день совершая хотя бы маленькие поступки, маленькие, может быть, жесты, слова, молитвы о людях, обо всем мире и, конечно, о себе.

И возвращаясь к ранним христианам, мы видим, что они именно этой любовью смогли преодолеть ненависть мира сего. Их любовь, а также их мужество во время гонений сделали невозможное. Когда, видя этих невинных страдальцев, которые спокойно, с полным доверием к Богу принимали тяжкие муки, люди, бывшие, скажем, зрителями на арене цирка, или даже сами палачи, в изумлении задавались вопросами: «какая тайна им открыта, что делает их такими спокойными, неуязвимыми, радостными перед лицом смерти, как будто они переходят не в смерть, а в жизнь?». А многих в этот момент просвещал Дух Святой – некрещеных людей, и даже палачей, которые себя объявляли христианами, вдохновляясь примером святых мучеников, и тоже шли на муки. Но именно глубокая вера и «свидетельство», – как называла Церковь страдания святых мучеников, – свидетельство о Христе и любовь к ближним, братьям по вере и даже к язычникам, и позволило Христианству победить. В конце концов он стало свободным, а потом и господствующим исповеданием в Римской империи, которая сама стала христианской. Православную Римскую империю мы знаем как Византию, из которой и наше отечество когда-то восприняло святую веру.

Никогда не будем забывать о том высшем христианском предназначении, которое делает нас учениками Христовыми. Не внешняя принадлежность какой-то нации или даже к Православной Церкви, но дела милосердия, дела сострадания, дела евангельской любви – вот что делает каждого из нас учеником или ученицей Христовыми. Это то, чего ждет от нас мир во все времена, изголодавшийся, тоскующий по живому слову о вере, по настоящей любви, по надежде. Он тоскует и ждет от нас, даже если кажется, что платит нам ненавистью, неприязнью или неверием. На самом деле, во всем этом глубокая тоска и травма потери Бога. А каждый из нас и все мы, люди веры, люди Церкви, призваны быть Его, то есть Христа, соработниками, Его орудиями, Его помощниками, свидетелями Его любви в этом мире. Ведь не зря было сказано: «Вы свет для мира и соль земли» (Мф. 5:13-14) – так Господь назвал Своих учеников, подлинных учеников.

Первые христиане и ранние мученики, такие как Димитрий Солунский, проконсул Фессалоник, который, как правитель города, обратил множество людей ко Христу в то время, когда гонения еще продолжались и сам стал мучеником за Христа, и святые все последующих времен – помнили об этом призвании. Будем помнить и мы с вами. Самое важное то, что, как в жизни апостолов присутствовал Воскресший Господь, как в жизни мучеников, святителей, преподобных и праведных всех времен, так и в нашей жизни, в нашей Церкви, среди нас, Он присутствует и ведет нас по пути спасения. Это самое важное знание, самая, может быть, великая сила, с которой можно препобедить все – вкупе с любовью, состраданием и милосердием. 

С помощью Божией будем совершать свое христианское делание, будем свидетельствовать о Христе добрыми делами, словами, милосердием, состраданием, миролюбием, прощением. И молитвами святого великомученика Димитрия Солунского Господь да наставит нас на этом пути и помилует всех! Аминь.

8 ноября 2023 года,
Свято-Державный Димитриевский собор города Гдова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.