Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в праздник Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний праздник, дорогие отцы, братья и сёстры, как известно, называется Входом Господним в Иерусалим. И событие, которое лежит в основе этого праздника, описывается евангелистами как торжественная встреча, которую устроили жители Иерусалима, ученики и люди, которые сопровождали Христа, когда Тот, незадолго до Своих страданий, направил Свои стопы в Иерусалим. Он входил в Иерусалим, сидя верхом на молодом осле, а народ восклицал торжественные возгласы: «Осанна», – то есть «спасение», – «осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9). Так приветствовали царей, и сейчас Иерусалим приветствует Своего Царя. Тот факт, что Спаситель входит не как триумфатор, сидя на коне, во главе войска, а окружённый учениками, окружённый теми людьми, которые и раньше слышали о Нём, или сейчас услышали, особенно после воскрешения Лазаря, сидя на ослёнке – символе мира, а не войны и победы – говорило о многом. Исполнялось пророчество Захарии: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (см. Зах. 9:9), и тем самым Спаситель исполнил древнее пророчество о том, что Христос, или Мессия, действительно войдет в Иерусалим таким образом.

Мы сегодня, вспоминая это событие, не можем не умиляться этому народному ликованию и тем детям, которые с пальмовыми ветвями встречали Христа столь торжественными возгласами. Казалось, действительно, это час триумфа для Господа Иисуса Христа. Пожалуй, нигде так торжественно и так радостно Его до сих пор не встречали. Но мы, как и Сам Господь, не можем, конечно же, заблуждаться относительно этого ликования и этой народной любви, которая оказалась столь непостоянной и сменилась горьким разочарованием. Как только люди поняли, что Христос не мнит Себя земным царём и владыкой, что не собирается восстанавливать земное царство Давида и Соломона, что Он не великий полководец, Который свергнет поработителей римлян и не возвеличит этот народ над всеми народами земли – это разочарование вылилось в раздражение и ненависть. И мы знаем, что среди этих людей, кричащих «осанна… осанна» (Мф. 21:9), находятся и те, кто спустя несколько дней, буквально, будут требовать Его казни: «распни, распни Его!» (Лк. 23:21). Поэтому этот праздник не только радостный, но и, пожалуй, самый печальный из всех Господских праздников. Потому что мы видим, что торжественным входом Христа в Иерусалим начинается Его скорбный путь, Крестный путь – как и в литургическом смысле этот день начинает Страстную неделю, когда каждый день будет посвящён тому или иному событию из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. И мы будем со всей Церковью молитвенно переживать со Христом Его последние дни на земле.

Но ученики и люди, встречающие Христа, ещё этого не знали, они были воодушевлены, они были охвачены радостью. А ещё мы знаем из истории и из Евангелия, что среди них были некие зилоты – борцы за независимость, за освобождение, которые устраивали убийства римских солдат и готовы были по одному только мановению вождя, которого они признают, начать освободительную войну. И мы видим, что город на самом деле находился на грани такого вот восстания. Но Христос шёл в Иерусалим, как уже было сказано, не для земного царствования. Не сразу, постепенно ученикам открывалось, что Царство Божие – это не земное царство, это не восстановление царства Давида и Соломона. Это царство Божественной любви, которая отдает себя ради жизни мира. И вот, тот конец земной жизни, который ожидал Христа в Иерусалиме – конечно же трагичен, страшен. По всем земным представлениям, по всем критериям людей века сего, которые подходят ко всему со своими представлениями об успехе – эта жизнь кончилась полной неудачей, фиаско. Казалось бы, вместе со смертью Учителя на кресте должно было погибнуть и Его дело, рассеяться ученики, заглохнуть проповедь Евангелия. Церковь, едва родившись, должна была прекратить своё существование. И это было бы так, если бы Тот, Кто входил в Иерусалим, был простым человеком. Силы зла, можно сказать, скоро будут торжествовать свою победу. Первосвященники, которые ненавидели Христа и которых Он раздражал, были удовлетворены тогда, когда Спаситель был взят под арест, под стражу, подвергнут пыткам и, наконец, распят на кресте.

Но в этом видимом умалении, видимом поражении Сына Божия заключалась тайна нашего спасения, тайна Божественной любви, которая древнее этого мира, которая объемлет собою вечность. Когда Спаситель сошёл во ад – тогда началась и победа над смертью, и наше спасение. Потому что смерть и ад, как говорит в своём слове Пасхальном Иоанн Златоуст, напали на то, что видели, и встретили того, что не видели, того, что не ожидали – своё поражение, свою собственную смерть, своё упразднение (см: Слово огласительное на Святую Пасху). И в этом главный смысл того праздника, который мы будем совершать спустя неделю – в том, каким образом происходит наше спасение: через видимое умаление Сына Божия, через победу над смертью, через сокрушение врат адовых. Свет воссиял для всего мира, и история мира, и история наших отношений с Богом с тех пор изменились. И мы, со Христом, предуставлены, предназначены, призваны наследовать жизнь вечную, войти в радость Господа нашего, быть причастниками и причастницами Его победы над смертью. В этом – главная радость, в этом – главный смысл и вдохновение для нас.

Мы, встречающие Христа, идущего на вольную смерть, не станем заблуждаться относительно того, каким Царём Он является. Он – не владыка земной, Он – не знамя ни для одной политической идеологии и не вождь ни для одного какого-то отдельно взятого народа. Он – Царь мира и, что самое важное для каждого из нас, Царь наших сердец. И Он – источник и нашей будущей, обетованной Им Самим, победы над смертью. Войдём же в радость Господа нашего, примем Его в свою жизнь, в своё сердце, потому что Он пришёл в этот мир, чтобы спасти падшего Адама – всё человечество, и не найдя на земле, – как говорится в одном из песнопений Великой субботы, – даже до ада снизшел еси ищай (утреня Великой субботы). Это означает, что и в жизни, и в смерти мы не покинуты Им! И всегда остаётся надежда на встречу с Ним, на то, что мы сможем встретить эту Божественную любовь, войти в Неё и стать, благодаря Господу нашему и Спасителю, сопричастником жизни вечной. Аминь.

28 апреля 2024 года,
 Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

В день празднования Входа Господня в Иерусалим митрополит Арсений совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

По окончании богослужения Владыка митрополит совершил традиционное освящение вербных ветвей (ваий).

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

На радио «ПЛН FM» состоялся новый выпуск программы «Пастырь», посвященный Страстной седмице

26 апреля 2024 года в эфире радио «ПЛН FM» вышла очередная программа из цикла «Пастырь». Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иерей Артемий Лутченко рассказал радиослушателям, об основных событиях Страстной седмицы в евангельском повествовании.

По материалам Псковской ленты новостей

Батюшка рассказал школьникам о Светлом празднике Христова Воскресения

22 апреля 2024 года клирик воинского храма святого Александра Невского иерей Антоний Зенькович провел пастырскую встречу с учащимися Остенской средней общеобразовательной школы поселка Писковичи Псковского района.

Отец Антоний провел увлекательную беседу, в ходе которой рассказал ребятам о значении и истории праздника Пасхи. Школьники узнали о евангельских событиях, лежащих в основе этого великого христианского торжества.

Батюшка умело завладел вниманием учащихся, дополняя свой рассказ интересными фактами и поучительными историями. Школьники с большим интересом слушали отца Антония, задавали вопросы и активно участвовали в беседе.

Организатором мероприятия выступила педагог дополнительного образования Нина Васильевна Богданова.

По материалам группы Остенская средняя общеобразовательная школа

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова

27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством. Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.

За всенощным бдением молились прихожане собора и многочисленные паломники.

После чтения Евангелия Владыка митрополит совершил традиционное освящение вербных ветвей (ваий).

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Митрополит Арсений принял участие в праздновании 375-летия образования пожарной охраны России

27 апреля 2024 года в большом концертном зале Псковской областной филармонии митрополит Псковский и Порховский Арсений принял участие в торжественном мероприятии, посвящённом 375-летию образования пожарной охраны России.

В мероприятии также приняли участие Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов, Начальник ГУ МЧС России по Псковской области Сергей Лаврухин, сотрудники МЧС Псковской области.

Владыка митрополит поздравил всех собравшихся со значимым юбилеем и пожелал спасателям и пожарным всесильной помощи Божией в их нелегком деле.

Также с поздравлением в адрес пожарных обратился губернатор Псковской области Михаил Ведерников. «Первое упоминание о пожарной охране в Пскове датируется 1837 годом. С каждым десятилетием пожарная охрана совершенствовалась и развивалась. На всех этапах развития пожарной охраны её главным достоянием всегда были люди, готовые в любой момент прийти на помощь тем, кому она нужна», – сказал глава региона.

Михаил Ведерников вручил работникам противопожарной службы почётный знак «За заслуги перед Псковской областью», почётные грамоты губернатора Псковской области, нагрудные знаки удостоенным звания «Заслуженный пожарный Псковской области» и благодарственные письма правительства Псковской области.

Совместно с официальным сайтом Правительства Псковской области и Псковским агентством информации

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Лазареву субботу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры! Завершилась святая Четыредесятница, то есть сорок дней Великого поста. И с сегодняшнего дня начинаются особенные дни – сначала Лазарева суббота, потом праздник Входа Господня в Иерусалим и наконец – Страстная неделя, которая в своих удивительных по красоте и неповторимых богослужениях готовит нас не только к молитвенному воспоминанию страстей Господних, но и ко встрече Светлого Христова Воскресения.

Мы уже на пороге этого праздника. И сегодня звучит или доносится до нас эхо Пасхи, как пророчество, как предвозвещение победы над смертью. И вот если мы зададимся вопросом: «а зачем же Господь Иисус Христос воскрешает своего друга Лазаря?», – то мы увидим ответ в Его заботе не только о Лазаре, не только о его сёстрах Марфе и Марии, и не только о Своих учениках, но и обо всех о нас. Как повествует Евангелие, незадолго до Своих страданий Господь посещает Вифанию. Ему уже было известно, что Его друг Лазарь скончался после тяжёлой болезни. Уже тогда приближаться к Иерусалиму было смертельно опасно, и ученики знали об этом. И однако же Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер» (Ин. 11:14) и отправляется в Вифанию. И Фома, единственный из апостолов, о котором почему-то принято говорить, что он неверующий, но нашёл в себе (может быть единственный из учеников) твёрдость веры, укрепляя и призывая остальных: «пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:14). И вот Господь со Своими учениками приходит в селение близ Иерусалима, в Вивфанию. В доме Его друзей царил траур – Лазарь умер. И это место из Евангелия ещё раз подчеркивает удивительную сторону, а именно человеческую сущность Христа. Евангелист неслучайно отмечает, что Он любил Лазаря и Марфу, и Марию, это были близкие Ему люди. И когда Он вошёл в этот дом, где царил траур, и спросил: «где вы положили его?», – то есть где Лазарь погребен, и когда Ему сказали, – «пойди, посмотри», – евангелист доносит трогательную деталь, – «Христос прослезился» (см.: Ин. 11:34-35).

Когда отцы IV Вселенского Собора в пятом столетии утверждали догмат о Богочеловечестве, они как раз обратили внимание на эту неизреченную тайну, которая, в общем-то, не может быть выражена в полноте никакими человеческими словами – на тайну единства Божества и человечества во Христе. Но отмечалось, что для нашего спасения необходимо было, чтобы Спаситель был полностью Человеком, единосущным нам, чтобы через Него, через это единство с нами спасение распространилось по всему роду человеческому, как от единого Источника, как от Нового Адама Но при этом само дело спасения возможно было совершить только Богу, и поэтому мы и говорим со всей Церковью, возвещаем эту спасительную и радостную тайну, что Господь Иисус Христос – воистину Бог и воистину Человек. И вот, это событие, которое описывается в сегодняшнем Евангелии, которое мы вспоминаем, может быть, как никакое другое, подчеркивает полноту обеих природ во Христе. Как Человек, Он прослезился над Своим умершим другом, но восставить его из мертвых, призвать его снова к жизни может только Бог.

Все евангельские чудеса продиктованы, прежде всего, милосердием Христа к людям. Это не просто какие-то поражающие воображения события, имеющие цель вызвать слепую веру, слепое подчинение или повиновение. В каждом событии – исцелении, изгнании демонов, воскрешении – всегда присутствует любовь милосердная, сострадающая, снисходящая к падшему человеческому естеству. Но воскрешение Лазаря, которое мы сегодня вспоминаем – оно выходит из ряда вон, выходит из ряда остальных евангельских чудес вот ещё по какому признаку. Все евангельские чудеса, какое бы из них мы бы ни взяли, – они оставляют пространство для сомнения. Это всегда вера. Всегда ум, настроенный скептически, может не принять, может объяснить всё естественными причинами: ну да, вот великий Чудотворец, вот что-то Он совершил, или говорят, что совершил. Иудеи же не веровали и сомневались, а многие и ненавидели Христа. И даже воскрешение дочери Иаира, сомневающийся и неверующий ум тоже мог объяснить естественными причинами. Не сказал ли сам Спаситель: «девица не умерла, но спит» (Мк. 5:39)? Но вызвать из области смертной человека, который умер, достоверно умер, несколько дней назад, так что уже его коснулось разложение – явление поистине сверхъестественного порядка, где иные толкования и всякие сомнения умирают, и человек предстаёт просто перед фактом совершившегося. Не случайно евангелист также замечает, что многие из иудеев после этого уверовали в Него – уверовали во Христа.

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, то оживёт» (Ин. 11:25). Пожалуй, эти слова – самые важные в сегодняшнем Евангелии, которые раскрывают сущность всего события: это возвещение о том, что грядёт то единственное, уникальное в своём роде Воскресение, ради которого Господь и пришёл в этот мир, ради которого Он взойдёт на Крест. И для учеников, апостолов, для всех для тех, кто любил Христа, предстояли дни тяжёлых испытаний. Потому что они, скорее всего, видели в Нём Царя, но такого, какого ожидали и прочие иудеи. Да, великий Чудотворец, Мессия, Царь, Который восстановит царство Израилево. Именно этим, в общем-то, объясняется воодушевление, с которым жители Иерусалима встречали Христа, как царя – но царя земного. И все те слова, которые Господь говорил Своим ученикам, предупреждая, что «Сын Человеческий предан будет в руки человек грешник, и убьют Его, но на третий день Он воскреснет» (Мф. 17:22-23), не доходили до их сознания. Они просто не понимали, просто отказывались принимать эти слова. Что может случиться с Таким великим Человеком, Которому подвластно всё: и стихии, и болезни, Который имеет власть над нечистыми духами, имеет власть воскрешать мёртвых? Разве с Ним может что-то плохое приключится? Безусловно, Он – Царь, и безусловно нужно быть с Ним, чтобы наследовать это царство, – так и думали многие иудеи и даже ближайшие ученики. Но Господь, как раз таки, отдавал Себе отчёт в том, что Его ожидает в Иерусалиме. Он точно не заблуждался, не мог заблуждаться на этот счёт – из Вифании начинается Крестный путь. И для того, чтобы ученики, ближайшие ученики, столпы будущей Церкви – не рассеялись, не отчаялись, не потеряли веру, как-то почувствовали, что эта Голгофа и смерть, такая трагическая, такая страшная – не конец, Господь в этот момент показывает Свою Божественную власть: Он – Владыка жизни, Он – Творец, Тот, Кому когда-то ничего и не стоило словом сотворить весь этот мир, призвав из небытия в бытие, ничего так же не стоит словом призвать к жизни умершего четыре дня назад человека.

И вот это воспоминание, это чувство необычайного, сверхъестественного порядка, так же как и событие Преображения на Фаворе, которое тоже, согласно Евангелию, было незадолго до Страданий, должно было укрепить учеников в дни тяжёлых испытаний. А вместе с ними и нам даётся обетование о последней и окончательной победе над смертью: Общее воскресение Прежде Твоея страсти, – то есть прежде страдания, – уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим). Это не чудо ради чуда, а это – пророчество, это указание, это предвозвещение того, прежде всего, уникального в своём роде Воскресения, как победы над смертью и адом, которую совершит Сам Христос, и плодом которой будет и всеобщая победа над смертью, которую мы чаем, которую мы с вами ожидаем, упованием о которой мы утверждаемся в нашем христианском житии, и каждый день веру в это исповедуем словами нашего Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

27 апреля 2024 года,  
храм Вознесения Господня города Пскова

В праздник Светлого Христова Воскресения у храма Успения Божией Матери (с Пароменья) состоится Пасхальный семейный фестиваль

5 мая 2024 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, на прихрамовой территории храма Успения Божией Матери (с Пароменья) города Пскова состоится Пасхальный семейный фестиваль.

На праздник приглашаются все желающие. Гостей фестиваля ждет погружение в атмосферу традиционного празднования Пасхи на Руси.

В программе фестиваля:

  • Традиционное катание яиц;
  • Выступления хоровых коллективов;
  • Военный духовой оркестр;
  • Фотосессия;
  • Мастер-классы псковских ремесленников;
  • Горячий чай с пасхальным куличом;
  • Псковская звонница.

Ознакомиться с подробной программой фестиваля можно в официальной группе ВКонтакте

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме Вознесения Господня города Пскова

27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Вознесения Господня города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов.

Песнопения Литургии исполнил хор храма под управлением матушки Ольги Ивановой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Затем настоятель храма иерей Олег поблагодарил Владыку митрополита за радость молитвенного общения и преподнёс в дар Его Высокопреосвященству панагию.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

О нынешних этапах реставрации Псково-Печерской обители рассказали в эфире ГТРК «Псков»

25 апреля 2024 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали о нынешних этапах реставрации Свято-Успенской Псково-Печерской обители.

На башне Святых ворот в Псково-Печерском монастыре появилась новая кровля. С наступлением тепла работы активно ведутся сразу на нескольких архитектурных памятниках. Стены и фундаменты башни Нижних решёток инъектируют со стороны фасадов специальными укрепляющими составами. Основные работы ведутся внутри въездной арки. В ней будут установлены кованые подъёмные решётки, воссозданные по древним аналогам.

На башне Тюремной проводится вычинка разрушенного камня, укрепляются стены. Завершается реставрация Петровской башни, её также называют башней Святых ворот. В доме баронессы Бюнтинг, построенном в начале XX века, разобрана старая кровля. Реставраторы протезируют деревянные балки в местах утрат. Зданию вернут исторический облик, подключат к коммуникациям, как и другие объекты Псково-Печерского монастыря. Эти работы сейчас ведутся в церкви святого Лазаря.

По материалам ГТРК «Псков»