Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в среду 3-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В дни Святой Четыредесятницы, дорогие отцы, братья и сёстры, а именно в среды, пятницы и в некоторые праздники, такие как Обретение главы Иоанна Предтечи, Сорок мучеников, храмовый праздник (если он случается в течение Великого поста), в четверг пятой недели – «стояние Марии Египетской», а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, совершается необычное по своей красоте богослужение, которое называется Литургией Преждеосвященных Даров и которую мы сегодня совершили вместе с вами.

Это богослужение относит нас к раннему христианству и к древнему монашеству, потому что прообразом его была возможность верующих во времена гонений причащаться не только в тех местах, где совершались богослужения, – в катакомбах или храмах. Больным, отсутствующим по уважительной причине, а также находящимся в узах за исповедание веры во Христа, после Литургии диаконы церковные относили уже освященные Дары – Тело и Кровь Христовы. А также есть сведения о том, что в некоторых местах была практика даже хранить Святые Дары дома верующими и ежедневно причащаться. И таким образом, как бы Воскресная Евхаристия для людей, которые жили от Евхаристии до Евхаристии, от встречи с Господом до новой встречи с Ним, в период гонений, в период, когда они не знали, доживут ли до следующего Воскресного дня, простиралась на всю седмицу. В последующем подобная практика сохранялась в монастырях Египта, Сирии и Палестины. Сама же Литургия Преждеосвященных Даров, состоящая из элементов, уже знакомых нам, известна по богослужению в Константинополе в VII веке, в Египте и в Сирии – в VI. Это восточное, по своему духу и происхождению, богослужение, которое, славянские служебники приписывают авторству Григория Двоеслова, папы Римского, мог видеть сам святитель Григорий, когда ещё в сане диакона был представителем Римской Церкви в Константинополе, в царствующем граде (был такой штрих в его биографии). Известно также, что когда его избрали епископом в Риме, а тогда Римская Церковь была православной, ряд восточных обычаев он ввёл в богослужебный обиход Римской Церкви. Так, вполне возможно, что могла оказаться на Западе Литургия Преждеосвященных Даров, которая нам сейчас известна под именем святителя Григория Двоеслова. Поэтому мы вспоминаем сегодня с благодарностью этого святителя древней Церкви, который почитается и на Востоке, и на Западе, и который нам известен как «Двоеслов», что значит «Собеседник» – Διάλογος [Диалогос] по-гречески – по главному его письменному труду: «Собеседования (или Диалоги) о жизни италийских отцов и о бессмертии души», где он много рассказывает о начале, истории и о подвижниках западного монашества.

Итак, это богослужение, которое совершается в Великом посту, позволяет нам приобщиться к той любви, к той тоске по единению с Господом, которым жила древняя Церковь. Естественно, что для человека, который причащается редко, остается только насладиться какими-то эстетическими элементами этого богослужения. Хотя его дух, его смысл, его основное содержание – именно в том, чтобы дать возможность верующим, не только по воскресным дням (что само собой разумеется) быть в причастии с Господом, но и в течение недели не оставлять этого утешения, этого благословения, этого укрепления, которое нам всем так необходимо не только в течение Великого поста, но и во все дни нашей с вами жизни.

Во время этого богослужения, как и в течение всех остальных великопостных служб, рефреном звучит молитва святого Ефрема Сирина, всем нам хорошо известная: «Господи и Владыко живота моего…». И вот, даже уже первые слова этой молитвы – «Господи и Владыко живота моего…» – задают должный настрой, не только на прохождение Великого поста. Естественно, это нужная тональность для всей нашей жизни. Мы исповедуем Господа, Христа Бога нашего, Владыкой нашей жизни, то есть мы вверяем свою жизнь Его владычеству, Его воли, которая есть благая, совершенная, ведущая нас ко спасению. Мы тем самым приглашаем, как бы, Его в свою жизнь и провозглашаем свою свободу от всего прочего, что могло бы разделить нас с Богом: свобода от страстей, от греха, от человекоугодия, от какого-либо иного раболепства, потому что если действительно наш Бог является для нас Господом и Спасителем, мы обретаем подлинную свободу от всего преходящего, от всего временного, чтобы возрастать нам в «свободу сынов Божиих», как говорится у апостола Павла (см.: Рим. 8:21), возрастать для вечности, для жизни Боге.

Порой случается так, что мы исповедуем Господа нашим Владыкой, или же обращаемся в молитве «Отче наш» так: «…да будет воля Твоя» (Мф. 6:9-10). Но дела наши говорят о другом: «Моя, или наша, воля да будет! Мы сами – являемся господами и владыками живота нашего!» Это бывает тогда, когда мы забываем о Боге, когда мы бываем подвержены тщеславию, зависти, вражде, когда вооружаемся против ближних наших, когда забываем о милосердии, сострадании, прощении. И получается, что исповедание Бога нашим Господом и Владыкой превращается в пустой звук – потому что дела наши, жизнь наша противоречат этому, опровергают наши слова, которые в этом случае ничего не стоят.

Будем же вслушиваться в эту евангельскую и церковную тональность. Раскроем своё сердце для Бога, пусть в нём будет царствовать только Господь. «Ей, Господи, Царю!..» – так мы обращаемся в этой же молитве преподобного Ефрема Сирина. Это то же самое исповедание – мы просим Его быть и Царём, и Господом не только Вселенной, не только всего мироздания, но и нашей жизни. Удивительным образом создан мир. Только человек – такое творение, которое может закрыться для Бога. Всё творение открыто Ему, всё сотворённое прозрачно для Бога. А человек, созданный по образу и по подобию Его, для того, чтобы иметь возможность в любви возрастать для вечности, может ответить Богу: «нет». Господь говорит в Священном Писании: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Он стучится в двери сердца каждого из нас. И от человека, от каждого из нас зависит, впустим ли мы Господа или укажем Ему на дверь, на выход. И тогда Господь смиренно отойдет, но вместе с Ним отойдет и радость, и любовь, и смысл бытия, и само подлинное бытие.

Великий пост – время, которое как никакое другое позволяет нам об этом задуматься и сделать хотя бы несколько шагов, чтобы, преодолев себя, стать хотя бы на одну ступень ближе к Богу, ближе к Небу. Преодолеем себя, преодолеем хотя бы одну греховную привычку, например, привычку осуждать, и это будет очень большой плод Великого поста, больше, чем если бы мы не ели ничего с утра до вечера каждый день. Не будем согрешать языком, не будем осуждать людей, не будем сквернословить, не будем роптать на Бога. И постепенно в нашей жизни будет воцаряться гармония, свет, любовь, и Господь будет не только Владыкой нашей жизни, но и нашим Помощником и Покровителем, с Которым можно преодолеть всё, пройти все невзгоды, все испытания и достигнуть тихой пристани – Царствия Его. Аминь!

3 апреля 2024 года,
храм Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу)
на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове

Спасо-Казанский Симанский монастырь города Острова принял белорусских паломников

1 апреля 2024 года Спасо-Казанский Симанский женский монастырь города Острова посетил детский хор Свято-Елисаветинского монастыря города Минска.

 

Юные паломники узнали об уникальной истории обители и роли семьи Симанских в её становлении, посетили монастырские храмы и музей, а также пообщались с сестрами. В благодарность за теплый прием дети исполнили для насельниц монастыря сербскую песню на стихи святителя Николая (Велимировича) «Вера вечна, вера славна, наша вера Православна».

По материалам группы Спасо-Казанского монастыр

Митрополит Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу)

3 апреля 2024 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря иерей Роман Гизитдинов и клирик храма иерей Владислав Варлаамов.

Богослужебные песнопения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и хор храма под управлением Анастасии Садовник. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По запричастном стихе митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии вошёл в состав жюри областного конкурса литературных и исследовательских работ «Родные истоки»

28 марта 2024 года в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования Псковской области «Лидер» состоялся финал областного конкурса литературных и исследовательских работ «Родные истоки».

В финале приняли участие 25 юных исследователей, которые выступали перед жюри со своими работами.

В этом году в состав жюри вошли:

  • Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии протоиерей Роман Ледин;
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации Вера Аркадьевна Андреева;
  • Старший преподаватель кафедры теологии и философии ПсковГУ, методист ГАОУ ДО «Лидер» Екатерина Николаевна Казакова.

Большинство конкурсных работ были посвящены актуальным темам 2024 года – Году семьи и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. 

Организаторы конкурса отметили важную роль семьи в нашем обществе по количеству родителей и родственников, приехавших поддержать конкурсантов.

По материалам группы ГАОУ ДО «Лидер»

Единоверческая община Псковской епархии будет совершать богослужения в приделе Свято-Троицкого кафедрального собора

29 марта 2024 года на официальном информационном ресурсе единоверческой общины Псковской епархии сообщили о том, что в связи с реставрационными работами в храме святителя Николая Чудотворца (со Усохи) города Пскова, единоверческий приход будет совершать богослужения в Ольгинском приделе Свято-Троицкого кафедрального собора.

По материалам группы Единоверческого прихода

Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

3 апреля 2024 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове.

Встреча Архиерея – 9:30;

4 апреля 2024 года, в четверг 3-й седмицы Великого поста, день прославления иконы Божьей Матери «Изборская», митрополит Арсений совершит Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском соборе поселка Старый Изборск Печорского района.

Встреча Архиерея – 9:30.

Учащиеся Воскресной школы Свято-Державного Димитриевского собора приступили к изготовлению календаря «В ожидании Пасхи»

С началом Великого поста 2024 года воспитанники Воскресной школы Свято-Державного Димитриевского собора города Гдова приступили к изготовлению календаря «В ожидании Пасхи».

Ребята решили собственными руками создать книжку-раскладушку, в которой будет показана каждая неделя Великого поста в виде небольшой открытки.

По прошествии первой недели дети смастерили первую страничку, посвященную Неделе Торжества Православия. Затем ребята изготовили вторую страницу календаря, приуроченную ко второй Неделе Великого поста и дню памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Изготовление календаря «В ожидании Пасхи» – это не только творческий процесс, но и возможность для детей узнать больше о православных традициях и осознано подготовиться к главному христианскому празднику Светлого Христова Воскресения.

По материалам группы Свято-Державного Димитриевского Собора

Проект реставрации храма Космы и Дамиана (с Гремячей горы) города Пскова завершен

31 марта 2024 года на официальном информационном портале АНО «Возрождение объектов культурного наследия» сообщили о том, что завершен проект реставрации храма Космы и Дамиана (с Гремячей горы) города Пскова. 

До начала реставрационных работ были проведены археологические исследования и разработаны варианты конструктивных решений.

Храм находится в сложном состоянии из-за плохой сохранности несущих конструкций. Специалисты предложили несколько вариантов реставрации, некоторые из которых были приняты к рассмотрению.

По материалам АНО «Возрождение»

В Псково-Печерской духовной семинарии состоялась встреча по проекту «Память Церкви»

1 апреля 2024 года студенты и преподаватели Псково-Печерской духовной семинарии провели встречу для координации по проекту «Память Церкви».

Проект посвящен истории Русской Православной Церкви в советские времена. Его участникам предлагается взять интервью у свидетелей и участников церковной жизни в период с 1920 до 1990 годов.

На встрече студенты разобрали документацию проекта, наметили направление для дальнейшей работы и выбрали предполагаемых героев для своих интервью.

Проект «Память Церкви» позволит собрать и сохранить уникальные свидетельства о жизни Русской Православной Церкви в один из самых сложных периодов ее истории.

По материалам телеграмм канала Псково-Печерской духовной семинарии

Преподаватели и студенты кафедры философии и теологии ПсковГУ приняли участие в конференции «Музей и дети»

30 марта 2024 года преподаватели и студенты направления «Теология» Псковского государственного университета приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети», которая прошла в Пушкинских Горах.

На открытии конференции с докладами выступили:

  • Татьяна Павловна Трофимова, методист по музейно-образовательной деятельности;
  • Екатерина Иосифовна Бобырь, заместитель начальника экскурсионного отдела ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Изборск»;
  • Мустафин Камиль, ученик МАОУ «Гимназия №5» города Альметьевск республики Татарстан;
  • Самохвалова Надежда, Савиных Степан, Хорошилова Аглая – ученики Семейного Центра «NEшкола» города Москвы.

В рамках конференции участники также посетили музей-заповедник А.С. Пушкина «Петровское», где для них провели познавательную экскурсию по комплексу усадьбы и прилегающей территории.

По материалам Кафедры философии и теологии ПсковГУ