Дорогой отец Прохор, отец благочинный, дорогие отцы, братья и сестры! Наверное, за один год невозможно так настроить жизнь, чтобы она сразу изменилась к лучшему. Я пришёл на труды своих предшественников, а, оказывается, вы жили хорошо, просто не пели. Вы поняли, что вы хорошо живёте и запели. Поэтому здесь надо вспомнить всех предшественников: и Владыку Евсевия, и Владыку Тихона, и Владыку Арсения. Они создавали эту основу, а я пришёл уже на готовое и лишь вселил в вас необходимое чувство радости, что вы вообще благоденствуете. Вот я думаю, что за этот год мы, благодаря пению, смогли сблизиться друг с другом. Многие отцы, которые служат в отдалённых деревеньках, которые редко встречаются между собой, здесь во время спевок, во время наших миссионерских путешествий в Санкт-Петербург, в Волгоград на записи, на съёмки, в неформальной обстановке смогли пообщаться между собой, поделиться скорбями, радостями, кто что переживает. И, наверное, как говорят, «песня и строить, и жить помогает», действительно так оно и есть. И когда пообщались отцы между собой, испытали такую радость, теперь ждут нового проекта, когда мы будем следующую песню записывать. Поэтому, я думаю, мы обязательно будем продолжать, потому что это наше начинание отметил и Святейший Патриарх, ему очень понравилась инициатива, она очень патриотичная – это формат проповеди, когда священники поют, это единый дух с народом. Тем более, когда сейчас мы переживаем время Специальной военной операции, этот дух единения обязательно должен исходить от нас – от пастырей, от духовенства, потому что сейчас народу это необходимо. Разобщенность – она, как я уже говорил ранее, сеется в мире дьяволом и исповедуется, к сожалению, многими главами государств, которые ведут свои народы к войнам, к распрям. К сожалению, этих народов очень немало. И Россия нынче является тем оплотом единства, вокруг которого и строится, скажем так, новый миропорядок, благодаря нашему Президенту – многополярный мир, как об этом не раз говорили с разных политических платформ и площадок.
А сегодня мы говорим о вечной жизни, и наше главное дело – проповедовать слово Божие, как сегодня мы слышали притчу «о безумном богаче». Казалось бы, сколько таких людей у нас на Земле живет? Очень много. Вот которые имеют несоизмеримо большие имущества, денежные, какие-то земли, какие-то здания. Они даже пересчитать это не могут и не знают, сколько оно стоит. И в этом, скажем так, бессмысленном потоке жизни они наслаждаются временным, как вот этот богач, о котором говорил Евангелист Лука (Лк. 12:16-21). Вот уродился у него урожай большой, и он сам с собой говорит. Но не «поделюсь с кем-нибудь», – он сказал. «Я, – говорит, – поставлю житницы ещё больше, наполню их и буду радоваться, и веселиться». Ну и куда ведёт такая жизнь? И Ангелы явились этому человеку и сказали: «безумный, в сию ночь душу твою истяжут от тебе», то есть заберут душу в эту ночь. И, обращаясь к нам, Евангелист говорит о том, что необходимо не обогащаться для себя, а в Бога богатеть. Если вкратце тезисно разобрать сегодняшнее Евангельское повествование, то оно именно об этом говорит.
Можно подумать, что это к нам-то не относится, мы люди небогатые, у нас нет каких-то несметных сокровищ и каких-то вилл и дорогих автомобилей, которые нам достались по наследству от богатых родителей. Но давайте вспомним, как ещё о богатстве Господь говорил в Евангелии. Помните, одному юноше Он говорит: «Продай имение и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Богатый юноша был, и не смог расстаться с ним, ему стало жаль. А как часто мы, имея что-то, можем поделиться с ближним, а где-то у нас щемит сердце наше, скупость какая-то возникает, жадность. Разные вещи – скупость и жадность, да? Мы можем расточить на себя какие-то средства и пожалеть человеку, который пришёл на хлеб попросить взаймы. Раньше такое было в 90-е годы, кто помнит, ходили друг к другу, не хватало средств, занимали даже на хлеб. И хлеб занимали даже, я помню, я сам ходил, было такое дело, жили небогато. В очередях стояли за хлебом… Вот молодежь уже не представляет, что это такое. Сейчас пришёл в магазин, а тебе там – десять сортов того, пятнадцать того. А не было ничего в ту бытность, когда люди переживали вот эту очередную революцию. Я уж не говорю про людей, которые пережили войну, голод, восстановление страны. Так вот, отношение к богатству, вернее сказать, наша зависимость от него не исчисляется размерами. Можно быть и небогатым человеком, но быть скупым и жадным. Можно не владеть пароходами и заводами, но не замечать ближнего, как, помните, Лазарь лежал у порога богача, к сожалению, переступали через него, стороной обходили, но никто даже корки хлеба ему не хотел бросить. Не хотели замечать скорбь и нищету человека, который годами лежал возле ворот его дома (Лк. 16:20-21).
Поэтому, конечно, сегодня мы должны, прежде всего, понять, что значит «в Бога богатеть». Неужели только о деньгах речь-то идёт? Нет! А отцы говорят, что в Бога богатеть – это как раз богатеть теми добродетелями, прежде всего, о которых говорится в Святом Евангелии: нищетой духовной, то есть смирением; кротостью; миролюбием; любовью к ближнему и желанием послужить ему. Вот это то богатство, которое нас приближает к Богу. И если мы не имеем даже каких-то материальных средств, чтобы поделиться с ближним, мы всегда можем поделиться нашим временем, нашей поддержкой, нашим трудом каким-то ради ближнего. Этим же можем поделиться? Можем. И если человек идёт путём спасения, то Господь обязательно пришлёт ему того, с кем он может чем-то поделиться. Где-то можно потрудиться на ниве примирения враждующих, если мы имеем такую возможность, как старшие в семье, как близкие нашим друзьям, мы можем стать тем примирителем, который смог бы соединить враждующих. Вот этим можем послужить. Мы можем послужить тем, чтоб пойти наколоть дрова, пойти принести воды, пойти поухаживать за немощным. И я считаю, что это одно из важных, наверное, свойств, которые отличать должны христианина. А в этом проявляется любовь. Господь говорит: «будете называться Моими учениками, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А в чём она проявляется? В конкретных делах. Даже письма поздравительные – это тоже проявление любви, если мы на фронт их отправляем (вот дети пишут солдатам письма, даже незнакомым – а воины с этими письмами уходят в бой, вспоминая о своих детях), и даже через это можно в Бога богатеть. Поэтому сегодняшнее Евангелие вновь и вновь нам об этом напоминает.
Вот мы вступили на поприще Рождественского поста. Время поста – время особого духовного подвига для христианина, молитвенного. А как Богу приятно, если мы встанем на молитву, особенно если нам не хочется, или мы уставшие, но понудим себя ради Него, и получим благословение на грядущую ночь. Понятно, что мы и так уснём, но когда есть благословение, то даже во время ночного сна человек может получить полезное для души. А так могут какие-то искушения присниться, страхования какие-то возникнуть, потому что без молитвы легли, бывает такое. Поэтому здесь всегда есть в нашей жизни место для подвига и место для собирания духовного богатства. Вот об этом сегодняшнее Евангелие и о делах милосердия: «будьте милосердны, яко и Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк. 6:36). Господь нас призывает быть бдительными, внимательными к нуждам и наших близких, и не только близких, но и чужих, подобно самарянину, которой единственный, кто смог проявить дело любви по отношению к израненному путнику (на прошлой Неделе мы слышали это Евангелие (Лк. 10:30-37)). Поэтому Господь призывает нас к чтению Священного Писания, к молитве, к совершению добрых дел. Вот это и есть наше «богатение в Бога», возрастание нашего духовного сокровища.
Всех вас поздравляю и благодарю за тёплые слова. Вчера на концерте очень порадовала Воскресная школа нашего Псково-Печерского монастыря – поздравляли, пели и играли на музыкальных инструментах. Всё на таком высокопрофессиональном уровне, что недаром ездили в Санкт-Петербург недавно. Наш эстрадный коллектив «Лакки Лайк» тоже очень замечательно выступал, тоже в северной столице были этим летом. Воскресные школы других городских приходов, наша гимназическая хоровая студия и Большой псковский детский хор тоже прекрасно пели. Я удивляюсь, сколько у нас поющих детей! Вот надо когда-то собрать всех и сделать сводный такой коллектив человек на двести, чтобы на богослужении им попеть в соборе кафедральном. Я думаю, к этому мы подойдём скоро. Благодарю всех, кто трудится на благо обители, на благо Церкви. Думаю, из тех сотен работников, из которых я всех даже не знаю, естественно, которые ежедневно совершают свой трудовой подвиг на благо обители, получая какое-то материальное вспомоществование, потому что надо и семьи кормить, без такого тёплого и, скажем так, близкого отношения к обители, я думаю, никто не трудится. Все работают с желанием, чтобы была украшена наша обитель, чтобы была полна паломниками и чтобы паломникам было комфортно и радостно сюда приезжать. Поэтому для всех обитель – это такое тихое пристанище, которое привечает, принимает в этом бушующем море лодочки, корабли большие, небольшие ладьи – у кого какая. Поэтому здесь каждый может получить духовную поддержку на жизненном пути. Всех вас благодарю сердечно в этот Воскресный день и поздравляю с днём памяти преподобного Никона Радонежского и святителя Григория Неокесарийского. И хочется, чтобы помощь и молитвенный покров этих святых пребывали над всеми вами!
30 ноября 2025 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь











