Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня в Воскресный день восемнадцатой Недели по Пятидесятнице мы слышали евангельское повествование, в котором Господь нашему вниманию предлагает притчу о Сеятеле.

Некий человек, занимавшийся сельским хозяйством, вышел, как это было в древности, с сумой, чтобы разбросать семена в землю и чтобы эти семена дали всходы и урожай. Для иудейского народа притчи были предложены в образах обычных для них повседневных дел. И это действие всем им было знакомо. Но тайный смысл, который Господь вкладывал в эту притчу, был открыт лишь немногим. Об этом мы узнаём далее в евангельском повествовании. Сеятель и стал разбрасывать семена. Но, как это бывает, поле было окружено дорогами, каменистыми почвами, да и на нём самом не всегда почва однородна. И вот, «когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное, – говорит Господь, – упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод» (Лк. 8:5-8), «одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8).

Ну для нас вполне понятная картина: поле, колосья, вот они всходят, вот налетают птицы. О чём же Господь хотел сказать иудеям? Сами апостолы в недоумении, хотя им Господь, наверное, как никому другому уже много чего поведал – и они не могли понять, о чём Господь говорит. И тогда Господь сказал, что семя – это проповедь Евангелия, проповедь Священного Писания. Сеятель – сам Господь. «Иное, – говорит, – упало при дороге, и налетели птицы» (Лк. 8:12). Здесь Господь говорит о демонах, которые зачастую семя Христово, упавшее в сердце наше, пытаются похитить. Вот мы сейчас стоим в храме – кто-то с начала службы, кто-то чуть позже подошёл. Тексты богослужебные пролетают, бывает, мимо нас – мы слышим, что поют, слышим, что читают, но, бывает, не внимаем этому: по своему нерадению где-то, где-то помыслы приняли, что надо там сейчас пойти вот детей покормить, вот надо сейчас в магазин зайти, а вот ещё нужно друзей навестить. И вроде служба прошла, а в сердце ничего не осталось. Вроде и слышали чтение Евангелия, а ни одно слово в сердце не запало. Вот как раз это наш случай – когда мы без внимания посещаем храм Божий, без внимания относимся к молите даже дома – постоим, вроде и текст прочитали, а сердце далеко.

«Иное – говорит Господь – упало на каменистую почву». Многие из наших ближних, знакомых (тех, кто храм посещает) поначалу горячо воспринимают божественную благодать, Божий призыв – так называемую призывающую благодать – начинают усердно молиться. Но ведь жизнь христианина – это не лёгкая прогулка, и когда начинаются скорби, к сожалению, люди, бывает, отпадают. Так как вера их неглубока, и почва сердца их камениста, то не может она дать глубоких корней и всходов. И поэтому они, поначалу зажёгшись словом Христа, пройдя немного пути, не углубившись в толщу православного учения, а лишь по поверхности пройдя по нему, решают, что им не по пути со Христом. «Ну, когда-нибудь, может, я к этому приду, а сейчас это не настолько важно в моей жизни, чтобы уделять этому много времени и чтобы Бог был в моём сердце на главном месте – я пока не готов».

«Иное, – Господь говорит, – упало в терние». Терние – это сорняки, а в древней Палестине – это колючки, какие-то жёсткие растения, которые, выбирая из почвы необходимые витамины, влагу, не дают произрасти культурному растению. Что же есть культурное растение в нашем сердце? Конечно, это добродетельная жизнь. А терния – это наши страсти и грехи. Если заглянем в своё сердце, то увидим действия этих сорняков духовных в сердце своём: леность мешает нам подняться на богослужение в Воскресный день. Мы не можем уделить три часа в субботу вечером и два часа в воскресенье утром, чтобы посвятить это время Богу – даже не десятину отдать, а гораздо меньшее количество часов! Если 24 на 7 умножить, больше 150 часов получается, да? Уж два часа мы можем уделить? Можем. Другие страсти обладают нами в самом разнообразном виде. У кого какие – знает сам каждый. У кого-то – объедение, не может удержаться. У кого-то – осуждение, не может свой язык обуздать. У кого-то – сквернословие, уж настолько распространённый грех. Часто бывает, даже в семьях христиан такое есть, и при детях ругаемся, бывает. Насколько это мерзко пред Богом, мы не представляем даже. Этими устами прославляем Бога и этими же, по сути дела, богохульствуем, говоря бранные слова, обращённые к Матери Божией, обращённые к нашим близким. Прости нас, Господи, и этим тоже согрешаем! Кто-то не может удержаться от вина. Кто-то не может удержаться от взгляда на женщину или на мужчину. Кто-то не может удержаться от зависти – и эта, бывает, страсть снедает нас, когда мы видим, что у другого жизнь более удачливая, что другому – почести и звания. Если даже мы не радуемся радости нашего ближнего, а думаем: а вот у него-то так вот, а у меня вот так – это уже грех. Или наоборот, ближний находится в скорби, а мы злорадствуем – тоже грех. Всё это мешает нашему сердцу стать доброй почвой, в которую было брошено зерно, дать добрые всходы.

Добрые всходы – это состояние нашего сердца по отношению к Богу и ближнему. И многие добродетели: любовь, сострадание, скромность, воздержание, пост – всё это является теми добрыми всходами, которые ожидает от нас Господь. Господь обращается к нам через Евангелие. Мы слышим Его слово, но не всегда бываем внимательны. Мы же, обращаясь к Нему в молитве, обращаясь с просьбами, просим в наших насущных проблемах, скорбях, чаще всего просим о земном: за детей просим, просим за наши повседневные заботы и дела, забывая, что для Него, конечно, выше, когда мы просим о духовном: Господи, дай мне сердце не строптивое, а доброе; дай мне возможность быть милосердным; дай мне возможность любить (ну самое высшее) своих недругов и врагов; дай мне возможность любить молитву и пост. Вот это всё, конечно, то, что от нас ждёт Господь – это духовное делание.

Сегодня, в этот Воскресный день, вспоминая об услышанной притче, давайте задумаемся, на каком мы находимся пути. Где наше сердце? Это почва у дороги, это каменистая местность? Или оно заглушено тернием и не даёт возможности пробиться добрым плодам? Наверное, мало кто из нас скажет, что у меня сердце – это добрая почва, которая даёт во сто крат, в шестьдесят и в тридцать плоды. Наверное, если мы так будем думать, то это будет состояние ложного представления о своей духовной жизни, так называемое состояние прелести, то есть лести себе в превосходной степени. Поэтому будем трудиться, будем исторгать из почвы своего сердца эти камни, валуны; будем проходить грядки своего сердца, выпалывая сорняки и терния; будем перепахивать наше сердце, которое также, бывает, посещают «демонские стреляния», как  говорится в молитвах, демонские помыслы, которые искушают нас – а мы, часто неискусные в духовной борьбе, принимаем эти помыслы за свои, принимаем эту внутреннюю брань, как нечто само собой полагающееся и не боремся с ней, побеждаемся постоянно этими помыслами и искушениями. Поэтому задумаемся и начнём путь возделывания, как сейчас земледельцы уже приготовили почву к следующему году, к посевам. Уже где-то и озимые взошли. Как они перепахивают на глубину, чтобы ушли все терния, волчцы, которые мешают культурному растению, так и мы давайте потрудимся. А как потрудимся? Покаянием, конечно, исповедью чистосердечной. Почитайте, как правильно подготовиться к исповеди, книгу Иоанна (Крестьянкина) – книгу, которая действительно для многих христиан нашего поколения стала той книгой, которая перевернула жизнь. Почитаем Евангелие внимательно. Господь нам говорит, что Священное Писание – это та книга, которая должна быть для нас ежедневной, которая освещает нашу жизнь, наше духовное состояние от земли к небу поднимает. А мы, бывает, даже не знаем заповеди Блаженств, мы, бывает, не знаем десяти заповедей, не можем их назвать. Мы не знаем, сколько евангелистов есть в Церкви Православной, сколько апостолов, мы не знаем жития святых. Вот это всё – средства, которые помогают человеку на пути спасения. Не будем пренебрегать ими, будем как можно чаще обращаться к Богу в молитве, при чтении Священного Писания, приходя к аналою, где священник принимает исповедь с чистосердечным раскаянием. И тогда Господь будет наше сердце насаждать добрыми плодами. Аминь.

27 октября 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.