Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, приветствую и поздравляю с продолжающимся праздником Богоявления и с Воскресным днем!

Мы слышали сегодня чтение из Евангелия, которое является продолжением чтения прошлой Недели, в котором повествовалось о чудесном улове рыбы, когда Господь по Своем Воскресении явился ученикам на море Тивериадском. И после того, как сети были вынуты, разложен костер, совершена трапеза, происходит то, что описано уже в нынешнем Евангелии. Господь обращается к Петру: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» – «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15). И апостол отвечает: «Да, Господи!» – «Ей, Господи!». И так повторяется трижды. Вновь Христос спрашивает: «Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?». И снова апостол отвечает: «Да, Господи». И в третий раз, будто не было вопросов и ответов, Христос спрашивает: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?». И от этого третьего вопроса, как сказано в Евангелии, Симон Петр опечалился – «оскорбе», что в третий раз его спрашивает Христос: «любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:17). И сердцем, полным и любви, и вот этой печали, говорит: «Да, Господи, Ты знаешь, Ты все знаешь» – «Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя». И слышит, как и каждый раз до этого: «Паси агнцы Моя» (Ин. 21:15-17). В этот момент, как обычно говорят святые отцы и толкователи, Христос восстанавливает Петра в апостольском достоинстве, утраченном после его троекратного отречения.

Но мы можем задаться вопросом о том, почему вновь и вновь мы слышим это место, как и другие места из Евангелия? С периодичностью мы слышим одни и те же рассказы, одни и те же притчи, одни и те же повествования о чудесах или о том, что произошло на море Тивериадском, как сегодня. Не только потому, что эти повествования носят назидательный характер, но еще и потому, что Слово Божие – универсально. Оно актуально во все времена, и то, с чем Христос обращался к Своим ученикам, то, какие наставления звучали тогда в Евангелии, или в посланиях апостола Павла – актуально и для нас с вами сейчас. И сегодня в церкви мы слышим обращенный к каждому из нас вопрос: «любишь ли ты Меня?». Можно сказать: ведь я не отрекался, как апостол Петр, разве нужно меня подвергать такому испытанию, чтобы восстановить доверие между мной и Богом? Но если задуматься, то каждый человек мог бы сказать, положа руку на сердце, что он когда-то отступил от Бога. Каждый человек, начиная от Адама – разве что Пречистая Дева была свободна от этого вольного греха. Но и каждый из нас может увидеть в своей жизни неправду, нечистоту, леность, злобу, грех, неверие, ненависть, непрощение и что-либо еще. Никто не скажет, что имеет кристально чистую душу, наполненную одним только светом Господним. Еще ветхозаветная праведность возвещала покаяние и обновление – в частности, проповедь Предтечи говорила о том, что нужно не только покаяться, омыв грехи в Иордане, но и принести Богу достойный плод покаяния, исправить свою жизнь. Настоящее покаяние – это не просто осознание своей немощи, но и исправление жития, изменение образа жизни. «Принесите достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Но и это еще не конец! Есть еще более высшая степень духовной жизни, на которую нас увлекает Евангелие – слово Христово.

Вот этот вопрос: «любиши ли Меня?» – это вопрос к нашей совести. Христос не требует от нас любви, Он даже не дает такой заповеди: «любите Меня». Он говорит: «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). Эта заповедь была дана накануне страданий. Но вместе с этим, Христос, как Путник, стучится в наши сердца, никогда не ломая двери, и ждет смиренно нашего приглашения, чтобы «внити под кров наш» (Откр. 3:20) и быть в нашей жизни, в нашем сердце, быть нами и в этой жизни, и в вечности. Но откроем мы двери или нет – это зависит от каждого из нас. Двери в сердце апостола Петра были отверсты, и он исповедует: «Господи, Ты вся веси» (Ин. 21:15) – Ты все знаешь, прежде этого вопроса, Ты все знаешь, мое сердце – раскрытая книга для Тебя. Сердце каждого из нас – раскрытая книга для Господа. Но от нас требуется усилие, желание, стремление быть с Ним и жить по Его Слову. Поэтому задумаемся над этим уроком, который нам сегодня предлагает Евангелие. Потому что это урок не только смирения, но и великого дерзновения. Мы можем не только приносить Богу покаяние, но можем быть Его друзьями, как Сам Христос сказал: «уже не называю вас рабами, но называю вас друзьями, потому что вы исполняете слово, которое Я заповедовал вам» (Ин. 15:14-15).

Воспримем всем сердцем слово Господне. Будем стараться жить по Его слову. Пусть каждый день, каждое обстоятельство нашей жизни, каждое слово и каждый поступок по отношению к ближним будет свидетельством вот этого исповедания: «Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Потому что именно в любви – величайшая радость, величайшая свобода, величайший смысл. Ради этого Господь сотворил мир, ради этого сотворил каждого из нас. Любовь, Которая явилась в этом мире во Христе и стала достоянием нашим, становится достоянием каждого из нас, – это великое сокровище, которое мы способны пронести сквозь все испытания и невзгоды этой жизни, согреть и осветить ею тьму нашей жизни и наполнить этим содержанием нашу вечность. «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя». Аминь.

20 января 2024 года,
храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (в Кузнецах) города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.