Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в отдание праздника Рождества Христова

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю! Сегодня мы вновь воспеваем: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Сегодня совершается отдание праздника Рождества – но это не конец той радости, которая воссияла в этом мире две тысячи лет назад. С тех пор она не меркнет, она имеет непреходящее значение, потому что реальность, о которой она возвещает – непреходящая и неизменная, ее уже ничто не может изменить или отменить. И реальность эта в том, что Бог явился в этом мире ради каждого из нас, стал одним из нас для того, чтобы каждому дать возможность быть таким, как Он, каждому даровать Свою вечность, Свою любовь, Свою жизнь.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Свет разума, о котором воспевается в тропаре – это свет истины, свет подлинного разумения, подлинного знания. Люди блуждали во мраке язычества, ложных учений, приходя к нравственному и мировоззренческому тупику. Это происходит очень часто и сейчас. Благовестие же заключается в том, что свет истины открывается нам во Христе. Христос – наш свет, Он просвещает наши души и телеса, Он – «есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). Он – ответ на многие и многие, словом, на все вопросы человечества о смысле и значении жизни, о природе этого мира, о прошедшем и о грядущем. Люди дают противоречивые ответы, а ответ у нас есть один, по слову одного христианского писателя: «Теперь я знаю, Господи, почему ты не отвечаешь нам. Потому что Ты сам — ответ. Пред Твоим лицом умирают все вопросы. Разве есть ответ полнее». И когда мы смотрим на изображение вочеловечившегося Бога – Любви, явленной в этом мире, то действительно можем повторить: «разве может быть ответ полнее?». Бог не оставил Свое творение, оставившее Его. Он не только явился в Вифлееме Иудейском, Он разделил с нами нашу жизнь и нашу смерть. Перед лицом этой Жизни и перед лицом этой Любви отступили и смерть, и ад – и в этом для нас величайшая надежда и величайшая радость, величайшее наше упование.

«В нем бо звездам служащии звездою учахуся». Конечно же, здесь речь о волхвах евангельских, в первую очередь – тех, кто служили звездам – звездочеты («астрологи» – по-гречески). В то время и наука, и магия были тесно переплетены, они называются «волхвы» в наших текстах, а это перевод греческого слова «маги». Но это были ученые мудрецы, и они были царями, согласно древнему преданию, правителями Восточных стран, которые пришли поклониться Христу. И это же собирательный образ язычников, обращающихся ко Христу  – к Свету истины. Это собирательный образ того, как язычники в то время, когда составлялись эти песнопения и утверждался праздник Рождества, в прошлом поклонники многих богов, становились последователями Христа – Солнца правды, и обретали Свет истины.

Здесь можно рассмотреть и отдельную тему – как научное познание, непредубежденное, честное, взыскующее истины, может привести человека к познанию Бога, Творца, Который стоит над всем творением, премудро устроив все. У блаженного Августина есть такие рассуждения, что он искал Бога и на небе, и на земле, и в море, и нигде не находил. И все, что есть на земле и звезды небесные говорили: «мы не бог». И когда он спросил: «а кто же Бог, где Его найти?». Все в один голос закричали: «Он сотворил нас». И вот призвание, может быть, подлинное значение или подлинная красота науки в том, что она тоже свидетельствует о Боге-Творце. И через это познание мира можно познавать и Бога, как об этом говорили многие ученые, бывшие глубоко верующими людьми.

«Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока». В конце III века в Риме утверждается культ «Солнца непобедимого». Пришедшая с Персии религия трансформируется на римской почве и становится официальным культом, в котором принимают участие императоры и воины. Очень популярная религия, стремящаяся к монотеизму, обожествляющее светило, как источник света, тепла и, следовательно, жизни. Сам император Константин до обращения в христианство был последователем этой религии. Но вот в этом месте церковного тропаря Сам Христос называется «Солнцем правды». Он не только Свет истинный, Он – истинное Солнце, конечно же, в духовном значении этого слова. Не светило видимое нам дает жизнь, а Господь, сотворивший весь мир и светило, и звезды небесные. Об этом повествует и библейский рассказ о Творении, который на самом деле писался тогда, когда люди верили, что светила тоже имеют божественный статус, и воинства небесные, солнце, луна служили объектами поклонения. А в Библейском рассказе о творении – «Шестодневе» – говорится о том, что это просто светила: одно – для управления днем, а другое – для управления ночи, и чтобы фиксировать времена и сроки. Не более чем светила! И да, учитывая то значение, которое люди были готовы придавать Солнцу, как источнику жизни, здесь проходит параллель – что подлинным источником и любви и жизни всего мира, главным источником духовной и вечной жизни  является Христос – истинное Солнце правды.

«С высоты Востока». Конечно, как и в отношении солнца, это географическое понятие. Да, Восток – та сторона света, где солнце восходит. Но речь идет о духовном Солнце, о Христе. Это не сторона света, а это Божественная жизнь. Откуда-то свыше, из глубин Святой Троицы является нам спасение. То, что было предрешено еще на предвечном Совете до Творения мира, происходит и осуществляется во Христе – Бог явился, и Он с нами. И человек обретает подлинное свое величие и предназначение от того, что он может быть в единстве с Богом. Его цель –  это единство в вечности со своим Творцом – исполняется, она не исчезает с грехопадением. Но происходит то, что должно уже произойти в условиях падшего мира – снисхождение Бога в этот мир, искупление, страдания, Крест и смерть, но и Воскресение, но и Вознесение во славе, чтобы эта первоначальная цель, которую Бог имел в Своем разуме еще до творения  человека, была достигнута – и Бог, и человек были в единстве в вечности.

«Господи, слава Тебе!». Мы воспеваем Его за все совершившееся. Наше благодарение граничит с хвалой, чистой, бескорыстной. Только чистые духи могут воспевать Бога за то, что Он Сам по себе есть Любовь, Сам по Себе есть Жизнь, есть Святость, есть Свет, есть Благо и Красота. Мы учимся благодарить хотя бы Его за то, что есть в нашей жизни – в жизни каждого из нас и в жизни всего мира. Мы благодарим Его за творение, за спасение и за эту службу, которую Он принимает, как мы молимся во время Литургии (несмотря на то, что Его славословят ангелы), за то, что Он пришел в этот мир, став Человеком и спас нас, за то, что Он создал Церковь – Свой народ – и призвал нас войти в нее. Но наше благодарение иногда переходит в славословие, когда мы обращаемся к Богу, только к Нему Самому, вне зависимости от того, кто такие мы и что Он сотворил для нас. Научимся же и славословить Бога только за то, что Он есть – это Благо, эта Истина и эта Красота. За то, что Он Такой. За то, что Он и наш Творец, и наш Спаситель. За то, что Он достоин всегда всемерной хвалы. В жизни каждого из нас есть и будут трудности, в жизни всего мира будут трудные периоды, граничащие с отчаянием, но есть нечто, что уже, как уже было сказано, имеет непреходящее значение, что уже не изменится – Бог навеки с нами. Бог с каждым из нас, со Своим творением. Он обращен к миру Своей любовью. И эта радость, о которой когда-то услышали Вифлеемские пастыри, она сияет и сегодня в наших сердцах и будет сиять, пока мир стоит.

«Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель ваш, Который есть Христос Господь». Аминь.

13 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.