«Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите (то есть встречайте, выходите в сретение)» – этими словами Церковь воспевает сегодня явившегося в мир Спасителя. И когда-то эти слова произнёс еще в IV веке святитель Григорий Богослов в своём «Слове на Рождество Христово», или «на Богоявление», как еще тогда назывался этот праздник. Впоследствии эти слова и были включены в тот канон Византийской Церкви, который так торжественно исполняется в эти святые дни: «Христос рождается, славите; Христос с небес, встречайте».
Память Церкви, которая выражается в литургическом чередовании праздников и постов, это на самом деле не воспоминание о чем-то бывшем и прошедшем, а это возвращение нас в тáинственную реальность. Христос не просто был в мировой истории, Он есть и сейчас. Он – со Своей Церковью. Он – с каждым из нас по Своему неложному слову: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Спасение совершилось для мира, и оно совершается для каждого из нас – при нашем деятельном участии, при нашем согласии, при нашем желании следовать за Христом и быть верными Его Слову.
Мы все с вами назвали себя православными христианами, считаем себя последователями Христа. А это означает, что мы – служители Бога, Который есть Любовь. Любовь, давшая когда-то начало самому этому миру, и явившаяся в нём, чтобы его спасти. Подумаем только об этом! Это означает, что быть христианином – не значит быть просто убеждённым в существовании Бога, или спорить с другими, кто, по нашему мнению, неправильно в Него верует. А это, прежде всего и в большей части, жизнь в соответствии с нашей верой, жизнь по слову Христа, жизнь, подкреплённая делами милосердия, сострадания и любви – вот что нас делает подлинными учениками Христа, Господа нашего. Поэтому то радование, то торжество, с которым мы сегодня встречаем явившегося в мир Спасителя, должно, мне кажется, подразумевать прежде всего два момента. Первое – в этих пеленах, в этих дарах волхвов мы прозреваем нечто и другое: подумаем о конце земного пути Спасителя. Вся богослужебная и иконописная символика сквозят этим параллелизмом. Пелены – это Плащаница, а дары волхвов соотносятся с тем самым миром, которым помазали Спасителя при Его погребении. То есть с самого первого дня Его Рождения в мире начинается и Его крестный путь, потому что Он и пришел для этого. Но в этом же заключается и радость для нас, потому что этот путь – сквозь Голгофу, сошествие во ад и Воскресение – Он совершает для каждого из нас, чтобы мы и в смерти, и «по ту сторону» могли обрести Его и быть с Ним, и быть уверенными, что если мы всей душой стремимся быть с Ним, быть верными Ему, жить по слову Его, то происходит встреча, перед которой бессильны все преграды. Ни грех, ни человеческая злоба, ни сама смерть не способны нас «разлучить от любви Божией, яже во Христе Иисусе Господе нашем», как говорит апостол Павел (Рим 8:39). И вот это чудо Божественной любви мы и возвещаем сегодня. А это, во-вторых, ещё и означает, как уже было сказано, быть действенными свидетелями и выразителями этой любви. Пусть теми дарами, которые мы принесем Христу, будет добро, доброе слово, может быть звонок родителям, может быть реальная помощь человеку, может быть, просто ежедневное христианское отношение к каждому, кто встречается на нашем пути – потому что каждый раз мы встречаем Христа, как Он Сам об этом нам сказал в Евангелии. И, служа Ему таким образом с благодарностью, с любовью, мы и совершаем наше с вами спасение, шествуем путём любви, предела которому нет. Это вечное возрастание, вечная жизнь с Богом. Будем помнить об этом, благодарить Бога за это и стараться жить так, чтобы быть достойными такового нашего Господа и Спасителя. Аминь. С праздником!
7 января 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор