Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Воскресного дня и, как называется этот день в церковных книгах, с Неделей перед Рождеством Христовым!

И сегодня мы с вами вместе со всем нашим обществом подводим итоги уходящего года. Можно услышать мнение, что празднование Нового года не соответствует христианской традиции и не нужно православному человеку. Но дело всё в том, что Новолетие во всех древних культурах и, в частности, что нас больше всего интересует, в ветхозаветном Израиле – это был именно религиозный праздник. С празднованием нового года люди, совершая богослужение в храме, воспоминали сотворение этого мира, приносили покаяние за свои грехи, благодарение Господу за то, что Он призвал их, вместе со всем творением, в эту жизнь, и просили благословения на свою жизнь, на обновление этой жизни. И отзвук вот этой древнейшей, ветхозаветной традиции сохранился в нашем сентябрьском праздновании Новолетия, которое открывает собой начало круга церковных праздников.

А Новолетие, которое совершается сегодня, 1 января по гражданскому календарю, – это именно христианская традиция, которая пришла в петровские времена из Европы. Христианское происхождение этого празднования в том, что оно имеет привязку к Рождеству Христову. В том отрывке из Евангелия, который прозвучит сейчас в чине молебного пения на Новый год, говорится о том, как Господь Иисус Христос пришел в синагогу Назаретскую в самом начале Своей проповеди и, раскрыв место из пророка Исаи (Ис.61:1–3), прочитал о том, что «наступает лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18). И мы с вами, собственно, и находимся в свете этого «лета», годины, времени Господнего благоприятного – то есть мы с вами живём в свете Нового Завета, который ещё можно называть эрой сыновей и дочерей Божиих. Новый Завет – это новое творение, новая эпоха, эпоха спасения, эпоха нашего искупления.

Все мы с вами – чада Новозаветной Церкви. И вместе со всеми древними смыслами, связанными с Сотворением мира, с покаянием, с благодарением Господу за нашу жизнь, в которой на самом деле есть много, очень много поводов для благодарности – несравненно больше поводов, чем для какого-то скорбного переживания – мы приносим Богу благодарение и за нашу жизнь, которая является Его даром, и за каждый день этой жизни, за призвание к жизни вечной, за все те неисчислимые дары, которые нас окружают, но которые часто воспринимаются нами как нечто должное и не замечаются, не ценятся нами, за любовь близких, за дружбу, за возможность человеческого общения и Богообщения, за все – и даже за какие-то, может быть, скорбные события, но которые всеблагой и вселюбящий промысл Божий так или иначе выправляет к нашему подлинному благу – и мы благодарим Господа ещё за кое-что. Больше всего – я подвожу к той мысли, что наше Новый год связан с пришествием в мир Спасителя – мы благодарим за наше спасение, за то событие, которое мы будем отмечать спустя несколько дней – за пришествие в мир Бога-Слова, Бога, ставшего Человеком, разделившего с нами всю нашу жизнь и нашу смерть, и даже сошествие во ад, но воскресшего, чтобы и нас совоскресить, и нас совознести с Собою. И за это мы приносим благодарение Богу!

Сегодня в Евангельском чтении Литургии мы слышали самые первые строки из Нового Завета. Неожиданным может показаться, что вся новозаветная история начинается с сухого перечня имён – речь идёт о родословной Христа в начале Евангелия от Матфея, а это первые строки, первые стихи всего новозаветного корпуса книг. И мы можем подумать: зачем? Для современного читателя может быть непонятным это чередование имён древних людей, праведников, патриархов, среди которых были не только святые, но и грешные. Но не случайно весь Новый Завет открывается этим самым перечнем, уже в нём – в нём самом и в каждом имени – звучит благовестие о пришествии в мир Спасителя. Вся история Ветхого Завета была проникнута ожиданием спасения. Лучшие люди ожидали Его и, может быть, приближали Его пришествие. Ожидали своей верой, своей борьбой, своей верностью Богу, иногда и своими сомнениями, которые вновь претворялись в верность. И об этом говорит сегодняшнее Апостольское чтение (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40), приводя нам в пример веру ветхозаветных праведников Авраама, Исаака, Иакова и других, которые так и не дождались Спасителя в своей земной жизни. Мы же с вами живём уже не в ожидании, а в свете исполнения этого обетования. Спаситель пришел, и Он – с нами, Бог – с нами. Мы живем в Новом Завете, мы все дети, сыны и дочери, Отца нашего Небесного, братья и сестры во Христе.

В то же самое время, нас роднит с древними праведниками и некое ожидание тоже. Сердцу каждого искренне верующего человека знакомо это ожидание – ожидание встречи со Христом. Оно может быть по-разному выражено: в празднике Рождества, который грядёт, и мы будем переживать радость этой встречи; эта встреча может по-особому переживаться в каждом Причастии, когда мы приходим к Святой Чаше и соединяемся с Господом; ожидание – и сама встреча – может переживаться и в тишине домашней молитвы, и в церковной молитве, и в общении с близкими, и в лицах многих и многих людей или в лице какого-то одного человека, которому мы смогли оказать милосердие, сострадание, добро, как Самому Христу, или от которого мы сами восприняли это добро, эту любовь, эту заботу. И таким образом мы на самом деле ощущаем присутствие Христа в нашей жизни. В этом ожидании и в этом исполнении ожидания существует Церковь. Мы все устремляемся к тому исполнению ожидания, когда всё наше упование найдет свой окончательный ответ, и мы перешагнем порог вечности, чтобы быть зримо и явно с Богом. Но в то же самое время, эта радость, эта реальность дарована нам, уже сейчас – здесь и сейчас. Нужно только осознать, почувствовать это. А вера и дела милосердия помогают нам ощутить присутствие Божие, открывают нам это постоянное, спасающее, исцеляющее нас, освящающее присутствие Божие в нашей с вами жизни.

В ожидании праздника Рождества Христова, сегодня, как и всегда, постараемся уготовить дом в нашем сердце для Христа. Дадим место Духу Святому в нашей жизни, чтобы Он руководил нами, как ветер руководит парусом корабля, чтобы Христос вошел в нашу жизнь и действовал в ней не только 7 января, а каждый день нашей с вами жизни. И возвращаясь к сегодняшнему чтению, к перечню ветхозаветных имен, необходимо отметить, что, на самом деле, это возвещение той самой спасительной радости – радости о том, что Христос-Спаситель стал одним из нас, вошел в человеческую историю, вошел в ткань нашего бытия, сроднился с нами для того, чтобы мы были родственны Ему, нашему Создателю, нашему Богу. Пусть каждое имя из родословия Христа, когда мы вновь услышим его или прочитаем, раскрыв дома Четвероевангелие, отзывается в наших сердцах, как благовест пасхального колокола, потому что это и есть возвещение любви Божией, возвещение нашего спасения. Аминь.

31 декабря 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.