Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Псковского епархиального Управления; иерей Михаил Федоров, благочинный храмов города Пскова; иерей Виталий Босов, настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (в Крестах) города Пскова; иерей Геннадий Быков, настоятель храма Воскресения Христова (со Стадища) города Пскова; иерей Михаил Буценка, настоятель храма пророка Илии поселка Выбуты Псковского района; иеромонах Иларион (Карандеев), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Песнопения Божественной Литургии исполнил хор под управлением Александра Андреева. За богослужением молились многочисленные прихожане.
По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святая Церковь особенным образом учит нас тем важнейшим качествам, которые в душе христианина должны не только сохраняться, но и умножаться. Это те качества, которые приводят нас ко Христу. Для нас кажется совершенно понятным и очевидным, что в нас должна быть вера, надежда, любовь, мудрость. Но как это все сложно обрести и сохранить, а уж тем более приумножить!
Любовь у нас должна быть ко всем. Сколько мы знаем людей, которые приносят нам огорчения, обиды, а иногда и настоящее зло, и настоящие беды. Но Господь все равно ждет от нас любви и к ним.
Зло не побеждается злом, а только любовью. Это закон христианства, который к сожалению даже не все христиане понимают, а тем более не все исповедуют в жизни.
Мир сей подсказывает нам совсем другие пути преодоления зла. Не любовью, а ненавистью, гневом, жестким противостоянием, местью привычно воздавать за зло. Господь говорит совсем о другом. В своем Евангелии, и всей Своей жизни как Агнец непорочен, как ягненок, которого ведут на заклание, на жертву, он был безгласен.
Непостижимо это для мира сего. Но Господь говорит нам, что если мы поверим Ему, если сможем вот так вот как и Он любить всех, в том числе и распинающих Его, и распинающих нас, то мы обретем Его силу.
Это всежизненный путь. К этому приходят не сразу, к этому приходят через долгие годы ошибок, осмысления этих ошибок и покаяния. Порой только к концу жизни не великий святой, а обычный человек приходит в мирное духовное состояние, понимая, что ничего не происходит без воли Божией и все свое упование надо возлагать на Господа Иисуса Христа, Который Свои рамена, плечи, подставил именно для того, чтобы мы возлагали на Него все свои беды.
В юности и даже в зрелом возрасте к этому придти очень сложно. Мы люди очень деятельные, нам кажется, что мы можем все или во всяком случае очень многое преодолеть и сами. Действительно, отчасти так оно и есть. Мы не созданы бездействующими, мы должны противостоять и злу, и неправде, и тому, что противно совести человеческой. Но мы поневоле надежду свою возлагаем сами на себя, вот на эти наши усилия.
Если мы все свои надежды возложим на Господа Бога, то тогда, что бы мы ни делали, мы совершенно искренне, от всей души скажем в своем сердце, как говорил один святой: “Я делаю все, что могу, а там – как воля Божия, а там – будь, что будет”. Тогда и неприязнь к людям, противостоящим порой даже правде Божией, истребится в человеческом сердце. Тогда человек будет этого несчастного грешника жалеть и любить. Тогда этот человек станет истинным Христовым учеником.
К этому мы должны стремиться: жить по правде в этом мире, жить без осуждения, а если таковое происходит – то каяться, чтобы истреблять нелюбовь, истреблять ненависть, неприязнь, которая богопротивна.
Мы никогда не сделаем дело Божие по-настоящему, если в сердце нашем будет неприязнь или нелюбовь. А если мы будем противостоять неправде, то мы будем абсолютно на верном пути. Если в сердце нашем будет снисхождение, любовь к человеку, совершающему зло, то и на Страшном Суде Господь будет милостив и снисходителен к нам.
Дай Господь, чтобы в нас когда-нибудь воссияли хотя бы отблески совершенной непоколебимой веры, никаким унынием или сомнением не помрачаемой надежды и любви, которая простирается на всех людей и даже тех, кому нам приходится сопротивляться и противостоять. Это все может совершиться в нас только тогда, когда над всеми этими великими чувствами будет царить мудрость – “софия” по-гречески – и рассуждение.
Всем вам конечно же известный духовник множества-множества людей, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: “Главное в духовной жизни – это надежда на промысел Божий и рассуждение с советом”.
Нам иногда нужны советчики. Нашего разума очень часто не хватает, чтобы понять, как верить, как надеяться, как любить, чтобы это было не по нашей прихоти, а по воле Божией. Это всежизненный урок для всех нас, православных христиан.
Вы являетесь прихожанами этого храма, и сам храм должен напоминать вам о тех истинах, о которых говорит нам святая Церковь в этом сегодняшнем празднике. От всей души поздравляю вас с ним и желаю, чтобы эти великие, прекрасные и спасительные качества все более и более укреплялись в нашей душе, принося мир, счастье, радость, единение с Творцом и Господом нашим Иисусом Христом. Аминь!”