Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.
По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня день памяти одного из величайших святителей Русской Церкви – митрополита Киприана. Этот святитель управлял Церковью Русской в XIV веке, и жизнь его была столь угодна Богу, что он прославлен был в лике святых.
Мы живем сегодня, думая порой, что древняя Русь, святая Русь – это время и место тишины и покоя, период безоблачной жизни, легкого преодоления всех смут и проблем. Но мы и представить себе не можем, какие сложности преодолевала Русь, Церковь Божия и русский народ в это время.
Русь в XIV веке находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Она была разделена на княжества, и почти каждый князь, несмотря на свою православную веру, считал для себя возможным предпринять путешествие на поклон к хану и просить у него ярлык на княжение по всей Руси. Не для устроения ее, нет. Для выгоды, для получения власти над своими братьями.
Интересы свои здесь, на нашей земле, отстаивали и литовцы, и генуэзцы, и поляки, и шведы, и восточные правители, и константинопольские патриархи, которые с одной стороны, когда Константинопольский патриарший престол занимали христиане благочестивые, отстаивали единство Церкви, путь ко Христу, а с другой, когда этот престол занимали люди себялюбивые, корыстные, искали своей выгоды, а не того, чтобы жизнь в нашем Отечестве устроялась по Божиим заповедям.
Именно в такое время сравнительно молодой, тогда еще священник, монах Киприан, был определен патриархом Филофеем возглавить Русскую Церковь, принять митрополичью власть из слабеющих рук митрополита Алексия Московского.
Мы все знаем о святителе Алексие. Он внес огромный вклад вместе с преподобным Сергием Радонежским в становление Церкви Божией и нашего Отечества. Будучи митрополитом всея Руси, в тоже время он по происхождению своему был русским. Тогда не часто бывали русскими митрополиты и на кафедре киевской, и на московской.
Удивительно, что митрополиты нашей Русской Церкви, происходившие и из греков, и из болгар, и из русских – все стремились утвердить митрополичий престол именно в Москве. Они по особому промыслу Божию ощущали, что именно Москва станет центром единения всех Русских земель, станет тем городом, который сможет противостоять иноземному игу, столетиями господствующему над нашей землей, освободить Русскую землю и утвердить веру Христову здесь у нас на Руси.
Насколько это было непросто! Как много подвижникам веры Христовой и, в частности, митрополиту Киприану приходилось преодолевать таких сложностей, которые нам даже и помыслить невозможно, особенно по нашим представлениям о том времени. Казалось бы, и Константинопольский патриарх, и князья по всей Русской земле, и народ – все православные. А вот что происходит:
Митрополит Киприан из Константинополя прибывает в Киев, а оттуда приезжает в Москву. Великий князь Дмитрий Донской не принимает его, законного митрополита Киевского и Московского. Святителя хватают, подвергают поруганию, полностью отбирают все, что у него было и в буквальном смысле слова полураздетого кидают в темницу.
Дело в том, что и князья Литовские, которые восседали в Киеве, и князья Московские, и князья Рязанские – каждый хотел поставить своего ставленника на должность, на служение митрополита всея Руси. Это желание властвовать – самое страшное, какое есть в человеческом роде.
Желание власти, похоть власти разрушает человека. Оно приводит к страшным последствиям. Желание власти привело к тому, что самого Господа нашего Иисуса Христа властолюбивые иудейские первосвященники распяли. И даже в людях, стремящихся жить по заповедям Христовым, это желание своей власти иногда начинает преобладать и над разумом, и, что самое страшное, над волей Божией.
Так и святитель Киприан был поруган и изгнан князем Дмитрием из своего города. Казалось бы, что он, чужеземец, подвергшийся столь страшному оскорблению, должен был отрясти прах со своих ног и больше не появляться здесь. Но он снова возвращается в Москву, к месту своего служения.
К концу жизни князь Дмитрий покается перед митрополитом Киприаном, но полноценным епископом на своей московской кафедре святитель станет лишь только при его сыне, князе Василии Дмитриевиче.
Это терпение святителя Киприана, эта его убежденность в том, что он исполняет волю Божию, были действительно удивительными, апостольскими, преодолевающими все обиды, все оскорбления, все искушения.
Апостол Павел в послании к Коринфянам, которое мы сегодня слышали, говорит: “Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем” (2 Кор. 4:8-9). То же было и с верным учеником и преемником апостола по епископской благодати святителем Киприаном, и он очень-очень многое сделал для Русской Церкви.
В 1395 году, когда великий полководец Тамерлан напал на Русскую землю, казалось, что теперь уже Руси пришел конец. Его непобедимое воинство сокрушило бы небольшую дружину князя Василия Дмитриевича. И именно святитель Киприан, который был и наставником, и другом князя Василия, благословляет принести в Москву, куда движутся полки неприятеля, икону Божией Матери “Умиление” из города Владимира.
Сейчас мы называем эту икону “Владимирской”, и список этой чудотворной иконы находится перед вашими глазами. Вот он – это икона Пресвятой Богородицы “Умиление” Псково-Печерская. Эта та же Владимирская икона Божией Матери, которая тогда в XIV веке спасла Русь.
Одиннадцать дней шел крестный ход из Владимира до Москвы, и на месте нынешнего Сретенского монастыря, на Кучковом поле москвичи встретили Пресвятую Богородицу. Они пали на колени с воплем: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!”, потому что понимали, что никаких человеческих средств для спасения Москвы нет, а будет разорена Москва – будет разорена и вся Русь, и надежды на избавление от ига, на свободную и мирную жизнь не останется.
В эту же ночь хан Тамерлан, будучи со своим войском недалеко от Москвы, был устрашен необычным сновидением. Ему явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить русские пределы. Немедленно он развернул свои войска на юг, где практически сломил хребет Золотой Орды, разгромив хана Тохтамыша, к уделу которого и принадлежала тогда Русь. Уже никогда ни хан Тохтамыш, ни Золотая Орда не смогли оправиться от этого удара, благодаря чему и Русская земля через какое-то время освободилась от этого страшного порабощения.
В то же время какие-то князья уже привыкли к татарскому игу. Им нравилось это. Они были не только кровно породнены, само по себе это не плохо, но и по духу стали едины со своими поработителями. Кто-то был за Литву, кто-то был за Константинополь, кто-то был за генуэзцев, которые торговали людьми, рабами, нашими соотечественниками. А святитель Киприан и Церковь Божия были за Христа.
Несмотря ни на какие сложности, ни на какие козни, несмотря на то, что наши князья выставили двух своих кандидатов против святителя Киприана, желая их сделать русскими митрополитами, святитель Божий, слабый, не имевший ни войска, ни власти делал свое Божие дело, и Христос в нем победил.
Также Христос побеждал и в апостоле Павле, и во всех святых. “Сила Моя в немощи совершается” – эти слова должны быть памятны всем нам (2 Кор. 12:9). На время зло и неправда торжествуют, но истинные рабы Божии в терпении и мужестве, соблюдая заповеди Христовы и исполняя волю Божию, также как и Христос, побеждают.
Воскресение Христово побеждает все без исключения силы мира сего, все победы мира сего оказываются лишь временными, все они оказываются лишь призрачными, победа всегда остается за Христом и за Его верными учениками.
Святитель Киприан оставил нам множество богослужений, которыми мы до сих пор пользуемся. Оставил нам образ иконостаса, тот, который привычен сегодня для нас на Руси, множество посланий и уставов. Он закончил свою жизнь в глубокой старости, в Москве, в храме Святой Троицы, где была его резиденция. Сейчас это почти центр Москвы, а тогда была глубокая окраина. Святые мощи этого угодника Божия покоятся в Московском кремле в Успенском соборе.
Молитвами святителя Киприана к Пресвятой Богородицы вместе с его паствой была спасена Русь, но мы очень мало знаем о нем. Порой перечисляем среди множества святых дня какого-то святителя Киприана. А он был действительно удивительный, мужественный и бесконечно любящий русскую землю подвижник.
Помолимся ему, чтобы он и наши сердца наполнил тем мужеством и верой, которые были в его сердце, возрастил в нас верность Христу, несмотря ни на какие мирские давления, которые всегда оказываются на нас, помог нам стяжать любовь и мирное расположение ко всем, миротворчество и смирение, и самое главное, что объединяет все эти качества – глубокую преданность Церкви, церковность, помогавшую святителю Киприану различить дурное от доброго, волю Божию от воли человеческой, а тем более от воли своей.
Митрополит Киприан был глубочайший человек Церкви. Сегодняшний день – день особых молитв к нему. Помянем его с глубокой благодарностью и помолимся о даровании и нам дара рассуждения и верности святой Церкви. Аминь!”.