Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Псковского епархиального Управления; иеромонах Серафим (Козулин), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря; протоиерей Сергий Андреев, настоятель храма Архангела Михаила города Дно; иерей Андрей Дрогомиров, настоятель храма Успения Божией Матери поселка Славковичи Порховского района; иерей Михаил Осипов, настоятель храма иконы Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” поселка Полоное Порховского района; иерей Максим Горшков, клирик храма Архангела Михаила города Дно; иеромонах Иларион (Карандеев), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
За богослужением молились многочисленные прихожане храма, учащиеся дновского железнодорожного техникума, воспитанники школы-интерната, а также паломники.
По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы, оставив все свои привычные дела, пришли сюда на Тайную Вечерю Христову.
Каждая Божественная Литургия – это Тайная Вечеря. Почему она называется тайной? Когда оканчивалось время проповеди Христовой здесь на земле, и надлежало установить Божественную Литургию, первосвященники иудейские, окончательно укоренившиеся в своей злобе, уже искали удобного случая, чтобы захватить Спасителя. И чтобы этого не случилось во время совершения Божественной Литургии, во время установления этого великого Таинства, место ее совершения было тайным.
Сегодня Литургия продолжает быть Вечерей тайной, потому что смысл ее остается скрыт для многих и многих людей. Но вы, православные христиане этого города, собрались здесь для того, чтобы всем соединиться с Богом в молитве и причащении Святых Христовых Тайн.
Именно соединение с Богом и есть главная цель человеческой жизни. Это главная цель, даже если мы отчетливо этого не осознаем, даже если мы не формулируем этого для себя. Ни для чего другого не был создан человек, ни для чего другого человек не приходит в мир, как только для того, чтобы соединить свою душу с Богом через веру в Него, через упование на Него, через познание Его и соединение с ним в чувстве любви, надежды, веры.
Не только одно чувство того, что есть Высшая сила, но и опыт каждого из нас, проживших хоть сколько-нибудь значимый отрезок жизни и вдумчиво отнесшихся к нему, говорит нам о том, что Создатель этого мира, Создатель каждого из нас является еще и Промыслителем, заботящимся особым образом о бытии нашего мира и о каждом из нас.
Через испытания и радости, через счастья и невзгоды, через падения и покаяние Бог приводит нас к познанию самих себя. Соединившись с Ним, человеческая душа получает все наследие Божие: Бог всемогущ и бессмертен, и душа человеческая, соединяясь с Богом, становится бессмертной и всемогущей. Молитвы такой души слышит Господь и исполняет, потому что эти молитвы идут во благо и самому человеку, и тем, за кого он молится.
Это великий опыт двухтысячелетней Церкви Христовой, и он призван стать личным опытом каждого из нас. Мы должны почувствовать это единение с Богом, узнать о нем не только по книге и проповеди, но в первую очередь по своей жизни. “Взыщите Бога, и жива будет душа ваша” (Пс. 68:33). Это познание самое высшее, самое прекрасное, но и самое непростое.
Я недаром начал сегодняшнее слово с того, что все мы оставили свои повседневные дела и пришли в храм на Тайную Вечерю Христову, чтобы соединиться со Словом Божиим, с Господом Иисусом Христом.
В сегодняшнем Евангелии мы читали, как Господь пришел в дом к Своим друзьям. Там было две сестры: Марфа и Мария. И одна заботилась об угощениях, о трапезе, что само по себе было правильно. Она делала это от всего сердца, и это было то, чем она могла послужить своему Учителю, Господу Иисусу Христу и своим ближним. Вторая сестра сидела у ног Христовых и слушала слова Божии, впитывала их, соединялась с ними.
Когда же Марфа с упреком сказала Спасителю, о том, что Мария оставила ее и не помогает ей в хозяйственных хлопотах, Господь произнес следующие слова, мы все помним их: “Марфа! Марфа! – сказал Он ей с любовью и с благодарностью за ее хлопоты, – Ты печешься и заботишься о многом. Но одно только нужно” (Лк. 10:41).
Да, конечно, необходимо подготовить и трапезу, необходимы и хозяйственные наши дела – это тоже выражение нашей любви к ближнему, но мы ни в коем случае не должны забывать о главном попечении – соединении нашей души с Богом.
Недаром в этом же Евангельском чтении мы слышим, что одна из женщин, увидев Христа, сразу после этой беседы в доме Лазаря, Марфы и Марии, говорит: “Блаженна Женщина, Которая выносила Тебя, Которая вскормила Тебя Своей грудью, блаженна Твоя Мать, блаженна Пресвятая Богородица!”. Воистину это так!
Что же говорит Христос? Он говорит совершенно поразительные слова. Мы знаем о том, что Матерь Божия – честнейшая Херувим, и славнейшая без сравнения Серафим. Никто не может сравниться с Ней. И вдруг Сам Спаситель на восклицание этой женщины – “Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, питавшая Тя” (Лк. 11:27), – говорит, что есть еще более блаженные люди. Есть еще более счастливые люди в этом мире. Кто же они? Это мы с вами.
Это поразительно, но это слова Самого Вседержителя Бога, слова Святой Троицы, слова Господа нашего Иисуса Христа. Еще более блаженные, говорит Он. Это “слышащие слово Божие и хранящие его” (Лк. 11:28). Хранящие слово Божие в своем сердце и исполняющие его – вот кто поистине блажен.
Мы можем быть более блаженными, чем Матерь Господа, потому что Она бесконечно смиренна и уступает нам это блаженство только для того, чтобы мы соединились с Ее Сыном, чтобы мы обрели бессмертие, чтобы мы обрели великую радость быть вместе с Ее Божественным Сыном. Она умаляется также, как умалился ее Божественный Сын.
Вот о каких задачах, стоящих перед нами в этой жизни, напоминает нам и сегодняшняя икона Пресвятой Богородицы, и сегодняшнее Священное Писание.
Сейчас вы будете подходить к святой Чаше, причащаться Святых Христовых Тайн. Вы будете участниками той самой Тайной Вечери, на которой были апостолы. Тот Самый Господь Иисус Христос преподаст вам то Самое истинное Свое Тело и истинную Свою Кровь. Это главное в нашей жизни, это приводит нас в единение с Богом, также как и слышание Его слова в святом Евангелии, уразумение его, рассуждение об этом слове Божием, молитва к Богу и исполнение Его заповедей.
Всего этого я от всего сердца желаю всем вам, собравшимся здесь в этом храме перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Вы собрались и сами за себя, и за своих ближних, за которых вы молитесь. Да благословит Господь всех вас и всех, пребывающих в вашем любящем сердце. Аминь!”
По завершении богослужения был совершен праздничный молебен с крестным ходом, по окончании которого всем участникам богослужения были вручены памятные подарки — Келейная книжица Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).