Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения во Вторник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Ныне вся исполнишася света, Небо и земля и преисподняя: да празднует же весь мир видимый и невидимый восстание Христово, в Нём же утверждаемся (канон Пасхи). Этими и многими другими прекрасными словами Церковь воспевает сегодня Воскресение нашего Спасителя.

Христос Воскресе – нет и не было в мире слов более важных, вести – более главной и радостной для рода человеческого, потому что в этих двух словах заключена вся тайна нашего спасения. В этих двух словах заключена весть о пришествии Бога в мир, о Его победе над смертью и адом, и о том, как Он проложил для нас дорогу на Небеса, и ждет нас, даруя нам обетование быть причастниками Его Воскресения, Его жизни вечной.

Пасха отличается от многих праздников, не только светских, но и церковных, прежде всего потому, что она имеет прямое отношение к нам с вами. Если Пасха Ветхого Завета заключалась в историческом воспоминании и предании о том, как Господь рукою крепкою и мышцею высокою избавил Свой народ от земли рабства (см.: Втор. 7:19), которое передавалось из поколения в поколение, и до сих пор передается в этом народе, как память о делах давно минувших дней; то для нас, христиан, та ветхая Пасха, прежде всего, была предначертанием, всего лишь прообразом нашего с вами освобождения от рабства, но только от рабства куда более глобального и страшного – от рабства греху и смерти. И это то, что не просто произошло, а теперь происходит вечно. Это не прошлое, а это – реальность настоящего дня, наша с вами реальность, которая нам дарована Спасителем. И воскресший Господь – это не только историческое Лицо, но Тот, Кто реально присутствует со Своей Церковью, с нами в Таинствах, в молитве, в радости пасхальной ночи, в тех благословенных дарах, которые нам посылаются в жизни. Подчас и в испытаниях мы тоже можем почувствовать Его невидимую руку, Его спасающее присутствие. И вся история Церкви свидетельствует о неложности Его слов: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он не просто победил смерть, Он не просто покинул апостолов на сороковой день, а Он продолжает быть с нами. И вот в этом – величайшая радость, величайшая надежда на спасение, которое возвещается теперь. Пока мир стоит – будет раздаваться эта светлая и всепобеждающая проповедь, над которой не властны никакие гонения, никакие запреты, которая переполняет наши храмы и наши сердца, продолжает и будет продолжать, пока длится история этого мира, вдохновлять, вразумлять, обнадеживать, придавать силы, преображать умы и сердца человеческие.

Пусть свет Воскресения Христова никогда не меркнет в нашей жизни! Он может потускнеть, если мы вновь погрузимся в какие-то свои греховные пристрастия, в суету, дадим место отчаянию или страху, но стоит только, как с пыльного стекла, убрать грязь – и снова просияет свет солнечный. Также и мы, очищая нашу душу, вновь и вновь ощущаем присутствие в нашей жизни Света невечернего, Который когда-то победил смерть. И эта Победа становится нашим достоянием, нашей жизнью, нашим с вами спасением. Аминь. Христос Воскресе!

7 мая 2024 года,
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Во вторник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Литургию в Савво-Крыпецком монастыре

7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов) с братией обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники обители и паломники.

По окончании Литургии вокруг храмов обители был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Понедельник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Так радостно снова и снова приветствовать в эти светлые дни друг друга этим вечным провозвестием, которое возвещает о победе Сына Божия над смертью, которое возвещает о том, что Господь – Победитель ада и Начальник нашего спасения. И в этих словах – бесконечный смысл, бесконечная радость, величайший источник вдохновения не только для апостолов, не только для жён-мироносиц, но и для всех верующих и любящих Господа на все времена, и для нас с вами.

Воскресением Христовым утверждается Церковь. Без опустевшего Гроба Христа Жизнодавца не было бы всей истории христианской святости, не было бы апостольской проповеди, благодатных Таинств церковных, евангельского провозвестия о нашем спасении, нас с вами, как православных христиан, тоже бы не было, и не было бы у мира ни надежды, ни самого спасения.

Победа над смертью с точки зрения здравого смысла – всего того, что мы знаем об этом мире, где царствуют страдания и смерть – невозможна. Но, тем не менее, в этом и заключается чудо Божественной любви, которое делает невозможное возможным. Невозможно было человеку собственными силами обрести потерянный рай. И Господь Сам снисходит на поиски человека. Ещё в самом начале Священного Писания мы читаем, как Бог ищет человека, взыскует, хочет обрести. Это выражено в таком символическом рассказе о том, что Бог ходит по саду эдемскому и ищет человека: «Адаме, где еси?»«Адам, где ты?» (Быт. 3:9). И можно говорить о том, что вся история до Христа – не только история ветхого Израиля, который хранил веру в истинного Бога, но и история всего мира, который тоже не был оставлен Божиим попечением – особым Промыслом Божиим, включается в этот поиск Богом заблудшего человека и объемлется словами: «Адаме, где еси?» (Быт. 3:9).

В евангельском повествовании о Воскресении Христовом есть один удивительный эпизод, трогательный, но который чаще мы не замечаем или не обращаем внимания на одну его интересную деталь: когда жёны-мироносицы уже ушли, а Мария осталась у Гроба, то она сначала принимает весть от ангелов, что Господь воскрес, а потом видит Христа; но не узнает Его поначалу и думает, что это садовник. Удивительная деталь! Откуда такая ассоциация? Это как раз отсылает нас каким-то образом невероятным, но причудным, к первым главам книги Бытия, когда Господь в саду – как Садовник – ищет и взыскует человека. И вот Он сошёл даже до ада и разрушил ад, и воскрес. И в этом слове, таком проникновенном, которое не оставляет никаких сомнений, что это Он, когда Он обращается к ней: «Мария!» (Ин. 20:16) – звучит голос того же самого Господа, Который ищет человека: «Адам, где ты?»(Быт. 3:9). И Господь обрёл человека, падшее создание Своё, всё человечество. И не только обрел и воскресил в Себе, но и открыл нам путь, проложил нам дорогу на небо для возвращения к Отцу. Это мы торжествуем, это мы празднуем.

Эта радостная весть на все времена стала самым великим откровением, таким древним и вечно юным, поражающим всякое воображение, возвещающим о любви Божией, сходящей даже до ада, чтобы расторгнуть узы смерти и нас всех сделать свободными чадами жизни вечной – чадами Божиими. Об этом – Пасха, это – радость. Иногда мы забываем (а так случается, потому что мы живём в этом мире, поглощённые суетой, повседневностью, своими проблемами, иногда тяжкими проблемами и бедами), но каждый раз, как откровение, вновь и вновь вспыхивает эта радость Пасхальной ночи. И как говорит Господь Своим ученикам, так Он и к нам обращается: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Эта радость переполняет наши храмы не только в виде крестного хода, но и должна переполнять в виде наших светлых лиц, наших добрых дел, нашего доброго христианского отношения к людям, к этому миру, к творению. Принесем же эту радость в наш дом, в наши обстоятельства, в нашу жизнь, согреем светом Воскресения Христова людей, которые по каким-то причинам пока не причастны Ему, но взыскуют и тоже жаждут этой радости. Обнимем их любовью, покроем прощением, состраданием и добром, чтобы их жизнь осветилась силой воскресшего Господа. Христос Воскресе!

6 мая 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В Понедельник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Литургию в Псково-Печерском монастыре

6 мая 2024 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Филарет (Кольцов) с братией обители в священном сане, благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский).

Песнопения Литургии исполнили: братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании Литургии вокруг Михайловского собора обители был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владыка митрополит вручил ордена Русской Православной Церкви:

архимандриту Мефодию (Леонтьеву), насельнику Псково-Печерского монастыря – орден преподобного Сергия Радонежского II степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения;

игумену Августину (Заярному), насельнику Псково-Печерского монастыря – орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения;

Наталье Новиковой, регенту храма святых Севастийских мучеников города Печоры – орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в праздник Светлого Христова Воскресения

Христос Воскресе! Две тысячи лет назад опустел гроб одного Человека, Который был Богом воплощённым, пришедшим в мир, чтобы спасти его. И тайна пустой гробницы Господа Иисуса Христа – это тайна, которой не только увенчалась Его жизнь на земле, но с которой начинается Церковь, начинается наше спасение, начинается христианская святость. Но и не только христианская святость – личность Богочеловека, поправшего смерть, вдохновляла и вдохновляет умы многих богословов, философов, художников, скульпторов, деятелей искусства и ученых. Но для нас самое важное, что в то самое первое пасхальное утро, когда жёны-мироносицы пришли к пустому гробу, и сначала от ангела приняли весть, что Господь жив, а потом встретили и самого Христа Жизнодавца, началась история нас с вами, как православных христиан, как членов Церкви, как людей, призванных Господом и Спасителем нашим к такому же воскресению и такому же вознесению во славе. И Пасха, которая приходит каждый год и озаряет наши храмы и наши сердца – это обетование о последнем торжестве Бога в этом мире. И это торжество, эта победа, это поправление смерти и ада уже началось.

Как сказал один из видных современных богословов, возвышеннейшие учения приносили людям многие учители и пророки, но только о Христе сказано, что Его гробница пуста. Если бы Он был простым человеком, то Его дело завершилось бы на Голгофе, и Церковь, едва родившись, была бы разрушена, а апостолы разбежались. И в лучшем случае у нас остались бы поучения о любви, о прощении, о любви к врагам и милосердии. Но реальность наша такова, что с нами не только Его поучения, не только воспоминания о Нём, не только слово о Нём, но Он Сам, Победитель смерти, Начальник жизни, Который пребывает со Своей Церковью, пребывает со всеми нами по Своему неложному обетованию «Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20). И радость от этого, и вдохновение, и силы таковы, что с ними можно преодолеть всё – все искушения, все скорби и все испытания. Потому что, как мы видим очами веры, перед любовью Божией, которая отдает себя ради жизни мира, отступает сама смерть и сам ад. А эта любовь дана нам, и мы все призваны войти в неё, причаститься нё, принять в свою жизнь – то есть принять в свою жизнь Бога. А принять в свою жизнь Бога можно только отверзнув двери сердца нашего ближним. В лице наших братьев и сестер мы встречаем Христа, мы встречаем образ Божий, возлюбленное создание Божие. Научимся любить друг друга, как Господь нам и заповедал, говоря Своим ученикам во время прощальной беседы: «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По сему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Постараемся исполнить хотя бы один этот Его наказ! Это трудно, это не означает, что наша жизнь вдруг перевернётся, и мы возлюбим весь мир. Но начнём с малых шагов: будем желать людям добра, будем помогать, откажемся от мщения, будем прощать, не будем проходить мимо нужды, болезни или скорби человеческой. А свет нашей веры – если он у нас есть, если наша вера живая – принесём туда, где царит отчаяние, где царит скорбь, где царит неверие, а на самом деле присутствует тоска по этому свету, подспудная, несознаваемая. Во всём творении, даже в человеке, в людях, отступивших от Бога, присутствует невидимая жажда Бога, возвращение к Нему, тоска по Нему. И на нас с вами, дорогие братья и сёстры, как на последователях Христовых, как на апостолах и на жёнах-мироносицах, ставших провозвестницами его Воскресения, лежит та же самая почётная, сложная, но и невероятно благодатная обязанность – быть Его провозвестниками, Его соработниками, свидетелями Его Воскресения и Его любви в этом мире. А это можносовершить, опять же, когда мы возвещаем о Нём не словами только, а нашими делами, своею жизнью, милосердием, состраданием, прощением, любовью. Пусть Пасха напоминает нам об этом. И пусть и милосердие, и сострадание, и любовь все больше и больше входят в нашу жизнь, составляют содержание нашей жизни, содержание нашего сердца и преображают их. И тогда будет преображаться мир вокруг нас и жизнь людей вокруг нас. А в этом – призвание Церкви: продолжать Его дело, быть Его присутствием, быть Его провозвестниками и соработниками в этом мире.

Пусть спасительная и радостная весть о Христе Воскресшем, Победителе смерти, служит для нас постоянным источником сил и вдохновения. И в самые тяжёлые времена, какие бы ни наступили или какие бы скорби каждого из нас не постигли, будем помнить об этой неприходящей реальности, которая превыше всего и с которой возможно преодолеть всё – о любви, о свете и о жизни, которая изливается на нас от опустевшего от гроба Христа Жизнодавца. Аминь. Христос Воскресе!

5 мая 2024 года,
храм Архангела Михаила города Дно

Митрополит Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в храме Архангела Михаила города Дно

5 мая 2024 года, в день Светлого Христова Воскресения, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в храме Архангела Михаила города Дно.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Порховского церковного округа, настоятель Никольского собора города Порхова иерей Виктор Шелухов; настоятель храма Архангела Божия Михаила города Дно протоиерей Сергий Андреев; настоятель храма иконы Божией Матери «Боголюбская» поселка Дедовичи иерей Михаил Барулин; клирик Никольского собора города Порхова иерей Константин Кузнецов и клирик храма Архангела Михаила города Дно иерей Антоний Пауков.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Никольского собора города Порхова и храма Архангела Михаила города Дно. За богослужением молились многочисленные прихожане.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений посетил концерт «Пасхальная Радость» в городе Дно

5 мая 2024 года, в праздник Пасхи Господней, в районном Культурном центре города Дно прошел концерт «Пасхальная Радость», организованный приходом городского храма Архангела Михаила.

Гостями праздника стали митрополит Псковский и Порховский Арсений, благочинный Порховского округа митрополии иерей Виктор Шелухов и духовенство города Дно, глава Дновского района Михаил Шауркини многочисленные дновцы.

На сцене выступали: воспитанники Бельско-Устьенского дома-интерната, воспитанники Воскресной школы при храме Архистратига Михаила, а также творческие коллективы: танцевальный ансамбль «Контраст», вокальный ансамбль «Art famili», вокальная группа «Диапазон», а также вокальная группа «Кантилена» и другие творческие коллективы.

По завершении концертной программы Владыка Арсений поздравил всех присутствующих с праздником Воскресения Господа Иисуса Христа и поблагодарил участников концерта за искреннее выступление.

Затем митрополит Арсений вручил благодарственные грамоты и сладкие подарки организаторам и юным артистам.

Митрополит Арсений поздравил студентов Псково-Печерской семинарии с праздником Светлого Христова Воскресения

5 мая 2024 года, в праздник Пасхи Господней, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Арсений поздравил студентов семинарии с  праздником Светлого Христова Воскресения.

Студенты поблагодарили Владыку ректора за радость общения и исполнили праздничные песнопения.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Митрополит Арсений запустил личный телеграм-канал

5 мая 2024 года, в праздник Пасхи Господней, глава Псковской митрополии, митрополит Псковский и Порховский Арсений запустил личный телеграм-канал “Митрополит Арсений. Псков”.

«Пасха Христова — хорошее время для новых начинаний.

Недавно исполнилось полгода с того дня, как решением Священного Синода я был назначен архиереем Псковской земли. Это небольшой срок. Но его достаточно для того, чтобы ощутить особую атмосферу этих мест, где все буквально дышит историей.

Каждый новый день на псковщине приносит новые открытия, новые встречи и знакомства. Многими из этих событий буду делиться со своими читателями. Для меня это первый подобный опыт. Поэтому прошу ваших молитв.

С Богом! Христос Воскресе!», – написал в своем канале митрополит Арсений.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на Святую Пасху

5 мая 2024 года, в праздник Пасхи Господней, по окончании праздничного богослужения, митрополит Арсений огласил Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом:

Всех вас, дорогие братья и сёстры, снова и снова приветствую этим вечным и единственным приветствием, свидетельствующим о победе жизни, любви, Бога – Христос Воскресе!

Трудно добавить что-то ко всем словам песнопений, священных текстов и только что прозвучавшего послания Святейшего Патриарха. Поэтому, прежде всего, желаю, чтобы свет Христова Воскресения никогда не покидал нашу жизнь, наши сердца. В мире, полном скорби, страданий, несправедливости, человек может потеряться, впасть в отчаяние, может быть даже неверие. Но для нас, для всех людей остаётся неизменная надежда – это Христос, явившийся в мире, ставший одним из нас, разделивший с нами нашу жизнь и нашу смерть, даже до сошествия во ад, а потом восшедший на Небеса, проложивший нам дорогу к Вознесению во славе и сидению одесную Отца – Господь, победивший смерть. Он – не только со Своей Церковью, как и обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20); Он – с каждым из нас. Постараемся ощутить это, помнить об этом, жить в Его присутствии. И когда кажется, что человеческая злоба, страдания, скорби, окружающие нас, давят нас к земле и не дают посмотреть на небо – будем помнить, что так же, как сегодня, каждый год приходит к нам Пасха и озаряет нашу жизнь светом Христовой Победы, светом Воскресения, делая нас уже здесь и сейчас причастниками этой Победы над смертью. И не только, Пасха приходит как обетование последней правды, последнего торжества Бога, последнего Его Слова в этом мире, когда ни зла, ни страдания, ни смерти уже не будет. А это уже началось во Христе. Он называется святыми отцами Главой Церкви, и как Глава уже воскресла к жизни вечной – так и всё Тело, все мы – восстаём с Ним к жизни вечной. А с этим знанием, с этой реальностью возможно всё. И выше этого нет ничего. В этом – великая сила, источник вдохновения, источник сил для борьбы со злом и, прежде всего, в своём сердце, источник для совершения добрых дел. Мы все озарились светом Пасхи.

Так радостно приветствовать друг друга и ощущать присутствие Воскресшего среди нас! Но будем помнить, что не всем людям дана эта радость, а мы можем её принести, как свечку из храма, и озарить этим светом жизнь наших близких или, может быть, любого человека, которого пошлёт нам Господь. Там, где царствует бедность, отчаяние, болезнь, скорбь – принесём свет Христова Воскресения, согреем любовью жизнь таких людей, молитвой, добрыми делами, чтобы их жизнь озарил Господь Воскресший, чтобы в их жизнь вошла надежда, чтобы мир вокруг нас преображался больше и больше живым присутствием Христа через Церковь, через каждого из нас, через наши добрые дела – не слова наши о вере, а дела, которые будут лучшей проповедью, лучшим свидетельством о той, поражающей всякое воображение, любви Божией, которая открылась нам в тайне Победы над смертью Христа, Бога нашего. Аминь. Христос Воскресе!

5 мая 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова