Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на отпевании протоиерея Александра Тимофеева

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, мы с вами провожаем в последний путь протоиерея Александра – настоятеля этого храма, доброго пастыря, которого практически все, из здесь собравшихся, знали и любили, а лучше сказать – знают и любят, потому что наша вера приоткрывает нам завесу тайны: у Бога нет мёртвых, но все живы (см.: Лк. 20:38). И поэтому наша любовь к близким простирается и за границы временного жития. Наши молитвы о них, и молитвы их за нас, надеемся, и молитвенное предстательство святых за нас в масштабах всей Церкви говорит об этой неизреченной тайне – о том, что смерть побеждена Воскресением Христовым, и что у Бога все живы. И вот именно победа Господа над смертью даёт и нам с вами силы и веру, и уверенность молитвенно предстать перед Богом за наших ушедших сродников с твёрдой верой, что Господь может соделать их и соделает по Своей неизреченной любви (если только сам человек не воспрепятствует Ему в этом) наследниками этой Своей победы над смертью и причастниками жизни вечной.

Путь отца Александра был довольно сложный, но это был путь пастыря, преданного Церкви, искренне любящего Бога, свою паству, молитвенника, добросовестного труженика. И благодарная память о нём будет храниться ещё очень и очень долго. А в Церкви мы постоянно молимся именно обо всех от века скончавшихся православных христианах, взывая ко Господу, чтобы Он помянул: «Помяни, Господи!» – и верим, что Господь помнит о каждом из нас, и пребывающих в жизни сей, и за границами этой временной жизни, в жизни будущей, и дарует Свой покой. Памятью Божией и стоит весь мир, и каждый из нас существует, и память Божия простирается, слава Богу, и за границы нашей временной жизни. Господь помнит обо всём Своём творении, о каждом человеке, и поэтому, как Он сказал Сам: «верующий в Меня не узрит смерти вовеки» (Ин. 11:26).

С твёрдой верой, с упованием на Его неизреченный Промысл, на любовь к нам, мы вверяем Ему, как милосердному Отцу нашему Небесному, душу новопреставленного верного раба Своего протоиерея Александра. И молимся сегодня, чтобы Господь покрыл бы все прегрешения его вольные и невольные и принял в Свой свет, в Свой покой, в Своё Царство по молитвам всех нас, по молитве Церкви, а больше всего – по Своей неизреченной любви к каждому из нас, любви, которая побеждает смерть, побеждает ад и делает всех нас причастниками славы вечной. Аминь.

16 июля 2024 года,
храм святого великомученика Георгия Победоносца
посёлка Струги Красные

Митрополит Арсений совершил отпевание протоиерея Александра Тимофеева

16 июля 2024 года, во вторник седмицы 4-й по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию и отпевание протоиерея Александра Тимофеева в храме великомученика Георгия поселка Струги Красные.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма святых Флора и Лавра поселка Хредино Стругокрасненского района протоиерей Константин Бабин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Новоселье Стругокрасненского района протоиерей Олег Жук, настоятель храма святителя Луки Крымского при Псковской городской больнице протоиерей Василий Лупаков, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского поселка Лосицы Плюсского района иеромонах Вениамин (Крашенинников), благочинный Пыталовского округа иерей Сергий Рассадников, духовенство Плюсского благочиния. Диаконский чин возглавил клирик храма святых Жен-Мироносиц города Пскова протодиакон Сергий Завьялов.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные верующие Плюсского благочиния, собравшиеся почтить память дорогого их сердцу настоятеля и благочинного.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем было совершено отпевание новопреставленного протоиерея Александра.

По завершении отпевания гроб с телом протоиерея Александра Тимофеева был доставлен в поселок Ляды Плюсского района, где за алтарем Вознесенского храма состоялось погребение почившего.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений посетил школу иконописи «Киноварь»

15 июля 2024 года митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил школу иконописи «Киноварь» при храме святителя Василия Великого (на Горке).

Во время визита владыка Арсений пообщался с основателем школы Надеждой Прокопчук, выпускницей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве и обсудил с ней процесс обучения иконописи в новооткрытой школе.

Также митрополит Арсений пожелал всем учениками иконописной школы Божией помощи в их трудах по изучению и освоению иконописного искусства.

Митрополит Арсений поздравил митрополита Евсевия (Саввина) с праздником Собора Псковских святых

14 июля 2024 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднование Собора Псковских святых, митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил Спасо-Елеазаровский женский монастырь, где поздравил пребывающего на покое митрополита Евсевия (Саввина) с праздником.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование Собора Псковских святых

Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сёстры! Всех вас сердечно приветствую с нашим общим праздником – сегодня память всех святых Псковских. И знаете, в Православной Церкви установилась эта удивительная традиция: последующие воскресения после Дня Святой Пятидесятницы или Троицы посвящать празднованию Соборов святых. И так, в первое воскресенье после Пятидесятницы чествуются все святые, от века Богу угодившие, все святые Церкви Вселенской. Потом, в следующее воскресенье – все святые, в земле Русской просиявшие. И сегодня совершается память целого ряда Соборов местных святых, среди которых мы чтим и наших Псковских угодников Божиих.

Святые земли Псковской – они близки нам не только по вере, но и по духу, по культуре, по истории, и может даже являются для некоторых из нас, здесь стоящих и современников наших, предками по крови. То есть это наша семья, но связи внутри которой крепче, чем в любом земном человеческом союзе, потому что это неотъемлемая часть Церкви Небесной, торжествующей, часть другой большой семьи – Вселенской Церкви Христовой. Но и как сродники наши, как наши предки, как наши предшественники по служению Богу на этой земле, верим, они не оставляют особым ходатайством, особым попечением и всех нас, и Отечество наше, и Церковь нашу.

Размышляя о святости, как плодах действия Духа Святого в истории, будем прежде всего помнить, что это – реальность, превышающая всякое разумение, всякий человеческий ум, но это есть прямое следствие сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Христианская святость – прямое свидетельство того, что Слово Божие живёт и действует, что Евангелие актуально не только две тысячи лет назад, а в каждую эпоху, в каждое столетие, в каждом христианском поколении, как семя, брошенное в почву, согласно притче Христовой (см.: Лк. 8:5-15), или согласно другой Его притче, как закваска, брошенная в тесто (см.:Мф. 13:33) начинает преображать человеческие сердца, человеческие души, человеческую жизнь для того, чтобы сделать из нас чистый хлеб для Царствия Божия.

Собор Псковских святых – это многие поколения людей, и современники между собою, и люди, принадлежащие к разным эпохам, которые стояли как в начале при проповеди слова Божия на Руси, как княгиня Ольга, так и наши недавние современники – прославленные и непрославленные, люди разных способностей, разного социального уровня, мужчины и женщины, не похожие друг друга по характеру. Но всех их объединяло одно – решимость следовать за Господом, стремление жить по Его слову, верность Его слову и любовь к Богу и к ближним. Верим, что они являются не только нашими предшественниками, но и наставниками и сегодня, укрепляя нас своим примером, своей молитвой и своим предстательством перед Престолом Божиим. Приложим же все наши усилия сегодня, чтобы оказаться достойными их памяти. Чтобы они не устыдились нас, сегодняшних православных христиан перед Богом, но могли сказать, как пророк: «Се, Аз, – или се, мы, – и дети, которых дал нам Господь» (см.: Ис. 8:18). С праздником, дорогие отцы, братья и сёстры!

14 июля 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

В празднование Собора Псковских святых митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

14 июля 2024 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднование Собора Псковских святых, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий, викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством, благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов, духовенство епархии и гости праздника в священном сане.

Песнопения Божественной Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем Псковский Владыка поприветствовал Высокопреосвященнейшего Артемия, митрополита Хабаровского и Приамурского, на Псковской земле. В свою очередь, Владыка Артемий обратился с приветственным словом к Владыке Арсению и всем богомольцам.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В канун Недели Собора Псковских святых митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе

13 июля 2024 года, накануне Недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Псковских святых, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и паломники.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, Православная Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла – столпов Церкви, но которые (и это так красноречиво показано в их жизни, в том образе, который доходит до нас со страниц Священного Писания, отнюдь не идеализированном) были обычными людьми, как каждый из нас, со своими достоинствами и немощами. Но при этом, это были люди, которые положили жизнь свою ради благовестия Слова Божия. Они были так не похожи друг на друга, как часто и мы не похожи друг на друга. Но при этом Господь принимает каждого человека со всеми его особенностями, способностями, слабостями, если человек сам при этом стремится преодолеть свою греховность, свою греховную немощь – и тогда в этой немощи проявляется, по слову апостола Павла, сила Божия (2Кор. 12:9).

Апостол Пётр принадлежал к людям из народа – как мы знаем из Евангелия, он был простым рыбаком, и в числе первых последовал за Христом, чтобы стать, по слову Спасителя, «ловцом человеков» (см.: Мф. 4:19). По всей видимости, он был первенствующим или старшим из апостолов. По крайней мере, он был одним из приближённых и был свидетелем и слушателем таких событий и таких слов, которые были доступны только ему и ещё двум-трём избранным апостолам – как Преображение, как воскрешение дочери Иаира, как беседа со Христом накануне Его страданий о будущих судьбах Иерусалима и всего мира. При этом, Пётр был человеком очень горячей веры, но его человеческий характер, может быть, где-то даже робкий, подвёл его в минуты испытания. Несмотря на то, что он клятвенно обещал Спасителю идти за Ним на смерть, он стал тем, кто отрёкся от Христа, причём трижды, накануне Страстей Христовых, и, как повествуется в Евангелии, «изшед вон, плакал горько» (см.: Мф. 26:75). Но Господь не оставил Своего апостола, не оставил его покаяния, и по Воскресении, явившись ему и обращаясь к нему: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – восстанавливает его в апостольском лике и даёт заповедь, даёт наставление, – паси агнцев Моих» (Ин. 21:15-17).

Об апостоле Павле мы знаем не из Евангелия, где он не упоминается, а из Деяний святых апостолов и Посланий апостольских. Главной особенностью этого человека было то, что он не видел Христа в Его – Спасителя – земной жизни. А когда христианство со дня Пятидесятницы стало распространяться в Иерусалиме, а потом в Иудеи и в других областях, апостол Павел, будучи на тот момент ревностным иудеем, фарисеем, ревнителем о законе и считая (как и книжники, не верующие во Христа, и первосвященники) Самого Спасителя – обманщиком, а христиан – еретиками, он преследовал, гнал Церковь Божию, по его собственному признанию (1Кор. 15:9). А в тех условиях это были и допросы в Синедрионе, и заключения под стражу, и пытки, и даже казни. Так мы впервые встречаем упоминание о будущем апостоле Павле (Савле – таким было его родное имя, или первое иудейское имя, а Павел – римское) в тот момент, когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана – юноша Савл стерёг одежды побивающих Стефана камнями (см.: Деян. 7:58). И в последующем он усиливает своё негативное отношение к христианам, отправляется в Дамаск, чтобы и там гнать Церковь Божию. И по пути туда происходит невероятное. Апостол переживает какой-то мистический опыт встречи в ослепительном свете с Богом, с Самим Христом (Деян. 9:3-5), и эта встреча изменяет для него всё. Он и до этого был человеком искренним и полагал, что искренне служит Богу, с такой ревностью относясь к закону и к противникам закона, как он считал, христианам. Но теперь, узрев, поняв, что есть нечто выше закона, что Спаситель Иисус из Назарета, против Которого он ополчается – есть Тот, Кто даровал этот закон, и Кто является Творцом неба и земли – все силы своего характера, всю свою ревность по Боге, всё своё красноречие, образованность и знание закона он поставляет на службу Евангелия и уже в Дамаск приходит без пяти минут апостолом. Он готовится стать, по слову самого Христа, «сосудом избранным» (см.: Деян. 9:15). Из Деяний и прочих апостольских посланий Нового Завета мы видим, что это был титанический труд – отдача себя без остатка ради благовестия Евангелия, ради проповеди Царствия Божия.

Вполне вероятно, что и остальные двенадцать апостолов потрудились не меньше, но сведения до нас сохранились по большей части об апостоле Павле. География его проповеди просто поражает – это Европа и Малая Азия, и Ближний Восток – и везде он основывает христианские общины. Благодаря апостолам Петру и Павлу, благодаря прочим апостолам и безвестным проповедникам веры в течение уже первого столетия Церковь распространяется фактически по всей Римской империи, во всех более или менее крупных городах существуют христианские общины и даже за пределами этой империи. Таким образом, исполнилось Слово Спасителя: «будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). И это свидетельство не прекратилось с первым веком, оно не пресеклось, оно продолжилось. Оно и сейчас продолжается самим фактом бытия Церкви, словом Божиим, которое провозглашается Церковью, преподаянием даров Духа Святого в Таинствах и верой православной, которая преподаётся всем, ищущим спасения. Апостольская деятельность продолжается.

Апостолы Пётр и Павел, которых мы сегодня вспоминаем – они для всех поколений (не только для первохристианского) остаются духовными отцами и наставниками. Вчитываясь в их писания – а Посланий только одного апостола Павла четырнадцать (это больше половины книг Нового Завета, плюс Деяния и третье Евангелие, написанное его учеником) – мы и сегодня проникаемся верой первых христиан, верой самих апостолов, учимся у них и покаянию – и Пётр, и Павел есть самые красноречивые, пожалуй, образцы покаяния за всю историю Церкви, одни из самых сильных – и их любви к Богу, и их преданности Церкви, и при том при всём в их человеческих особенностях и даже в их несовершенствах мы можем узреть для себя великую надежду, что и наши недостатки, и наше несовершенство Господь покроет Своей любовью, не отринет и нас, грешных, и примет наши посильные усилия в служении Ему, каждого из нас на своём месте, на котором мы, как христиане, призваны для служения Богу в этом мире. «Вы – соль земли, – говорит Спаситель, – Вы – свет мира» (Мф. 5:13). И это означает, что проповедь Божия должна раздаваться не только с амвонов православных храмов, но всегда, во все времена, как это было во времена апостольские, так это остаётся и сейчас, самая лучшая и самая убедительная проповедь – это жизнь христианина: архиерея, пастыря и каждого без исключения христианина православного. Когда мы делами своими будем возвещать, по слову апостола Петра, «совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9), мы поистине будем реализовывать своё предназначение, как Церковь Божию в этом мире, которая продолжает апостольское служение, направленное на то, чтобы возвестить, принести в этот мир захватывающую дух весть о любви Божией, спасающей каждого человека, и наполнить этой любовью наш мир, где так её не хватает: где есть неверие, есть страдание, есть отчаяние, где порой торжествует зло. Но мы утверждаемся этой Божией любовью, которую возвещали святые апостолы и которую возвещаем сегодня мы, как Церковь, и каждый из нас, как христианин, памятуя, что «ничто не может отлучить нас от этой любви Божией», по слову апостола Павла (см.: Рим. 8:39). И наоборот – с этой любовью Божией в сердце и в нашей жизни – мы можем с вами превозмочь всё. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо, – говорит апостол Павел, – я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39). Аминь. С праздником!

12 июля 2024 года,
храм святых Жен-Мироносиц города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Жен-Мироносиц города Пскова

12 июля 2024 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Жен-Мироносиц города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма святых Жен-Мироносиц иерей Кирилл Ладанов; клирик храма святых Жен-Мироносиц иерей Павел Орлов. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и хор храма под управлением Валерии Мухановой. За богослужением молились прихожане храма.

Перед началом Литургии Владыка Арсений совершил постриг во чтецы пономаря храма святых Жен-Мироносиц Романа Николаева.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

По окончании богослужения Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могиле тезоименитого в этот день протоиерея Павла Адельгейма.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма – памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

Святые Петр и Павел относятся к самому первому поколению христиан и более того, к самому первому поколению христианских святых – мучеников. Через свои писания они сегодня обращаются к нам, как к своим современникам. И соборное послание апостола Петра, и послания апостола Павла, которые составляют бо́льшую половину книг Нового Завета – звучат и сегодня актуально, и сегодня злободневно. И сегодня Церковь черпает глубокую пользу, наставления, назидания в их поучениях, которые звучат так, словно они продолжают пребывать с нами на земле, хотя они продолжают пребывать с нами, но в Церкви Небесной.

В самих себе, помимо своих писаний, они воплотили для нас ещё и два основных образа человека-христианина: первый – человека из народа, глубокой, часто не рассуждающей веры в Бога – апостол Петр; второй – утонченный богослов, но в то же самое время для которого ничего не было выше, чем служение Богу, даже когда он ещё был фарисеем – апостол Павел. И более того, не только своими писаниями, а самим своим примером они показывают нам величие и красоту покаяния и спасающую падшее творение Божию любовь. Один – отрёкшийся от Христа, накануне страданий на Голгофе, а другой – гонитель, сделавшийся, по слову самого Господа, «сосудом избранным» (см. Деян. 9:15), два первоверховных апостола самим своим примером служат для нас ещё и источником надежды, что наше посильное покаяние, наше искреннее посильное служение Господь примет, помилует всех нас и приведёт к заветной цели – к Царству Своему. Аминь. С праздником!

11 июля 2024 года,
 храм святых апостолов Петра и Павла (с Буя) города Пскова