В праздник Светлого Христова Воскресения митрополит Арсений совершил Пасхальное богослужение

В ночь с 4 на 5 мая 2024 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил торжественное Пасхальное Богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.

За торжественным богослужением в Пасхальную ночь в кафедральном соборе молились многочисленные прихожане, православные псковичи и паломники. На телеканале “Первый Псковский” и на информационных ресурсах Псковской епархии велась прямая трансляция богослужения, организованная ГТРК “Псков”.

После пения праздничных стихир митрополит Арсений зачитал огласительное слово на Святую Пасху святителя Иоанна Златоустого.

На малом входе Божественной Литургии Псковский Владыка удостоил клириков кафедрального собора богослужебных наград: иерея Кирилла Быкова – правом ношения камилавки, диакона Илью Медведева – правом ношения двойного ораря.

По отпусте Литургии Владыка митрополит огласил Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова и Ярослава Шувалова

Пасхальное обращение митрополита Псковского и Порховского Арсения

Пасха Христова, 2024 год

В Великую Субботу митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

4 мая 2024 года, в Великую Субботу, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

По заамвонной молитве митрополит Арсений совершил освящение хлеба и вина. Затем Владыка митрополит зачитал слово святителя Мелитона Сардийского “О душе и теле и страстях Господних”.

По традиции по завершении богослужения митрополит Арсений освятил пасхальные куличи и яйца.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Пасхальное послание митрополита Псковского и Порховского Арсения

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение,
иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго,
единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Цветная Триодь, Пасхальный
канон, 7-я песнь

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня мы встречаем праздников праздник, торжество из торжеств — день возрождения истинной, неумирающей жизни, начавшейся с момента светлого Христова Воскресения. Наши сердца переполняет пасхальная радость, но так было не всегда.

В живоносную ночь Воскресения Господня не было торжественных богослужений, многолюдных крестных ходов, а люди во всем мире спокойно спали, даже не представляя, в какое время им довелось жить.

Сердца апостолов и жен-мироносиц были переполнены болью и страхом. Рухнули все привычные представления народа о Мессии, об избавлении от римского, языческого господства над народом Божиим. Казалось, что и сама память о Христе как о Сыне Божием умерла вместе с Иисусом, Сыном Человеческим.

Не знали они тогда, видя мнимое торжество зла и смерти, что совсем скоро величие и сила Римской империи, которой никто в мире не мог противостоять, будут покорены апостолами — безграмотными рыбаками и земледельцами, а вся высокомудрая греческая философия умолкнет перед евангельской проповедью.

И сегодня для нас день Воскресения Христова — это источник радости, источник смысла жизни. Ведь каждый человек всем своим существом переживает абсурдность, неуместность собственной смерти, даже сознавая ее неизбежность. Но Воскресший Господь говорит нам о том, что мы не ошибаемся. Нет, и не может быть смерти для человеческой души, не может бесследно исчезнуть в небытии личность человека.

Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, дает нашему естеству силу и возможность воскресения. Смерть приобретает временный характер, становится успением, подобно сну. Становится переходом в новую жизнь, в которой уже нет болезней, печалей, старения и умирания.

Верующее сердце чувствует свет грядущей новой жизни. Мы твердо знаем, что как смерть Господа Иисуса Христа была похожей на смерть каждого из нас, так будет всеобщее наше воскресение похожим на Воскресение Христово.

Произнося слова песнопения «Воскресение Христово видевше…», мы понимаем, что не видели его своими глазами, но не сомневаемся, что каждую Пасху, каждый воскресный день, переживаем его всем сердцем. Иначе, по слову апостола Павла, если Христос не воскрес, то и вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15, 17). Вся наша надежда, весь смысл жизни заключается в истинности Воскресения Христова и в Его всеблагом Промысле о мире, Церкви и каждом из нас.

Именно это позволяет нам вместе с апостолами всегда радоваться, непрестанно молиться и за всё благодарить (см. 1 Фес. 5, 16–18). А ведь они так жили и так чувствовали, несмотря на все тяготы, гонения, пытки, и, в конечном счете, казни, которые им пришлось претерпеть за проповедь Христа Распятого и Воскресшего.

В нашем мире, полном страданий и слез, смерть, по-видимому, продолжает властвовать над родом человеческим. Но этому владычеству положен предел. Смерть Воскресением Христовым уже побеждена. Сама смерть получила смертельную рану, от которой не может исцелиться, и наступит время, когда ее вовсе не станет.

И уже сейчас в основе всей нашей жизни лежит радость обетования об этой последней победе и последнем торжестве Жизни, которую мы исповедуем в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века», ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ

Пасха Христова,
2024 год

В канун Великой Субботы Митрополит Арсений совершил утреню с чином погребения в Свято-Троицком кафедральном соборе

Вечером 3 мая 2024 года, в канун Великой Субботы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения утрени исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 мая 2024 года, накануне Пятницы Страстной седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) и местное духовенство.

Песнопения утрени исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Великий Четверг, день Воспоминания Тайной Вечери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, вся Православная Церковь воспоминает установление Таинства Святой Евхаристии во время Тайной Вечери. Тайная Вечеря – это последний ужин Христа с учениками накануне Его страданий. В то время этот день ещё совпадал с иудейской пасхой, и надо думать, что тогда, когда во всех домах Иерусалима по всей Иудее глава семьи восседал за столом и рассказывал о делах древних, как «Господь рукою крепкою и мышцей высокою избавил народ израильский от рабства земли египетской» (см.: Иер. 32:21), а всё семейство слушало, внимало и возносили молитвы благодарения и вкушали пасху Ветхого Завета; то в Сионской горнице Христос с учениками, сотворив всё положенное по уставу пасхи Ветхого Завета, со Своей новой семьёй – началом будущей Церкви – сделал эту трапезу ещё более выдающейся, уникальной и незабываемой.

Когда всё было совершено, что предписано, по вечери, как сказано в Евангелии, Господь взял хлеб, благословил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: это Тело Моё» (Мф. 26:26), а после этого взял чашу с вином и со словами: «пейте от неё все, это Кровь Моя которая за вас проливается во оставление грехов» (Мф. 26:27-28),  и дал эту чашу ученикам. И дал заповедь: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). С тех пор Церковь и совершает, по Его заповеди – «сие творите в Мое воспоминание», – эту Вечерю. И это является не только нашим участием в Тайной Вечере. Каждая Божественная Евхаристия, когда мы приступаем к Святым Тайнам Тела и Крови Христа, собирает нас не только под своды Сионской горницы, где мы вместе с апостолами участвуем в той самой первой, а на самом деле единственной, продолжающейся Тайной Вечере, но вместе с тем, это – воспоминание. А воспоминание Церкви делает нас участниками, или, что то же самое, причастниками других событий – это воспоминание и о Страстях, о Кресте, о погребении, о Воскресении, о Вознесении во славе и, как даже сказано в евхаристической молитве, в Литургии Иоанна Златоуста: это воспоминание второго и славного Пришествия. Удивительным образом все вот эти события сходятся в одной точке, и даже то, которое с исторической точки зрения ещё не было, которое ещё предстоит. Здесь и сейчас, в Сионской горнице, мы являемся участниками и свидетелями всех этих событий, встречаем Христа – и Победителя смерти, и Того, Кто паки грядёт со славою судити живых и мертвых и установить Своё Царство, и нас собирает в этом Своём Царстве. Евхаристия – это брачный пир, описанный в Апокалипсисе, как «пир Агнца и Церкви» (Откр. 19:7-9), и мы призваны участвовать, и участвуем, по милости Божией, в этом брачном пире Агнца. В этом – чудо Евхаристии. Это – чудо нашего причастия Христу, и в этом – чудо жизни вечной, которое открывается нам, благодаря тому, что мы берём простые плоды земли: хлеб и вино, и приносим их как бы в жертву Богу – «Твоя от Твоих, о всех приносяще». И Господь, принимая эту жертву, возвращает нам её, но совсем в другом качестве – Он отдает нам Самого Себя. И вкушая эти Дары, но уже преображённые Богом, наполненные Им Самим – мы наполняемся Его жизнью, Его светом, Его любовью. В этом – и смысл, в этом – и чудо, в этом – и радость этого Таинства Таинств.

Когда мы внимательно вслушиваемся в слова нынешнего богослужения, то слышим, что звучит такое песнопение: «Странствия Владычня, и бессмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите, насладимся» (канон Великого Четверга, ирмос 9–й песни). Не совсем понятно, на первый взгляд, о чём идет речь, каким «Странствии Владычнем на горнем месте» мы призваны наслаждаться? Может Спаситель странствует на Свои страдания и на Крест, но как мы должны этим наслаждаться? Всё дело в том, что здесь буквально будет правильно перевести «гостеприимство». То греческое слово, которое на славянском языке передается словом «странствование», означает «гостеприимство». И вот здесь всё становится на свои места: Господь нас приглашает на Свой пир в Своё Царство, и мы призваны этим насладиться. Парадокс: человек ведёт себя как хозяин в этом мире, он думает что всё принадлежит ему: и он сам, и его жизнь, и люди вокруг него, и природа. Но человек не хозяин! На самом деле хозяин этого мира – Господь, изгоняемый нами часто из нашей жизни, из жизни нашего мира, начиная с первого падения прародителей. Не Бог изгоняет человека из жизни, а человек изгоняет Бога из своей жизни. И получается, что все последствия, тяжкие последствия этого: страдания, болезни и смерти – мир несёт на себе, потому что он изгнал Бога. Но Господь – подлинный Хозяин и Владыка этой жизни, и Он напоминает нам об этом. И Он всё меняет – изменит и уже меняет. И Он приглашает нас, не только призвав нас во временную жизнь, но приглашает нас и в вечную жизнь. Насладимся гостеприимством нашего Владыки! Примем Его Самого в свою жизнь, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, Его любовь, Его свет – нашим содержанием, сутью нашей жизни и здесь, и в вечности. Вот в чём смысл, вот что нам открывается. А в нашей жизни, повседневной жизни Господь ведёт Себя как смиренный Путник. Он не вторгается нашу жизнь. В Откровении есть удивительный образ: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3:20). Господь ждёт, когда человек сам впустит Его в свою жизнь, добровольно откроет двери своего сердца. А со Своей стороны, Господь приглашает нас в вечность: «Придите, насладимся..» (канон утрени Великого Четверга). И каждый раз, не только в Великий Четверг, воспоминая Тайную Вечерю – прощальный ужин Христа с учениками накануне страданий, каждый раз, во время каждой Литургии – и Пасхальной, и Воскресной, и будничной – мы снова и снова участвуем в тех же самых единственных и неповторимых событиях, которые лежат в основе нашего спасения: в Тайной Вечере, в Кресте, в Воскресении, в Вознесении, о втором и славном паки Пришествии. Каждый раз, приступая к Святой чаше со дерзновением, со страхом Божиим и любовию, не будем забывать и об этом. Да, мы призваны с благодарением принять приглашение Господа, отозваться на Его любовь, войти в Его жизнь, а Его впустить в нашу. Но для этого нужно помнить ещё и то, чему Он учил, а не просто механически приступать к Таинству. А Он, во время той самой прощальной беседы, когда считал, что нужно сказать ученикам самое важное, последнее, самое подлинное, что будет жить со всею Церковью Он дал одну заповедь, которая должна изменить всё, и меняет – и нас, и жизнь вокруг нас, и весь мир. Будем помнить о ней: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Аминь.

2 мая 2024 года,
 Свято–Троицкий кафедральный собор города Пскова

В Великий Четверг митрополит Арсений совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. Многочисленные прихожане собрались в этот день в кафедральном соборе стать причастниками Святых Христовых Тайн.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Великую Среду

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, мы с вами находимся уже в сердцевине Страстной недели. Ещё недавно мы вместе с апостолами и жителями Иерусалима встречали Христа, как нашего Царя, как Царя Неба и земли, зная также, что же именно открывается Его вхождением в Иерусалим – крестный путь, путь на Голгофу. Не путь земного царства или величия, но это был путь любви, отдающей себя ради жизни мира. И вот события начинают ускоряться.

Сегодня мы вспоминаем предательство одного из ближайших учеников. Надо сказать, что всё, что последовало после входа Господня в Иерусалим, вызвало всеобщее разочарование, потому что Христос не стал земным царём, каким Его готовы были видеть и народ, и апостолы. Я уверен, что даже первосвященники признали бы Его, если бы Он воцарился, как правитель из дома Давидова. Но Он этого не сделал, потому что смысл Его пришествия на землю был совсем в другом: в возвещении и в принесении Царства не от сего мира. Это Царство любви, которая нисходит даже до ада, чтобы взыскать и спасти погибшего человека, вознести к Богу Отцу. Но не этого ожидали иудеи. И разочарованные люди, которые готовы были видеть в Нём царя, скоро будут кричать: «распни, распни» (Лк. 23:21). И что самое грустное и печальное – были разочарованы и ученики, по крайней мере, многие из них. И в этом – ответ на вопрос о том, как один из них мог стать предателем, другой – отречься, как могли почти все разбежаться в тот момент, когда начинались самые серьёзные испытания для Христа. А ведь они все обещали быть с Ним даже до смерти.

И вот, вопрос, который сегодня стоит перед каждым из нас: кто мы? С кем мы можем себя соотнести из людей, окружавших Христа в то время? С этой иерусалимской толпой, которая встречает своего царя, требуя земного величия, требуя земных благ, свершений, благоденствия, побед? Соотносим ли мы себя с учениками, по-своему любящими Христа, но которые тоже ищут своего, даже споря за первые места в этом, как они думают, имеющем вскоре открыться Царстве? Не предаём ли мы Его в своей жизни тяжкими грехами, неверием, ропотом, отказом – не на словах, но на деле – отказом от Бога в своей жизни? Или же мы оказываемся верными Ему вместе с небольшой группой женщин, будущих жён-мироносиц, с верным апостолом Иоанном и Матерью Спасителя, которые стоят у Креста и пребывают с Ним до самого конца?

Как и жители Иерусалима, которые испытали разочарование, не встретив во Христе земного Владыку, мы тоже бываем разочарованы Богом, если прямо говорить. Мы боимся в этом признаться, но часто возникает такое чувство, что Он не отвечает на наши молитвы, не исполняет список наших просьб. А если Он не исполняет все наши просьбы по нашему требованию, то мы и не находим ответа на вопрос, а нужен ли тогда нам такой Бог? Но Господь – Владыка неба и земли – Он не «карманный» бог и не племенной бог какого-то одного народа. И более того, ещё и в Ветхом Завете, не говоря уже о Новом, Он заключал свободный союз с человеком. И не обещал, что будет исполнять любые требования и капризы падшего человека. Но Он обещал ему безмерно больше – свободу, возрастание к вечности и саму жизнь вечную – Самого Себя. А выше этого блага ничего не может быть. Мы, как неразумные дети, обращаемся в молитвах с требованием дать нам какие-то игрушки, которые нам, на самом деле, не нужны; дать нам нарисованное солнце, небо или землю. А Он – дарует нам целый мир, дарует нам настоящую жизнь, подлинную реальность – реальность Своего Царства, реальность Своей любви. И порой мы этого не чувствуем, мы этого не замечаем. И не только этого, но даже и очевидных даров, которые присутствуют в нашей жизни каждый день, которые и были, и есть, и случаются с нами всегда. Его неизреченные дары остаются без внимания, без благодарности, и чаще мы, наоборот, находим повод, чтобы возроптать, в глубине души обидеться, не понять такого Бога, Который не служит нашим прихотям. Вот это разочарование нам с вами следует преодолеть, вглядываясь в образ Самого Спасителя, Который отдаёт Себя ради жизни мира. Он отдаёт Себя нам! Что может быть выше этого? Самая большая жертва, которая может быть принесена – принесена ради нас. Примем её с благодарностью! Последуем за Ним, ведь Он призывает нас: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). И в этом тоже нам открывается тайна. Тайна не о том, как избежать страданий, а как принять свой крест для того, чтобы эти страдания претворились для нас в радость Воскресения. В этом смысл и праздника Входа Господня в Иерусалим, и каждого дня Страстной седмицы, когда мы творим воспоминание, вчитываясь в евангельские слова, вслушиваясь в песнопения церковные. Но и в этом же – главный смысл Пасхи грядущей, которая возвещает нам победу жизни, торжество Бога. Поэтому, как бы нам ни было тяжело, как бы мы ни сгибались под тяжестью испытаний и искушений, не будем никогда забывать, что Господь – Он уже Победитель, Он уже воскрес! Его жизнь даруется нам, если только мы примем её с благодарностью, и любовью ответим Богу на Его любовь, и последуем за Ним. Аминь.

1 мая 2024 года,
Спасо–Елеазаровский монастырь

В Среду Страстной седмицы митрополит Арсений совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров

1 мая 2024 года, в Великую Среду, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Елеазаровском женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: игумен Филагрий (Кривых); старший клирик Спасо-Елеазаровского монастыря протоиерей Сергий Иванов и клирик обители иерей Георгий Горский; клирик храма Рождества Христова на подворье Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в посёлке Красиковщина Псковского района иерей Георгий Ширлин.

Песнопения Божественной Литургии исполнил хор сестер обители под управлением монахини Веры (Солениковой).

За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин), настоятельница монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обители, прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова