Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова

4 декабря 2023 года, в празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова, где в этот день отмечают 20-летие возобновления приходской жизни.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова протоиерей Олег Тэор; настоятель храма святителя Василия Великого (на Горке), благочинный Псковского городского округа протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков; заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов и клирики храма святителя Василия Великого.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане храма и многочисленные паломники.

За Божественной Литургией митрополит Арсений рукоположил клирика воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова диакона Тигрия Агаджаняна в сан пресвитера.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость молитвенного общения Высокопреосвященнейшего Владыку поблагодарил настоятель храма протоиерей Андрей и преподнес Псковскому Архипастырю портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

3 декабря, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря, с братией обители в священном сане; исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков).

Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова.

За богослужением молились прихожане обители, паломники и студенты Псково-Печерской духовной семинарии.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Всех Вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником Воскресного дня и с причастием Святых Христовых Тайн!

Мы слышали сегодня на Литургии притчу Спасителя, которая нам всем известна, но над которой, возможно, мы мало задумываемся, и которая может скользить мимо нашего сознания, не доходя до ума и до сердца. Спаситель рассказал притчу о безумном богаче – как она называется – о том, как у человека был богатый урожай, и который сказал: «Вот что сделаю: сломаю старые житницы мои, построю новые и скажу душе моей: душа! много добра у тебя: ешь, пей, покойся, веселись» (Лк. 12:16). Но услышал голос, обращенный к нему, глас Божий: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; и кому достанется то, что ты заготовил?». И заключает Спаситель: «так бывает с каждым, кто для себя, а не в Бога, богатеет» (Лк. 12:16).

Казалось бы, в чём не прав этот богач? Он поступает как рачительный хозяин: у него богатый урожай, и он заботится о том, чтобы сохранить этот урожай, строит новые житницы. Тем более, что в самой Библии, если мы посмотрим на примеры из библейской истории, мы не увидим осуждения богатства, как такового. Мы видим праведников, которые были богаты, такие, как праотец Авраам или царь и пророк Давид. А здесь было сказано: «безумный»… Ни в какой другой притче и ни в каком другом примере из Евангелия нет столько обращенности на себя. «Я», «мне», «моё » – постоянно звучит в этом рассказе, и это, пожалуй, главное. Мир этого человека, или вселенная этого человека, безумного богача, совпадает с границами его «эго». Он думает только о самом себе, максимум, может быть, о своей семье. Но в Евангелии хотя и не содержится прямого порицания богатства, как такового, звучит каждый раз, как и в этой притче, явственный посыл: любое богатство неправедно рядом с нуждою, рядом с болью человеческой, рядом со страданием. Вспомним притчу о богаче и Лазаре, вспомним другие слова Спасителя, которые заповедают нам благотворить, давать милостыню, думать о ближних наших. Наконец, притча о Страшном суде говорит нам о том, что, как мы поступаем с ближними нашими, так и поступаем с Самим Христом. Вот, пожалуй, главный ответ на вопрос: в чём не прав был богач? Он думает только о себе и только о настоящей жизни. В этом полагает всё своё упование, весь смысл своего бытия. И вот, это бытие, построенное на таком эгоцентризме, заканчивается. И что будет дальше? «В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:16). Что это? Тихо ли он предаст во сне душу Господу, перейдя вечность, или же подвергнется ли нападению разбойников? Это уже не столь важно, а важно то, с чем он перейдет вечность. Возьмёт ли он всё своё богатство, весь этот урожай? Нет, конечно. Но с чем же тогда? И какова будет эта его вечность? Она будет пустой, бессмысленной, холодной и одинокой. Такой же, какой была и жизнь этого человека на земле. Вот о чём нам говорит эта притча: о том, в чём наше упование, в чём, в конце концов, главный, последний смысл нашего бытия.

Это философский вопрос, на самом деле, над которым бьётся человечество всю свою историю. И каждый думающий человек когда-то задавал себе этот вопрос: для чего он живёт в этом мире? Некоторые люди не задают, некоторые, как этот евангельский богач, видимо, находят ответ в материальном достатке, богатстве. Для большинства людей, может быть, смысл – это семья и дети. Это хороший смысл. Но может ли он быть подлинным, настоящим смыслом для всей жизни и для каждого человека? Как быть с людьми, у которых нет детей, которым Господь послал крест бездетности? Можно ли сказать, что такая жизнь бессмысленная? Я думаю, ни у кого не повернётся язык сказать, что их жизнь бессмысленна. Или как быть с теми престарелыми людьми, которые уже воспитали, вырастили своих детей и стали одинокими? Что, смысл жизни для них прекратился после того, как они отправили своих детей в жизнь? Или, может быть, их смысл жизни во внуках?.. 

Настоящий смысл жизни не может быть связан ни с каким моментом прошлого или будущего времени, он только в настоящем. В общем-то, к этому и подводит нас евангельская притча. Там, правда, говорится о том, какой ответ даст человек Господу при переходе в вечность. Но, на самом-то деле, это есть то, что возвращает нас к настоящему моменту. Потому что встреча с вечностью наступает не тогда, или не столько тогда, когда мы переступаем порог нашего временного бытия и входим в вечность. Мы – перед лицом вечности в каждый момент настоящего времени. И вот, каждый момент настоящего может и должен быть, по-хорошему, нашим предстоянием перед Богом, нашим предстоянием перед вечностью. Это подлинная жизнь, в этом подлинный смысл. И если мы будем проживать каждый момент именно таким образом – полноценно, с благодарностью, с молитвой перед Богом, с заботой о ближних (потому что именно в моменте «сейчас» происходит, становится, является наша жизнь, наше бытие), то и вечность наша будет благой, мы войдем в неё более подготовленными. Она будет светлой, и это будет естественный переход.

Сказано о библейском праведнике Енохе, что он «ходил перед Богом» (Быт. 5:22), – это и есть то, о чем мы сейчас говорим. Каждый момент в нашей жизни может быть наполнен подлинным смыслом. Более того, этот смысл обретается, согласно этой же притче Спасителя, согласно всему евангельскому учению – в большей степени – в открытии нашего сердца ближним. Когда человек живёт не для самого себя, он открывает свою жизнь для Бога. Но открыть свою жизнь для Бога он может только открывая свое сердце и свою жизнь для ближних. Вот тогда и начинается настоящая жизнь, тогда и начинается подлинное наше служение Богу. А вместе с этим и мы обретаем подлинный смысл, и подлинную радость, и подлинную красоту этой жизни, и любовь Божию, в конце концов, которая входит в нашу жизнь, преображая её изнутри и делая нас уже сейчас и здесь причастниками вечности, наполненной этой любовью.

А если это не так, какими мы предстанем перед Богом в вечности? Что в нас сейчас достойно этой блаженной вечности? Только те евангельские качества, которые мы должны бережно себе взращивать, и которые всё больше и больше призваны становиться содержанием нашего существа – любовь, благость, милосердие, вера. Чем больше это будет проникать в нашу жизнь, тем более, скажем так, благой будет и наша вечность. Будем думать и об этом, будем думать и о том, что все дары Божии, которые окружают нас – они даны не для нас одних, не для того только, чтобы мы, как этот безумный богач, сложили их в сокровищницу и почивали на лаврах, а может быть, ещё и скорбели о том, что у нас нет лишних денег, лишних домов, лишних богатств. Будем учиться благодарить Бога за то, что есть. И если посмотрим на свою жизнь, то увидим, что у каждого из нас, у каждого человека в жизни очень много поводов для благодарности Богу. И эти дары Божии, которые нас окружают, и которые нам ещё Господь пошлёт по милости Своей, даются нам не для нас одних, они, как «таланты» из другой притчи, приумножаются тогда, когда мы ими служим другим – людям, ближним, Богу, в конце концов. А самое важное и самое, может быть, удивительное свойство всех даров Божиих и добродетелей евангельских, к которым мы устремляемся, и прежде всего, любви – это то, что они, эти добродетели, способны возжигать сердца и других людей, и преображать их жизнь, и это – неистощаемый источник.

Позволим войти в нашу жизнь евангельским словам и евангельским добродетелям, и наша жизнь, как тесто, в которое бросили закваску, будет изменяться, преображаться в чистый хлеб для Царствия Божия. И жизнь ближних наших тоже будет изменяться, если мы только с вами будем жить по слову Христову, откроем сердце для Его слова – для Бога и для ближних. И тогда и наши добродетели, и наши дела, и молитвы, и любовь, которая будет содержанием нашей жизни и преобразит её, как и жизнь наших близких, пойдут впереди нас в вечность. Это как раз то, что мы возьмём с собой в вечность, то, что достойно вечности. Тогда и сама вечность наша будет Царством самой жизни, самой любви. Аминь.

 3 декабря 2023 года,
 Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре

3 декабря 2023 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин); насельник Мирожского монастыря иеромонах Стефан (Селезнев) и клирик Свято-Введенского монастыря поселка Владимирец иерей Лев Родионов. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане обители.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость общей молитвы Владыку митрополита поблагодарил наместник монастыря иеромонах Серафим и преподнес в дар Псковскому Архипастырю образ Пресвятой Богородицы “Знамение”.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 26-й по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры, мы с вами уже вступили в пост, который нас приведёт к Рождеству Христову. Мы начали паломничество к празднику Рождества, сделали первые шаги, и сегодня вновь обратимся к самому смыслу поста.

В последней беседе было сказано о том, что пост, конечно, касается не только физического воздержания в пище. Пост должен быть ещё и духовным вниманием к себе. А кроме того, было сказано о таком важном измерении поста, как милостыня: человек отделяет от себя часть средств или пищи и делится с неимущими. И это тоже важная составляющая поста – ограничение себя и служение ближним. То есть, прежде всего, мы совершаем пост, согласно правилам церковным, но по силам, потому что даже в монастырях немощным и больным монахам духовники и игумены благословляют послабление. Поэтому и мы должны сообразовываться и со своим здоровьем, и со своими возможностями, но какие-то ограничения в пище каждый из нас может понести. Что касается внутреннего внимания к себе – это молитва. Не ослаблять, а усилить молитву, ни в коем случае не оставлять, а чаще прибегать к предстоянию перед Господом – и дома, и в церкви. Участвовать в Таинствах, участвовать в праздничных богослужениях, которые тоже есть в течение поста. И наконец – служение ближним. Нам кажется, что наша духовная жизнь зациклена только на нас, или может показаться, что только «я и Бог» – в этом настоящая духовная жизнь. И особенно в первые дни поста может возникнуть такое искушение, как раздражение на ближних, которые «мешают» нам поститься, «мешают» нам молиться. И в этом раздражении, в этой, иногда, озлобленности, конечно же, нет ничего христианского. На самом деле, так проявляется наше собственное нежелание понести те требования, которые возлагает на нас Церковь в отношении поста.

В Евангелии, которое мы только что услышали, было сказано о том, что жены-мироносицы рано утром, в первый день после субботы, а это было после распятия Господа Иисуса Христа, отправились к гробнице для того, чтобы помазать тело Иисуса ароматами, согласно требованию обычая того времени. Они, и в этом согласны все четыре Евангелия, меньше всего готовы были увидеть то, что они увидели. Ни жены-мироносицы, ни апостолы не были готовы к Воскресению. Они не были готовы увидеть пустую гробницу, видение Ангелов и, наконец, самого воскресшего Господа. Но вот, эти женщины рано утром, в предрассветный час отправились воздать последний долг своему Учителю. Не успев совершить все положенное перед наступлением субботы – дня покоя – когда ничего нельзя было делать, они возвратились в первый день недели для того, чтобы помазать ароматами тело Спасителя. И стали свидетельницами невообразимого, невозможного, но произошедшего – Воскресения. И стали первыми его провозвестницами.

Какой же здесь урок для нас с вами может быть? В нашем отношении к своим обязанностям и, в большей степени, в служении ближним нашим может скрываться очень глубокий смысл. Подчас об этом не задумываясь, мы делаем свои обычные дела, то, что должны делать в семье, и реже, может быть, совершаем то, что от нас требует долг христианской любви – помощь неимущим, забота о бедных, о нуждающихся. Но все это очень важно перед Богом. И забота о ближних, и забота о ближних в широком смысле слова – о каждом нуждающемся, о каждом, кто обращается к нам с просьбой и мольбой о сострадании, о милосердии, о прощении и о добре. Это простые шаги, но на этом пути мы, согласно слову Евангелия, встречаем Самого Христа. Не так очевидно и прямо, как жены-мироносицы, увидевшие Воскресшего. Но Он же Самый, этот же воскресший Господь, сказал: «что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали и Мне» (Мф. 25:40).

Люди на протяжении всей истории мира задавались и будут задаваться вечными вопросами: есть ли Бог? Как Его встретить, как Его понять, как Его обрести? В поисках Бога мучились лучшие умы человечества, искали Его в философских концепциях и в научном познании мира. Но радостная весть Евангелия заключается в том, что Бог – с нами. Он открывает Себя. Он явился в этом мире как человек, и в воскресении Своем Он является как Победитель смерти для того, чтобы каждого из нас соделать причастником этой Своей победы над смертью и причастником вечной жизни. Это сердцевина Евангелия – Бог с нами, Он – один из нас, чтобы и мы были едино с Ним. Но вместе с тем, Евангелие имеет еще и глубочайшее нравственное измерение: мы можем встретить Бога и послужить Ему в лице наших ближних, в лице каждого человека, который рядом с нами сегодня – и в лице нуждающегося, и в виде страждущего, и неизвестного какого-то путника, который просит у нас помощи. И каждый раз мы встречаем Христа. В этом – прямой смысл евангельской притчи о Страшном Судье, если вы помните. И это не просто образ, это действительно так, потому что иного способа послужить Богу у нас нет. Только служа ближним нашим, мы и служим Самому Христу, Самому Господу. И вместе с тем добром, вместе с тем состраданием, вместе с тем милосердием, для коих мы стараемся находить место в нашей жизни, в нашу жизнь входит Господь, а точнее мы начинаем ощущать Его присутствие. Присутствие, исцеляющее, ободряющее и укрепляющее нас. Это знали многие люди, посвятившие свою жизнь Евангелию, и сегодня знают многие. Это знает, может быть, каждый из здесь стоящих, испытавший когда-то радость от бескорыстного добра, бескорыстную радость от красоты этого мира и радость бескорыстной любви.

И ещё раз хочу заострить ваше внимание – когда мы, как жены-мироносицы, которые хотели воздать последний долг своему Учителю, совсем не ожидая встретить Его воскресшим, приносим какие-то свои усилия, свои дары, свою любовь ближним нашим, в нашу жизнь входит Воскресший. И вместе с Ним наша жизнь наполняется и смыслом, и красотой, и любовью. Аминь.

2 декабря 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 декабря 2023 года, накануне Недели 26-й по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения всенощного бдения исполнил  Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане храма и многочисленные паломники.

После прочтения Евангелия митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в канун Рождественского поста

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, приветствую и поздравляю с памятью апостола Филиппа! И так символически совпало, что тогда, когда Церковь, отмечая память апостола Филиппа, готовит нас к Рождественскому посту и, можно сказать, вводит нас в пост, сегодня уже и завтра начинается реставрация этого придела в честь преподобного Серафима Саровского. И мы сегодня на молебне вознесли молитвы о том, чтобы Господь благословил труждающихся – реставраторов, строителей, ученых, искусствоведов, которые приложат все свои усилия для того, чтобы этот храм – сначала придел, а в будущем и весь собор, возродился к новой жизни. И вот такая параллель напрашивается: пост – это тоже реставрация, реставрация нашей души. Апостол Павел называет всех христиан «храмами Духа Святого» (см. 1 Кор 3:16), и эти храмы тоже нуждаются в реставрации.

 

Человек может задаться вопросом: зачем нужен пост, когда мы каждый день призваны жить по Евангелию? Зачем еще определенные посты? Что, мы в это время должны быть бóльшими христианами, чем в другие дни? И да, и нет. Прежде всего, в любой области – в медицине, в педагогике, в военном деле, в деловой сфере – есть определенные периоды или, скажем так, курсы усиленной подготовки, когда человек повышает квалификацию. И вот, мне кажется, что подобные курсы, или тренинги, как это сейчас принято называть, строятся во многом по образцу более древней духовной практики, такой, как христианский пост. В периоды поста Церковь, как бы выхватывая нас из суеты этого мира, вновь и вновь напоминает нам о том, к чему мы призваны, кем мы должны быть, и как нам жить по Евангелию.

Да, конечно, мы каждый день должны жить по Евангелию. Но когда-то нам нужно напомнить это, когда-то нужно настроить нас на нужный лад, что называется – «сверить часы», проверить свой внутренний камертон с некоей божественной симфонией – соответствуем ли мы ей? Если нет, нужно что-то исправить в своей жизни, поправить, настроить. Для этого нужен пост – пост, известный еще с библейских времен, как время покаяния, как время особой молитвы о милости Божией к каждому конкретному человеку или ко всему народу. А христианский пост внёс ещё одно важное измерение – это забота о ближних. Пост в ранней Церкви – это не увеличение христианами своего рациона, чтобы есть более дорогую и разнообразную пищу, отказываясь при этом от какой-то другой. Это было реальное ограничение себя и в пище, и в денежных средствах для того, чтобы помогать неимущим, помогать голодным братьям и сёстрам, чтобы, отделяя от себя, раздавать нищим и нуждающимся.

Обо всех этих составляющих мы призваны помнить и в течение наступающего поста – покаяние, молитва о милости и благотворительность. Поэтому я могу предложить несколько пастырских советов для того, чтобы это время прошло с пользой для нашей души, не даром, не бесцельно, и чтобы мы не растратили под конец (когда будут новогодние праздники) то, что мы преумножим в течение наступающих дней. А именно: если пост это время молитвы и покаяния, то следует усилить и домашнюю, и церковную молитву. Если мы редко приступали, или же совсем забывали приступать, к Таинствам – к исповеди, к причастию, то следует приступать регулярнее. Не следует забывать молиться дома. Бывает – сложно, бывает – просто лень. Но это же не оправдание! Хотя бы молитву «Отче наш» утром и вечером каждый из нас способен прочитать со вниманием, с чувством сердечным, с глубиной. Далее, раскрывать слово Божие. Да, мы слышим Евангелие в храме, но часто евангельские и, особенно, апостольские слова проносятся мимо нашего сознания и не доходят до нас. Но дома мы всегда можем внимательно почитать – не нужно много, хотя бы по одной главе в день. Но это уже не мало, это уже пища для нашей души – животворящая, укрепляющая нас, укрепляющая нашу веру, утверждающая нас в христианской жизни. Нам необходимо нам, как воздух, чтение слова Божия.

Пост заключается не столько в акцентировании нашего внимания на пищу – сейчас я об этом не буду говорить, это и так все знают – сколько в том, чтобы поменьше проводить время в праздности. Это может касаться, прежде всего, просмотра бесконечных телепрограмм, фильмов и новостей, что особенно может для нас представлять какую-то опасность впасть в тревогу, в страх или в ненависть. Ограничим этот информационный поток, а будем лучше молиться Господу о милости и о мире. А что касается завершающего периода поста, постараемся больше внимания уделять близким людям – не бесконечным вечеринкам, не бесконечным, может быть, тратам на подчас никому не нужные подарки. Лучше помочь неимущим, помочь по-настоящему нуждающимся и побыть рядом с теми людьми, которым это действительно нужно, побыть с по-настоящему близкими. Сказать несколько слов, написать открытку, позвонить, провести праздничный вечер с семьёй – здесь нет ничего противоречащего христианству. А предпраздничная суета, которая может нас поглотить, выветрив всё духовное содержание, как раз таки может представлять опасность. Церковь не может быть против радости человеческой, как она не против того, чтобы мы в своё время отмечали праздники. Но в наше время бесконечная череда праздничных вечеринок в последние дни декабря противоречит не только сути христианского поста, но и тому тяжелому времени, который переживает наш народ, наше Отечество, наша Церковь. Будем больше молиться и больше просить Господа о милости к нам грешным.

Вся жизнь христианина, как и вся история Христианской Церкви, проникнуты ожиданием возвращения Господа. И пост Рождественский – это как бы икона этого ожидания: мы ожидаем Спасителя, явившегося в мире. Он рождается, как младенец, в вертепе Вифлеемском. Мы воспоминаем это, но в то же самое время возводим свои мысли к Его новому появлению в этом мире – тогда, когда Его приход будет означать конец всякому греху, всякому злу, всем войнам, всем страданиям, всем болезням, когда победит правда Божия и Его любовь. И этим мы с вами должны укрепляться, этим вдохновляться в течение наступающего времени, чтобы оно было для нас осмысленным и спасительным. Аминь. Господь да благословит вас всех!

27 ноября 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Серафимовском приделе Свято-Троицкого кафедрального собора

27 ноября 2023 года, в понедельник 26-й седмицы по Пятидесятнице и день памяти апостола Филиппа, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Серафимовском приделе Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский); настоятель единоверческой общины Псковской епархии иерей Димитрий Кириченко; клирики Троицкого кафедрального собора: иерей Артемий Лутченко, иерей Антоний Рехлов, иерей Антоний Савченко, иерей Антоний Афанасьев, клирик Свято-Введенского монастыря поселка Владимирец иерей Лев Родионов.

По отпусте Литургии был совершен молебен Господу Богу перед началом всякого благого дела по случаю начала реставрационных работ в нижнем приделе Свято-Троицкого кафедрального собора.

Затем митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

По окончании богослужения Владыка Арсений совершил заупокойную литию в усыпальнице кафедрального Собора по всем, почивающим в ней псковским князьям и архипастырям.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сёстры сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днём, с причастием Святых Христовых Тайн и с памятью великого святителя Церкви Христовой святителя Иоанна Златоуста, имя которого известно каждому без исключения православному человеку – это один из наиболее почитаемых святых в Православной Церкви.

 

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о добром самарянине. На вопрос законника: «что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?», Христос-Спаситель отвечает, а точнее Сам спрашивает его, как сведущего в законе человека: «в законе что написано, как читаешь?» (Лк. 10:25), таким образом, как бы понуждая самого законника дать ответ. И он правильно ответил, вспомнив главнейшие заповеди, которые были уже в Ветхом Завете: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душею твоею и всей мыслью твоею. И  ближнего своего, как самого себя» (Лк. 10:27). И Спаситель говорит, что он правильно отвечал. И вот законник, как повествует евангелист Лука, желая оправдаться, спрашивает: «а кто мой ближний?». Кажется, что сам вопрос этот таит в себе какую-то неопределенность, или самооправдание человека в том, что он не знает, кто его ближний – всех ли он должен возлюбить, ко всем ли он должен относиться согласно этой заповеди – «люби ближнего как самого себя» – с любовью. На самом-то деле для иудеев того времени ближним считался только иудей – их собрат по крови и по вере. Эта заповедь признавалась имеющей силу только для собратьев по вере – вот, кто ближние. И всё! Но, видимо, законник, который, как говорит Евангелие, искушал Спасителя, представлял, что Спаситель мыслит шире, иначе, имеет какой-то более возвышенный взгляд на эту заповедь. Вот он и побуждает Его дать ответ. А вместо ответа на вопрос «кто мой ближний?», Христос рассказывает притчу.

 Это мог быть вполне реальный случай – к сожалению, наша жизнь полна таких случаев, как и тогда, так и сейчас. Как и все аналогии, которые берёт Спаситель для Своих притчей, это реальные истории или образы из обыденной жизни того времени: жизни земледельца, виноградаря, рыбаря – то, что было знакомо людям. И вот, Он рассказывает о человеке, который «впал в разбойники» – попался разбойникам на пути из Иерусалима в Иерихон, и лежал израненный, ограбленный, едва живой. И никто из проходящих – и Спаситель специально заостряет внимание – ни священник, ни левит, служитель храма, не оказали ему помощи. Только самарянин некий, умилосердившись над этим человеком, израненным, умирающим, посадил на свой скот, привез в гостиницу, оплатил содержание и лечение. И на вопрос Христа, вопрошающему его законнику: «из этих всех, как ты думаешь, кто был ближним для этого человека?», законник только и мог ответить: «оказавший ему милость». И услышал: «иди и ты поступай так же» (Лк. 10:37). То есть, на вопрос изначальный: «кто мой ближний?», Спаситель дает совсем другой ответ: не «кто мой ближний?», а «как я (каждый из нас, потому что слово, которое звучит в Церкви, и когда мы его дома раскрываем, это Божие слово, Евангелие – оно адресовано каждому из нас, к нашей жизни, не только к этому законнику, вопрошающему Спасителя, к нам сегодняшним), как я могу стать ближним для человека, нуждающегося в милосердии, в сострадании, в прощении, в ласке, в моральной поддержке, в ободрении, а может быть, и в материальной помощи – словом, в моём участии?». И таких примеров в нашей жизни тоже много. И мы подчас не напоминаем ли людей из этой притчи, которые прошли с каменным сердцем мимо, не замечая реальной человеческой нужды, реального человеческого горя? Нам не нужно его искать специально, оно окружает нас, и чуть ли не ежедневно мы встречаемся с проявлениями человеческой нужды или человеческого страдания.

Но даже если в нашей жизни всё более или менее складывается ровно и благостно, всё равно – человек, каждый человек, который рядом с нами: в семье, в монастыре, на работе, в школе – человек, который рядом со мной сегодня – вот кто, согласно букве и духу евангельской притчи Спасителя, мой ближний. И в нём я, согласно другой притче Спасителя, призван увидеть Самого Христа и послужить Ему. Вот – путь христианина.

 В истории Церкви, в истории святоотеческого толкования Священного Писания, казалось, всё уже было сказано об этой притче. И даже более глубокий смысл святые отцы усматривали, видя в этом добром самарянине Самого Христа, Который является образцом любви и сострадания, Который пришёл в наш мир, чтобы спасти человека, обрести израненную грехом человеческую душу, душу каждого человека, чтобы вернуть её к Отцу Своему. Есть также иносказательное толкование о том, что гостиница – это Церковь Христова, а гостиничник – это служители Церкви (апостолы и священнослужители), масло и вино, которое возливал милосердный самарянин – это Таинства Церкви, и так далее. Но сквозь это возвышеннейший смысл, который нашел отражение даже в современной иконографии (может быть, кто-то из нас видел иконы греческого письма, где Сам Христос изображен в виде милосердного Самарянина, спасающего человека), мы не должны никогда забывать главного, очевидного и прямого смысла: «иди и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Эти слова сегодня обращены к совести каждого из нас: и к моей, и к совести каждого из здесь предстоящих. Это и наставление, и заповедь: если хотим следовать за Христом, быть Его,  Христовыми, учениками, последователями, служителями, друзьями – мы должны поступать так же.

Неслучайно также и то, что Спаситель указал на людей, которые, согласно в общем-то всем религиозным представлениям, должны были первыми прийти на помощь – священник и левит, служители храма. Они же оказались равнодушны! А самарянин, представитель народа, ненавистного для иудеев, оказался именно тем, кто сумел проявить любовь. И в этом большой урок для нас, и в этом большое назидание для нас – как для священнослужителей, так и для мирян. Не будем подменять дела милосердия сводом каких-то внешних предписаний, уставами о молитвах, о постах, о праздниках церковных. Всё это важно, но это – не содержание нашей веры, это форма, которая сохраняет содержание. А содержание – это милосердие, любовь и милость к ближним нашим.

Будем помнить об этом главном, будем помнить о том, что форма никогда не должна подменять самую суть нашей веры, иначе мы будем ничем не лучше фарисеев, которые как раз таки и удостаивались жёсткого осуждения Спасителя. Будем стараться брать пример с Самого Христа, истинного Пастыря и милосердного Спасителя душ и телес наших, который Сам нас к этому и призывает: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29-30). Иго Спасителя – это учение Евангелия о любви.

Нам кажется, что любить всех невозможно, любить врагов невозможно, любить каждого человека, как самого близкого, родного, невозможно. Но в Евангелии есть другие слова: «Невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27). Нам нужно начать двигаться по этому пути, делать первые шаги, отказываясь от мести, отказываясь от непрощения, молиться хотя бы за людей, которых мы сегодня не можем простить – сама молитва уже многое значит. А кроме того, напомню слова святителя Иоанна Златоуста, память которого мы сегодня совершаем, который считал милостыню высшей христианской добродетелью. И вот почему – потому что она есть действенное выражение именно самой главной христианской добродетели – любви. И он всю свою жизнь посвятил этой добродетели, по большей части, и как пресвитер в Антиохии, и как уже архиепископ или, можно сказать, патриарх Константинопольский. Он был другом и героем для беднейших слоев населения, не жалея никаких средств, призывая богатых, призывая императорский двор жертвовать. И люди откликались! По его слову богатые открывали свои житницы и кормили людей в голодные времена.

Итак, милостыня – это высшая христианская добродетель именно потому, что это есть высшее действенное проявление христианской любви, по слову святителя. Это именно то, о чём говорят и апостольские послания, и раннехристианские тексты, упоминая о любви, которая должна быть отличительным признаком христиан, учеников Христовых. Дары любви, служение любви – это действенная, всегда действенная любовь. А вот это действие мы тоже можем проявлять всегда. Это не зависит от наших эмоций, от наших переживаний. Если нужна человеку помощь – нужно прийти на помощь, а не задаваться вопросами: «люблю ли я его или нет?». Если человеку нужно сострадание, нужно это сострадание оказать, не укоряя себя, что «я не люблю его также, как своего сына или свою дочь». Если человеку нужна молитва или материальная поддержка – следует и здесь прийти на помощь. Всё это – шаги любви по лестнице христианского доброделания, восхождения «от силы в силу». Будем к этому стремиться, будем начинать с малого. По молитвам святителя Иоанна Златоуста, служителя правды и проповедника любви Христовой, и мы будем следовать путем Христовым, потому что именно этот путь открывает нам блаженную вечность. Аминь. С праздником вас!

26 ноября 2023 года,
Спасо-Елеазаровский монастырь

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Спасо-Елеазаровском монастыре

26 ноября 2023 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святителя Иоанна Златоустого, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Трехсвятительском соборе Спасо-Елеазаровского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко) и клирики Спасо-Елеазаровской обители. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин. Песнопения Божественной Литургии исполнил хор обители под управлением монахини Веры (Солениковой).

За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин); митрополит Ростовский и Ночеркасский Меркурий; епископ Таганрогский Артемий, викарий Ростовской епархии; настоятельница монастыря монахиня Мария (Корх) с сестрами обители; заведующая Кафедрой философии и теологии Псковского государственного университета Марина Манойлова, а так же прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем Высокопреосвященнейшего Владыку поприветствовал митрополит Евсевий (Саввин), возглавлявший Псковскую кафедру с 1993 по 2018 годы. Митрополит Евсевий пожелал новому Псковскому Архипастырю Владыке Арсению Божией помощи, крепости сил и чтобы его служение стало продолжением трудов псковских подвижников и молитвенников прошлых лет.

В этот же день митрополит Арсений в сопровождении настоятельницы монахини Марии посетил Воскресную школу Спасо-Елеазаровского монастыря, где побеседовал с учащими и учащимися, а также вручил детям сладкие подарки.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова