Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, приветствую и поздравляю с памятью апостола Филиппа! И так символически совпало, что тогда, когда Церковь, отмечая память апостола Филиппа, готовит нас к Рождественскому посту и, можно сказать, вводит нас в пост, сегодня уже и завтра начинается реставрация этого придела в честь преподобного Серафима Саровского. И мы сегодня на молебне вознесли молитвы о том, чтобы Господь благословил труждающихся – реставраторов, строителей, ученых, искусствоведов, которые приложат все свои усилия для того, чтобы этот храм – сначала придел, а в будущем и весь собор, возродился к новой жизни. И вот такая параллель напрашивается: пост – это тоже реставрация, реставрация нашей души. Апостол Павел называет всех христиан «храмами Духа Святого» (см. 1 Кор 3:16), и эти храмы тоже нуждаются в реставрации.
Человек может задаться вопросом: зачем нужен пост, когда мы каждый день призваны жить по Евангелию? Зачем еще определенные посты? Что, мы в это время должны быть бóльшими христианами, чем в другие дни? И да, и нет. Прежде всего, в любой области – в медицине, в педагогике, в военном деле, в деловой сфере – есть определенные периоды или, скажем так, курсы усиленной подготовки, когда человек повышает квалификацию. И вот, мне кажется, что подобные курсы, или тренинги, как это сейчас принято называть, строятся во многом по образцу более древней духовной практики, такой, как христианский пост. В периоды поста Церковь, как бы выхватывая нас из суеты этого мира, вновь и вновь напоминает нам о том, к чему мы призваны, кем мы должны быть, и как нам жить по Евангелию.
Да, конечно, мы каждый день должны жить по Евангелию. Но когда-то нам нужно напомнить это, когда-то нужно настроить нас на нужный лад, что называется – «сверить часы», проверить свой внутренний камертон с некоей божественной симфонией – соответствуем ли мы ей? Если нет, нужно что-то исправить в своей жизни, поправить, настроить. Для этого нужен пост – пост, известный еще с библейских времен, как время покаяния, как время особой молитвы о милости Божией к каждому конкретному человеку или ко всему народу. А христианский пост внёс ещё одно важное измерение – это забота о ближних. Пост в ранней Церкви – это не увеличение христианами своего рациона, чтобы есть более дорогую и разнообразную пищу, отказываясь при этом от какой-то другой. Это было реальное ограничение себя и в пище, и в денежных средствах для того, чтобы помогать неимущим, помогать голодным братьям и сёстрам, чтобы, отделяя от себя, раздавать нищим и нуждающимся.
Обо всех этих составляющих мы призваны помнить и в течение наступающего поста – покаяние, молитва о милости и благотворительность. Поэтому я могу предложить несколько пастырских советов для того, чтобы это время прошло с пользой для нашей души, не даром, не бесцельно, и чтобы мы не растратили под конец (когда будут новогодние праздники) то, что мы преумножим в течение наступающих дней. А именно: если пост это время молитвы и покаяния, то следует усилить и домашнюю, и церковную молитву. Если мы редко приступали, или же совсем забывали приступать, к Таинствам – к исповеди, к причастию, то следует приступать регулярнее. Не следует забывать молиться дома. Бывает – сложно, бывает – просто лень. Но это же не оправдание! Хотя бы молитву «Отче наш» утром и вечером каждый из нас способен прочитать со вниманием, с чувством сердечным, с глубиной. Далее, раскрывать слово Божие. Да, мы слышим Евангелие в храме, но часто евангельские и, особенно, апостольские слова проносятся мимо нашего сознания и не доходят до нас. Но дома мы всегда можем внимательно почитать – не нужно много, хотя бы по одной главе в день. Но это уже не мало, это уже пища для нашей души – животворящая, укрепляющая нас, укрепляющая нашу веру, утверждающая нас в христианской жизни. Нам необходимо нам, как воздух, чтение слова Божия.
Пост заключается не столько в акцентировании нашего внимания на пищу – сейчас я об этом не буду говорить, это и так все знают – сколько в том, чтобы поменьше проводить время в праздности. Это может касаться, прежде всего, просмотра бесконечных телепрограмм, фильмов и новостей, что особенно может для нас представлять какую-то опасность впасть в тревогу, в страх или в ненависть. Ограничим этот информационный поток, а будем лучше молиться Господу о милости и о мире. А что касается завершающего периода поста, постараемся больше внимания уделять близким людям – не бесконечным вечеринкам, не бесконечным, может быть, тратам на подчас никому не нужные подарки. Лучше помочь неимущим, помочь по-настоящему нуждающимся и побыть рядом с теми людьми, которым это действительно нужно, побыть с по-настоящему близкими. Сказать несколько слов, написать открытку, позвонить, провести праздничный вечер с семьёй – здесь нет ничего противоречащего христианству. А предпраздничная суета, которая может нас поглотить, выветрив всё духовное содержание, как раз таки может представлять опасность. Церковь не может быть против радости человеческой, как она не против того, чтобы мы в своё время отмечали праздники. Но в наше время бесконечная череда праздничных вечеринок в последние дни декабря противоречит не только сути христианского поста, но и тому тяжелому времени, который переживает наш народ, наше Отечество, наша Церковь. Будем больше молиться и больше просить Господа о милости к нам грешным.
Вся жизнь христианина, как и вся история Христианской Церкви, проникнуты ожиданием возвращения Господа. И пост Рождественский – это как бы икона этого ожидания: мы ожидаем Спасителя, явившегося в мире. Он рождается, как младенец, в вертепе Вифлеемском. Мы воспоминаем это, но в то же самое время возводим свои мысли к Его новому появлению в этом мире – тогда, когда Его приход будет означать конец всякому греху, всякому злу, всем войнам, всем страданиям, всем болезням, когда победит правда Божия и Его любовь. И этим мы с вами должны укрепляться, этим вдохновляться в течение наступающего времени, чтобы оно было для нас осмысленным и спасительным. Аминь. Господь да благословит вас всех!
27 ноября 2023 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор