Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в праздник Преполовения Пятидесятницы

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры сердечно поздравляю, снова и снова, приветствуя этим светлым и жизнеутверждающим провозвестием о победе Сына Божия над адом и над смертью – Христос Воскресе! Сегодня удивительный праздник, являющийся престольным для этого храма.

Обычно, когда мы празднуем Преполовение, чаще всего останавливаем внимание на том, что это – середина пути от Пасхи до Пятидесятницы, и мы как бы следуем от одного праздника литургическим шествием к другому, ещё продолжая прославлять Христа Воскресшего, но уже обращая внимание и на богословскую тему Духа Святого, которая начинает звучать в песнопениях этого праздника, а также в Евангельских чтениях минувшей Недели и последующих Воскресений по Пасхе. Это тема воды, которая символизирует Духа Святого – воды живой, которую даёт нам Господь Иисус Христос. Он Сам – Источник этой воды. И вот это – одна из тем настоящего праздника.

То Евангелие, которое сегодня прозвучало, говорит о проповеди Христа в Иерусалимском храме в середине праздника, который в Ветхом Завете назывался праздником Кущей (или сеней) – в память о том, как евреи, вышедшие из Египта, под руководством пророка Моисея странствовали в пустыне. И в продолжении восьми дней этого праздника люди жили в кущах (или шалашах), прославляя Бога за все дивные и славные дела Его, явленные в истории этого народа. И вот Господь Иисус Христос явился в храме Иерусалимском для проповеди: «в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:14-17). И дальше развивается тема о том, что иудеи удивляются Его премудрости, но в то же самое время не верят в Него. Это ещё одна из тем нынешнего праздника – Христос, явившийся в мире ради нашего спасения, Свет, воссиявший в этом мире. Но, как сказано в начале Евангелия от Иоанна (и здесь звучит та же самая мысль): «пришёл к своим, но свои не приняли Его. А тем, которые приняли Его… дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11-12).

Итак, Господь: Он – Источник воды живой, Податель Духа; Он – Свет истинный, воссиявший в этом мире; и Он – истинный Христос Спаситель, Который был обетован ещё прародителям в раю, о Котором говорили пророки, чаяниями прихода Которого этот народ жил веками. Но оказался, в большей своей части, не готов к встрече с таким Богом – с воплощённой Любовью, с воплощённой Жизнью, Светом, явившемся в этом мире для того, чтобы прогнать всякую тьму.

Если мы посмотрим евангельский текст дальше, то увидим, что там сказано: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:37-39). Этот отрывок мы будем читать в праздник Пятидесятницы, когда будем воспоминать сошествие Духа Святого на апостолов и начало Церкви. Но не случайно именно в этот момент, в последний великий день праздника Кущей, Христос возглашает: «Кто верует в Меня, пусть приходит, у него из чрева потекут реки воды живой». Как Он ещё сказал Самарянке в Евангелии, которое прозвучит ещё в следующее воскресенье: «вода, которую Я дам, есть вода жизни вечной, и кто пьёт её, тот не будет жаждать вовеки» (см.: Ин. 4:14). Эта вода живая – Сам Дух Святой, которого Господь подаёт всем верующим в Него, всем нам. Не только пророкам Израиля, а каждому из нас дарован этот дар для нашего спасения, освящения, преображения нашей жизни, усыновления Богу Отцу через Христа, для нашего возрождения, в конце концов. Но не случайна историческая деталь. Господь проповедует о воде живой в храме в тот момент, когда, согласно иудейскому обычаю, в последний великий день праздника иудейские священники набирали воду в Силоамской купели и возливали вместе с вином на жертвенник, как прообраз Мессии грядущего и как воспоминание о том, что когда-то Моисей ударом жезла дал людям воду из камня, то есть из скалы (см.: Числа 20:11). Это воспоминание о прошлом и указание на Того, Кто даст на самом деле воду живую. И в этот момент Тот Самый ожидаемый, чаемый, но неузнанный открыто говорит о Себе: «Кто верует в Меня, у того  из чрева потекут реки воды живой, говоря о Духе Святом, Которого Он подаст всем верующим в Него» (Ин. 7:38). То есть Иисус – истинный Мессия, то есть Христос. Вот ещё одна важная тема нынешнего праздника. Поэтому Преполовение Пятидесятницы – это Господский праздник. Это не просто середина между Пасхой и Троицей, а это праздник, посвящённый Христу, Богу нашему. Он – Податель воды живой, Он – Свет, Он – подлинный Христос и Царь мира, но что самое важное – Царь наших сердец. И в этот день, снова и снова прославляя Его, мы возносим благодарение за всё, что совершил Господь ради нашего спасения. Находясь в свете праздника Пасхи, прославляя Воскресшего, мы благодарим Его за всё, что совершено ради нас: за великое и за малое; за дар бытия; за всё, что окружает нас каждый день в нашей жизни; за дар жизни вечной; за все дары, которые сопровождают нас – духовные и физические.

Мы окружены незаслуженными дарами Божиими. Нужно только заметить, увидеть, прозреть и прославить Господа за Его любовь, за Его милосердие, за наше спасение. На самом-то деле нет места унынию, отчаянию, одиночеству. Мы не одни. Христос сошёл во ад ради каждого из нас и победил смерть. Неужели эта радость не способна достучаться до самого окамененного и черствого сердца? Нет. Мы её чувствуем! Она живет в нас в эти дни. Она переполняет наши сердца и храмы, она преображает нашу жизнь, наши сердца. Вот об этом преображении мы думаем и молимся, и не только стремимся к благодарности, но ещё и мыслим о том, как творить волю Его, ибо Он Сам сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17). В этих словах к нам обращается Сама Премудрость Божия. Его учение не имеет ничего общего с человеческой мудростью. Христос – Премудрость Превечная.

Неслучайно иконой праздника является совсем другой момент из земной жизни Христа, если мы обратим внимание: Он, двенадцатилетний Отрок, потерявшийся в Иерусалиме, был найден Марией и Иосифом в Иерусалимском храме, когда Он учил старцев. И они дивились премудрости Его, именно потому, что она не человеческая, потому что Он – Сама воплощенная Премудрость и Сила, и Слово Божие – Сын Превечного Отца, Его вечный Образ, Его Сияние, Его Откровение. И путь к Нему – путь к Богу – мы имеем через Христа. И эта дорога открыта для нас, дарована нам, и все мы призываемся следовать этим путём. Будем помнить об этом всегда, будем стараться творить волю Его. Да, мы поняли, что Его учение не земное, а небесное. Но одного рационального согласия мало, нужно понять это сердцем, и всем сердцем, всей жизнью откликнуться на Его Слово. И сделать Его Слово жизненным руководством нашей с вами жизни. Потому что живя по Евангелию, мы начинаем жить по законам Его Царства. Ведь мы молимся о том, чтобы Господь сделал нас причастниками, наследниками Его Царства. Надо жить по законам этого Царства уже сейчас, чтобы быть его гражданином.

Будем стремиться к этому, Богу содействующу. Для нас открыты все пути, даны все возможности для этого: и знание, и вера, и благодатная помощь Духа Святого, которая нам подаётся в Церкви, и Сам Господь, незримо присутствующий. Не так, как когда-то с апостолами, когда Он путешествовал по Святой Земле, ещё до своих страданий. Отныне Его присутствие, хотя и незримое, более явное и всеобъемлющее. Он – с каждым из нас, со Своей Церковью, Он – в нашей жизни, Он – Тот, Кто воскрешает нас,  возрождает для жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе!

29 мая 2024 года,
храм Преполовения Пятидесятницы
на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря в городе Пскове

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.