Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, поминальная родительская суббота. И, как мы знаем, в традиции Православной Церкви – вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста посвящаются особым молитвам об усопших. Это связано, прежде всего, исторически с самой спецификой Великого поста, когда в продолжении будних дней не совершается полной Литургии. А совершение Божественной Литургии является полноценным поминовением членов всей Церкви – и небесной, и земной. Соответственно, ближайший день, когда совершалась полная Литургия, с поминовением всех живых и усопших христиан, была суббота, и поэтому означенные субботы Великого поста были установлены как дни особого поминовения усопших. Кроме этого, на установление такой традиции ещё повлияла так называемая требная практика. Когда кто–либо из православных христиан преставлялся ко Господу, умирал, накануне или в течение Великого поста, то вместо традиционных третьего, девятого и сорокового дней поминовения, опять же, в силу всего вышесказанного, родные и близкие особые поминовения устраивали в субботние дни Великого поста. Постепенно все православные христиане, а не только родственники скончавшихся, стали поминать в субботние дни Великого поста всех своих близких, родных, знаемых и всех православных христиан от века скончавшихся. А в обителях это естественным образом стало поминовением всей прежде почившей во Христе братии святыя обители. Так появились вот эти поминальные дни – субботы Великого поста, посвящённые особым поминовениям.
Но кроме того, общим моментом в установлении особых поминальных дней, таких как эти субботы, как Вселенские и родительские субботы, является следующее: многим людям нужен какой–то особый стимул для того, чтобы прийти в Церковь. Кто–то приходит крайне редко, и вот установлением особых поминальных дней Церковь как бы обращается к таким православных христианам, которые подчас забывают о том, что необходимо вести церковную и духовную жизнь ради своего же спасения. Вот особый поминальный день – приходите, помолитесь о своих родных, поставьте свечи, подайте записки, вспомните о небе, о вечности. А мы, все верующие и все православные христиане, церковные в том числе, воспринимаем и этот день, как ещё один утешительный для нас повод помолиться о наших усопших. Хотя, подчёркиваю ещё раз, каждая Божественная Литургия является Бескровной Жертвой «о всех и за вся» – за всю Церковь, за живых и за скончавшихся.
С молитвой и любовью мы воспоминаем, предстоя перед Господом, своих живых родных, но то же самое касается и ушедших от нас. В Евангелии есть великие слова Господа о том, что Он «есть воскресение и жизнь» (Ин. 11:25), сказанные перед воскрешением Лазаря, но и другие, не менее великие, о том, что «у Бога нет мёртвых, но все живы» (ср.: Лк. 20:38). И поэтому мы обращаемся ко Господу с молитвой о том, чтобы усопшие не были исключены из этой памяти Божией, потому что именно память Божия означает жизнь всего мира, жизнь каждого из нас и жизнь перешагнувших порог из временного бытия в вечность: «помяни Господи рабов Твоих, помяни и помилуй Господи, упокой Господи», – с надеждой и с верой на то, что эта молитва имеет великую силу, потому что основана она на великом факте победы над смертью Самого Господа.
Откуда мы вообще можем понять, что наши молитвы об усопших каким-то образом содействуют им и помогают им, и нужны им? Только потому что смерть уже побеждена во Христе, Он её попрал вместе с адом, сокрушил её, разделив с нами не только нашу жизнь, но и нашу смерть. И в этом – великая надежда, что и в жизни, и даже в смерти мы можем узреть Господа, встретить Его, войти в Его покой, в Его радость, в Его жизнь. Об этом наши молитвы, в этом – наше упование, в этом наша и сила, и утверждение, и радость. И поэтому мы, вместе со всей Церковью, как спустя многие поколения и другие православные верующие будут поминать и нас нынешних, возносим ко Господу молитвы с любовью, чтобы Он принял всех усопших в Свой покой, в Свою радость и даровал бы им жизнь где нет ни печали, ни воздыхания, но где всегда воссиявает Свет Его присносущный. Аминь.
13 апреля 2024 года,
Свято–Успенский Псково–Печерский момнастырь