Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с престольным праздником этого храма, памятью одного из самых близких сердцу каждого православного человека святых – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Его жизнь и святительское служение протекали в далеком IV веке в Мирах Ликийских. Тогда это была Римская империя, Восточная ее часть, ныне это территория Турции. Но этот святой близок нам настолько, что кажется, будто он пастырь наш, которого мы помним, которого любим, который еще недавно был, и остается с нами. И это действительно так. Церковь воспевает его словами тропаря, называя его «правилом веры и образом кротости». «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей истина …» – тут речь идет о том, что Сам Христос, Который есть истина, как Он Сам о Себе сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), явил нам святителя Николая правилом веры, образом кротости и учителем воздержания. «Правило», или «канон» по-гречески – это образец веры. Он стал образцом веры для многих мирян, для многих пастырей и даже святителей.

Обращает на себя внимание примечательный факт: церковный тропарь, начало которого только что прозвучало, стал общим тропарем для святителей – нужно только изменить имя. И теми же самыми словами, которыми мы воспеваем святителя Николая, Церковь прославляет многих и многих других святых архиереев, прославившихся святой жизнью и православной верой. Да, есть некоторые святители, которые имеют свой состав тропаря, но именно тропарь святителя Николая стал общим, как бы образцом. И это словно указывает нам и на то, что он сам – образец и доброго пастыря, и доброго христианина. Образец, который близок и пастырям, и мирянам, и монашествующим, и знатным, и простым людям во все времена. И если мы зададимся вопросом, что же его делает таким близким нам, таким скорым на помощь, на утешение, на молитвенное предстательство, мы до конца не сможем ответить на него. Мы просто фиксируем, что это так. И весь церковный опыт, опыт многих людей, выраженный в свидетельствах о его явной и скорой помощи (и, возможно, опыт кого-то из стоящих здесь), подтверждает эту истину. Может быть, именно потому так, что он в своем житии максимально приблизился, или уподобился Христу, сказавшему: «Придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29). И вот это доброе и благое иго закона любви все мы призваны, братья и сёстры, подъять, понести.

Святые – это те, которые сделали это, которые прошли этот путь, и которые знают и могут наставить нас, могут помочь нам в несении этого благого ига Христова, помочь идти путем уподобления Самому Христу, Которой есть Сама воплощенная Любовь, Сама Милость и Сама Жизнь. И чем больше человек приближается ко Христу, тем больше он исполняет свое предназначение. Прибегая к молитвенной помощи святителя Николая, мы, тем самым, как бы научаемся его житием исполнять заповеди Христовы. Его житие доносит до нас только некоторые подробности, скудные довольно-таки, о его помощи, о его милостивном предстательстве, о его спасающей милости: вот он помогает бедному человеку тайно; вот он спасает невинно осужденных на смерть, останавливая казнь; вот он предстательствует перед царем за оклеветанных полководцев; вот он еще при жизни отвечает на молитвы мореходов и спасает их от гибели. И надо думать, что вся его жизнь была соткана из таких эпизодов, из таких явлений его милости и его помощи. И что самое важное, и что самое утешительное для нас – эта его милость, эта его помощь не прекращается, потому что у Бога нет мёртвых, а все живы. И самое большее, что мы можем сделать, и самое важное – это постараться научиться этой добродетели, этой кротости, этой любви, этой милости, держаться правой веры, как заповедовал нам своим житием и святитель Николай, будучи правилом веры и учителем воздержания; и таким образом исполнить свое христианское предназначение.

«У Бога нет мертвых, но все живы» (Лк. 20:38) – эти слова звучат еще более актуально сегодня, когда мы провожаем в последний путь пастыря Псковской земли, протоиерея Петра Кольцова, которому исполнилось уже 95 лет в его временном житии, а теперь он переступил порог вечности. Кто-то из старых прихожан помнит его, служившего в разных храмах Пскова, как молитвенника, как доброго пастыря, как человека, который олицетворяет собою старую Русь, но не уходящую, потому что никто никуда не уходит. Церковь вечно обновляется. Проходит эпоха за эпохой, уходят в прошлое правители, которые стремились когда-то уничтожить Христианство, уничтожить Православную Церковь, как это было несколько десятилетий назад и в нашем Отечестве. И в разные времена казалось, что эта цель почти что достигнута. Но проходит еще немного времени, и оказывается, что ничто не может поколебать истинности слов Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Этот священнослужитель пережил и тяжелые времена, когда Церковь была в гонении, под гнетом, но он сохранил верность Богу, верность своей священнической присяге, своему служению, своей пастве. И поэтому мы сегодня с вами, с полной надеждой на спасающую любовь Божию, вознесем молитву о нем, об этом пастыре, памятуя не только о том, что «у Бога нет мертвых, но все живы» (Лк. 20:38), но и о том, что силою победы Христовой над адом и над смертью смерть действительно бессильна разлучить нас с Богом. И для каждого верного раба Божия она есть переход в жизнь вечную. Будем молиться о том, чтобы Господь простил ему, как человеку, все вольные или невольные согрешения, которые есть у каждого из нас, и чтобы, как милостивый Отец, принял его в Свои объятия, в Свое Царство Жизни, там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.

19 декабря 2023 года,
храм святителя Николая (со Усохи) города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.