Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Александр (Тимофеев), благочинный Плюсского округа епархии, и местное духовенство.
Песнопения Божественной Литургии исполнил хор под управлением Ксении Стениной. За богослужением молились многочисленные прихожане.
По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня и в Евангельском чтении, и в чтении апостольском святая Церковь сообщает нам великие и непреложные законы, по которым человек может жить, спасаясь, или может жить вопреки им, погибая.
“Христос есть мир наш” – говорит апостол в послании к Ефессянам (Еф. 2:14), а значит и ко всей Церкви всех времен и народов. Христос – мир наш. Что это означает? Насколько это важно? Давайте подумаем на основании нашего разума и толкований святых отцов.
В Евангельском чтении сегодня рассказывается о человеке, который, казалось бы, стяжал мир. У него уродился прекрасный урожай пшеницы. Он набил этой пшеницей свои амбары и от радости стал рассуждать: “Надо мне построить еще большие амбары. Еще больше будет добра у меня”. И в этом он обрел радость, мир, покой, уверенность в будущем.
Конечно же, наше благосостояние дает нам образ мира, образ покоя и уверенности в будущем. Но это всего лишь образы, которые не истинны. Мы знаем, как все в этом мире призрачно и тленно – сегодня одно, а завтра другое. И лишь отчасти благополучие человеческое и будущие заделы этого благополучия могут служить нам к некой уверенности в завтрашнем дне, потому что уверенность эта зыбкая.
Господь во сне явился этому человеку и сказал: “Ты все свое упование, всю свою надежду и радость, и весь свой духовный мир положил в этом своем земном преуспеянии и благополучии”, “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?!” (Лк. 12:20).
Душа этого человека будет привязанная к тому, что он создал на земле, и будет безмерно страдать, видя, что этим пользуются другие. А сам он, рассчитывавший получить радость и счастье, мир и покой, вместо этого обретет страшное томление и страдание. Почему? Потому что самое главное – целеполагание – было неверно в жизни этого безумного богача, как называют его в Церкви.
В послании к Ефессянам, апостол указывает совершенно другую цель нашей жизни: “Христос мир ваш” (Еф. 2:14). Христос!
Мы слышали слово “мир” многократно в Священном Писании. Например, в заповедях блаженства: “Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся” (Мф. 5:9). Кто такой сын Божий? Кто такой сын вообще?
Все вы, имеющие детей скажете, что истинный сын, любимый сын – это тот, кто в первую очередь единодушен с отцом. Даже преуспевающий, богатый или известный, но который не имеет единства с отцом, который противоречит ему, который становится строптивым – не сын, а несчастный ребенок, так и не понявший своего отца или свою мать.
Миротворцы это те, которые в первую очередь созидают мир между собой и Богом Отцом. Да, хорошо и правильно содействовать миру между людьми, и Господь благословляет это. Но не будет никакого успеха, если не будет в первую очередь мира между человеком и Богом. Главная задача – мир вашей души с Богом.
Господь Иисус Христос есть сокровище мира. Господь Иисус Христос – преизбыток мира. Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы стать тем самым Оплотом мира для нас, которые могут воспринять Его и обрести мир в своей душе.
“Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся” – говорит преподобный Серафим Саровский. Человечество изыскивает и изобретает тысячи способов найти покой, мир, успех, радость. Но все они – тлен. Даже такие великие в миру, не буду называть их имена, американские писатели, которые множество книг написали о том, как якобы преуспеть в дружбе с людьми, стяжать покой, сами потом, надавав миллион советов, издав сотни миллионов своих книг, умерли в раздрае, депрессии, оставленные всеми, с разрушенными семьями. Так было потому, что они полагали свою мудрость не на Христе – краеугольном Камне всего в этой Вселенной, а на своих измышлениях, пусть даже для мира и интересных, и умных.
Дорогие братья и сестры! Если мы хотим быть учениками Христовыми не только по тому, что мы называемся христианами, не только по тому, что мы приходим сюда в храм, то мы должны исполнять то, к чему призывает нас Господь наш Иисус Христос: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14:6). Вся цель нашей жизни – соединиться со Христом в Его Евангелии, в Таинствах.
Хотите найти мир между враждующими? Соединитесь со Христом, поставьте Христа между вами. Воспримите Христово смирение и мужество настоящее, и воцарится мир, потому что для Бога нет ничего невозможного. И тогда в мирной душе Господь созиждет Свою вечную Церковь. Так и каждый из нас, и все мы призваны стать вечными храмами Божиими, храмами живыми, разумными, радостными и счастливыми.
Поздравляю всех вас с воскресным днем! Помощи вам Божией в рассуждении и стяжании истинного Христова духа. Читайте Священное Писание, вдумывайтесь в него, изучайте толкования святых отцов. Книг сейчас великое множество – подберите то, что для вас будет самым интересным и самым нужным именно в это время, в те дни, которые вы проживаете сейчас и здесь.
Помощи вам Божией, и благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребывает со всеми вами! Аминь!”.
По окончании Литургии Владыка Тихон еще раз поздравил духовенство и прихожан храма с праздником воскресного дня и преподнес в дар приходу образ Господа Иисуса Христа и частицу святых мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.
За радость молитвенного общения Владыку митрополита поблагодарил настоятель храма протоиерей Александр Тимофеев и преподнес Его Высокопреосвященству посох митрополита Иоанна (Разумова), управлявшего Псковской епархией в 1954-1987 годах.
Каждому богомольцу в этот день была вручена книжица про старцев Псково-Печерского монастыря из цикла «Несвятые святые».