Как поет душа: в Пскове прошла Первая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих.

«Голос в России — это основной музыкальный инструмент», — говорил знаменитый российский дирижер и педагог Виктор Попов. На Псковской земле эти слова звучат особенно: с давних времен наш край известен своей хоровой школой, неслучайно именно в Пскове в мае 1911 года прошел первый в России певческий праздник.

Сегодня традиции, заложенные многими поколениями, продолжают сохраняться и развиваться: в регионе создан Сводный хор, собравший под своим крылом ведущие хоровые коллективы области, как народные, так и академические. Любуясь выступлением наших земляков на 39-х Международных Ганзейских днях Нового времени в Пскове, конечно же, все понимали: за любым прекрасным концертом стоит сложный интересный труд, прежде всего, педагогов. Первая научно-практическая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих, прошедшая на днях в Печорах и Пскове, дала ориентиры дальнейшего развития для хоровиков и вокалистов, став одним из кирпичиков в повышении творческого мастерства.

Всегда учиться

Как оказалось, подобной встречи руководители хоров и педагоги вокала Псковской области ждали давно. Два дня насыщенной программы: доклады о певческих традициях и специфике церковного пения, открытая репетиция хора Псково-Печерского монастыря, мастер-классы, экскурсии, семинар, посвященный особенностям постановки детского голоса — все это создавало живую, доброжелательную, насыщенную практическими знаниями атмосферу конференции.

Замечательным украшением пленарных заседаний и встреч стали видео- и аудиозаписи выступлений детских хоров: казалось, даже дыхание замирало, когда по залу Дома офицеров плыли отрывки из концертов — Рахманинов, Римский-Корсаков, Шуберт, народные песни, произведения для исполнения в церкви…

«Спасибо, что нас позвали! — говорит преподаватель Бежаницкой школы искусств Анна Бурнасова. — Нам очень понравились выступления всех участников. Особенно впечатлил рассказ врача-фониатра Натальи Владимировны Оленчик о детском голосе, о том, как работать с детьми, как донести до детей и слушателей музыку, то, что хочет передать автор, как важно привить любовь к искусству и музыке». По мнению хоровиков из Бежаниц, такие мероприятия стоило бы проводить в регионе почаще — педагогам не хватает новых знаний и практических пособий.

По словам инокини Творожковского монастыря Татьяны, конференция дала столько интересных подробностей, что их еще предстоит осмыслить. «Самым интересным стали мастер-классы, во время которых специалисты поделились своим опытом, дали рекомендации по занятиям с детьми и хоровыми коллективами», — сказала она, подчеркнув, что организаторам конференции удалось наладить живое общение, диалог между всеми участниками.

«На моей памяти впервые в области проходит нечто подобное, — отзывается о конференции регент Порховской Преображенской церкви. — Все, что мы услышали здесь, очень интересно и познавательно. Век живи — век учись: мы открыли для себя много нового, важного. Встреча с фониатром была очень полезна: мы в жизни обычно не касаемся таких вопросов, поем и поем, а благодаря разговору со специалистом были рассмотрены конкретные вопросы и пути их решения».

Чудо детского голоса

«Фониатр лечит голосовой аппарат. Человек поет, говорит, самовыражается голосом. По голосу, интонации можно определить наличие патологии. И я всегда говорила студентам: вас воспринимают через голос. Никому не видна ваша мимика, вы можете быть статичны — все итальянские певицы стоят, они огромны — но вы чувствуете их легкость», — так говорила в одном из своих интервью кандидат медицинских наук, врач-фониатр Наталья Владимировна Оленчик, много лет проработавшая в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Сейчас она трудится в Академии хорового искусства им.Попова, а свободное от работы время консультирует вокалистов всех рангов и званий — в 2011 году еще и экспертом проекта «Призрак оперы» на Первом канале стала! Яркая, эмоциональная, но при этом знающая и внимательная к мелочам — неудивительно, что ее доклад «Сохранение голоса юного певца» запомнился многим участникам конференции.

Как призналась в разговоре с нами Наталья Владимировна, конференция в Пскове прошла замечательно, так как была тематически очень продуманна. Она также отметила значимость того, что на это мероприятие пригласили специалиста-фониатра: учить вокалу необходимо, понимая строение голосового аппарата, его физиологию, что бывает крайне редко.

«Мне очень в жизни повезло: я много лет работаю в этой сфере — моя мама работала медсестрой с фониатром, потом я начала работать в этом же направлении, — говорит известный врач. — К сожалению, многие наши педагоги уверены в том, что они знают, и иногда такие говорят вещи — здравствуй, ужас! Я не открываю что-то новое, а собираю и систематизирую то, что разбросано по разным источникам. Я как-то заметила, что меняется педагог у ребенка — и он прекращает болеть. Начала изучать, вникать, почему так происходит. Наша школа постоянно «улучшается», поэтому причин очень много».

Псковские педагоги интересовались обширным практическим опытом Натальи Оленчик, а мы не могли не задать вопрос, который волнует очень часто не столько педагогов, сколько мам талантливых поющих детей: как не испортить голос начинающего вокалиста? «Главный совет: поет ребенок дома — не мешайте ему, пусть поет так, как ему поется, — сказала наша собеседница. — Дети вообще рождаются с врожденным поставленным голосом. Когда он маленький — пускай поет: ребенок, который все время поет, — это прекрасно! Раз поет, значит, он может быть впоследствии вокалистом. Лишь бы не напрягал голос, не сипел после пения, чтобы получал удовольствие и доставлял радость своим пением другим людям!»

Культура пения

Слово культура (cultura), как известно, восходит к латинскому «colere», которое имело множество значений, в том числе культивировать, возделывать, ухаживать, почитать. Говоря о целях и задачах, стоявших перед организаторами первой регентской конференции в регионе, регент Псково-Печерского монастыря, художественный руководитель Сводного хора Псковской области, диакон Александр Амерханов вспоминает как раз об этом изначальном значении древнего понятия: «Когда мы говорим о создании хора, нужно включить психологию земледельца: медленно, медленно культивировать, возделывать почву — для того, чтобы очень нескоро, но получить должные плоды».

Это трепетное и одновременно очень ответственное отношение к своему делу, судя по отзывам, очень чутко восприняли все участники встречи и семинаров. Отметили это и именитые докладчики. Так, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, член Союза композиторов России Юлия Валерьевна Тихонова выразила мнение, что на конференции хормейстеры и руководители детских хоровых коллективов получили бесценный опыт, с точки зрения и теории, и практики хорового исполнительства.

«Многие вопросы были освещены на семинаре, было задано много вопросов, — заметила Юлия. — Я считаю, это очень полезное дело — проведение мероприятий подобного рода. Они обогащают, развивают детское хоровое исполнительство в частности и культуру в целом».

«Замечательно, что специалисты, которые пришли на конференцию, увидели высокую планку, прекрасный ориентир, к которому надо стремиться, — признался нам о.Александр Амерханов. — На Псковщине удивительные певческие традиции. С другой стороны,  если почивать на лаврах и говорить, что у нас все прекрасно, и ничем не заниматься, все будет мелеть. Подобные мероприятия часто нас отрезвляют и стимулируют, побуждают делать серьезные большие дела. Я уж не говорю о том, что вкладывать в детей — прекрасно, это самая благодарная почва».

По сути прошедшая конференция — это хороший задел на будущее. И для конкретных творческих коллективов, и для Сводного хора Псковской области, у которого предстоит в ближайшее время несколько важных событий: 1 декабря — запись нового гимна региона, которая пройдет в БКЗ филармонии, а в 10-х числах января — большой Рождественский концерт, в котором примут участие три академических коллектива: хор Псково-Печерского монастыря, хор Троицкого собора под руководством регента Любови Борисовны Быковой и хор «Кант» из Великих Лук под управлением выпускника Московской Академии хорового искусства имени В.С.Попова Ивана Беседина.

Опыт, полученный на Первой регентской конференции, конечно же, будет использован педагогами и руководителями хоров региона в повседневной практической работе с коллективами. А значит, Псковская область станет петь еще лучше и душевнее — да так, что вся Россия заслушается!

Мероприятие состоялось в рамках реализации Национального проекта «Культура» и проекта «Развитие хорового пения в Псковской области» при поддержке министерства культуры РФ, комитета по культуре Псковской области, Псковского областного центра народного творчества и Псковской митрополии.

По материалам Псковской ленты новостей.

Смотрите на сайте Псковской епархии
фоторепортажи первого и второго дня конференции.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.