Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, снова и снова поздравляю с праздником Светлой Пасхи, с Воскресением Господа нашего, а также с престольным праздником этого псковского храма – с памятью апостола любви, евангелиста Иоанна Богослова! Из всех учеников Спасителя он каким-то необычайным образом оказался больше всех, видимо, поражённым этой благой вестью, которую принёс Христос в мир – о любви Божией, о Свете, который воссиял в этом мире, и которой тьма не может объять (см.: Ин. 1:5), о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И впоследствии, будучи просвещённым Духом Святым, он написал Евангелие, три Послания и книгу Откровения.

Вот это благовестие любви Божией буквально сквозит в каждой главе, в каждом месте этих писаний, начиная от благовестия о том, что «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир», Который «пришёл к своим, и свои Его не приняли, – а нам, – тем, которые приняли Его,… дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:9-12). Оно сквозит даже до конца его последней книги, которую он написал уже в глубокой старости на острове Патмос – книгу, которая венчает собою всё Священное Писание, к которой у многих христиан, и не только христиан, отношение подчас осторожное и даже боязненное, но которая завершается провозвестием надежды, провозвестием торжества Божия, опять же, Божией любви в этом мире, обетованием окончательной победы Христовой, которая уже началась Его победой над смертью, но которая будет когда-то всеобъемлющей – когда не останется места ни слёзам, ни печали, ни воздыханию, ни самой смерти, когда Господь, по слову апостола Павла, «будет всяческая во всех» (1Кор. 15:28).

Открываем ли мы беседы Христа, записанные в Евангелии от Иоанна, с тем же Никодимом, где было сказано о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16), или с самарянкой, или с другими; и особенно в прощальной беседе Христа с учениками – мы снова и снова становимся перед этой тайной Божественной любви, которая явилась в мире и которая изменила и поныне меняет всё. И мы призваны быть соработниками этой любви и тоже менять всё, начиная с самих себя – и этот мир, и своё сердце, и окружение вокруг себя, и в конце концов мир вокруг нас. Как не вспомнить слова Спасителя, которые передает евангелист Иоанн в повествовании о прощальной беседе: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).  «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» – накануне страстей Господь говорит о самом важном, и эти слова должны быть навеки отпечатлены в сердце и в уме каждого христианина, каждого последователя Господа. Как часто мы забываем о них или почти никогда не помним! Открываем ли мы послание апостола, читаем то же самое: «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, – говорит он, о себе и апостолах, – и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам…» (1 Ин. 1:2), и снова переходит к своей любимой и важной для него теме: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Это сказано в назидание всем истинным ученикам и ученицам нашего Спасителя – в напоминание и напутствие. И как в прозвучавшем уже сегодня, слове митрополита Антония было сказано, что истинная любовь – она и представляется нам как бы летящей на небеса, восходящей, парящей, но она всегда должна быть воплощена в конкретных делах. Это помнили и апостол Иоанн, и апостол Павел, и все первые ученики и последующие поколения христиан. Они не ожидали каких-то чрезвычайных откровений, не ожидали, что на них снизойдет чувство вселенской любви. Они жили по словам Спасителя, каждый день исполняя Его заповедь.

Вот об этой любви сказано на самом-то деле – не столько о каких-то необычайных переживаниях нашего сердца, сколько о деятельной христианской любви, которая была всегда связана, во все времена с милосердием, с благотворением ближним, с помощью неимущим, с приходом на помощь страждущим, скорбящим, обездоленным, нуждающимся в каком-то нашем утешении, ободрении, молитве, участии, в добром деле, финансовой или материальной, или духовной помощи. И поскольку всегда говорится о конкретных делах, мы никогда не должны об этом забывать. И пусть память об этом сподвигает нас каждый день – во исполнение заповеди Господней: «любите друг друга: как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34) – что-то предпринимать. От нас Господь не требует, чтобы мы, как апостолы, продавали свои имения и приносили в общину, но пройти мимо человеческой беды и страдания для христианина недопустимо. Недопустимо пройти мимо людей, которые взывают о помощи, или, может быть, даже не находят в себе силы попросить о ней. Но надлежит проявить внимание, чуткость, милосердие – если не делом, то хотя бы молитвой или добрым словом, хотя бы взглядом и улыбкой помочь человеку, чтобы его душа осветилась светом, воскресла, оживотворилась, вообще-то каждый из нас может. Для этого и существует Церковь – в том числе для этого – чтобы через проповедь о Христе делами светить в этом мире, приводить людей к этому Свету, ко Христу, наполнять их подлинной жизнью и любовью, и надеждой, и верой – в этом призвание каждого из нас. И поэтому сегодня, почитая память апостола любви, который является духовным отцом не только для прихожан этого храма, но и для всех христиан, особенно Восточной Церкви, будем внимательнее вчитываться в его слова. Прочитаем дома хотя бы несколько глав из его Евангелия, хотя бы прощальную беседу или наставление из первого Послания – сегодня в день его памяти, для того чтобы и сегодня, и завтра, и каждый день нашей жизни самим стараться быть во свете Христовой любви и нести это слово, нести эту надежду, нести эту любовь в этот мир – ближним и дальним – всем, кто в этом нуждается, а в этом нуждается каждый человек. Господь да поможет нам и благословит всех нас на эту благую миссию – быть соработниками, сопричастниками божественной любви в этом мире и свидетельствовать о ней своими делами. Христос Воскресе!

21 мая 2024 года,
храм апостола Иоанна Богослова (на Мишариной горе) города Пскова

Студя цветов «Васса» Псково-Печерского монастыря представила свою деятельность на международной выставке-форуме «Россия»

18 мая 2024 года, по благословению митрополита Псковского и Порховского Арсения, при содействии архиепископа Печерского Матфея и при поддержке Правительства Псковской области, студия цветов «Васса» при Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре представила свою деятельность в Москве на международной выставке-форуме «Россия».

В период с 12 по 19 мая на ВДНХ прошел первый Всероссийский свадебный фестиваль, приуроченный к Году семьи. В рамках данного мероприятия, команда флористической студии рассказала о святых покровителях супружества и основателях Псково-Печерской обители – преподобных Ионе и Вассе Псково-Печерских, провела беседу о Таинстве брака, важности венчания и сохранения семьи.

Также в ходе мероприятия на стенде Псковской области состоялись мастер-классы по украшению венчальных свечей и созданию цветочной композиции.

По материалам группы Студии цветов «Васса»

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в храме апостола Иоанна Богослова (с Мишариной горы)

21 мая 2024 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме апостола Иоанна Богослова (с Мишариной горы) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма апостола Иоанна Богослова протоиерей Владимир Саввин; настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (в Бутырках) города Пскова иерей Сергий Саввин. Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.

По отпусте Литургии вокруг храма был совершен пасхальный крестный ход. Затем митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

По окончании богослужения у могилы почившего настоятеля игумена Ионы (Муханова) и его супруги, в постриге монахини Вассы, была совершена заупокойная лития.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В эфире ГТРК «Псков» рассказали о завершении реставрации храма Лазаря Четверодневного Псково-Печерского монастыря

20 мая 2024 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали о завершении реставрации храма Лазаря Четверодневного Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Завершается масштабная реставрация церкви святого Лазаря, которая продолжалась несколько лет. Памятник архитектуры из ансамбля Псково-Печерского монастыря встречает гостей обители в обновленном виде. Работы продолжаются уже в интерьерах церкви. Как, не нарушая веками создававшийся уклад жизни обители, отреставрировать сложнейший объект – Марина Михайлова.

Утопающая в весенней зелени и цветах монастырских яблонь, небольшая церковь святого Лазаря, русское барокко, конец XVIII века, радует отреставрированным куполом с золочеными звездами, новой кровлей, обновленными стенами и воссозданной оградой собственного садика. О том, какими трудностями сопровождались работы суперсовременной техники, с помощью которой укрепляли фундаменты, реставраторы теперь говорят в прошедшем времени.

«Мы работаем в монастыре, где живут монахи. То есть мы по сути делаем ремонт у них в доме. Сложно им и нам. Находим точки соприкосновения и с любовью работаем здесь, в монастыре. Мы в контрактных сроках планируем завершить основную часть работ в ближайшее время», – Денис Василенко, генеральный директор АНО «Возрождение объектов культурного наследия в Пскове и Псковской области».

Зимой 2022 года к усилению каменных подклетов, построенных, предположительно, в XV веке, приступили с помощью метростроевской техники. Такой сложной была ситуация. Здание построено на перепадах рельефа местности. На главном спуске к Успенскому собору, подземная река и ручей ежегодно затапливали подвалы, разрушая основание.

«Я еще в переписной книге XIX века встречал информацию о том, что в 70-е годы XIX века Лазаревский храм находился в стадии обрушения. Конструкция храма находилась в критическом состоянии, но благодаря нашим помощникам АНО «Возрождение», которые занимаются как раз исследованием и реставрацией культурного наследия, эта проблема была устранена», – иеромонах Прохор, благочинный Псково-Печерского монастыря.

В укрепленных, вылеченных от грибка исторических интерьерах продолжается работа по самым современным методикам.

«Осенью вся интерьерная часть будет выполнена. Один из сложных моментов – это приспособление данного объекта. Трубы, которые мы видим, – это наружные сети электроснабжения и освещения. Они выполняются в рамках устройства наружных сетей», – Игорь Кривогорницин, директор Реставрационной мастерской Псковской епархии.

Коммуникации проходят через древние подклеты и соединяются с лазаретом, при котором и была изначально построена церковь. Проект реставрации лечебницы разрабатывается.

По материалам ГТРК «Псков»

В эфире телеканала «Спас» рассказали, как прошла закладка храма в честь святых страстотерпцев цесаревича Алексея и врача Евгения Боткина

14 мая 2024 года в эфире телеканала «Спас» рассказали, как прошла закладка храма в честь святых цесаревича Алексия и врача Евгения Боткина при Псковской областной инфекционной клинической больнице.

Подробнее смотрите в отрывке вечерней программы.

По материалам телеканала «Спас»

Специалисты АНО «Возрождение» завершили работы по установке въездных ворот Изборской башни Псково-Печерского монастыря

17 мая 2024 года на официальном информационном портале АНО «Возрождение объектов культурного наследия» сообщили, что работы по установке въездных ворот Изборской башни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря завершены.

Новые ворота выполнены в традиционном стиле, с использованием ковки – с внешней стороны и дерева – с внутренней. В случае атаки неприятеля, которому удавалось подойти к крепости, основной удар приходился прежде всего именно на ворота. По этой причине их прочности уделяли особое внимание.

Примечательно расположение ворот Изборской башни. Они находятся не по центру фасада, а сбоку, с левой стороны. Такое расположение позволяло защитникам крепости вести обстрел подошвы башни сверху вниз, эффективно отражая атаки. Нападающим же, наоборот, было крайне сложно держать под прицелом бойницы и пробивать мощные ворота монастыря.

По материалам АНО «Возрождение»

 

Протоиерей Василий Лупаков,в составе общественной наблюдательной комиссии, посетил следственный изолятор № 1 УФСИН России по Псковской области

5 мая 2024 года настоятель храма святителя Луки Крымского города Пскова протоиерей Василий Лупаков, в составе общественной наблюдательной комиссии, посетил исправительную колонию №1 УФСИН России по Псковской области. В проверке также принял участие представитель общественной наблюдательной комиссии Псковского региона Андрей Стегний.

Главной целью посещения стала проверка условий содержания в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В сопровождении помощника начальника управления по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе областного УФСИН Вячеслава Иванова и временно исполняющего обязанности начальника СИЗО-1 Романа Филиппова члены ОНК посетили отряд по хозяйственному обслуживанию и несколько камер режимного корпуса для проведения индивидуальных бесед с содержащимися в них лицами.

В помещениях хозотряда особое внимание было уделено проведению текущего ремонта в спальных комнатах. Общественники отметили, что за последнее время со стороны руководства изолятора уделяется должное внимание созданию комфортных условий отбывания наказания и содержания, приводится в надлежащий вид и внешний облик тюремного замка.

По итогам посещения состоялось рабочее совещание, в ходе которого стороны обменялись мнениями и обговорили вопросы дальнейшего взаимодействия.

По материалам пресс-службы УФСИН России по Псковской области

В Псково-Печерской духовной семинарии прошла научно-богословская межрелигиозная конференция

16 мая 2024 года в стенах Псково-Печерской духовной семинарии состоялась научно-богословская межрелигиозная конференция на тему: «Священномученик Иларион (Троицкий) и перспективы современной экклезиологической мысли».

Среди выступающих были как преподаватели Псково-Печерской духовной семинарии, так и преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии.

Докладчики представили свои исследования, посвященные жизни и трудам священномученика Илариона (Троицкого), а также об актуальности его идей для современной экклезиологии.

По материалам группы Псково-Печерской духовной семинарии

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю святых жён-мироносиц

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Матфей! Дорогие отцы, братья и сёстры! Всех Вас сердечно поздравляю с престольным праздником этого нашего Псковского храма – памятью святых равноапостольных жён-мироносиц!

Как известно, мироносицами называются те женщины, которые когда-то, и надо вспомнить об этом прежде всего, нашли в себе силы, пройти земной путь с Учителем до конца – в тот момент, когда этих сил не было у учеников, разбежавшихся, испугавшихся, рассеявшихся, кроме одного верного Иоанна. Они предстояли у Креста Господня, они были свидетелями последних слов Христовых на Кресте, в том числе и: «совершилось!» (Ин. 19:30). На закате того дня, когда в спешке производилось погребение, они не успели воздать последний долг любви своему Господу и Учителю. В субботу, по заповеди, они должны были пребывать в покое, но как только утренний свет воссиял над землёй, святые жёны первыми поспешили ко Гробу Спасителя. Они ещё не знали, что гробница пуста, и шли воздать Ему последний долг. Шли к мёртвому Учителю, а обрели живого Бога.

Их провозвестие о том, что Христос Воскрес, о том, что победа над смертью совершилась, стало первым. Они, эти простые женщины, которые не вдавались в богословские тонкости, не спорили, как апостолы, за первые места в Царстве, и только душою чувствуя истину каждого слова Христа и пребывая Ему верными до конца – они стали, прежде всего, апостолами для самих апостолов, для будущих провозвестников Воскресения Христова. Наверняка, впоследствии и Петр, и Иоанн Богослов, и Иаков Праведный задумывались: почему никто из них, ближайших учеников, а эти простые женщины первыми приняли благую весть о Воскресении? И ответом, мне кажется, может служить другое евангельское событие – о том, как ноги Спасителя незадолго до страданий помазала одна жена-грешница драгоценным миром и отёрла волосами своей головы. И, как Евангелие передаёт слова Господа, были прощены «грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). И вот в духе этого высказывания, немного перефразируя, можно сказать, что за то, что они возлюбили больше, проявили больше преданности и любви, и верности – им дано было больше: они первыми принесли в мир благую весть о Воскресении Господа. А потом уже вместе с апостолами продолжали этот благовестнический труд, почему Церковь их именует – «равноапостольными». И сегодня праздник этой любви и верности.

Конечно, это удел не только жён-мироносиц, не только Иоанна Богослова, это удел, который призван стать уделом каждого из нас. И каждый из нас призван ответить Господу любовью на Его любовь, верностью – на Его верность нам и преданностью – на Его преданность каждому из нас. Но сегодня также прекрасный момент, когда стоит отметить служение именно христианок – женщин-мироносиц. Не только тех евангельских, которые скромно служили Христу по мере сил своих, но также и тех, которые скромно трудятся и сегодня: на клиросе, в трапезной, в воскресной школе; тех чьей молитвой и служением Церковь на протяжении десятилетий спасала от закрытия многие и многие храмы. И поэтому это праздник, прежде всего, современных мироносиц, которые тоже приносят таким образом своё служение, как драгоценное миро, Христу. Но шире говоря, как уже было сказано, это праздник любви и верности Христу, причастниками которого и все мы призваны стать – не только апостолы, не только равноапостольные жёны-мироносицы, но и мы все – современные ученики и ученицы нашего Господа. И каждый из нас пусть принесёт драгоценное миро любви к Богу и к ближним, добрых дел, благодарности, преданности и служения Христу и Его Церкви, несмотря ни на какие испытания и искушения. В большей степени, конечно, это служение нашим ближним, которое является, согласно Евангелию, в буквальном смысле служением Самому Христу – тем драгоценным миром, которое Он ожидает и принимает от каждого из нас. Будем помнить об этом. Если хотим послужить нашему Господу и Спасителю – это можно сделать легко, послужив человеку – тому, кто рядом с нами каждый день, или тому, кто сегодня Промыслом Божиим встретился на нашем пути и кому мы можем помочь в его горе, в его отчаянии, в его неверии, может быть, в его страданиях. А кто, как не мы? Для этого ведь и существует Церковь – чтобы возвещать радость о Воскресении и давать миру эту новую надежду: миру и каждому человеку, который тоскует по этой надежде и по любви Божией. Но для того, чтобы это делать, это возвещать – будем помнить также и о том, что самой убедительной проповедью является наша с вами жизнь, нелицемерное, доброе отношение к ближним, исполненное милосердия, сострадания и любви. К этому будем стремиться сегодня и каждый день, чтобы сохранить пасхальную радость, как свет, который наполняет новым смыслом всю нашу жизнь, изгоняя весь мрак, всё отчаяние, весь грех, и оставляя место лишь для любви и для надежды, и для верности. Свет Пасхи, воссиявший однажды в то самое утро, когда жёны-мироносицы нашли Гроб Спасителя опустевшим – он не померкнет уже никогда. Им освещается наша с вами жизнь, и нет места отчаянию, потому что мы все приведены Христом к Его Отцу. Над всем миром – Лик Божий, который имеет образ лика человеческого, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Христос Воскресе!

19 мая 2024 года,
храм святых Жён-Мироносиц города Пскова

 

Митрополит Арсений совершил чин великого освящения храма святых Жен-Мироносиц города Пскова

9 мая 2024 года, в Неделю святых жен-мироносиц, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чин великого освящения храма и Божественную Литургию в храме святых Жен-Мироносиц города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии; секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма святых Жен-Мироносиц иерей Кирилл Ладанов; настоятель воинского храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов; настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове иерей Роман Гизитдинов; клирик храма святых Жен-Мироносиц иерей Павел Орлов; клирик храма святого Александра Невского иерей Максим Васильев и гости праздника в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане храма и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем Псковский Владыка преподнес в дар приходу икону Нерукотворного Образа Спаса и евхаристический набор.

Также митрополит Арсений вручил благодарственные Архиерейские грамоты всем, потрудившимся в деле благоукрашения храма святых Жен-Мироносиц города Пскова.

По окончании богослужения Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могиле протоиерея Павла Адельгейма.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова